Музейная педагогика как системообразующее звено в развитии нравственных качеств дошкольника.
статья (подготовительная группа) на тему
Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19- 20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательная – воспитательная.
Центральное место в музейно – образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно – педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzeynaya.docx | 321.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Музейная педагогика — сегодня это слово известно всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно- пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. |
Сохранить «человеческое» в наших детях, начиная с дошкольного возраста, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научить правилам общения, умению жить среди людей, — главные идеи воспитания и духовно-нравственных качеств личности.
Под нравственным развитием понимается формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с помощью которой он может «измерить» свои и чужие поступки с позиции зла и добра, оценить и подчинить своё поведение нравственным нормам. Поэтому наша задача — воспитывать детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля.
В настоящее время программы ДОУ, определяющие содержание и организацию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО, направлены на развитие интеллектуальных и личностных качеств ребенка дошкольного возраста, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности будущего школьника.
Одними из основных принципов дошкольного образования являются:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В связи с этим становится актуальным такое направление в работе по приобщению к истокам культуры, как музейная педагогика.
Музейная педагогика играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному и природному наследию.
Формы организации работы с детьми
Ежедневные | Еженедельные | Периодические |
Коллекционирование вместе с детьми; создание мини-музеев. | Игры музейного содержания по формированию художественной культуры; игры-развлечения; игры путешествия; игры – эстетические упражнения: заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи т.д.). Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать свое название, загадку). | Проведение в мини-музеях тематических мероприятий образовательных и обзорных экскурсий, конкурсов и викторин. |
Музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности. Характер педагогической деятельности постоянно ставит воспитателя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал воспитателя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективность педагогического взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения – главной цели современного образования, выполняющей социальный заказ общества.
Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Ведущий метод в работе с детьми дошкольного возраста, как известно, игра. Именно в игре, моделируя разнообразные ситуации, ребенок познает окружающий мир, овладевает необходимыми навыками, приобретает собственный опыт. Воображение и фантазия, максимально развитые в детском возрасте, помогают ребенку проникнуться духом иного исторического времени, а значит, осваивать, преобразовывать накопленные историко-культурные ценности.
Целью педагогической технологии является воспитание нравственности детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
- Последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями.
- Локализация (выделение) образца-эталона в группе однородных с переводом восприятия ребенка на группу однотипных экспонатов.
- Кратковременность экскурсий (непосредственный контакт с произведениями изобразительного искусства производит на детей огромное впечатление, вследствие чего они быстро устают и становятся пассивными.
- Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.
- Доступность.
- Наглядность.
- Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать их любознательность).
- Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
- Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).
- Обязательное сочетаний предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.
Реализация технологии музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею. Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий. У них появится познавательный интерес к «настоящему» музею. Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Практика показывает, что создание мини-музеев поспособствовало возникновению интереса, как у детей, так и у взрослых желания узнать больше. Это подтверждают рассказы воспитанников о посещениях в выходные дни выставок, залов краеведческого музея, а также активная помощь родителей в подборе материалов для групповых музеев.
Таким образом, в современных условиях музей является не только местом хранения и пропаганды достижении культуры, но и активными участниками образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников
Статья содержит информацию о важности чтения художественной литературы в развитии нравственных качеств дошкольников, а также критерии отбора книг для чтения...
Сказка как средство развития нравственных качеств дошкольников
Консультация для воспитателей...
Развитие нравственных качеств дошкольников в игре.
Практический материал для педагогов....
Музейная педагогика, как средство воспитания, развития и обучения дошкольников
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ. Обучение ребёнка дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эм...
Музейная педагогика как системообразующее звено в развитии нравственных качеств дошкольника.
Статья для работников ДОУ...
Перспективное планирование работы с детьми по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"
Перспективный план работы с детьми старшей группы по теме: "Развитие нравственных качеств дошкольников посредством сказок"...
Презентация "Театрализация сказок разных народов в развитии нравственных качеств дошкольника"
Через сказку дети познают свое место в этом мире, получают первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. Именно сказки в доступной форме объясняют детям, что так...