Статья: «Развитие речи детей раннего возраста»
статья по развитию речи на тему
Предварительный просмотр:
Статья: «Развитие речи детей раннего возраста»
От чего зависит развитие речи ребенка?
На это влияют многие факторы, а именно:
• Связь с родителями на уровне эмоций. Ее влияние очень большое.
Ребенок обычно хорошо и свободно разговаривает, если чувствует себя
любимым и защищенным. А если воспитание жесткое, построенное на
множестве запретов, ребенок может быть замкнутым и
малообщительным.
• Постоянная потребность ребенка во внимании и общении. Ребенок,
научившись произносить некоторые слова и словосочетания, ищет
общения, и прежде всего – с близкими ему людьми. Поэтому не ленитесь
и поддерживайте разговор с малышом, объясняйте ему что-либо,
рассказывайте что-то интересное. При этом помните об осторожности в
выражениях, потому как дети чаще всего копируют модель общения
своих родителей.
• Развитие мелкой моторики. Логопеды и педиатры оценивают этот
фактор наиболее высоко. Мелкую моторику нужно развивать с самого
рождения малыша, массируя ему пальчики, играя в пальчиковые игры с
использованием специальных предметов и материалов. Для ребенка
будет очень полезно и интересно играть с разными крупами. Например,
игры с фасолью, когда малыш засовывает руки в емкость с фасолью и
шевелит там пальчиками. Разрешите ребенку при вас собрать спички в
коробочку, поиграть с узелками на веревке, перекатывать орешек
ладонями или круглую щетку для волос. Для развития моторики очень
полезно лепить из пластилина или теста, играться с кубиками. Практика
показывает, что чем больше родители играют с детьми и общаются с
ними, обращая их внимание на окружающие предметы, тем скорее
ребенок заговорит.
Характеристика речи ребенка первого года жизни
Свои первые слова большинство детей начинают произносить в возрасте
12-14 месяцев. Перед этим у ребенка наблюдают предшествующую речи звуковую активность, проявляющуюся в виде крика, похожего на плач, или
«гуления».
Когда малыш сыт, здоров, ему сухо, комфортно и тепло, то относительно
рано, где-то на третьем месяце жизни, он начинает проявлять звуковую
активность, а именно «гулить». «Агу» - такой звук издает ребенок, когда он
радуется и полностью всем доволен.
Ученые отмечают, что обращение к ребенку с речью, даже когда он еще не
понимает ее, способствует его положительному настроению, которое
становится еще ярче, когда они игриво разговаривают с ним и улыбаются.
Именно это является причиной того, что речью ребенка надо заниматься с
самого начала его жизни. С ним надо разговаривать постоянно. Когда берете
на руки, чтобы покормить, проговаривайте вслух: «А сейчас мама тебя
покормит». Разговаривайте, когда меняете ему памперсы, делаете
гигиенические процедуры, когда он просто лежит в кроватке, бодрствуя.
Напевание колыбельной песенки перед засыпанием способствует развитию
речи, ведь важно, чтобы ребенок слышал и воспринимал человеческую речь с
самого начала жизни.
К возрасту полгода дети начинают лепетать – произносить намного
больше звуков, чем раньше. Начинается период подражания взрослым,
малыш даже повторяет некоторые элементы услышанной от взрослых речи.
Следует говорить с ним в этот период, повторять звуки, встречающиеся в его
лепете, перекликаться с ним. Лепет с вашей помощью должен быть связан с
предметами и наполнен определенным содержанием. Таким способом вы
поможете ребенку быстрее понять окружающую действительность.
В возрасте 6-7 месяцев дети уже немного понимают речь и определенными
действиями отвечают на нее. Например, когда их зовут, они подползают,
прощаются, махая ручкой, играют в «ладушки», по просьбе взрослых
находят и показывают предметы.
Ближе к году малыши уже сообщают о своих нуждах звуками. К примеру,
произносят «бах» (что-то упало), «ам-ам» (хочу кушать), звуками обращают
внимание взрослых на то, что их интересует. Как бы ни было вам трудно в
это время, будьте максимально терпеливыми, ведь детки в таком возрасте
реагируют на ситуацию намного медленнее, чем вы. Не спешите сами
реагировать, дайте время ребенку на то, чтобы он отреагировал
самостоятельно. Конечно, далеко не всегда родители могут расшифровать
значение всех звуков и жестов, произносимых дитем, однако, проявив
терпение и постоянно реагируя на них, в конце концов, вы разберетесь в том,
что ребенок хочет вам сообщить.
Характеристика речи ребенка 2-го года жизни
На 12-14-ом месяце у детей начинают получаться первые слова, которые
возникают из лепета: «баба», «мама», «папа», «ляля», «няня»... Весь второй
год, если с ребенком активно разговаривают, его активная речь расширяется буквально с каждым днем, он все больше начинает произносить слова.
Исследования показали, что при положительных условиях воспитания и
развития к двум годам в словаре ребенка может насчитываться до трехсот
слов.
Характеристика речи ребенка 3-го года жизни
От двух до трех лет очень быстрыми темпами развивается детский
словарь, и при благоприятных условиях число слов, используемых ребенком
в этом возрасте, достигает одной тысячи. Этот большой запас слов дает
ребенку возможность активно пользоваться речью. К трем годам они учатся
говорить уже предложениями, фразами. В этом возрасте дети могут уже
выражать словами все свои желания, передавать свои чувства и мысли.
Что делать если малыш еще не говорит?
Существует пара способов для развития навыков речи у детей, которые не
научились еще говорить:
• Реагируйте на разного характера плач ребенка. Помните, что плач – это
центр системы общения малыша, который позволяет ему «говорить».
Если родители реагируют на плач ребенка, то дети учатся понимать, что
они находятся в безопасности и что скоро им окажут внимание.
• Общайтесь с малышом. Дети учатся общаться с родителями: они
издают звук, а затем, смотря на вас, ждут какой-то ответной реакции. Вы
что-то им сообщаете (даже пусть подобный звук), а они также в ответ
повторяют этот звук. В ходе такой беседы дети понимают структуру
общения и усваивают, что они услышаны.
• Разговаривайте вашим обычным языком. Дети скорее приобретают
рецепторные речевые навыки, и лишь спустя какое-то время они
осиливают экспрессивные речевые навыки. Ребенок начнет вас понимать
задолго до того, как научится говорить, именно поэтому нужно регулярно
с ним разговаривать, ожидая ответной реакции, делать паузы.
• Используйте новые слова, рассказывайте, что делает ваш ребенок.
Постарайтесь использовать в вашей "беседе" как можно больше новых
слов, называя людей, что приходят к вам, предметы, окружающие
ребенка, комментируйте его и свои движения.
• Сообщайте вашему ребенку, что вы с ним делаете, а также описывайте
все действия, совершаемые вместе с ребенком. Чтобы научиться вас
понимать, дитя должно обрести некий опыт, слушая вашу речь по
несколько раз.
• Комментируйте все ваши действия, движения. Сообщайте вашему
ребенку о том, для чего и что вы делаете. Например, очищая на кухне
овощи, скажите, что овощи вы хотите приготовить на ужин. Если вы
готовите кашу, скажите, что ее вы делаете для ребенка. Другими словами, комментируйте при вашем ребенке все свои действия. Так вы сможете
помочь ему не только учить речь, язык, но и получить представления о
мире.
• Напевайте песенки ребенку, покупайте книги с иллюстрациями,
рассказывайте истории. Рассказ историй и песни – это очень важная
составляющая в процессе обучения речи. В результате того, что мы
повторяем рассказы, песни, у ребенка есть возможность запомнить их.
Детские книги с иллюстрированными картинками будут, впоследствии,
вызывать и интерес к чтению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»
Данная статья поможет воспитателям в работе с детьми при развитии связной речи у дошкольников. Связная монологическая речь, представляя собой многоаспектную проблему. В психологической литературе...
Статья ""Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста"
Сенсорный чувственный опыт служит источником познания мира. В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорным воздействиям....
Статья "Развитие зрительной системы детей раннего возраста"
Зрение человека обеспечивается совместной работой глаз, глазных мышц и большого количества нервных образований....
Статья "Развитие активной речи детей дошкольного возраста посредством театрально-игровой деятельности"
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь, расширяет зону общения, воспитывает чувства и переживания, вызывает эмоциональный отклик на явления окружающего мира через создание художествен...
Статья «Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр»
Развитие цветовосприятия у детей раннего возраста посредствам дидактических игр...
Статья: "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста"
Что такое «Мелкая моторика»?МЕЛКАЯ МОТОРИКА - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой д...
Статья : «Развитие навыков самообслуживания детей раннего возраста через проектную деятельность»
Статья о развитие навыков самообслуживания детей раннего возраста через пректную деятельность....