Проект "Чудеса экспериментирования"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Никулина Екатерина Владимировна

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chudesa_eksperimentirovaniya_.docx56.56 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 75 Открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

Педагогический проект

«Чудеса экспериментирования»

Участники проекта:

 дети старшего дошкольного возраста

 (21 человек)

Автор проекта:

воспитатель

Никулина Екатерина Владимировна

Постановка проблемы:

Современному российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые отличаются мобильностью, конструктивностью мышления и могут самостоятельно принимать решения в  ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому, задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Очень остро встает вопрос о развитии у детей положительного отношения к познанию. Один из возможных путей – создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям.

Актуальность проекта:

Закон «Об образовании в РФ» в числе основных форм организации образовательного процесса называет познавательно - исследовательскую деятельность. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние дошкольника. Он настроен на познание окружающего мира: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыт с разными предметами, разбирает игрушки, изучая их устройство. При включении экспериментирования в игровую деятельность игра становится более насыщенной в познавательном и развивающемся смысле. У ребенка, почувствовавшегося себя исследователем, пробуждаются инициатива, желание достигнуть успеха.

Экспериментирование становится ведущим видом деятельности в том случае, если возникает по инициативе самого ребенка. Педагог может содействовать появлению такой инициативы: создать исследовательскую ситуацию, которая вызовет у ребенка желание продолжить и закончить эксперимент.

Так же исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. Однако нет целостного подхода к развитию исследовательской деятельности в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок

в развитии с введением ФГОС ДОО. Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относится к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения. Такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дошкольники – прирожденные исследователи. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, напрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядоченность и систематизацию.

Реализация работы по исследовательской деятельности осуществляется в течение всего учебного года под наблюдением воспитателей группы. В качестве основной линии работы можно выделить работу по формированию и развитию умений и навыков исследования у детей. Этому будут способствовать специально организованные занятия: занятия-тренинги и собственно исследования.

Цель проекта: 

Формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста через практическое внедрение детского экспериментирования.

Задачи проекта:

  • Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Расширить представления детей об окружающем мире.
  • Развить у детей познавательные способности, наблюдательность, способность устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту, исследовать посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Гипотеза:

Если регулярно использовать опытно-экспериментальную деятельность детей, то это будет способствовать развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Ресурсы:

Кадровое обеспечение.

Реализация проекта предполагает вовлечение воспитателей, родителей.

Материально-техническое.

Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению группа будет оснащена предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

Основные требования, которые предъявляются к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Центр включает в себя оборудование и материалы:

Приборы – помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, почва, уголь, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, пух, мох, семена овощей.

 Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Красители: ягодный сироп, пищевые красители, акварельные краски.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, вата, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, нитки, пуговицы разного размера, соломинки для коктейля.

Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Клеенчатые передники, салфетки.

Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

При оборудовании центра учитывались следующие требования:

•    безопасность для жизни и здоровья детей;

•    достаточность;

•    доступность расположения.

Информационное.

  • Создание банка данных по реализации проекта;
  • Мониторинговые мероприятия;
  • Подбор информационно – коммуникативных материалов для проекта.

Этапы реализации проекта:

  • I  этап – организационный
  • I этап – практический
  • III этап – итоговый

План поэтапной реализации проекта:

п/п

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ожидаемый результат

Ответственный

I этап. Организационный

1

Создание условий для проведения экспериментов;

Подбор информационных учебно-методических ресурсов для осуществления экспериментирования.

Изучить и проанализировать методическую литературу по детскому экспериментированию

Сентя

брь

2017г.

Определить задачи и

содержание

экспериментальной деятельности на

следующий этап.

Повысить собственную компетенцию в области проведения детского экспериментирования.

Воспитатель:

Никулина Е.В.

2

Составить планирование экспериментальной деятельности в рамках проекта

3

Обеспечить необходимым материалом для центра экспериментальной деятельности

Октябрь

2017г.

Воспитатель:

Никулина Е.В.

4

Познакомить с правилами безопасности при работе в лаборатории, изучение значков безопасности

II этап. Практический

1

Формирование необходимых умений, знакомство с различными методами познания окружающего мира, развитие мыслительных процессов и операций.

Провести работы с воспитанниками по экспериментальной деятельности (беседы, наблюдения, опыты, выводы, фиксирование результатов)

Ноябрь   2017г.

-

Май  2018г.

Формировать у детей опыта самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности на основе экспериментирования, новые знания и умения, систематизация и проверка освоенной ранее информации, развития психических процессов.

Воспитатель:

Никулина Е.В.

2

Привлечь родителей в экспериментальную деятельность детей

Апрель -

Май  2018г.

III этап. Итоговый

1

Анализирование и обобщение теоретических и практических материалов, полученных в процессе экспериментирования.

Определить эффективность проведённой работы.

Май

2018г.

Создание методических разработок по данной теме.

Обобщение опыта работы.

Воспитатель:

Никулина Е.В.

2

Провести анализ полученных результатов

Ожидаемый результат:

1. Повышение уровня познавательной активности дошкольников;

2. Овладение исследовательскими умениями и навыками;

3. Повышение уровня речевого развития (обогащение словарного запаса, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, овладение умением задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, овладение умением строить доказательную речь);

 4.Повышение уровня математических представлений (овладение умениями и навыками в работе со схемами и моделями, усвоение представлений о таких величинах как длина, масса);

5.Усвоение требований по технике безопасности при проведении физических экспериментов;

6.Формирование ценностного отношения к окружающему миру.

Продукт проекта:

Для детей и родителей:

Организация выставок продуктов совместного  творчества.

Семинар - практикум «Детские эксперименты».

Для педагогов:

Конспект комплексного занятия «Мир камней».

Конспект комплексного занятия «Мир стекла».

Оформление презентации «Удивительный космос».

Оформление картотеки дидактических игр по экспериментированию, картотеки опытов.

Создание мини-музея: «Мир камней».

Диагностический инструментарий:

Оценку качества проекта, непрерывный контроль и оценку хода выполнения проекта будет проводить команда проекта. Планируется сравнивать полученные результаты проекта с начальными и определить достижение цели проекта. Предусматривается промежуточная оценка (после завершения каждого из мероприятий проекта) и итоговая оценка.

Список использованной литературы:

1. Дыбина О.В. Ребёнок  в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.

3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.

4. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С.  Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.:АРКТИ, 2006г.

5. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.

6. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Короткова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208 с.

7. Тимофеева Л.Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2016. – 304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

Конспект занятия-экспериментирования во II младшей группе. «Свойства воды» (экспериментирование с детьми 3–4 лет)

Цель занятия: формировать у детей представления о свойствах воды; развивать интерес к познанию окружающего мира....

Методические рекомендации для воспитателей по экспериментированию. «Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования»

«Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»С.Л. Рубинштейн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Мастер- класс для педагогов по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».

Презентация, текст к презентации и пошаговая инструкция Мастер- класса для педагогов  по экспериментированию с песком в рамках проекта: «Экспериментирование, как основа поисково-исследовател...