«Социализация и духовно-нравственное воспитание дошкольников через реализацию проекта #отряддобрят»
статья (старшая группа)

Мастерова Вероника Рафаэльевна

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социо - культурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребѐнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, что выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста. Одним из способов решения этой проблемы стала реализация проекта #отряддобрят, главной идеей, которого стала организация отряда добровольцев в условиях детского сада, в рамках которого дети старшие дошкольники включены в добровольческую деятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2021_proekt_dobryata.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Социализация и духовно-нравственное воспитание

дошкольников через реализацию проекта #отряддобрят»

Мастерова Вероника Рафаэльевна, воспитатель

МАДОУ «Детский сад №200»

Города Чебоксары Чувашской Республики

Согласно ФГОС программа ДОО направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его успешной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребѐнка к школе, в частности и успешное продолжение обучение в школе.

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социо - культурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребѐнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей, что выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного возраста. Одним из способов решения этой проблемы стала реализация проекта #отряддобрят, главной идеей, которого стала организация отряда добровольцев в условиях детского сада, в рамках которого дети старшие дошкольники включены в добровольческую деятельность.

При разработке данного проекта использовались элементы технологии Н.П. Гришаевой «Дети-волонтеры». Основной целью проекта #отряддобрят является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. В основу работы детского добровольческого движения #отряддобрят заложена идея «Доброе сердце».

Работа по организации волонтерского движения в детском саду делится на несколько этапов.

На первом этапе осуществляется привлечение детей к деятельности добровольцев и планирование работ. Важно, чтобы все участники отряда добровольцев имели согласованное четкое понимание о важности роли добровольцев и ценности их вклада.

На этом этапе знакомим детей с понятием «доброволец», кого можно назвать «добровольцем», объясняем детям правильное понятие о доброте, заботе, рассказываем детям зачем, и как их проявлять. На простых конкретных примерах, показываем, что означает слово «помощь», что ее нужно оказывать человеку любого возраста. Организован познавательный час «Кто такие добровольцы?!», на котором выбрали отличительные знаки добрёнка (галстук и удостоверение), придумали в стихотворной форме девиз отряда:

Мы доброволцы-

Смелый отряд,

Каждый на помощь

Всегда придти рад!

Помогаем не устаем,

Хороший пример подаем.

Мы единая команда,

И зовут нас всех добрята!

На втором этапе, происходит выявление проблемы. Для этого в раздевальном помещении группы повесили почтовый ящик, где можно оставить для детей письмо с просьбой о помощи. Затем,  рассматривая и обсуждая проблему с детьми на совете добрят, определяем, как именно мы можем помочь. На этапе постановки задач и обязанностей – в доступной и понятной форме, излагаем детям обязанности каждого добровольца. Формулировка обязанностей должна очертить конкретные обязательства добрёнка, стандарты поведения.

Перед тем как #отряддобрят приступит к своим обязанностям необходимо подготовить их к дальнейшей работе. В первую очередь стоит провести небольшое обучение, какими качествами должен обладать доброволец.  #отряддобрят должен быть ответственным за себя и других людей, которые нуждаются в помощи. Доброволец должен быть общительным, коммуникабельным. Именно в процессе общения появляется та ниточка между добровольцем и человеком, который нуждается в помощи. И только после этого дети на практике реализуют полученные знания и навыки.

При этом у добрят формируется ощущение «взрослости». Возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. развиваются такие качества, как трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, милосердие, бережливость.

Добровольчество не предполагает денежного вознаграждения. Тем не менее, важно, чтобы работа добровольцев была определенным образом отмечена, и они почувствовали, что внесли вклад. Главное в поощрении добрёнка – это признание его труда. В нашем #отряддобрят , мы применяем следующие виды поощрений: благодарность, а также запись в личный дневник добрёнка. «Дневник добрёнка» позволяет вести учѐт добровольческой деятельности, видеть предпочитаемые направления работы добрёнка и его активность. Главное, что признание должно быть своевременным, индивидуальным, искренним и публичным.

Наш #отряддобрят  участвовали  в добровольческой деятельности по разным направлениям, таким как:

Социальное волонтерство – деятельность, которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Так, в день пожилого человека, добрята с помощью родителей, собрали целую корзину продовольственных товаров. На встрече с ветеранами педагогического труда, находящийся на заслуженном отдыхе, организованной в детском саду, #отряддобрят  преподнесли «Корзину добра».

Экологическое волонтерство - один из самых интересных и доступных видов добровольческой деятельности, это участие в экологических акциях. В ходе акций #отряддобрят  получили  природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Дети имели возможность принять участие в следующих мероприятиях «Убережем лес от пожара!», «Покормите птиц зимой!», «Посади свое дерево!», «Пешеход, соблюдай ПДД», «Автокресло – детям!», «Осенний экологический субботник».

Таким образом, реализация проекта обеспечивает детям развитие целевых ориентиров заявленных во ФГОС ДО, совершенствование, которых на последующих уровнях образования обеспечит эффективную социализацию и формирование духовно-нравственных основ молодого поколения. Благодаря проекту #отряддобрят дошкольники учатся быть добровольцами, становятся единой командой, в которой учитывается мнение каждого добрёнка и принимается единогласное решение.

Литература:

  1. Белая Л. Н., Гришаева Н. П., Брынцева Е. В. «Технологии эффективной социализации детей 3-7 лет. Система реализации, формы, сценарии. ФГОС»:методическое пособие Москва: Вентана - Граф, 2017.
  2. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе [Текст]: //Н.П. Гришаева, Л.М. Струкова// Международная научно-методическая конференция «Инновационный менеджмент в дошкольном образовании». 24 марта 2014 г. Москва: Сборник материалов. – М.: МГПУ, 2014. – С 74-80.
  3. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие / Н. П.Гришаева - Москва: Вентана - Граф, 2016.
  4. Гришаева Н. П. Проблемы социализации детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения //Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие [Электронный ресурс]: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «МИР НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР»

В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как социальная норма. В ряде нормативно-правовых документов определены ориентиры и н...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА «ДЕТСКИЙ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ»

Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православ...

Дополнительная общеразвивающая программа по Духовно – нравственному воспитанию дошкольников через приобщение к народным сказкам. «Сказочный сундучок» возраст обучающихся: 4-5 лет . срок реализации: 1 год

Актуальность выбранной темы:   В настоящее время сказка, как и многие другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. А ведь именно сказка играет важную рол...