Проект "Мы - друзья зимующих птиц"
проект (средняя группа) по теме
Данный проект предназначен для детей средней группы. Тип проекта - познавательный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx | 24.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Мы – друзья зимующих птиц»» (средняя группа)
Вид проекта: творческий.
Продолжительность: краткосрочный (2-х недельный).
Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.
Образовательные области: коммуникация, познание, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка.
Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель: формировать у детей чувство сопричастности всему живому, гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Мы – друзья зимующих птиц».
Задачи образовательных областей:
1. Познание:
расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.
2. Коммуникация:
формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.
3. Чтение художественной литературы:
развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть.
4. Труд:
уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса, изготовить кормушки, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.
5. Художественное творчество:
Рисование – учить детей рисовать птичку, передавая в рисунке форму тела (овальная), частей, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками, кистью.
Аппликация – учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей.
Лепка – учить детей лепить птиц из целого куска пластилина.
6. Физическая культура:
развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.
7. Музыка.
развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (музыку), учить распознавать птиц по издаваемым звукам.
Предварительная работа:
- Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Мы – друзья зимующих птиц».
- Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, энциклопедий из цикла "живая природа"
- Определение целей, задач проекта.
- Подбор литературы по данной теме.
- Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
- Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий.
- Акция «Принеси корм птицам»
Предполагаемый результат:
- Узнавать и называть зимующих птиц;
- Использовать знания о зимующих птицах в выполнении заданий педагогов, при ответах на вопросы, игровой и непосредственно образовательной деятельности, подборе наглядного материала;
- Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность, любознательность;
- Составлять описательный рассказ о птицах зимой с использованием опорной схемы, таблицы;
- Устанавливать причинно-следственные связи между погодными явлениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
- Знать о пользе птиц.
Основной этап. Взаимодействие с детьми.
Образовательные области:
Коммуникация:
• «Беседа о птицах».
Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие) ; учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
• Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.
• Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
• Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.
• Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.
- Беседа «Лакомства для птиц»: расширять знания детей о видах питания птиц зимой»
- Рассказывание по сюжетным картинкам "Расскажем про птиц"
- Отгадывание загадок о зимующих птицах.
- Рассматривание книг, иллюстраций о зимующих птицах: развивать познавательную активность, умение сравнивать.
• Заучивание стихотворений, скороговорок, потешек о зимующих птицах.
Социализация:
• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.
• Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные».
• Подвижная игра «Мячик передавай – зимующую птицу называй»: развивать внимание, двигательные умения и навыки.
• Дидактическая игра «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона - вороны и т. п.)
• Дидактическая игра «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей - воробушек, воробьишко)
.• Дидактическая игра «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)
• Дидактическая игра "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.
• Дидактическая игра "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц, развитие логического мышления.
- Дидактическая игра"Сложи птичку из разрезных картинок"
Фикультура.
• Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.
• Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.
• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.
• Подвижная игра "Воробей": развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.
• Подвижная игра «Мячик передавай – зимующую птицу называй»: развивать внимание, двигательные умения и навыки.
Чтение художественной литературы:
- Чтение произведения В. Бианки "Синичкин календарь" (чтение с продолжением). Цель: продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание рассказа.
• Чтение рассказов Н. Сладкова «Кусок хлеба», «Волшебная полочка», К.Ушинский «Дятел» : познакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.
• Чтение и обсуждение стихотворений «Зимний разговор через форточку» Б. Брехт, А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей», З.Александрова «Новая столовая», А. Прокофьева «Снегири» и др. : продолжать совершенствовать художественно - речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.
Познание.
Показ презентации «Зимующие птицы»: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
• Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.
• Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.
• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат).
- Наблюдение за следами птиц. Дети рассматривают следы на снегу, делают предположение, кому они принадлежат., развитие кругозора, наблюдательности.
Художественное творчество.
•Коллективное рисование «Стайка воробьёв»: учить передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.
• Рисование птиц по трафаретам: продолжать учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях, упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета.
• Рисование ладошками «Синички»: учить рисовать птичку-синичку,. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию.
• Лепка «Птички на кормушке»»: учить лепить птиц из целого куска, развитие моторики рук, творческих способностей.
• Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.
Трудовая деятельность.
• Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушки для птиц.
• Труд в природе – чистка кормушек
• Ежедневное кормление птиц.
Музыка.
- Слушание песен о птицах.
- Слушание голосов птиц.
Наглядная информация:
• Оформление папки - передвижки «Птицы нашего края», «Корм для зимующих птиц», «Как помогать птицам зимой».
- Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»
Работа с родителями :
• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)
• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад.
• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)
• Заучивание стихотворений про зимующих птиц
• Отгадывание загадок про зимующих птиц.
• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
- Консультация о заготовках корма для птиц.
- Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».
Продукт проектной деятельности:
- Фотоальбом «Птицы на нашем участке»;
- Детские работы по лепке, рисованию, аппликации;
- Кормушки из различных материалов;
- Презентация «Зимующие птицы нашего края»;
- Плакат «Покормите птиц зимой!»;
- Альбомы «Народные приметы о птицах», «Пословицы и поговорки о птицах», «Стихи для детей о птицах».
- Конспекты НОД по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Презентация проекта:
- Выставка – конкурс «Чудо – кормушка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое мероприятие по теме «Мы ― друзья зимующих птиц». Вторая младшая группа.
Цели:Формировать обобщённое представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку.Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание...
Консультация "Верные друзья- зимующие птицы"
Консультация "Верные друзья -зимующие птицы"...
Проект "Наши друзья - зимующие птицы"
Проект "Наши друзья - зимующие птицы"...
Консультация для родителей Верные друзья зимующие птицы
Консультация для родителей Верные друзья зимующие птицы...
Проект «Верные друзья – зимующие птицы» в подготовительной к школе группе
Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Консультация для родителей «Верные друзья— зимующие птицы»
Очень холодно, морозлюдям злобно щиплет нос,до весны еще далеко,нам зимой не одиноко,с нами верные друзья –птиц веселая семья!(Зоя Сергеева)...
Проект "Наши друзья - зимующие птицы"
Проектная деятельность в ДОУ...