Проект "Мы - друзья зимующих птиц"
проект (средняя группа) по теме

Жиленко Татьяна Викторовна

Данный проект предназначен для детей средней группы. Тип проекта - познавательный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx24.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Мы – друзья зимующих птиц»» (средняя группа)

Вид проекта: творческий.

Продолжительность: краткосрочный (2-х недельный).

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители.

Образовательные области: коммуникация, познание, художественное творчество, труд, чтение художественной литературы, физическая культура, музыка.

Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общается с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, работать в коллективе, словом развивать познавательные способности. Поэтому, участие в нашем проекте позволит максимально обогатить знания и представления детей о зимующих птицах, как им помочь пережить голодную и холодную зиму; развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.

Цель: формировать у детей чувство сопричастности всему живому, гуманное отношение к природе и стремление проявлять заботу о птицах, создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Мы – друзья зимующих птиц».

Задачи образовательных областей:

1. Познание:

расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; знать и называть зимующих птиц; учить распознавать птиц по издаваемым звукам, по способам передвижения; воспитывать заботливое отношение, интерес к жизни птиц; формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе.

2. Коммуникация:

формировать у детей навыки культуры слушателя, развивать диалогическую речь, побуждать к участию в беседе, продолжать учить отвечать на вопросы, составлять описательный рассказ с опорой на схему, строить развернутое суждение, умозаключение, активизировать в речи прилагательные и глаголы, характеризующие птиц.

3. Чтение художественной литературы:

развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства и литературы, использовать образные слова и выражения, выразительно читать стихотворения о зимующих птицах наизусть.

4. Труд:

уметь оказывать необходимую помощь, осваивать умения, обеспечивающие культуру труда на всех этапах трудового процесса, изготовить кормушки, подкармливать птиц, воспитывать бережное отношение к природе, живым существам.

5. Художественное творчество:

Рисование – учить детей рисовать птичку, передавая в рисунке форму тела (овальная), частей, цвет оперения; развивать творчество, закреплять умение рисовать красками, кистью.

Аппликация – учить передавать несложную композицию, составлять целый образ из деталей.

Лепка – учить детей лепить птиц из целого куска пластилина.

6. Физическая культура:

развивать двигательную активность, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, ловкость, быстроту реакции, упражнять в беге, в умении действовать по сигналу, в координации движений и речи.

7. Музыка.

развивать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства (музыку), учить распознавать птиц по издаваемым звукам.

Предварительная работа:

  • Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме: «Мы – друзья зимующих птиц».
  • Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, энциклопедий из цикла "живая природа"
  • Определение целей, задач проекта.
  •  Подбор литературы по данной теме.
  • Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.
  • Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий.
  •  Акция «Принеси корм птицам»

Предполагаемый результат:

  • Узнавать и называть зимующих птиц;
  • Использовать знания о зимующих птицах в выполнении заданий педагогов, при ответах на вопросы, игровой и непосредственно образовательной деятельности, подборе наглядного материала;
  • Развивать интерес к явлениям живой и неживой природы, наблюдательность, любознательность;
  • Составлять описательный рассказ о птицах зимой с использованием опорной схемы, таблицы;
  • Устанавливать причинно-следственные связи между погодными явлениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
  • Знать о пользе птиц.

 Основной этап.  Взаимодействие с детьми.

Образовательные  области:

Коммуникация:

• «Беседа о птицах».

Цели: рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие) ; учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.

Беседа «Жалобная книга природы»: повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период, способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

 Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»: обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.

Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице, обитающих в нашем регионе: об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.

Беседа «Кто заботится о птицах»: обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их.

- Беседа «Лакомства для птиц»: расширять знания детей о видах питания птиц зимой»

- Рассказывание по сюжетным картинкам "Расскажем про птиц"

- Отгадывание загадок о зимующих птицах.

- Рассматривание книг, иллюстраций о зимующих птицах: развивать познавательную активность, умение сравнивать.

 • Заучивание стихотворений, скороговорок, потешек о зимующих птицах.

Социализация:

• Игра с мячом «Подбери действие»: закрепить знания детей о птицах, о действиях, которые они совершают.

• Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы»: закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие - перелетные».

Подвижная игра «Мячик передавай – зимующую птицу называй»: развивать внимание, двигательные умения и навыки.

Дидактическая игра «Один-много»: образование множественного числа имени существительного (ворона -  вороны и т. п.)

 Дидактическая игра  «Назови ласково»: упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей - воробушек, воробьишко)

.• Дидактическая игра «Счёт птиц»: закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

Дидактическая игра "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц.

Дидактическая игра "Угадай птицу по описанию": загадывание загадок от имени птиц, развитие логического мышления.

- Дидактическая игра"Сложи птичку из разрезных картинок"

Фикультура.

Подвижная игра «Снегири»: координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

• Игра «Совы»: знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.

• Игра «Воробушки и кот»: закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

• Подвижная игра "Воробей": развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

Подвижная игра «Мячик передавай – зимующую птицу называй»: развивать внимание, двигательные умения и навыки.

Чтение художественной литературы:

- Чтение произведения В. Бианки "Синичкин календарь" (чтение с продолжением). Цель: продолжать формировать умение эмоционально воспринимать содержание рассказа.  

Чтение рассказов  Н. Сладкова «Кусок хлеба», «Волшебная полочка», К.Ушинский «Дятел» : познакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам.

Чтение и обсуждение стихотворений «Зимний разговор через форточку» Б. Брехт, А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Звягиной «Воробей»,  З.Александрова «Новая столовая», А. Прокофьева «Снегири»  и др. : продолжать совершенствовать художественно - речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам, эстетические чувства.

Познание.

 Показ презентации «Зимующие птицы»:  закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Наблюдение за птицами на участке: закрепить знания детей о зимующих птицах, сформировать желание заботиться о живых существах.

Наблюдение за синичками: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Наблюдение за вороной: познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Наблюдение за воробьями: познакомить с зимующими птицами - воробьями, учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

• Наблюдение «Какие звуки издают птицы»: учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять, в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат).

- Наблюдение за следами птиц. Дети рассматривают следы на снегу, делают предположение, кому они принадлежат., развитие кругозора, наблюдательности.

Художественное творчество.

•Коллективное рисование «Стайка воробьёв»: учить передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.

Рисование птиц по трафаретам: продолжать учить детей отличать одну птицу от другой, выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях, упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета.  

Рисование ладошками «Синички»: учить рисовать птичку-синичку,. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию.

• Лепка «Птички на кормушке»»: учить лепить птиц из целого куска, развитие моторики рук, творческих способностей.

Аппликация «Снегирь на ветке рябины»: учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками.

Трудовая деятельность.

• Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушки  для птиц.

• Труд в природе – чистка кормушек

•  Ежедневное кормление птиц.

Музыка.

- Слушание песен о птицах.

- Слушание голосов птиц.

Наглядная информация:

• Оформление папки - передвижки  «Птицы нашего края»,  «Корм для зимующих птиц», «Как помогать птицам зимой».

- Выпуск листовок, буклетов: «Покормите птиц зимой!», «Помоги птицам»

Работа с родителями :

• Рекомендации на совместные прогулки (наблюдение за птицами, обсудить внешний вид, окраску, почему не улетели; рассказать, где живут и чем питаются; вместе покормить птиц)

• Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад.

• Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

• Заучивание стихотворений  про зимующих птиц

• Отгадывание загадок про зимующих птиц.

• Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

- Консультация о заготовках корма для птиц.

- Организация выставки «Лучшая кормушка для птиц».

Продукт проектной деятельности:

  • Фотоальбом «Птицы на нашем участке»;
  • Детские работы по лепке, рисованию, аппликации;
  • Кормушки из различных материалов;
  • Презентация «Зимующие птицы нашего края»;
  • Плакат «Покормите птиц зимой!»;
  • Альбомы «Народные приметы о птицах», «Пословицы и поговорки о птицах», «Стихи для детей о птицах».
  • Конспекты НОД по познавательному, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Презентация проекта:

  • Выставка – конкурс «Чудо – кормушка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое мероприятие по теме «Мы ― друзья зимующих птиц». Вторая младшая группа.

Цели:Формировать обобщённое представление о зимующих птицах, учить различать их по существенному признаку.Углублять представления о причинах отлёта птиц (исчезновение основного корма, замерзание...

Консультация "Верные друзья- зимующие птицы"

Консультация "Верные друзья -зимующие птицы"...

Проект "Наши друзья - зимующие птицы"

Проект "Наши друзья - зимующие птицы"...

Консультация для родителей Верные друзья зимующие птицы

Консультация для родителей Верные друзья зимующие птицы...

Проект «Верные друзья – зимующие птицы» в подготовительной к школе группе

Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

Консультация для родителей «Верные друзья— зимующие птицы»

Очень холодно, морозлюдям злобно щиплет нос,до весны еще далеко,нам зимой не одиноко,с нами верные друзья –птиц веселая семья!(Зоя Сергеева)...

Проект "Наши друзья - зимующие птицы"

Проектная деятельность в ДОУ...