Проект: «Ловкие пальчики» в группе ДОУ с детьми разного возраста с ОВЗ.
проект (старшая группа) на тему
Образовательный, игровой проект. Игры для развития мелкой моторики рук дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_lovkie_palchiki_14-15.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю зам.зав. по МВР МБДОУ д/с № 23
____________ Мезенцева Т.В.
Образовательный, игровой проект на 2014-15 учебный год,
учителя-логопеда Зыряновой И.А., учителя-дефектолога Паршуковой А.А.,
воспитателей Ващенко А.С., Фроловой Е.Н.
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по квалифицированной
коррекции недостатков в физическом и психическом
развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья №23 «Солнышко».
Проект в 1 подготовительной гр.
Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук»
Проект: «Ловкие пальчики»
группе ДОУ с детьми разного возраста с ОВЗ.
Тема: «Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В.А. Сухомлинский
Вид проекта: образовательный, игровой, долгосрочный.
Участники: учитель-логопед, учитель-дефектолог,воспитатели, дети, родители.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук детей среднего и подготовительного дошкольного возраста с ОВЗ в процессе пальчиковых игр и творческих, художественных упражнений в игровой форме, активизация речевой активности. Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук воспитанников;
- Развивать умения детей производить точные движения кистью и пальцами рук, способность координированной работы рук со зрительным восприятием;
- Развивать творческую активность, воображение, внимание, речь, память;
-Формировать умение различать правую и левую руку;
- Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду;
- Привлекать родителей к образовательному процессу.
Сроки и этапы реализации:
Проект рассчитан на 1 год и включает следующие этапы:
- Подготовительный этап:
Изучение научно-методической литературы по теме;
Подбор диагностического материала;
Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики
Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
Изучение полученных результатов, выводы.
2. Основной этап:
Планирование деятельности всех участников проекта
Работа в двух направлениях:
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».
3. Заключительный этап: Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;
Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ;
Презентация проекта на итоговом педагогическом совете;
Практическая значимость заключается в следующем:
1. Разработать игровые упражнения и комплексы по развитию мелкой моторики, включающие различные виды детской деятельности.
2. Представить систематизированный материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры).
3. Подготовить рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников с ОВЗ.
Предполагаемый результат:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами художественно-творческой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Проявление активности и заинтересованности родителей в образовании своих детей.
Актуальность проекта:
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Очень хорошо, когда дома много разнообразных игрушек, в которые детям и родителям интересно вместе играть. Но очень немногие задумываются, что огромный потенциал развития мелкой моторики, тактильной чувствительности дает малышам сама жизнь.
Можно развивать гибкость пальчиков и тактильную чувствительность детей, организуя развивающие игры для малышей при помощи обычных предметов домашнего обихода. Самое главное – для того, чтобы играть с ребенком, нам не нужно ничего покупать специально – у нас все под рукой: пуговицы, баночки, тюбики, крышки, крупа, полотенца, тряпочки, бумага.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Я буду реализовать в проекте разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Практика показала, что пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению.
Осуществляя тренировку тонких движений пальцев рук, буду активно использовать не только создаваемые конструкции из пальцев рук, в соответствии с предлагаемым стихотворным текстом, но и различные игры и занятия с предметами: природным материалом, бумагой, пластилином, бусами, шнуровками, счётными палочками, спичками, мозаикой, конструктором.
А также использовать различные виды театров: теневого, пальчикового, настольного, перчаточных кукол. Такие занятия будут способствовать взаимодействию мелкой моторики пальцев рук с такими высшими психическими процессами, как память, внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность
Проблема: низкий уровень развития общей и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.
Основные принципы (правила) работы при реализации проекта:
уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
комплексный подход при разработке занятий;
систематичность и последовательность занятий;
вариативность содержания и форм проведения занятий;
наглядность;
адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий;
постепенность (пошаговость), следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным;
индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа;
повторность (цикличность повторения) материала.
Для привлечения родителей к участию в реализации проекта, мной был подобран и оформлен наглядно – информационный и консультативный материал для родителей. Благодаря этому, родители будут принимать активное участие в изготовлении практического материала и в закреплении разучиваемых игр с детьми дома.
Перечень основных мероприятий:
Пальчиковые игры с речью (проговариванием четверостиший)
дидактическая игра
ролевая игра
упражнения на развитие общей моторики
коллективное творчество
беседа
Содержание проекта:
Темы игровых мероприятий согласно календарно-тематическому плану группы для детей с ОВЗ:
Число | Тема | Содержание | Пальчиковая гимнастика |
19.09 | Сезонные изменения | Размазывание пластилина «Осенние листочки» | «Пальчик-мальчик» |
26.09 | Одежда и обувь | Шнуровка «Подшиваем тапочки» | |
03.10 | Овощи и фрукты | Лепка – овощей и фруктов из солёного теста | «Огород» «Компот» |
10.10 | Осень. Подарки осени. | Плетение корзины «Собираем урожай». | «Вот и встретилась семья» «Этот пальчик» |
17.10 | Птицы | Зернышки для птичек (пластилин) Пальчиковый театр «Петушок» | «Птички» «Пошли пальчики гулять» |
24.10 | Домашние животные | Объемная аппликация «Веселая овечка» | |
31.10 | Детёныши животных | «Жилища животных» | Игра «Маленький ёжик» |
7.11 | Дом | «Домик»- выкладывание из палочек. | «Что нам стоит дом построить» |
14.11 | Мебель | Выкладывание на плоскости из верёвочеки счётных палочек мебели | «Замочек-заборчик» «Стол и стул» |
21.11 | Посуда, продукты питания | Солёное тесто: чашка, украшение чашки бусами | «Большая кастрюля» |
28.11 | Город | Шнуровка | «Что сегодня будем кушать?» |
5.12 | Зима, сезонные изменения | Снежинки на окно-вырезание (ст) Рисование снежинки красками (мл) | Пальчиковая игра –массаж «Пальчик-мальчик» |
12.12 | Одежда зимой | Пуговки на шубку для Снегурочки (рисование, лепка) | Бумажные куклы – «Оденем на прогулку» |
19.12 | Животные и птицы зимой | Прокатим куклу по горке (отрывать, мять и приклеивать кусочки бумаги) | «Раз -снежок, два- снежок» |
26.12 | Новогодний праздник | «Ёлочка - красавица», рисование | «Как у нашей елочки» |
Число | Тема | Содержание | Пальчиковая гимнастика |
10.01 | Домашние животные | Выкладывание дорожки из камней | Кошка «Дорожка» с.17; «Кошка и собака» с. 20 |
17.01 | Домашние животные | Дорисовать рожки у телёнка | «Корова» «Рожки» «Поросятки» |
24.01 | Домашние животные | Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями животных | Лошадь «Пёс и лошадь» с.29 |
31.01 | Повторение пальчиковых игр | Координация слова с движением. «колобок» | «Весёлые зайчата»- 49 |
07.02 | Человек, части тела | Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями | «Тело» 31 «Пошли пальчики гулять» |
14.02 | Человек, части тела | Бумажные куклы – «Оденем на прогулку» Наматывать нитку на катушку, на собственный палец | «Голова»31 |
21.02 | Что такое хорошо и что такое плохо | «Следы» ритмическая игра. Театр кукол «Заюшкина избушка» «Витаминный завод» - лепим «витамины» из пластилина и складываем в коробочки. | «Зайчик и лиса» |
28.02 | Профессии. Мамин праздник. | «Кто это?» - Собрать фигурки человека из геометрических фигур по образцу, «Что купила мама? » - Найти «овощи» и «фрукты» в «сухом бассейне» | «Моя семья», «Очки» 78 |
14.03 | Семья | Подбери пуговицы по цвету». «Шуровка» - учить вкладывать шнурок в дырочку. | «Вот и встретилась семья» «Этот пальчик» . «Дружба» с.7 «Семья» 56 |
21.03 | Мой дом | Выкладывание дома из палочек. «Выложи дом из цветных геометрических фигур». «Поможем бабушке развязать узелки на бельевой веревке». | «Туки молотком…» 57 |
28.03 | Игрушки | Шнуровка. Расправь скомканную бумагу, найди такую игрушку. «Мячи для котят» - лепка из пластилина. | «Матрёшки», «Мишка косолапый» |
4.04 | Транспорт, машина | «Что у кого?» - Разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурными изображениями автобуса, машины. «Грузим камушки в грузовик » - камушки рассыпаны по столу, ковру Шофер. «Собрать машинку из геометрических фигур». | «Транспорт» «Шуршат шины…» 94 «Шофёр» 85 |
11.04 | Транспорт, самолёт | «Пролетел самолёт» - рисуем на песке, рассыпанном тонким слоем на подносе, следы. | Самолёт построим сами… |
18.04 | Сезонные изменения. Весна. | «Птичьи следы » «Следы от капели»- рисуем на манке пальчиками. | «Луч» 82 «Цвет весны» 83 |
25.04 | Одежда и обувь весной. | Пуговки на куртку, шнурки к ботинкам (рисование, лепка) «Сушка белья » - пристегнуть прищепками к веревке одежду кукол, носовые платки. | «Пуговки», «3астегни одежду» - на пуговицы |
16.05 | Деревья | «Солнце светит ярко-ярко» - выложить из спичек солнечные лучи вокруг желтого кружка. «Кто скоро проснется после зимней спячки? » - Разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями. | Деревья с.28 |
23.05 | Цветы | «Определи на ощупь» - «чудесный мешочек» Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулачке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон. | «Цветок» с.16 «Колокольчики» 105 |
Литература:
Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи» М.2001г
Картушина М.Ю. «Логоритмика для малышей» М. 2005г
Диченкова А.М. Страна пальчиковых игр : идеи для развития мелкой моторики / А.М. Диченкова. – Ростов на Дону : Феникс, 2008. – 220,[2] с. : ил. – (Мир вашего ребёнка).
Пименова Е.П. Пальчиковые игры / Е.П. Пименова. – Ростов на Дону : Феникс, 2007. – 221, [1] с. – (Мир вашего ребёнка).
Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка воспитателю "Варианты приемов нетрадиционного рисования с детьми разных возрастов "
Варианты приемов нетрадиционного рисования...
Презентация к родительскому собранию на тему: "Приоритеты работы логопеда с детьми разного возраста".
С помощью данной презентации логопеды на родительском собрании рассказали о важных направлениях работы с детьми разного возраста....
Выступление к педсовету«Виды проектов и их использование в работе с детьми разных возрастов.»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость....
Консультация: «Специфика работы по освоению различных изобразительных техник с детьми разного возраста»
Консультация: «Специфика работы по освоению различных изобразительных техник с детьми разного возраста»...
Работа с этнокалендарём с детьми разного возраста
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка - детский сад № 23Красносельского района Санкт-Петербурга Консультация«Работа с этнокалендарёмс ...
Перспективный план проекта "Ловкие пальчики" для детей среднего дошкольного возраста
В материале представлен перспективный план проекта "Ловкие пальчики", в котором описывается система коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики па...