Рабочая программа в средней группе
рабочая программа (средняя группа) по теме
Рабочая программа в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vospitatelya_v_sredney_gruppe.doc | 397.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №93 «Эллюки»
Рассмотрена и рекомендована УТВЕРЖДЕНА
к утверждению на заседании Заведующий МАДОУ № 93:
педагогического совета Лотфуллина Г.И.
протокол №_______
от «___»________201_6_г приказ № ____ от «___»________201_6_г.
Рабочая программа
по реализации основной образовательной программы
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 93 «Эллюки»
на 2017– 2018 учебный год
Возрастная группа: средняя для детей с 4 до 5 лет
Специфика группы: общеразвивающая
Разработчики программы: Мифтахова Г.З.
- Целевой раздел
Пояснительная записка
Рабочая программа по средней группе № 2 составлена в соответствии с ФГОС дошкольного образования, на основе основной общеобразовательной программы МБДОУ № 93 «Эллюки»
Рабочая программа ориентирована на использование:
- учебно-методического комплекта Примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой / средняя группа
- Региональной программы дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы. (Р.К.Шаехова).
- Методических пособий и авторских разработок по основным направлениям (образовательным областям) развития детей
- Зарипова З.М., Кидрячева Р.Г., Шарипова Л.А., Исаева Р.С., Алексеева Р.М., Камалова А.И., Камалова А.Д., Ситдикова В.Р., Нургалиева М.С. Говорим по татарски. Методическое пособие по обучению детей 4-5 лет татарскому языку. Татарча сөйләшәбез. 4 - 5 яшьлек балаларны татар теленә өйрәтү буенча методик ярдәмлек. – Казань, 2012г.
Цель программы:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания каждым ребенком периода дошкольного детства, для всестороннего развития психических и физических качеств с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей в целях формирования основ базовой культуры личности и подготовки к жизни в современном обществе, формирования предпосылок к учебной деятельности.
Задачи программы:
1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
2. Создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.
3. Использование разнообразных видов детской деятельности, их разумная интеграция.
4. Творческая организация воспитательно – образовательного процесса.
5. Вариативное использование образовательного материала.
6. Уважительно отношение к результатам детского творчества.
7. Обеспечение единства подходов к воспитанию детей в условиях детского сада и семьи через психолого – педагогическое просвещение родителей воспитанников.
8. Соблюдение в работе принципа преемственности на разных ступенях образования.
9. Создание условий для ознакомления детей с культурой и традициями народов, населяющих Республику Татарстан, обучения государственным языкам Республики Татарстан.
Рабочая программа разработана на основании следующей нормативно – правовой базы:
- Закон РФ «Об образовании» (ст. 32. п.2.7)
- ФГОС ДО Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный N 30384
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОО 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013
- Положение о разработке программы МАДОУ № 93 «Эллюки»
- Приказ № ___ от «___»______2014г. «О разработке рабочих программ воспитателей и специалистов»
- Минобрнауки РТ от 08.11.2013 N 15588/13 "Методические рекомендации по организации обучения детей татарскому и русскому языкам в дошкольных образовательных организациях"
Принципы и подходы к формированию рабочей программы соответствуют принципам примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Значимые для реализации рабочей программы характеристики:
- Программа реализуется с детьми среднего возраста (4 – 5 лет) по пяти образовательным областям:
- физическое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- познавательное развитие;
- художественно – эстетическое развитие
- В группе воспитывается __21_ детей: из них _7__ – русские, _7__ – татары, __8(смешанные: татары +русские) – дети других национальностей (указать, каких именно). Детей с ОВЗ в группе -___.
- В группе работают специалисты: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
- Дополнительные образовательные услуги: кружки «Чудо пластилин» , «Фитнес», «Речецветик».
Планируемые результаты:
Антропометрические показатели (рост, вес) в норме. Владеют в соответствии с возрастом основными движениями. Проявляют интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.
Проявляют желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх - эстафетах.
Пользуются физкультурным оборудованием вне занятия (в свободное время).
Умеют самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.
Соблюдают элементарные правила поведения во время еды и во время умывания.
Имеют элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.
Знают о пользе утренней гимнастики и физических упражнений.
Начинают проявлять умение заботиться о своем здоровье.
Используют различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии).
Проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию изобразительной деятельности, игре.
Проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к проектной деятельности.
Эмоционально тонко чувствуют переживание близких, взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей.
Проявляют эмоциональное отношение к литературным произведениям, выражают свое отношение к конкретному поступку литературного – персонажа.
Понимают скрытые мотивы поведения героев произведения.
Проявляют эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.
Распределяют роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли.
Речь становится главным средством общения.
Могут сочинять оригинальные истории рассказывать их сверстникам и взрослым.
Используют все части речи, активно занимаются словотворчеством, используя синонимы и антонимы.
Умеют делиться с педагогом и другим детьми разнообразными впечатлениями.
Проявляют умение поддерживать беседу, высказывают свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Проявляют умение работать коллективно, договариваться со сверстниками.
Если при распределении ролей в игре возникают конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения, решают спорные вопросы, и улаживают конфликты с помощью речи: убеждают, доказывают, объясняют. Могут сами или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Соблюдают элементарные общепринятые нормы поведения в детском саду, на улице.
В повседневной жизни сами, без напоминания со стороны взрослого пользуются «вежливыми словами».
Владеют элементарными навыками самообслуживания.
Ориентируются в окружающем пространстве, понимают смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди–сзади, слева-справа, между-рядом, около и т.д.)
Умеют устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала) что позже (потом), определяют какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Способны конструировать по собственному замыслу.
Способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Могут самостоятельно придумывать небольшую сказку на заданную тему.
Умеют самостоятельно находить интересные для себя занятие.
Знают и называют свое имя и фамилию, имена и отчества родителей.
Знают, где работают родители, как важен для общества их труд.
Знают семейные праздники.
Имеют постоянные обязанности по дому.
Могут рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живут.
Знают, что Российская Федерация (Россия) - огромная многонациональная страна; что Москва – столица нашей Родины.
Имеют представление о гербе и флаге, мелодии гимна.
Имеют представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Имеют навыки организованного поведения в детском саду, дома на улице.
Способны принять задачу на запоминание, помнят поручение взрослого, могут выучить небольшое стихотворение.
Умеют связано, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.
Способны удерживать в памяти, при выполнении каких-либо действий, несложное условие.
Способны сосредоточенно действовать в течение 10-20 минут.
Проявляют ответственность за выполнение трудовых поручений.
Проявляют стремление радовать взрослых хорошими поступками.
У детей сформированы умения и навыки необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
- Организационный раздел
2.1. Режим дня в группе
Режимные моменты | Временной промежуток | Примечание |
Приход детей в Д/с, свободная игра, самостоятельная деятельность | 6.00-7.30 | |
Чистое время | 1ч 30 мин | |
Утренняя гимнастика | 7.30-7.40 | |
Чистое время | 10 мин | |
Подготовка к завтраку | 7.40-7.50 | |
Чистое время | 10 мин | |
Завтрак | 7.50-8.10 | |
Чистое время | 20 мин | |
Игры, подготовка к НОД | 8.10-8.30 | |
Чистое время | 20 мин | |
НОД | 1)8.30-8.50 2)9.00-9.20 | |
Общая длительность, включая перерывы | 20 мин | |
Подготовка к прогулке | 9.20-9.35 | |
Чистое время | 15 мин | |
Прогулка | 9.35-11.35 | |
Чистое время | 2 часа | |
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду | 11.35-11.50 | |
Чистое время | 15 мин | |
Обед | 11.50-12.20 | |
Чистое время | 30 мин | |
Подготовка ко сну | 12.20-12.30 | |
Чистое время | 10 мин | |
Дневной сон | 12.30-15.00 | |
Чистое время | 2 часа 30 мин | |
Постепенный подъем, гигиенические, закаливающие процедуры, подготовка к полднику | 15.00-15.15 | |
Чистое время | 15 мин | |
Полдник, подготовка к НОД | 15.15-15.25 | |
Чистое время | 10 мин | |
НОД по программе дополнительного образования | 15.25-15.45 | |
Чистое время | 20 мин | |
Самостоятельная деятельность, игры, подготовка к ужину | 15.45-16.35 | |
Чистое время | 50 мин | |
Ужин | 16.35-16.55 | |
Чистое время | 20 мин | |
Прогулка, игры, уход домой | 16.55-18.00 | |
Чистое время | 50 мин |
2.2. Режим двигательной активности
Формы работы | Виды занятий | Количество и длительность занятий (мин.) |
Физкультурные занятия | а) в помещении | 2 раза в неделю 20 - 25 |
б) на улице | 1 раз в неделю 20 - 25 | |
Физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня | а) утренняя гимнастика | Ежедневно 8 - 10 |
б) подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно 2 раза (утром и вечером) 20 - 25 | |
в) физкультминутки (в середине статического занятия) | По необходимости 1 – 3 мин | |
Активный отдых | а) физкультурный досуг | 1 раз в месяц до 30 мин |
б) физкультурный праздник | 2 раза в год до 1 часа | |
в) день здоровья | 1 раз в квартал | |
Самостоятельная двигательная активность | а) самостоятельное использование физкультурного и спортивно – игрового оборудования | Ежедневно |
б) самостоятельные подвижные и спортивные игры | Ежедневно |
2.3. Здоровьесберегающие технологии, используемые в программе
- Физкультурно-оздоровительные технологии;
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях;
- Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
- Учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития ребенка;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Психогимнастика;
- Соблюдение мер по предупреждению травматизма;
- Физкультминутки.
2.4 Количество учебных недель на период 2016 – 2017 учебного года
Месяц | Число недель | Число недель для организации НОД | Примечание |
Сентябрь | 4 | 2 | В период с 1.09. по 11.09 проводится ознакомительный мониторинг, адаптация детей после ЛОП Проведение НОД начинается с 14.09 |
Октябрь | 5 | 5 | - |
Ноябрь | 4 | 4 | С 16.11 по 27.11 проводится промежуточный мониторинг |
Декабрь | 5 | 5 | - |
Январь | 3 | 3 | С 01.01 по 09.01 каникулы |
Февраль | 4 | 4 | - |
Март | 4 | 4 | В период с 16.03 по 27.03 проводится итоговый мониторинг |
Апрель | 5 | 5 | - |
Май | 4 | 4 | - |
Итого в учебном году | 38 | 36 | |
Июнь – август | Каникулярное время |
- Примерное комплексно – тематическое планирование
Сроки реализации | Тема | Итоговое мероприятие | Примечание | |
01.09 – 11.09 | Каникулярное время | адаптация детей после ЛОП | ||
14.09 – 18.09 | День знаний | Праздник «День знаний» | ||
21.09 – 25.09 | Осень | Выставка детского творчества | ||
29.09 – 03.10 | Осень | Праздник «Осень золотая» | ||
05.10 – 9.10 | Я в мире человека | Открытый день здоровья | Привлечь медперсонал д/с | |
12.10. – 16.10 | Я в мире человека | Утренняя зарядка вместе с мамой и папой | На утренней прогулке | |
19.10 – 30.10 | Я в мире человека | Открытый день здоровья | ||
02.11 – 13.11 | Мой город, моя страна | Встреча с интересным человеком | Участником ВОВ, тружеником тыла, ветераном труда и т.д. | |
16.11- 27.11 | Мой город, моя страна | Спортивный праздник | ||
01.12 – 11.12 | Новый год | Выставка детского творчества | ||
14.12 – 25.12 | Новый год | Праздник «Новый год» | Привлечь к исполнению ролей родителей | |
29.12- -09.01 | Каникулярное время | |||
12.01 – 23.01 | Зима | Снежные постройки | Совместно с родителями | |
26.01 – 30.01 | Зимние игры и забавы | Развлечение «Зимние забавы» | ||
02.02 – 13.02 | Зима | Выставка детского творчества | ||
16.02 – 20.02 | День защитника Отечества | Праздник «23 февраля – день защитника Отечества» Выставка детского творчества» | ||
24.02 – 06.03 | Мамин день | Праздник «8 Марта» Выставка детского творчества | ||
09.03 – 16.03 | Знакомство с народной культурой и традициями | Фольклорный праздник «Масленица» | ||
16.03- 20.03 | Профессии | Фотогазета «Профессия моих родителей» | ||
23.03 – 27.03 | Птицы | КВН с родителями | ||
30.03 – 10.04 | Весна | Выставка детского творчества | ||
13.04-17.04 | Народные праздники | Праздник «Весна – красна» | ||
20.04. – 30. 05 | День Победы | Выставка детского творчества | ||
4.05 – 15.05 | День Победы | Праздник «День Победы» | Подарок своими руками участнику ВОВ | |
18.05 – 29.05 | Лето | Праздник «День защиты детей» | Выставка детского творчества |
- Планирование образовательной деятельности на неделю
Организованная образовательная деятельность | ||
Базовый вид деятельности | Периодичность | Примечания |
Физическая культура в помещении | 3 | 1 на прогулке |
Познавательное развитие | 2 | ФЭМП – 1; Развитие познавательно – исследовательской деятельности, ознакомление с миром природы - 1 |
Речевое развитие | 1 | |
Музыка | 2 | |
Рисование | 1 | |
Лепка | 1 раз в 2 недели | Чередуется с аппликацией |
Аппликация | 1 раз в 2недели | Чередуется с лепкой |
Часть, формируемая участниками педагогического процесса | Периодичность | Примечания |
Речевое развитие (Обучение татарскому языку) | 1 раза в неделю | |
Итого | ||
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | ||
Утренняя гимнастика | Ежедневно | |
Комплексы закаливающих процедур | Ежедневно | Контрастные воздушные ванны, сон с доступом свежего воздуха |
Гигиенические процедуры, формирование КГН | Ежедневно | |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | Ежедневно | |
Чтение художественной литературы | Ежедневно | |
Дежурства | Ежедневно | |
Прогулки | Ежедневно | Наблюдения, д/игры, п/игры, труд, индивидуальная работа |
Самостоятельная деятельность детей | ||
Игра | Ежедневно | |
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках развития) | Ежедневно |
2.7. Материально – технические условия реализации программы:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряженья (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной;
- игровой центр для легкого изменения игрового пространства;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
2.8. Педагогические технологии:
- развивающее обучение;
- групповое обучение;
- педагогика сотрудничества;
- коллективный способ обучения;
- информационные технологии;
- адаптивные технологии;
- проектная деятельность
2.9 Условия организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; дидактические игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов деятельности детей (изобразительной, игровой, двигательной, речевой);
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, развивающих игр упражнений, заданий);
III. Содержательный раздел программы по образовательным областям
3.1. Образовательная область «Познавательное развитие»
Виды непосредственной образовательной деятельности:
- ФЭМП
- приобщение к социокультурным ценностям
- ознакомление с миром природы
Цель: предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Режим реализации программы
Общее количество образовательных ситуаций в год | Количество непосредственно образовательных ситуаций в неделю | Длительность непосредственно образовательной ситуации | Форма организации образовательного процесса |
144 | 3 | 20 - 25 | Групповая, подгрупповая |
Распределение образовательного содержания
Наименование вида ОД | Количество НОД в году |
ФЭМП | 36 |
Ознакомление с миром природы | 36 |
Приобщение к социокультурным ценностям | В режимных моментах (9) |
Ознакомление с предметным миром | В режимных моментах (9) |
3.1.3. Познавательное развитие ( Ознакомление с миром природы и Ознакомление с социальным миром)
Сентябрь
Тема | Программное содержание | Литература | |
1 | Что нам осень принесла? | Расширять представления детей об овощах и фруктах. Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр. 28 |
2 | Расскажи о любимых предметах | Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке. Учить описывать предметы, проговаривая их название, детали, материал. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 18 |
3 | У медведя во бору грибы, ягоды беру… | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о растениях леса: грибах и ягодах. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр. 30 |
4 | Моя семья. | Ввести понятие « семья». Дать первоначальное представление о родственных отношениях в семье. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 19 |
Октябрь
Тема | Программное содержание | Литература | |
1 | Прохождение экологической тропы. | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Формировать бережное отношение к окружающей природе. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Ст р.33 |
2 | Петрушка идет трудиться. | Учить группировать предметы по назначению ( удовлетворение потребности в трудовых действиях); воспитывать желание помогать взрослым. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 21 |
3 | Знакомство с декоративными птицами (на примере канарейки). | Дать детям представление о декоративных птицах. Показать детям особенности содержания декоративных птиц. Формировать желание наблюдать и ухаживать за растениями, животными. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.36 |
4 | Мои друзья. | Формировать понятие «друг», « дружба»; воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, пробуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, проявлять заботу и внимание друг к другу. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 24 |
Ноябрь
Тема | Программное содержание | Литература | |
1 | Осенние посиделки. Беседа о домашних животных. | Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе. Расширять представления о жизни домашних животных в зимнее время года. Формировать желание заботиться о них. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.38 |
2 | Петрушка идет рисовать. | Продолжать учить группировать предметы по назначению; развивать любознательность. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 26 |
3 | Скоро зима. Беседа о жизни диких животных в лесу. | Дать детям представление о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающей природе. Воспитывать заботливое отношение к животным. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.41 |
4 | Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь. | Уточнить знания детей о детском саде. Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 27 |
Декабрь
Тема | Программное содержание | Литература | |
1 | Дежурство в уголке природы. | Показать детям особенности дежурства в уголке природы. Формировать ответственность по отношению к уходу за растениями и животными. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.43 |
2 | Петрушка – физкультурник. | Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Воспитывать наблюдательность. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 28 |
3 | Почему растаяла Снегурочка. | Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно - следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.45 |
4 | Целевая прогулка «Что такое улица». | Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание на дома, проезжую часть .Продолжать закреплять название улицы, на которой находится детский сад; объяснить, как важно знать свой адрес. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 31 |
Январь
Тема | Программное содержание | Литература | |
1 | Стайка снегирей на ветках рябины. | Расширять представление детей о многообразии птиц. Учить выделять характерные особенности снегиря. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.48 |
2 | Узнай все о себе, воздушный шарик. | Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 33 |
3 | В гости к деду Природоведу. | Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.50 |
4 | Замечательный врач. | Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 34 |
Февраль
Тема | Программное содержание | Литература | |
1 | Рассматривание кролика. | Дать детям представление о кролике. Учить выделять характерные особенности внешнего вида кролика. Формировать интерес к животным. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.53 |
2 | В мире стекла. | Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, гладкое).Воспитывать бережное отношение к вещам. Развивать любознательность. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 36 |
3 | Посадка лука. | Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения. Формировать трудовые умения и навыки. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.54 |
4 | Наша армия. | Дать представление о воинах, которые охраняют нашу Родину. Познакомить с некоторыми военными профессиями ( моряки, танкисты, летчики, пограничники). | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 37 |
Март
Тема | Программное содержание | Литература | |
1 | Мир комнатных растений. | Расширять представление детей о комнатных растениях: их пользе и строении. Учить различать комнатные растения по внешнему миру. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.57 |
2 | В мире пластмассы. | Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 37 |
3 | В гости к хозяйке луга. | Расширять представление детей о разнообразии насекомых. Закрепить знания о строении насекомых. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Учить отгадывать загадки о насекомых. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.59 |
4 | В гостях у музыкального руководителя. | Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 37 |
Апрель
Тема | Программное содержание | Литература | |
1 | Поможем Незнайке вылепить посуду. | Расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины моно лепить игрушки и посуду. Закреплять умения лепить из глины. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.64 |
2 | Путешествие в прошлое кресла. | Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма). | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 43 |
3 | Экологическая тропа весной. | Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.66 |
4 | Мой город. | Продолжать закреплять название родного города, знакомить с его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свой город. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 46 |
Май
Тема | Программное содержание | Литература | |
1 | Диагностические задания (индивидуально или по подгруппам). | Определить уровень представлений детей об овощах и фруктах; о растениях. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.69 |
2 | Путешествие в прошлое одежды. | Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни. Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды). | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 48 |
3 | Диагностические задания (индивидуально или по подгруппам). | Определить уровень представлений детей о домашних и диких животных; о свойствах песка, воды и льда. | Ознакомление с природой в детском саду. Соломенникова О.А. Стр.72 |
4 | Наш любимый плотник. | Познакомить с трудом плотника. Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду. | Ознакомление с предметным и социальным кружением. Дыбина О.В. Стр. 49 |
3.1.2. ФЭМП
3.2. Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи. Практическое овладение воспитанниками нормами речи. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.
3.2.1. Развитие речи
Сентябрь
№ | Тема | Цель | Литература |
1 | Беседа с детьми на тему «Надо ли учиться говорить?» | Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на занятиях по развитию речи. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 27 страница |
2 | Звуковая культура речи: звуки с и сь. | Объяснить детям артикуляцию звука с , упражнять в правильном, отчётливом произнесении звука (в словах фразовой речи) | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 28 страница |
3 | Обучение рассказыванию: «Наша неваляшка» | Учить детей, следуя плану рассматривания игрушки, рассказывать о ней при минимальной помощи педагога. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 29 страница |
4 | Чтение стихотворения И. Бунина «Листопад». Составление рассказа о кукле. | Продолжать учить детей составлять рассказы об игрушке. Познакомить со стихотворением о ранней осени, приобщая к поэзии и развивая поэтический слух | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 30 страница |
Октябрь
№ | Тема | Цеь | Литература |
1 | Чтение сказки К. Чуковского«Телефон» | Порадовать детей чтением весёлой сказки. Поупражнять в инсценировании отрывков из произведения. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 31 страница |
2 | Звуковая культура речи: звуки з и зь. | Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твёрдо и мягко; различать слова со звуками з, зь. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 32 страница |
3 | Заучивание русской народной песенки «Тень - тень - потетень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 33 страница |
4 | Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов - описаний игрушек. | Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определённому плану (по подражанию педагогу). | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 34 страница |
Ноябрь
№ | Тема | Цель | Литература |
1 | Чтение сказки «Три поросёнка» | Познакомить детей с английской сказкой «Три поросёнка», помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 35 страница |
2 | Звуковая культура речи: звук ц. | Упражнять детей в произнесении звука ц. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 36 страница |
3 | Рассказывание по картине «Собака со щенятами». Чтение стихов о поздней осени. | Учить детей описывать картину в определённой последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 38 страница |
4 | Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?» | Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 39 страница |
Декабрь
№ | Тема | Цель | Литература |
1 | Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». | Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 43страница |
2 | Чтение и заучивание стихотворений о зиме. | Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 44 страница |
3 | Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» | Учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков; закреплять умение придумывать название картины. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 45 страница |
4 | Звуковая культура речи: звук ш. | Показать детям артикуляцию звука ш, учить чётко произносить звук; различать слова со звуком ш. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 46 страница |
Январь
№ | Тема | Цель | Литература |
1 | Чтение детям русской народной сказки «Зимовье». | Помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Зимовье». | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 48 страница |
2 | Звуковая культура речи: звуки ж. | Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 49 страница |
3 | Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза». | Учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности; учить придумывать название картины. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 50 страница |
4 | Чтение любимых стихотворений. Заучивание стихотворения А.Барто «Я знаю, что надо придумать». | Выяснить, какие программные стихотворения знают дети. Помочь детям запомнить новое стихотворение. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 52 страница |
Февраль
№ | Тема | Цель | Литература |
1 | Мини-викторина по сказкам К.Чуковского. Чтение произведения «Федорино горе». | Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок К.Чуковского. Познакомить со сказкой «Федорино горе». | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 53 страница |
2 | Звуковая культура речи: звук ч. | Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука(изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 53страница |
3 | Составление рассказов по картине «На полянке». | Помогать детям рассматривать и описывать картину в определённой последовательности. Продолжать формировать умение придумывать название картины. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 55 страница |
4 | Урок вежливости. | Рассказать детям о том, как принято встречать гостей, как и что лучше показать гостю, чтобы он не заскучал. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 56 страница |
Март
№ | Тема | Цель | Литература |
1 | Готовимся встречать весну и Международный женский день. | Познакомить детей со стихотворением А.Плещеева «Весна». Поупражнять в умении поздравлять женщин с праздником. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 59страница |
2 | Звуковая культура речи: звуки щ – ч. | Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 60 страница |
3 | Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки «Петушок и бобовое зёрнышко». | Помочь детям вспомнить названия и содержание уже известных им сказок. Познакомить со сказкой «Петушок и бобовое зёрнышко». | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 61 страница |
4 | Составление рассказов по картине. | Проверить, умеют ли дети придерживаться определённой последовательности, составляя рассказ по картине; поняли ли они, что значит озаглавить картину. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 62 страница |
Апрель
№ | Тема | Цель | Литература |
1 | Чтение детям сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про Комара Комаровича – Длинный нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост» | Познакомить детей с авторской литературной сказкой. Помочь им понять, почему автор так уважительно называет комара. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 63 страница |
2 | Звуковая культура речи: звуки л и ль. | Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 63 страница |
3 | Обучение рассказыванию: работа с картиной – матрицей и раздаточными картинками. | Учить детей создавать картину и рассказывать о её содержании, развивать творческое мышление. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 65 страница |
4 | Заучивание стихотворений. | Помочь детям запомнить и выразительно читать одно из стихотворений. Заучивание стихотворения Ю.Кушака «Оленёнок. Заучивание русской народной песенки «Дед хотел уху сварить». | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 65 страница |
Май
№ | Тема | Цель | Литература |
1 | День Победы. | Выяснить, что знают дети об этом великом празднике. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение Т.Белозерова «Праздник Победы». | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 68 страница |
2 | Звуковая культура речи: звуки р и рь. | Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах). | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 69 страница |
3 | Прощаемся с подготовишками. | Оказать внимание детям, которые покидают детский сад, пожелать им доброго пути. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 70 страница |
4 | Литературный калейдоскоп. | Выяснить, есть ли у детей любимые стихи, сказки, рассказы; знают ли они загадки и считалки. | В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» 71страница |
3.2.2. Приобщение к художественной литературе (ежедневно в режимных мометах)
Задачи: Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам). Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить детей вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста. Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
Месяц | 1-й неделя | 2-й неделя | 3-й неделя | 4-й неделя | |
Сентябрь | Тема | Л. Толстой «Лев и собачка» (чтение). Пословицы о дружбе | Любимые стихи, рассказы и сказки. М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» (заучивание) | Т. Александрова «Домовенок Кузька» (чтение). Пословицы и поговорки | П. Бажов «Серебряное копытце» (рассказывание) |
Цели | Учить: -чувствовать и понимать характер образов литературного произведения; -понимать смысл пословиц | Побуждать вспомнить содержание прочитанных ранее произведений. Закрепить знание стихотворений, заученных в средней группе. Познакомить с новым стихотворением. Уточнить знания о родной стране | Познакомить с новым литературным произведением. Учить определять характер персонажей. Дать представление о жанрвых особенностях пословиц и поговорок, их отличии от песенок и потешек | Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Учить передавать отдельные эпизоды в лицах. Помочь понять мотивы поступков героев | |
Октябрь | Тема | В. Драгунский «Друг детства» (чтение) | Е. Благинина «Посидим в тишине» (заучивание). Потешки | Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (рассказывание) | Н. Телешов «Крупеничка» (чтение). Потешки и сказки о животных |
Цель | Учить понимать образное содержание произведения. Закрепить представление о жанровых особенностях рассказа, его отличии от сказки и стихотворения | Помочь запомнить стихотворение. Побуждать читать спокойным голосом, передавая интонации удивления, вопроса. Развивать интерес к малым фольклорным жанрам. Воспитывать любовь к Народному творчеству | Учить: -воспринимать образное содержание сказки; -выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки | Продолжать учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки. Вспомнить и воспроизвести знакомые потешки и сказки о домашних животных | |
Ноябрь | Тема | А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше» (главы) | И. Суриков «Вот моя деревня...» (заучивание). Песни и потешки о природе | Русская народная сказка «Заяц-хвастун» (рассказывание) | Н. Носов «Живая шляпа» (чтение) |
Цели | Учить понимать: -характеры сказочных героев; -подбирать образные определения к словам; -юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора | Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе | Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить силлюстра-циями к сказке | Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа | |
Декабрь | Тема | В. Катаев «Цветик-семицветик» (рассказывание) | С. Есенин «Черемуха» (заучивание). Составление рассказа по содержанию стихотворения | Ненецкая сказка «Кукушка», обр. К. Шаврова (рассказывание) | Новогодний калейдоскоп стихов |
Цели | Подвести к пониманию нравственного смысла сказки. Учить оценивать поступки героев | Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении С. Есенина. Показать напевность языка стихотворения. Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического жанров. Учить составлять короткие рассказы на основе стихотворения и опираясь на собственный опыт | Учить понимать и оценивать характер персонажей. Закреплять представление о жанровых особенностях сказки | Вспомнить стихотворения, посвященные Новому году, выразительно читать их | |
Январь | Тема | С. Городецкий «Котенок» (чтение в лицах). Песенки и потешки о природе | М. Яснов «Мирная считалка» (заучивание). Повторение стихов о зиме | Русская народная сказка «Никита Кожемяка» (рассказывание) | Г. Снегирев «Пингвиний пляж» (чтение) |
Цели | Способствовать пониманию и правильному осмыслению содержания произведения. Закрепить знание потешек и народных песен о природе | Помочь запомнить стихотворение. Вспомнить знакомые стихи о зиме. Предложить выразительно прочитать их | Учить: -воспринимать образное содержание сказки; -выделять в тексте образные выраженияэ | Учить: -воспринимать произведение; -сопереживать героям; -давать оценку их поступкам | |
Февраль | Тема | А. Гайдар «Чук и Гек» (главы) (чтение) | А. Фет «Кот поет, глаза прищурил. ..» (чтение). Я. Аким «Моя родня» | Русская народная сказка «Сивка-Бурка» (рассказывание) | Л. Толстой «Косточка» (чтение) |
Цель | Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить: -понимать мотивы поступков героев; -высказывать свое отношение к ним | Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по их содержанию | Учить: -воспринимать образное содержание сказки, характеры персонажей; -высказывать свое отношение к ней | Закреплять умение оценивать поступки героев, чувствовать и понимать их характер. Учить оценивать поступки героев | |
Март | Тема | Б. Житков «Как я ловил человечков» (чтение) | И. Белоусов «Весенняя гостья» (заучивание). Повторение стихов о весне | Сказки народов Западной Африки «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (рассказывание) | «Три золотых волоска Деда Всеведа» из сборника сказок К. Я. Эрбена (чтение) |
Цели | Помочь понять скрытые мотивы поведения героев. Побуждать рассказывать о своем отношении к героям | Развивать понимание образной речи. Закреплять умение выразительного чтения стихотворений | Продолжить учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки. Побуждать пересказывать отдельные эпизоды сказки | Учить понимать: -образное содержание сказки; -характеры сказочных героев; -оценивать поступки героев и мотивировать свою оценку | |
Апрель | Тема | М. Москвина «Кроха» (чтение) Учить: -воспринимать произведения, сопереживать героям; -давать оценку их поступкам | Г. Виеру «Мамин день» (заучивание). Пословицы о честности и правдивости Учить: - выразительно читать стихотворение; - понимать смысл пословиц. Закреплять знание о различии стихотворного и прозаического произведений | Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» (рассказывание) Продолжить учить понимать характеры и поступки героев. Учить придумывать другие окончания сказки. | Устное народное творчество Обобщить представление о жанрах устного народного творчества. Вспомнить знакомые сказки, загадки, песенки, пословицы, потешки . |
Тема | К. Паустовский «Кот-ворюга» (чтение) | А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (заучивание) | Сказка Р. Киплинга «Слоненок» (чтение) | Русская народная сказка «Хав-рошечка» (рассказывание) | |
Май | Тема | К. Паустовский «Кот-ворюга» (чтение) | А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») (заучивание) | Сказка Р. Киплинга «Слоненок» (чтение) | Русская народная сказка «Хав-рошечка» (рассказывание) |
Цели | Закрепить знания об особенностях прозаических произведений. Обогащать речь фразеологическими оборотами | Учить запоминать стихотворение. Побуждать читать, передавая интонации удивления, восхищения. Познакомить с выразительными средствами - иллюстрацией В. Конашевича | Учить: - осмысливать содержание сказки; - оценивать поступки литературных героев. Развивать умения с помощью мимики и жестов, интонации создавать выразительные образы. | Продолжать учить понимать: - использованные в сказке средства выразительности; - переносное значение фразеологических оборотов |
Приложение
Литература, рекомендованная для чтения
Сентябрь - октябрь - ноябрь
Русский народный фольклор
Песенки. «Как на тоненький ледок...»; «Николенька-гусачок...»; «Уж я колышки тешу...».
Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный», обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого.
Фольклор народов мира
Песенки. «Гречу мыли», литов., обр. Ю. Григорьева; «Старушка», пер. с англ. С. Маршака.
Сказки. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия: И. Бунин «Первый снег»; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. К. Толстой «Осень, осыпается весь наш бедный сад...»; М. Цветаева «У кроватки»; С. Маршак «Пудель».
Проза: В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Н. Носов «Живая шляпа».
Литературные сказки: Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы); В. Бианки «Сова»; Б. Заходер «Серая звездочка».
Произведения поэтов и писателей разных стран
П о э з и я: А. Милн «Баллада о королевском бутерброде», пер. с англ. С. Маршака; В. Смит «Про летающую корову», пер. с англ. Б. Заходера.
Литературные сказки: X. Мякеля «Господин Ау» (главы), пер. сфинск. Э.Успенского.
Декабрь - январь - февраль
Русский народный фольклор
Песенки: «Как у бабушки козел...»; «Ты мороз, мороз, мороз...»; «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж...».
Сказки: «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина.
Фольклор народов мира
Песенки. «Дом, который построил Джек», пер. с англ. С. Маршака; «Счастливого пути!», голл., обр. И. Токмаковой.
Сказки: «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия: С. Есенин «Береза»; И. Никитин «Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.); А. Фет «Кот поет, глаза прищурил...»; С. Черный «Волк»; В, Левин «Сундук», «Лошадь»; М. Яснов «Мирная считалка».
Проза: Б. Алмазов «Горбушка»; А. Гайдар «Чук и Гек» (главы); С. Георгиев «Я спас Деда Мороза».
Литературные сказки: А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов «Серебряное копытце».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия: Я. Бжехва «На горизонтских островах», пер. с польск, Б. Заходера; Дж. Ривз «Шумный Ба-бах», пер. с англ. М. Бородицкой.
Литературные сказки: Р. Киплинг «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского; стихи
в пер. С. Маршака.
Март - апрель - май
Русский народный фольклор
«Ранним-рано поутру...»; «Грачи-киричи...»; «Уж ты, пташечка, ты залетная...»; «Ласточка-ласточка...»; «Дождик, дождик, веселей...»; «Божья коровка...».
Сказки: «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист - Ясный сокол», обр. А. Платонова.
Фольклор народов мира
Песенки: «Веснянка», укр., обр. Г. Литвака; «Друг за дружкой», тадж., обр. Н. Гребнева (в сокр.).
Сказки: «Лесная дева», пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия: С. Городецкий «Котенок»; С. Есенин «Черемуха», Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; А. Барто «Веревочка».
Проза: Л. Толстой «Лев и собачка»; В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок»; К. Паустовский «Кот-ворюга».
Литературные сказки: Н. Телешов «Крупеничка»; В. Катаев «Цветик-семицветик».
Произведения поэтов и писателей разных стран
П о э з и я: Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова.
Литературные сказки: А. Линдгрен «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.
Для заучивания наизусть
«По дубочку постучишь», рус. нар. песня; И. Белоусов «Весенняя гостья»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Г. Виеру «Мамин день», пер. с молд. Я. Акима; М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны»; М. Карем «Мирная считалка», пер. с франц. В. Берестова; А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...» (из поэмы «Руслан и Людмила»); И. Суриков «Вот моя деревня...».
Для чтения в лицах
Ю. Владимиров «Чудаки»; С. Городецкий «Котенок»; В. Орлов «Ты скажи мне, реченька»; Э. Успенский «Разгром».
Дополнительная литература
Русские народные сказки: «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».
Зарубежные народные сказки: «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд., пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.
Проза: Б. Житков «Белый домик», «Как я ловил человечков»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; Л. Пантелеев «Буква "ы"»; М. Москвина «Кроха»; А. Митяев «Сказка про трех пиратов».
П о э з и я: Я. Аким «Жадина»; Ю. Мориц «Домик с трубой»; Р. Сеф «Совет», «Бесконечные стихи»; Д. Хармс «Уж я бегал, бегал, бегал»; Д. Чиарди «О том, у кого три глаза», пер. с англ. Р. Сефа; Б. Заходер «Приятная встреча»; С. Черный «Волк»; А. Плещеев «Мой садик»; С. Маршак «Почта».
Литературные сказки: А. Волков «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер «Маленькая Баба Яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца», пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир «Небылицы в лицах», «Как лягушку продавали»; Л. Петрушевская «Кот, который умел петь»; А. Митяев «Сказка про трех пиратов».
Произведения татарской детской литературы
Татарские народные потешки, заклички, прибаутки
«С добрым утром!» перевод В. Баширова и Э. Блиновой; «Мешок» перевод Р. Ягофарова; «Лисонька» перевод Р. Ягофарова; «Даут с петушком» перевод Р. Ягофарова; «Шутка» перевод И. Законова.
Сказки, рассказы
«Глупый волк» татарская народная сказка (перевод Р. Ахмета); «Лиса, Ёж и Ежиха» татарская народная сказка (перевод Л. Замалетдинова); «Три дочери» татарская народная сказка (обработка С. Гильмутдиновой); А. Гаффар «Червяк идет в гости»; Ф. Зариф «Сладкое лето» перевод Н. Бурсаковой; Р. Батулла «Лесные разбойники» перевод Э. Умерова; А. Алиш «Гусенок и Лебеденок» перевод А. Бендецкого; Г. Галеев «Петух и часы» перевод Л. Файзуллиной; Р. Фахруддин «Воспитанный ребенок» перевод Р. Ахмета; А. Алиш «Чем занимаются люди?» перевод Г. Каримовой; А. Хасанов «Мама сказала» перевод Ф. Зарифуллина; М. Хасанов «Потеплело» перевод М. Зарецкого; А. Алиш «Как я училась считать» перевод Л. Файзуллиной.
Стихотворения
Г. Тукай (отрывок) «Осень» перевод А. Ахматовой; Г. Тукай «Наша семья» перевод В. Лунина; Р. Валеева «Тюбетейка и калфак» перевод Е. Муравьева; Э. Шарифуллина «Хочу быть шофером» перевод Е. Муравьева; Р. Курбан «Больнее было бы» перевод С. Махотина; Дж. Тарджеманов «Зима» перевод М. Ивенсен; А. Кари «Дедушка Мороз» перевод Е. Муравьева; Р. Миннуллин «Стою на посту» перевод С. Малышева; Р. Валеева «Поздравляю тебя, мама!» перевод В. Валеевой; Ш. Галиев «Воспитанный» перевод В. Баширова и Э. Блиновой; Р. Миннуллин «Люблю гостей» перевод С. Малышева; Ф. Карим «Скоро весна» перевод Т. Стрешновой; Б. Рахмат «На Сабантуе» (отрывок из поэмы) перевод Я. Акима; Г. Тукай «Малыш и Мотылек» перевод В. Лунина; Р. Миннуллин «Сын и мама» перевод С. Малышева; З.Нури «Письмо другу» перевод С. Малышева; Ш. Галиев «Я нарисовал дом» перевод В. Баширова.
3.3 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Цель: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
3.3.1. Рисование
3.3.2. Лепка
3.3.3. Аппликация
Литература и средства обучения, необходимые для реализации рабочей Программы:
Перечень средств обучения:
Иллюстрации
Игровые атрибуты;
Наглядно - дидактический материал;
Рабочие тетради по ФЭМП, по изучению татарского языка
Учебно – методическое обеспечение
1. Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» под редакцией Н.Е.ВЕРАКСЫ,Т.С. КОМАРОВОЙ, М.А. ВАСИЛЬЕВОЙ. /старшая группа/
2. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду»
3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2003г.
4. Павленко Л.Ф. Ознакомление старших дошкольников с явлениями неживой природы: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных учреждений. – Ульяновск, ИПКиПРО, 1993г.
5. Колесникова О.В.
6. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей дет. Сада/ Л.А.Каменева, А.К. Матвеева, Л.М. Маневцева и др.; Сост. Л.А. Каменева; Под ред. П.Г. Саморуковой. - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1983г.
7. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в старшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012г.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы
Мониторинг детского развития проводится три раза в год (в сентябре, ноябре, марте). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, на развитие ребенка. При организации мониторинга учитывается положение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в детском развитии, поэтому он включает в себя два компонента: мониторинг образовательного процесса и мониторинг детского развития.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в школе, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом дошкольного учреждения и медицинским работником. Основная задача этого вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности. Мониторинг детского развития включает в себя оценку познавательного развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: умственных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, диагностических методик и тестовых методов.
РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ на 2016-17 учебный год.
- Организационно – распределительное
Тема «Вот и стали мы на год взрослее»
( 08.09.16 )
2.Тема «Советы по решению проблем семейного воспитания»
( 19.01.17.)
3. Тема «Практические советы по ЗОЖ. Анкетирование.»
( 27.04.17.)
4. Тема «Итоги уходящего учебного года»
( 30.05.17.)
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- «Одежда детей осенью».
- « В мире театра».
- «О! Спорт, ты мир!»
- «Закаливаем детей дома»
- «Профилактика ОРЗ и гриппа»
- «Правильная еда для дошкольника».
- « Ана теле».
- «Играем в театр дома».
- «Обучение английскому языку».
- «Оздоровительные процедуры».
- «Обучение плаванию».
- «Ценности вашей семьи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя средней группы по программе "Детство" в соотвествии с ФГТ на 2012-2013 образовательный период
Программа воспитателя средней группы соответствующая ФГТ на 2012/2013 образовательный период. Комплексная программа "Детство"...
Рабочая программа по средней группе по примерной общеобразовательной программе Н.Е.Вераксы " От рождения до школы" возраст 3-4 года
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» г. Советский»Согласовано:Зам.заведующегоМАДОУ д/с «Светлячок»___________________ Рослякова Л.В.01сентября ...
Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"
Рабочая программа воспитателя ДОУ по образовательной программе "Мир открытий"...
Рабочая программа для средней группы по программе"От рождения до школы"
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, 2015 ...
Рабочая программа для средней группы группы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа спроектирована с учетом примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (...
Рабочая программа воспитателя средней группы на основе Программы "От рождения до школы" под ред.Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом ФГОС
Рабочая программа, разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №13 "Синяя птица" городского округа Люберцы, в соответствии с:...
Рабочая программа для средней группы по программе "Мир открытий"
Данная рабочая программа разработана для детей средней группе на основе примерной общеобразовательной программы "Мир открытий" автор Л.Г. Петерсон и др....