Проект "Чудеса экспериментирования"
методическая разработка (старшая группа) на тему
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chudesa_eksperimentirovaniya_.docx | 56.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 75 Открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Педагогический проект
«Чудеса экспериментирования»
Участники проекта:
дети старшего дошкольного возраста
(21 человек)
Автор проекта:
воспитатель
Никулина Екатерина Владимировна
Постановка проблемы:
Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые отличаются мобильностью, конструктивностью мышления и могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому, задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Очень остро встает вопрос о развитии у детей положительного отношения к познанию. Один из возможных путей – создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.
Актуальность проекта:
Закон «Об образовании в РФ» в числе основных форм организации образовательного процесса называет познавательно - исследовательскую деятельность. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние дошкольника. Он настроен на познание окружающего мира: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыт с разными предметами, разбирает игрушки, изучая их устройство. При включении экспериментирования в игровую деятельность игра становится более насыщенной в познавательном и развивающемся смысле. У ребенка, почувствовавшегося себя исследователем, пробуждаются инициатива, желание достигнуть успеха.
Экспериментирование становится ведущим видом деятельности в том случае, если возникает по инициативе самого ребенка. Педагог может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребенка желание продолжить и закончить эксперимент.
Так же исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок
в развитии с введением ФГОС ДОО. Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относится к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дошкольники – прирожденные исследователи. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, напрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядоченность и систематизацию.
Реализация работы по исследовательской деятельности осуществляется в течение всего учебного года под наблюдением воспитателей группы. В качестве основной линии работы можно выделить работу по формированию и развитию умений и навыков исследования у детей. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги и собственно исследования.
Цель проекта:
Формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста через практическое внедрение детского экспериментирования.
Задачи проекта:
- Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
- Расширить представления детей об окружающем мире.
- Развить у детей познавательные способности, наблюдательность, способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту, исследовать посредством опытно-экспериментальной деятельности.
Гипотеза:
Если регулярно использовать опытно-экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Ресурсы:
Кадровое обеспечение.
Реализация проекта предполагает вовлечение воспитателей, родителей.
Материально-техническое.
Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению группа будет оснащена предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.
Основные требования, которые предъявляются к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.
Центр включает в себя оборудование и материалы:
Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты.
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, воронки.
Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, почва, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, пух, мох, семена овощей.
Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.
Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.
Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.
Красители: ягодный сироп, пищевые красители, акварельные краски.
Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.
Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
Клеенчатые передники, салфетки.
Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
При оборудовании центра учитывались следующие требования:
• безопасность для жизни и здоровья детей;
• достаточность;
• доступность расположения.
Информационное.
- Создание банка данных по реализации проекта;
- Мониторинговые мероприятия;
- Подбор информационно – коммуникативных материалов для проекта.
Этапы реализации проекта:
- I этап – организационный
- I этап – практический
- III этап – итоговый
План поэтапной реализации проекта:
№ п/п | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат | Ответственный |
I этап. Организационный | |||||
1 | Создание условий для проведения экспериментов; Подбор информационных учебно-методических ресурсов для осуществления экспериментирования. | Изучить и проанализировать методическую литературу по детскому экспериментированию | Сентя брь 2017г. | Определить задачи и содержание экспериментальной деятельности на следующий этап. Повысить собственную компетенцию в области проведения детского экспериментирования. | Воспитатель: Никулина Е.В. |
2 | Составить планирование экспериментальной деятельности в рамках проекта | ||||
3 | Обеспечить необходимым материалом для центра экспериментальной деятельности | Октябрь 2017г. | Воспитатель: Никулина Е.В. | ||
4 | Познакомить с правилами безопасности при работе в лаборатории, изучение значков безопасности | ||||
II этап. Практический | |||||
1 | Формирование необходимых умений, знакомство с различными методами познания окружающего мира, развитие мыслительных процессов и операций. | Провести работы с воспитанниками по экспериментальной деятельности (беседы, наблюдения, опыты, выводы, фиксирование результатов) | Ноябрь 2017г. - Май 2018г. | Формировать у детей опыта самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности на основе экспериментирования, новые знания и умения, систематизация и проверка освоенной ранее информации, развития психических процессов. | Воспитатель: Никулина Е.В. |
2 | Привлечь родителей в экспериментальную деятельность детей | Апрель - Май 2018г. | |||
III этап. Итоговый | |||||
1 | Анализирование и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в процессе экспериментирования. | Определить эффективность проведённой работы. | Май 2018г. | Создание методических разработок по данной теме. Обобщение опыта работы. | Воспитатель: Никулина Е.В. |
2 | Провести анализ полученных результатов |
Ожидаемый результат:
1. Повышение уровня познавательной активности дошкольников;
2. Овладение исследовательскими умениями и навыками;
3. Повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);
4.Повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);
5.Усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;
6.Формирование ценностного отношения к окружающему миру.
Продукт проекта:
Для детей и родителей:
Организация выставок продуктов совместного творчества.
Семинар - практикум «Детские эксперименты».
Для педагогов:
Конспект комплексного занятия «Мир камней».
Конспект комплексного занятия «Мир стекла».
Оформление презентации «Удивительный космос».
Оформление картотеки дидактических игр по экспериментированию, картотеки опытов.
Создание мини-музея: «Мир камней».
Диагностический инструментарий:
Оценку качества проекта, непрерывный контроль и оценку хода выполнения проекта будет проводить команда проекта. Планируется сравнивать полученные результаты проекта с начальными и определить достижение цели проекта. Предусматривается промежуточная оценка (после завершения каждого из мероприятий проекта) и итоговая оценка.
Список использованной литературы:
1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.
4. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.:АРКТИ, 2006г.
5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
6. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.
7. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 304с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»
Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"
Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...
Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)
Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....
Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»
«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования
Цель- развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...
Родительское собрание на тему "Значение экспериментирования в жизни дошкольника, экспериментирование в домашних условиях."
Как экспериментирование влияет на умственное развитие дошкольников....
Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...