Консультация для воспитателей «Правила, запреты и детская агрессивность»
консультация (старшая группа) на тему

Исаева Оксана Анатольевна

      Что такое границы и правила в детском саду? Как понимается симптоматика детской агрессивности? В случае так называемы трудновоспитуемых детей непросто определить, когда целесообразно прибегать к административным мерам, когда же следует подумать о необходимости внесения некоторых изменений в сами институциональные рамки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_zaprety_i_detskaya_agressivnost.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«Правила, запреты и детская агрессивность»

                                                        Подготовила:

                                                                       Воспитатель группы №4

                                                                       Исаева О.А.

        

с.Лямбирь

      Что такое границы и правила в детском саду? Как понимается симптоматика детской агрессивности? В случае так называемы трудновоспитуемых детей непросто определить, когда        целесообразно прибегать к административным мерам, когда же следует подумать о необходимости внесения некоторых изменений в сами институциональные рамки. Давайте остановимся на практических советах,        касающихся понимания самих проблем. Все дело именно в позициях. Это они помогают находить наилучшие решения.

    Такой пример. Перед нами две матери; одна, может быть, «по науке от бабушек» считает важным соблюдение определенных интервалов в кормлении; другая же просто приспосабливается к потребностям младенца. Точно соблюсти интересы не всегда возможно. А что делать, если ребенок плачет, не желая дожидаться, пока стрелка часов окажется в нужном положении? Здесь вряд ли поможет «рецепт»: надо, мои, делать так или наоборот. Важно понять, какие чувства скрываются за этими двумя такими разными взглядами, и только тогда можно решить какой из этих методов лучше.

    Нас, конечно, интересует детский сад. Есть ли здесь свои специфические проблемы? Принципиально детям в этом возрасте нужна, прежде всего, помощь, а не выучка. Поэтому в детском саду следовало бы больше внимания уделять игре, ритуалам, символам. Многие воспитатели уверены, что детский сад - это самое лучшее место пребывания для ребенка. Ведь здесь ему прививают полезные навыки; ребенок учится приспосабливаться к социальной жизни. Но как же нужно понимать, что дошкольное учреждение — это не абсолютно позитивное, что детский сад может приносить ребенку также и разочарование. Сами условия детского сада оставляют мало возможностей для удовлетворения важнейших потребностей детей, например, таких, как потребность в любви и нежности, а также в удовлетворении агрессивных потребностей.

    Каковы же симптомы? Они всего лишь выдают аффективные чувства, и с ними следует обращаться не как с причиной страдания, а как с информацией об этом страдании. Не всегда можно сразу понять, что именно скрывается за тем или иным симптомом. Но если видно, что это сигнал тревоги, значит и реагировать нужно соответственно. С какими чувствами взрослые встречают детскую агрессивность? Конечно, прежде всего, нужно принять меры, чтобы ребенок не нанес вреда другим и себе. Позволить детям агрессивные действия мы не можем, но и понимать возникновение агрессивности - это не в наших силах. Она является сама, и тогда мы должны думать о том, как взять её под контроль. Это некое «природное» явление, с которым мы должны учиться правильно обращаться и, прежде всего, понимать его так: ребенку, переживающему в настоящий момент приступ ярости, необходима помощь. Прививать детям правила и умения соблюдать границы и рамки нужно путем игры, в веселой форме. Речь идет не о введении определенной систематики, где точно были определены все нормы и правила, о чем-то совершенно ином.

    А сейчас заглянем в глубину ситуации. Ребенок, обуреваемый приступом ярости, в такой момент не видит иного выхода, кроме как дать обидчику сдачи. Педагог должен понять ситуацию, следует уважать чувства ребенка, а сказать можно так: «Я тебя понимаю, но я не могу допустить, чтобы ты бил друга». Тем самым ребенку становится понятно, что взрослый не злиться на него, в тот момент у него просто не было другой возможности отстоять свои интересы. Однако не смотря на это, тем не менее совершать подобные поступки он не имеет право. Что же делать с яростью? Можно создать в детском саду так называемый уголок ярости. Завести специальную подушку, матрац или нечто вроде боксерской груши, пусть дети сами решают, что для них лучше. Открытый разговор с детьми на эту тему тоже может иметь огромное «терапевтическое» значение:        таким образом дети понимают, что никто их не упрекает за испытываемые ими чувства. И тогда, если ребенок зол или раздражен, он может отправиться в такой угол и колотить грушу до тех пор, пока не устанет. За это время негативная энергия ярости улетучится, и можно будет обсудить, что, собственно, произошло, почему он так разозлился. Все должно происходить без намека на какое-либо осуждение. Поступкам  детей нельзя выставлять оценки они ни плохие, ни хорошие, это просто поступки, выражающие переживаемые чувства.

Даже когда мы детям что-то запрещаем, или заставляем отказаться от собственных влечений, мы обязаны заботиться о том, чтобы у них осталось чувство - мы их при этом продолжаем любить, мы принципиально добры к ним. Можно создать своего рода каталог «Этого нельзя» для того, чтобы дети учились запретам в игре и чтобы они понимали: запреты - это не наказание, а помощь. Именно она, помощь, помогает нам мирно жить вместе. В этом каталоге могут быть, например, перечисление того, чего нельзя делать, когда нападает ярость; внесены правила «как надо приветствовать новичков в детском саду» и т.д. Если мы подробно и по-доброму станем об этом говорить, дети будут воспринимать нас, взрослых, не только как тех, кто постоянно что-то запрещает, но и как своих помощников. Двигаясь в рамках твердых правил, ребенок учится отличать себя от других, он ощущает себя как личность; таким образом укрепляется его Я. Запреты, как уже говорилось, имеют мало общего с педагогикой, это просто неизбежное жизненное обстоятельство. Педагогика же начинается там, где мы начинаем размышлять над тем, как эти запреты и правила должны научить детей приспосабливаться к общественным нормам. И все это должно протекать не навязчиво, в игре, и тогда игра доставит большое удовольствие и принесет большую пользу, а правила становятся правилами ребенка на всю жизнь, которые он усвоит и не только их ограничивающую сторону.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей по теме: «Причины детской агрессивности и методы коррекции».

факторы, влияющие на проявление агрессии, причины и примеры методов коррекции у детей дошкольного возраста...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, написаны "взрослым" языком без всякого рассчета на  детей....

Консультация для воспитателей "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Памятка для воспитателей "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"...

Консультация для родителей "Как справится с детской агрессивностью"

Что же такое агрессия?Агрессия – это физическое или вербальное  (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.Агрессия в той или иной степени присуща кажд...

Консультация для воспитателей "Правила безопасного поведения для ребенка в группе и в детском саду"

Проблема детского травматизма не перестаёт быть актуальной круглый год. У дошкольников часто наблюдается слабое развитие умений и навыков анализа обстановки, прогнозирования последствий...

Консультация для родителей "Как справиться с детской агрессивностью"

laquo;Консультация для родителей: «Как справится с детской агрессивностью»»...

Консультация для педагогов «Причины и формы детской агрессивности»

Разбираются вопросы причин агрессивности детей дошкольного возраста....