Основы экологического воспитания дошкольников.
статья по теме
Экологическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doshkolnoe_detstvo.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период складываются основы личностной культуры.
Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красотой и динамичностью привлекает малышей, вызывает у них массу радостных переживаний. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания.
Формы и методы работы с детьми разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и участке, ведение различных календарей, занятия, целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей.
Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разнообразные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством.
Воспитатель является носителем экологической культуры. О необходимости воспитания детей в мире природы в своих трудах отмечали такие выдающиеся деятели, как П.П. Блонский П.П., Я.А.Коменский, Й.Г. Песталоцци, Роберт Оуэн, В.А.Сухомлинский, Толстой Л.Н., К.Д.Ушинский. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс. Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколениям младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умение индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом. Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально- ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей особенно дошкольного возраста, не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к природе. Природный мир – это природное содержание в дошкольном учреждении: в помещении, на участке детского сада, а также имеющиеся зелёные насаждения в окружающих парках, скверах и т.д . К созданию эколого–развивающей природной среды я активно привлекаю детей и их родителей, вызывая на совместные обсуждения и совместные действия по организации и преобразованию среды. В результате такой работы у детей формируются художественно-эстетические чувства, вкус, способности. Вместе с тем эстетически оформленная окружающая среда активизирует художественно-творческую деятельность детей, вызывает желание что-то изменить, дополнить, сделать своими руками.
Таким образом, систематическая и комплексная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста способствует:
-очевидному становлению у дошкольников начал экологической культуры;
-формированию эмоционально–доброжелательного отношения к живым существам в процессе общения с ними;
-развитию интереса и любви к родному краю, формированию представлений об экологических проблемах родного города;
-уточнению, систематизированию и углублению знаний о живой и неживой природе;
пониманию причинно–следственных связей внутри природного комплекса: знакомству с особенностями жизни животных, взаимосвязи растений и животных друг с другом и со средой обитания;
-умению создавать и поддерживать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
-ответственному и бережному отношению к домашним животным, к растительному богатству нашего края;
-формированию представлений о том, что человек – часть природных объектов, а их сохранность – прямая обязанность человека;
-охране и укреплению здоровья детей, их правильному взаимодействию с природой;
-формированию представлений о том, что состояние здоровья человека зависит от состояния окружающей среды и собственного поведения. Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений, то общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи.
Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это – источник новых знаний различных природных явлений. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы экологического воспитания старших дошкольников
Из опыта работы воспитателя по экологическому воспитанию детей....
Статья "Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников"
В стате Психолого-педагогические основы начального экологического воспитания дошкольников. раскрыты задачи и содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста, формы и методы работы с де...
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"
Выступление на районной конференции дошкольных работников....
Психологическая основа экологического воспитания дошкольников
Выступление на педагогическом совете....
«Психологическая основа экологического воспитания дошкольников в рамках реализации проекта «Прикоснись к природе сердцем»
Выступление на ГМО по экологическому воспитанию стрших дошкольников....
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
Статья «Основы экологического воспитания дошкольников»
Статья "Основы экологического воспитания дошкольников"...