Педагогическая гостиная «Осознание профессиональных мотивов»
методическая разработка на тему

Чернова Тамара Николаевна

Задачи:

- создать условия для раскрепощения интеллектуальных ресурсов, развития творческих способностей, профессиональных умений педагогов;

- помочь участникам в раскрытии своего «Я» не только для себя, но и для других;

- способствовать развитию профессионального самосознания и самоисследования для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_gostinaya_professionalnye_motivy.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная

 «Осознание профессиональных мотивов»

Задачи:

- создать условия для раскрепощения интеллектуальных ресурсов, развития творческих способностей, профессиональных умений педагогов;

- помочь участникам в раскрытии своего «Я» не только для себя, но и для других;

- способствовать развитию профессионального самосознания и самоисследования для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений.

 

Основополагающие правила деятельности педагогов дошкольного воспитания

  • Осознание себя как педагога, друга, защитника детей.
  • Анализ своих педагогических возможностей, стремление к профессиональному росту.
  • Всемерная помощь ребенку, семье, социуму.
  • Соблюдение корректности и конфиденциальности при определении способностей и личных качеств ребенка.
  • Социализация системы дошкольного образования (предоставление возможности поощрять развитие детей и решать их проблемы, привлекая, обучая и обеспечивая контакты с детьми, воспитателями, руководством, методистами, желающим участвовать в процессе воспитания и образования, признания их способности к педагогической деятельности и полностью исключая возможность нанесения ущерба ребенку).

Упражнение 1.

Мини-самооценка  «Имя – свои профессиональные качества на первую букву имени».

Упражнение 2.

Притча.  «Рискнуть попробовать».

Король предложил своим придворным испытание, чтобы выбрать из них достойного на важный пост при дворе. Множество сильных и мудрых людей собрались вокруг него. Он подвел всех собравшихся к двери в отдаленном уголке сада. Дверь была огромных размеров и, казалось, вросла глубоко в землю.

«Кто из вас сможет открыть эту каменную громаду?» - спросил король. Один за другим его придворные выходили вперед, оценивающе оглядывали дверь, говорили «нет» и отходили в сторону. Другие, слыша, что говорят их предшественники, вообще не решались на испытание. Только один визирь подошел к двери, внимательно посмотрел на нее, потрогал ее руками, испробовал много способов сдвинуть ее и, наконец, дернул сильным рывком. И дверь открылась. Она была оставлена неплотно прикрытой, и необходимо было только желание осознать это и мужество действовать решительно.

Король сказал: «Ты получишь пост при дворе, потому что ты не полагался только на то, что видел и слышал, ты привел в действие собственные силы и рискнул попробовать».

Почему другие претенденты отказались от возможности попробовать открыть дверь?              Какие черты характера характеризуют последнего претендента?

Вывод. Часто бывает так, что человек воспринимает ситуацию, полагаясь на свои ощущения, он осмысливает прочувствованное (увиденное) и ему кажется, что он может реалистично ее оценить и сделать правильные выводы. Однако часто бывает так, что чувства обманывают людей и тогда они не в состоянии сделать правильных логических выводов. Как же тогда быть? Ответ простой - нужно попробовать проверить свои ощущения и правильность выводов. Философское определение «Практика - критерий истины».

Упражнение 3.

Самодиагностика  «Выбор траектории» (звучит фоновая музыка среднего темпа)

- У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории.

  • Кто-то движется по кругу... (показывает),
  • кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т. е. описывая квадрат или прямоугольник... (показывает),
  • кто-то - как будто шагает вдоль сторон треугольника... (показывает),
  • и наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом... (показывает).

         У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться но комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.

Участники начинают двигаться по комнате под музыку. Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: "круги", "квадраты", "треугольники" и "зигзаги" занимают разные углы помещения. Каждой группе задаётся вопрос. Что их объединяет, затем каждой группе на листочке даётся характеристика.

КВАДРАТ.

 Квадрат - это, прежде всего неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам... Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата... Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок...

Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

ЗИГЗАГ.

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура...

Доминирующим стилем мышления чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза  заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение. Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения...

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью.

Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны ("режут правду в глаза"), что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

КРУГ.

Мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг... чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу...

Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека... Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика...

Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.

Круги не отличаются решительностью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны, и кругом царил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Главные черты их стиля мышления - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог.

ТРЕУГОЛЬНИК.

Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и по возможности за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки... Они очень честолюбивы.

Главное отрицательное качество сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для "зарвавшихся" Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Упражнение 4.               «Проблемные ситуации»

 1) Ребенок плачет, отказывается идти в группу. Отец нервничает, так как спешит на работу, а ребенок цепляется за него, не отпускает от себя.

2) Вам предстоит сегодня вечером сообщить родителям, что Вадик сильно ударил Сережу лопаткой на прогулке. При этом Вы знаете крутой нрав обоих родителей, их неадекватное отношение к замечаниям со стороны воспитателей.

3) Вы сообщили матери Никиты, что хотели бы зайти к ним с домашним визитом. Мать, явно не желая встречаться с воспитателем у себя дома, ответила, что сейчас это невозможно.

4) Сегодня Диму пришел забирать отец в нетрезвом виде, и это уже не впервые.

5) Вы обратили внимание, что кто-то из детей произносит грубые, бранные слова: «Где же вы слышали такие слова? В детском саду мы этому не учим. Знаете, кто говорит такие слова?» — «Мой папа», — отозвался Леша.

6) Вы обратили внимание на то, что Саша часто приходит в детский сад в неопрятном виде.

7) Родители Маши в разводе, но отец девочки часто приходит в детский сад, чтобы пообщаться с дочерью. Мать категорически запрещает воспитателю предоставлять такую возможность своему бывшему супругу.

8) Двое родителей ссорятся из-за конфликта между детьми (например, дети обижают друг друга). Одна мать говорит: «Я всегда учу ребенка постоять за себя, если нужно — давать сдачи».

9) Вы заметили следы побоев у ребенка.

Упражнение 5                 Игра «Завершите фразу».

Участникам поочередно предлагается завершить фразу, начатую ведущим:

  1. Больше всего я ценю в родителях своих воспитанников такие качества, как…
  2. Когда я что-то хочу сказать родителям, …
  3. Я считаю, что сложнее всего во взаимодействии с семьей…
  4. Когда у меня назревает конфликтная ситуация с родителями, я…
  5. С родителями своих воспитанников я никогда не позволяю себе…
  6. Мне нравится беседовать с родителями о…
  7. Для меня достаточно сложно в работе с семьей…
  8. А еще я хочу сказать, что родители…
  9. Чаще всего родители обращаются ко мне с…
  10.  Я бы посоветовала коллегам, чтобы во взаимодействии с семьей…
  11.  Чаще всего я обращаюсь к родителям с…
  12.  Меньше всего я общаюсь с теми родителями, которые…, потому что…
  13.  Я могу сказать, что для каждого ребенка семья…

Упражнение 6.  

Тест «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ОУ в ходе мониторинга профессиональной компетентности»

Принципы деятельности педагога ДОУ

1. Проявлять гуманизм, обеспечивать сохранность всех сфер жизнедеятельности ребенка. На каждом возрастном этапе оказывать всемерное уважение к личности, ограждать от некорректного поведения, физического и психологического давления, нанесения ущерба безопасности и здоровью ребенка, вызванного неадекватностью поведения.

2. Пресекать любые попытки в педагогической практике, связанные с формированием лидерских и аутсайдерских групп, с использованием давления на личность (социального, психологического, физического).

3. Обеспечивать и контролировать участие всех сотрудников ДОУ в педагогическом процессе.

4. Максимально заинтересовывать родителей в участии в образовательной и воспитательной деятельности ДОУ.

5. Содействовать семье в защите прав ребенка.

Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов ОУ

в ходе мониторинга профессиональной компетентности

1. За что вас ценят ваши друзья?

а) Преданный и верный друг;        б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;

в) эрудированный, интересный собеседник.

2.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:  а)  целеустремленный;     б) трудолюбивый;         в) отзывчивый.

3.  Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:  

а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;

б) я пытался это делать, но нерегулярно;    в)  положительно, так как я давно это делаю.

4.  Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?            а)  Нет достаточно времени;          б)  нет подходящей литературы;

в)  не всегда хватает силы воли и настойчивости.

5.  Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?

а)  невнимательный;        б)  переоцениваю свои способности;         в) точно не знаю.

6.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:         а)  настойчивый;       б) усидчивый.     в) доброжелательный.

7.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:   а)  решительный:         б) любознательный,    в) справедливый.

8.  На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:          а) генератор идей;             б)критик;       в) организатор.

9.  На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:         а) сила воли;           б)  память;        в) обязательность.

10.  Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?

а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;          б)  читаю художественную литературу;   в)  провожу время с друзьями либо в кругу семьи.

11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?      а) Научная фантастика;         б) религия;       в) психология.

12.  Кем бы вы могли себя максимально реализовать?

а)  спортсменом;            б) ученым;      в) художником.

13.  Каким чаше всего считают или считали вас учителя?

а)  Трудолюбивым;          б) сообразительным;           в)дисциплинированным.

14.  Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придерживаетесь его чаще всего?      а) Живи и наслаждайся жизнью;         б) жить, чтобы больше знать и уметь;

в) жизнь прожить - не поле перейти.

15.  Кто ближе всего к вашему идеалу?           а)  Человек здоровый, сильный духом;        

 б)  человек, много знающий и умеющий;   в)  человек, независимый и уверенный в себе.

16.  Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?          а) Думаю, что да;           б) скорее всего, да;        в)  как повезет.

17.  Какие фильмы вам больше всего нравятся?    а)  Приключенческо-романтические;            б)  комедийно-развлекательные;            в) философские.

18.  Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?                   а)  Путешествовал бы и посмотрел мир;

б)  поехал бы учиться за границу или вложил деньги в любимое дело;

в)  купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную машину и жил бы в свое удовольствие.

Заполняла: _______________________________________  дата_________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт «Сопровождение профессиональной успешности педагога посредством использования технологии сотрудничества»

Актуальность данной темы обусловлена, тем что современные условия развития образования побуждают всех сотрудников дошкольной организации к созданию условий, способствующих повышению качества образован...

Педагогическое эссе моей профессиональной деятельности

Мои рассуждения  о  профессиональной деятельности воспитателей детского сада и моего личного отношения к данной сфере деятельности....

Сценарий проведения окружного педагогического фестиваля «Калейдоскоп профессионального мастерства»

Сценарий в стихотворной форме представляет отчёт методических кафедр о своей работе. Ведущая "делится" опытом работы с гуманоидом с другой планеты, который поражён досижениями землян в области дошколь...

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

«Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога»

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки  педагогической  деятельности ипрофессионального развития  педагога...

Семинар-практикум для педагогов "Осознание профессиональных мотивов"

На семинаре рассматривается феномен мотивации педагогов ДОУ. Раскрыто понятие мотивации, рассмотрены виды и факторы мотивации. В практической части предлагаются игры, в которых педагоги выделяют и нах...