Статья " Развитие речи детей 2-3 лет"
статья (младшая группа) на тему

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_bogatyryova_e.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие речи детей 2-3 лет.

«Родное слово является основой всякого умственного

развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно

заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».

                                                                                                    К. Д. Ушинский

 Если после двух лет малыш не стал говорить, родителям стоит бить тревогу. Дело в том, что хорошая речь является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей.  Чем богаче и правильнее речь у ребенка, тем больше у него возможностей в познании окружающего мира.  

В основе речи лежит звукопроизношение, поэтому очень важно целенаправленно постоянно  разговаривать с ребенком в течение всего дня.

Работая воспитателем   в ясельной группе, хочу поделиться некоторыми приемами  и упражнениями, которые я использую в работе по развитию речи детей.

  1. Игры по развитию общей моторики.

Т.е. двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом.

«Снеговик».
Попросите детей представить, что они - только что слепленные снеговики. Тело должно быть сильно напряжено, как замёрзший снег. Вы можете попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. На вашу команду снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова (расслабляем ее), затем плечи, руки, спина, ноги. Можно так же предложить детям «растаять», начиная с ног.

 «Песенка стрекозы».

Попросите детей повторять за вами стихотворение, сопровождая слова движениями. Показывайте эти движения сами. А потом попросите повторить.

Я летала, я летала,

Уставать я не желала.

(Пусть дети плавно взмахнут руками).

Села, посидела,

И опять полетела.

(Пусть дети опустятся на одно колено).

Я подруг себе нашла,

Весело нам было.

(Дети снова должны делать летательные движения руками).

Хоровод кругом вела,

Солнышко светило.

(Возьмитесь с детьми за руки и водите хоровод).

  1. Дыхательные упражнения.

Т.е. развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.

«Снежинка»

Положить на ладошку ребенка вырезанную снежинку. Ребенок должен сдуть её как можно дальше.

«Кораблик»

В таз с водой  пустить кораблик. Ребенок выполняет роль ветра.

3. Пальчиковые игры.

Уникальное средство, стимулирующее  речевое развитие и улучшающее артикуляционную моторику.

«Хлеб»

Муку в тесто замесили,

Сжимают и разжимают пальчики.

А из теста мы слепили:

Прихлопывают ладошками, «лепят».

Пирожки и плюшки,

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи -

Всё мы испечем в печи.

Поочередно разгибают пальчики, начиная

с мизинца.

Обе ладошки разворачивают вверх.

Очень вкусно!

«Фруктовая ладошка»

Этот пальчик - апельсин,

Он, конечно, не один.

Этот пальчик - слива,

Вкусная, красивая.

Этот пальчик - абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик - груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик - ананас,

Поочередно разгибают пальчики из кулачка,

начиная с большого.

Фрукт для вас и для нас.

«Засолим капусту»

Мы капусту рубим,        

Резкие движения прямыми кистями  рук вверх и вниз.

Мы морковку трем,        

Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.

Мы капусту солим,        

Движение   пальцев,   имитирующих  посыпание солью из щепотки.

Мы капусту жмем.        

Интенсивное сжимание пальцев рук

в кулаки.

Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.

«Наша армия»

Аты-баты, аты-баты!

На парад идут солдаты!

Вот идут танкисты,

Потом артиллеристы,

А потом пехота -

Рота за ротой!

Поочередно «шагают» указательным и средним пальцами

правой и левой руки.

4. Игры с различными предметами и материалами.

Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.

«Яичко»

(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).

Маленькая птичка принесла яичко,

Мы с яичком поиграем,

Мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

5.Игры – подражания с речевым сопровождением.

 «Птичий двор»

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,

Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»

Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,

А наш Петя-петушок рано-рано поутру

Нам споет  «Ку-ка-ре-ку!»

«Произношение гласных звуков»

- А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик, девочка укачивает куклу).

- О-о-о (разболелся зуб,удивление).

- У-у-у (гудит поезд).

-И-и-и (жеребенок ржет).

Звуки произносятся на выдохе.

6. Подвижные игры с речевым сопровождением.

 «Гуси-гуси»

Хозяин: Гуси – гуси!
Гуси: Га – га – га.
Хозяин: Есть хотите?
Гуси: да-да-да.
Хозяин: так летите же домой.
Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Хозяин: Вы летите, как хотите только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать (дети бегают по всему залу). Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

«Кот Васька»

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы

Удивительной красы,

Глаза смелые,

Зубки белые.

Ходит Васька стороной

В теплой шубе меховой.

Ребенок-«кот» убегает в сторонку, садится на корточки, «засыпает». Воспитатель произносит:

Тише, дети, Васька спит,

Даже хвостик не дрожит.

Тихо к Ваське подойдем

(Дети подходят на цыпочках к коту),

Ему песенку споем:

— Ля-ля-ля, ля-ля-ля!

«Кот» просыпается, поднимается, потягивается.  Воспитатель говорит:

Васька глазки открывает

И детишек догоняет!

Список упражнений на развитие речи в 2-3 года очень большой. Главное -   эти задания и упражнения должны выполняться регулярно. Только в этом случае дети освоят правильно грамотную речь. Речь не врождённое качество, а приобретённое. С ребёнком надо заниматься, чтобы он гармонично развивался,  проявляя к нему внимание, любовь и заботу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи детей раннего возраста посредством нетрадиционных логопедических технологий."

   Движение пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. У новорождённого кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони...

Статья. Развитие речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях в логопедическом детском саду.

Музыка, музыкаьлное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр положительно развиваются психиеск...

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»

Статья «Развитие речи детей-логопатов через игру»Одно из самых закоренелых итруднопреодолимых представленийо педагогическом процессе заключаетсякак раз в убеждении, что процесс этотдолжен протек...

Статья: «Развитие речи детей раннего возраста»

Статья:  «Развитие речи детей раннего возраста»...

Статья «Развитие речи детей с ОНР во время прогулки»

При подготовке к прогулке и во время прогулки воспитатель проводит экскурсии на темы "Осень", "Растения", "Насекомые", "Транспорт", "Почта, "Школа". Во время прогулки дети вместе с воспитателем играют...

Статья Развитие речи детей с общим недоразвитием речи посредством использования экспонатов мини-музея Народных промыслов

В статье представлен опыт работы по использованию игр и игровых упражнений на развитие лексико-грамматических категогий в условиях мини-музея ДОУ. Данные игры и игровые упражнения успешно могут быть и...

Статья " "Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельности"

Развитие речи детей с общим нарушением речи в театрализованной деятельностиТеатрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написан...