«Интерактивные формы взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Семья-это самое спокойное и надежное место для ребенка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищенным, здесь его понимают, любят. И в детском саду необходимо, чтобы педагоги были друзьями, партнерами для детей, важно понять их мир, помочь развиваться в соответствии с возрастными возможностями и любить их такими, какие они есть. Семья и детский сад, как и две руки человека, одинаково важны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terenteva_n.v.docx | 25.74 КБ |
prezentatsiya_terenteva_n.v.pptx | 1.48 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа №17 города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Алёнушка»
Выступление на территориальном учебно-методическом объединении для воспитателей, работающих с детьми младшего дошкольного возраста
Тема: «Интерактивные формы взаимодействия с родителями в соответствии с ФГОС ДО»
Воспитатель:
Терентьева Наталия Владимировна
г.о. Новокуйбышевск
2018 г.
Семья-это самое спокойное и надежное место для ребенка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищенным, здесь его понимают, любят. И в детском саду необходимо, чтобы педагоги были друзьями, партнерами для детей, важно понять их мир, помочь развиваться в соответствии с возрастными возможностями и любить их такими, какие они есть. Семья и детский сад, как и две руки человека, одинаково важны.
Согласно ФГОС, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и запросов семьи - необходимое условие для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Стандарт предусматривает оказание помощи родителям в воспитании детей, обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Взаимодействие должно быть основано на сотрудничестве при условии открытости детского сада внутрь: у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе, а у воспитателя должна быть полная информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка.
Главная цель-формирование единого сообщества дети-родители-педагоги, основанного на гармоничных партнерских отношениях для создания единого пространства детского развития.
В группе стремимся к тому, чтобы дети и родители чувствовали себя в детском саду комфортно, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.
ЗАДАЧИ:
-оптимизация отношений партнерства между родителями и детским садом через разнообразные формы взаимодействия;
-эффективное вовлечение родителей в разные виды деятельности и поддержка их образовательных инициатив;
-открытость образовательного процесса, где всячески поощряется участие всех членов семей воспитанников;
-создание доверительных отношений и психологического комфорта.
Современное дошкольное образование активно разворачивается лицом к семье воспитанников и социально-педагогическое партнерство-это воплощенная реальность, востребованная временем. Важно, чтобы родители осознали, что заинтересованное участие в образовательном процессе необходимо не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для полноценного развития их ребенка.
Опираясь на новизну в отношениях понятий «сотрудничество» и «взаимодействие», в ДОО используются разнообразные формы работы с родителями, как традиционные, так и инновационные и включения их в жизнь группы с учетом индивидуальных интересов и способностей (проведение мастер-класса, элементов тренинга, экспресс-интервью).
Главное на встречах с родителями-умение создать атмосферу эмоциональной открытости и доверия. Продумать нужно все до мелочей:
- форму проведения встреч с родителями;
- доступность изложения материала;
- творческий подход к выбору темы с учетом интересов и запросов родителей;
- заинтересовать родителей проблемой и вопросами развития детей в своей группе и привлечь к активному обсуждению
Примерами нетрадиционных встреч являются: «Ток-шоу», семинары с элементами тренинга, встреча в форме «деловой игры», семинар-практикум с использованием видеопрезентации, тематический вечер, марафон (первое собрание с новыми родителями).
Наиболее актуальная, инновационная и приоритетная технология на всех уровнях образования - технология портфолио. Кроме портфолио достижений, выбрали наиболее эффективную технологию-портфолио интересов. Это способ обобщения и осмысления ребёнком собственных интересов посредством совместной с взрослыми познавательной и продуктивной деятельности.
Главное - изучить, как ребенок развивается, определить динамику личностного развития, успешности знаний и выявить интересы каждого малыша, пусть он и маленький, чтобы наметить перспективы развития каждого воспитанника в разных видах деятельности.
Деловая игра, организованная и проведенная в 2017 году превзошла все ожидания. Как правило, она направлена на изучение опыта воспитания детей в семье по определенной проблеме, обучение культуре взаимоотношений и культуре общения, совершенствование навыков принятия любой позиции участников игры и коллективных решений. Без серьезной предварительной подготовки откровенного общения с родителями, убеждения других в правоте своей позиции («новаторы», «консерваторы», «родители-практики», «педагог-эксперт» и др.), поддержки их воспитательных воздействий, родительских секретов и хитростей, не будут достигнуты поставленные цели. Когда родители включились в интерактивную игру-беседу, делились мнениями, как они развивают речь в условиях семьи, была удивлена интересными и неординарными высказываниями, убеждениями всех участников, как точно бабушки характеризовали качества своих детей и внуков, особые секреты успешных методов воздействия в соответствии с изменениями экономически нестабильной ситуации в обществе.
В целях популяризации современных психолого-педагогических идей, донесения интересной теоретической и полезной практической информации, предлагаю для родителей необычную форму «проспект», рубрики которого представлены советами воспитателей и специалистов, опытом по воспитанию ребенка в отдельных семьях, актуальные вопросы совместной деятельности с родителями. Рубрики и информация периодически меняются.
Одна из форм сотрудничества с родителями воспитанников-своеобразная «почта доверия», куда родители могут положить предложения, записки со своими идеями, обратиться по вопросам развития детей к специалистам, заведующему, старшей мед.сестре. Такая форма не только эффективна, но и востребована, когда родители из-за нехватки времени не могут пообщаться с педагогом.
Действенной формой вовлечения родителей оказалось оформление страниц семейного альбома (фотомонтаж с текстовым материалом), который вызвал неподдельный интерес у других мам и пап и помог поведать о семейных увлечениях, о том, как заботятся о сохранении и укреплении здоровья, как развиваются творческие способности детей в кружках и студиях дополнительного образования в городе.
Модель вовлечения родителей в образовательный процесс-саморазвивающая. Итогом длительной подготовки, проявления их творчества в изготовлении костюмов, декораций, выявления способностей родителей стало проведение мини-спектакля «Чудо Эко-Теремок» с приглашением родителей,
подготовленный музыкальным руководителем и воспитателем, где родители увидели своих детей, которые с удовольствием исполняли роли сказочных персонажей.
В завершении проведен мастер-класс, где мама Сомина Д.Н. продемонстрировала свои художественные способности и родители включились в процесс создания из бросового материала ромашки, как символа семьи и любви.
Родители - не только наши союзники, единомышленники, но и активные участники социальных и экологических акций, мероприятий в группе и в саду. Они постоянно оказывают помощь в озеленении и благоустройстве прогулочного участка, включились в смотр-конкурс тематических площадок к летнему оздоровительному сезону, Наша «Лесная полянка» заняла второе место в смотре-конкурсе среди групп. Дети радуются и испытывают чувство гордости, когда родители участвуют в совместных мероприятиях: сажают цветы и кустарники, сооружают горки, постройки, видят интерес своих мам и пап и активную позицию.
Горжусь родителями своих воспитанников, которые никогда не остаются в стороне от участия в различных мероприятиях группы и детского сада: выставки поделок и рисунков «Осенние фантазии», «Новогодний калейдоскоп», «Лето! Ах, лето…»; экологический плакат и материалы «Красная книга Самарской области» в год экологии к территориальному семинару. В ходе акции «Сохраним наши деревья» дети раздали буклеты и обращения родителям и жителям близлежащих домов «Зеленое платье Планеты, давайте, друзья, сохраним!»
Из всех видов сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников самым эффективным является социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права субъектов образовательного процесса: детей, родителей, педагогов, которые в одинаковой мере отвечают за качество результатов.
Список использованной литературы
1.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. М., Центр педагогического образования,2014
2.Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов Сост. Т.В.Цветкова. «ТЦ Сфера», 2013.
3.Родительские собрания в детском саду. Младшая группа Авт.-сост. С.В.Чиркова, 2-е изд.М.: «ВАКО», 2016.
4.Педагогический совет и деловые игры в ДОО: Сост. Белая К.Ю. М; «ТЦ Сфера», 2017.
5.Дидактическая копилка воспитателя детского сада П.П.Дзюба. Ростов н/Д.:Феникс,2009.
6.Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2009. № 5;2015. № 3;2016. № 3.
7.Журнал «Дошкольная педагогика». 2013 № 7.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семья-это самое спокойное и надежное место для ребенка, это его дом, его крепость. Здесь он чувствует себя защищенным, здесь его понимают, любят. И в детском саду необходимо, чтобы педагоги были друзьями, партнерами для детей, важно понять их мир, помочь развиваться в соответствии с возрастными возможностями и любить их такими, какие они есть.
Согласно ФГОС, взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность на основе выявления потребностей и запросов семьи - необходимое условие для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
Взаимодействие должно быть основано на сотрудничестве при условии открытости детского сада внутрь: у родителей должна быть полная картина о жизни детей в группе, а у воспитателя должна быть полная информация о семье, условиях воспитания в ней каждого конкретного ребенка.
ЗАДАЧИ: -оптимизация отношений партнерства между родителями и детским садом через разнообразные формы взаимодействия; -эффективное вовлечение родителей в разные виды деятельности и поддержка их образовательных инициатив; -открытость образовательного процесса, где всячески поощряется участие всех членов семей воспитанников; -создание доверительных отношений и психологического комфорта.
Для нас важно, чтобы родители осознали, что заинтересованное участие в образовательном процессе необходимо не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это нужно для полноценного развития их ребенка.
Опираясь на новизну в отношениях понятий «сотрудничество» и «взаимодействие», в нашем ДОО используются разнообразные формы работы с родителями , как традиционные, так и инновационные.
Главное на встречах с родителями- умение создать атмосферу эмоциональной открытости и доверия. Продумать нужно все до мелочей: форму проведения встреч с родителями; доступность изложения материала; творческий подход к выбору темы; заинтересовать родителей проблемами и вопросами развития и воспитания детей и привлечь их к активному обсуждению.
ПОРТФОЛИО ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ ГРУППЫ Наиболее актуальная, инновационная и эффективная технология на современном этапе - портфолио интересов. Это способ обобщения и осмысления ребёнком собственных склонностей и увлечений посредством совместной со взрослым познавательной и продуктивной деятельности .
ВСТРЕЧА С РОДИТЕЛЯМИ В ФОРМЕ «ДЕЛОВОЙ ИГРЫ» Деловая игра, организованная и проведенная в 2017 году превзошла все мои ожидания. Без предварительной подготовки ,откровенного общения с родителями, убеждения друг друга в правоте своей позиции(«новаторы», «консерваторы», «родители-практики»,»педагог-эксперт» и др. )поддержки их воспитательных воздействий, маленьких родительских секретов не будут достигнуты поставленные цели.
ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ «РОСТОЧЕК» В целях популяризации современных психолого-педагогических идей, донесения интересной теоретической и полезной практической информации, предлагаю для родителей необычную форму «проспект», рубрики и информация которого периодически меняются .
ПОЧТА ДОВЕРИЯ «ЧТО ВЫ ЖДЁТЕ ОТ ГРУППЫ?» Одна из форм сотрудничества с родителями - своеобразная «почта доверия», куда родители могут положить предложения со своими идеями, обратиться по вопросам развития детей к специалистам, заведующему, старшей мед.сестре.
СТРАНИЦЫ СЕМЕЙНОГО АЛЬБОМА Действенная форма вовлечения родителей - оформление страниц семейного альбома(фотомонтаж с текстовым материалом),который вызвал неподдельный интерес у других .
МИНИ-СПЕКТАКЛЬ В ГОД ЭКОЛОГИИ «ЧУДО ЭКО-ТЕРЕМОК» Приглашение родителей на мини-спектакль «Чудо Эко-Теремок», которые увидели способности своих детей, с удовольствием исполняющих роли сказочных персонажей. В завершении проведен мастер-класс мамой Соминой Д.Н.,она вовлекла родителей в процесс создания из бросового материала ромашки, как символа семьи и любви.
Родители - активные участники социальных и экологических акций, конкурсов, мероприятий в группе и в саду. Они оказывают помощь в озеленении и благоустройстве прогулочного участка., включились в смотр-конкурс тематических площадок к летнему оздоровительному сезону.
Родители воспитанников никогда не остаются в стороне от проводимых мероприятий: выставки поделок и рисунков «Осенние фантазии», «Новогодний калейдоскоп»,«Лето! Ах, лето…»; экологический плакат и материалы«Красная книга Самарской области», акция «Сохраним наши деревья».
Из всех видов сотрудничества и взаимодействия с семьями воспитанников самым эффективным является социально-педагогическое партнерство, предполагающее равные права субъектов образовательного процесса (дети, родители, педагоги),которые в одинаковой мере отвечают за качество результатов .
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий при взаимодействии с родителями в соответствии с ФГОС ДО
Успешность педагогического взаимодействия дошкольного учреждения и семьи сегодня во многом зависит от того, насколько воспитатель использует в своей работе новые информационно-коммуникационные техноло...
«Взаимодействие с родителями в соответствии с ФГОС ДО. Из опыта работы молодого специалиста..."
Основной целью взаимодействия с родителями является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Какого конечного результата мне хотелось достичь в работе с родителями, когда я только взяла...
Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ С УЧЕТОМ ФГОС ДО...
Взаимодействие с родителями в соответствии с ФГОС ДО
Презентация опыта работы по взаимодействию с родителями в старшей группе детского сада....
Инновационные формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО
В презентации содержатся новые формы работы с родителями, такие как "Родительские уроки", совместные проекты, "Дни добрых дел", опыт семейного воспитания, проведение совместных праздников, создание ст...
выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"
quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...
Презентация педагогической практики в форме Олимпийских игр («Интерактивные формы взаимодействия с родителями воспитанников»)
Организация эффективного взаимодействия педагогов группы с родителями на основе использования информационно - коммуникационных технологий, с целью решения актуальных вопросов воспитания и развит...