Запреты.
консультация на тему
Сначала от детей ждут, чтобы они заговорили и начали ходить,
а потом – чтобы сели и замолчали.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Запреты | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Запреты.
Сначала от детей ждут, чтобы они заговорили и начали ходить,
а потом – чтобы сели и замолчали.
Одни говорят, что детям нельзя ничего запрещать... Другие – детей надо держать в ежовых рукавицах... Что делать родителям? Как найти золотую середину в постановке запретов, чтобы обезопасить ребёнка и одновременно сохранить с ним доверительные отношения
Тема запретов достаточно хорошо изучена в современной психологии, но мы, родители, очень редко задумываемся о значении ограничений в жизни детей.
Несмотря на то, что запреты часто воспринимаются детьми без энтузиазма, они очень важны и нужны им. Запреты позволяют ребёнку понять, что есть люди, которые о нём заботятся и вовремя напомнят, когда надо остановиться, люди, которые создают внутреннее ощущение спокойствия. Если запретов нет, ребёнок начинает искать границы дозволенного, чтобы понять, что можно делать и чего нельзя.
В психологии давно установлено, что прежде чем осуществить какое-либо действие, человек обязательно сначала мысленно «проигрывает» его, иногда даже сам не замечая этого. Получая какой-либо запрет, мы всё равно мысленно «прокручиваем» запретное действие, чтобы понять, что ЭТОГО делать нельзя.
Если я вам скажу: «Не думайте о жёлтой обезьяне». Вы сами того не осозна вая, будете постоянно рисовать её в своём воображении. При этом мы, взрослые, если хотим, то можем противостоять этому искушению, а вот дети не могут. Если велеть ребёнку трёх-четырёх лет не бросать мячик, он его тут же бросит. Мысленно малыш представит себе это действие, а поскольку мысленный и действительный планы для детей ещё слишком слиты, то он сразу начнёт действовать. Чтобы освоить запрет, ребёнку нужно совершить запретное действие в реальности. И только после многократных просьб он сможет представить себе это действие в уме и больше не совершать его.
Для многих запрет – прямое побуждение к действию. Не зря ведь говорят, что запретный плод сладок. Для того, чтобы ребёнок чего-то не делал, родители должны сразу предложить ему какое-либо другое действие, альтернативное запретному, и сформулировать запрет в утвердительной форме. Например, вместо того, чтобы говорить «Не дёргай кошку за хвост!», лучше сформулировать свой запрет следующим образом: «Кошка – живое существо. Она любит ласку. Погладь её».
Также есть смысл сначала дать ребёнку возможность освоить какое-либо действие в игре, в искусственно созданной ситуации (что-то бросить, разбить, сломать, разрисовать), а потом уже запрещать.
Психологи уверены, что при запрете важны формулировка и тон, которым он произносится. Профессор МГУ, российский психолог Ю.Б. Гиппенрейтер предложила разделить все запреты на зоны: зелёную, оранжевую, жёлтую и красную.
В зелёную зону входит всё то, что ребёнок может делать по собственному усмотрению или желанию (например: читать книжки, выбирать друзей, проявлять свои чувства и т.п.).
Действия ребёнка, относительно которых ему предоставляется ограниченная свобода, входят в жёлтую зону (например: можно ходить по лужам, но в резиновых сапогах).
Некоторые обстоятельства вынуждают родителей нарушать установленные правила. Такие действия попадают в оранжевую зону (например: можно съесть больше сладкого в день рождения).
В красную зону входят действия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах (например: нельзя переходить дорогу на красный сигнал светофора).
Все зоны, вместе взятые, свидетельствуют о том, что правило правилу рознь и что в процессе воспитания вполне можно найти золотую середину между пониманием и проявлением твёрдости, между гибкостью непреклонностью.
Ошибка родителей заключается в том, что запрещая что-либо, они часто неосознанно произносят это осуждающим тоном.
То есть запрет – это просто «Стоп!». По возможности, запреты и обозначение границ не должны звучать осуждающе, а тем более – пристыживающе. Чем лучше это удастся – тем легче будет ребёнку воспринять родительский запрет. На самом деле дети чаще противятся не самим правилам, а способам их внедрения.
Памятка "Правила родительских запретов"
1.Однозначность. Запрет должен быть для ребёнка буквальным.
2.Единство близких людей. Нужно, чтобы запрет был согласован и принят близкими людьми и не вызывал у ребёнка внутренний конфликт.
3.Непротиворечие запрета здравому смыслу и потребностям ребёнка.
4.Последовательность. Нельзя отменять принципиально важные запреты «в награду» за что-то или под хорошее настроение, нужно быть последовательным в решениях.
5.Ясность. Запрет должен быть понятен ребёнку, при необходимости следует объяснить, чем вызвано подобное требование.
6.Уважение мотива поступка ребёнка.
7.Твердость. Дайте ребёнку выпустить пар, после чего ведите себя, как ни в чем не бывало. Настаивая на своем, старайтесь не злиться, тем более — не пытайтесь вести себя «мстительно».
8.Честность. Смотрите на вещи реально. Прежде чем «издать новый указ», отдайте себе отчет в том, почему вы это делаете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачем нужны запреты?
Слова "нет" и "нельзя" помогают родителям заботиться о безопасности и здоровье ребенка, а самому малышу - получать представление о том, что такое хорошо и что такое плохо....
консультация для родителей "Запреты и ограничения "
как учить детей правилам повидения...
Консультация для воспитателей «Правила, запреты и детская агрессивность»
Что такое границы и правила в детском саду? Как понимается симптоматика детской агрессивности? В случае так называемы трудновоспитуемых детей непросто определить, когда ...
Конспект занятия по ОБД (основы безопасности деятельности) Тема: «Экстремальный запрет в быту» /младшая группа/ «Тили – бом! Тили – бом! Не играй дружок с огнём!»
Сформировать у детей представления об опасном для жизни и здоровья предмете (спички). Познакомить с предметом, который может быть источником опасности.- Помочь запомнить потешку «Ти...
Значение запретов в жизни ребенка
Значение запретов в жизни ребенка или, как научится говорить малышу «нет». Каждый человек в современном обществе считает себя свободным. Это, конечно, так, но до оп...
Запреты и ограничения - необходимые атрибуты воспитания
Данный материал содержит информацию о воспитании детей, запретах и ограничениях. Что можно позволить ребенку делать. а что нужно ограничить....
"Запреты"
Консультация для родителей...