Проект "Выявление интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
проект (средняя группа) на тему
Интеллектуальные способности — это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sposobnosti.docx | 36.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по развитию интеллектуальных способностей посредством экспериментальной деятельности
«В мире интересного».
Актуальность.
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.
Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.
Интеллектуальные способности — это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные ребенком в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех сведений о мире, которые получены репродуктивным путем. Современные исследователи и др. рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста. Главное достоинство этого метода заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.
В экспериментировании происходит непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные познавательные действия с ними позволяют познать их свойства, возможности использования в различных видах продуктивной деятельности, развивают детскую любознательность, у ребенка развивается образное и логическое мышление, он учится сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Эксперименты с различными материалами в изобразительной деятельности обогащают воображение детей образами, развивают их эстетическую восприимчивость к окружающему миру
Цель проекта:
Создание условий, способствующих развитию познавательного интереса любознательности, умению сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи в процессе эксперимента.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).
- Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
- Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение).
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
- Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее.
- Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Принципы проекта: развивающего обучения; научности; целостности; систематичности и последовательности; индивидуально-личностной ориентации воспитания; доступности; активного обучения; результативности;
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: Долгосрочный
Участники проекта: дети, родители, воспитатели.
Формы работы: ООД, наблюдение, эксперимент, беседа, игра, чтение художественной литературы;
Предполагаемый положительный результат:
- Повысить интерес детей к экспериментированию;
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Умение детьми задавать вопросы взрослым и сверстникам;
- Умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости;
Этапы проекта:
Подготовительный: определение целей, постановка задач проекта, составление плана проекта; подготовка оборудования, создание в группе центра экспериментирования; создание картотеки опытов; подбор презентаций, мультфильмов, литературы; диагностика детей;
Основной этап: реализация проекта, проведение всех мероприятий по плану;
Заключительный этап: проведение диагностики, подведение итогов; итоговое мероприятие «Юные ученые»; фотоотчет о проделанной работе.
Диагностика.
Диагностическая методика: наблюдения воспитателя, ведение дневника наблюдений.
№ | Интегративные качества, необходимые для формирования навыков экспериментирования | год | |
Начало года | Конец года | ||
1. | Умение видеть и выделять проблему | ||
2 | Умение принимать и ставить цель | ||
3 | Умение решать проблемы | ||
4 | Умение анализировать объект или явление | ||
5 | Умение выделять существенные признаки и связи | ||
6 | Умение сопоставлять различные факты | ||
7 | Умение выдвигать гипотезы, предположения | ||
8 | Умение делать выводы |
Вывод:
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью.
За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования Иванова А.И. «Живая экология» Творческий Центр «Сфера» М., 2007.
Уровень | Отношение к экспериментальной деятельности | Целеполагание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Высокий | Познавательное отношение устойчиво. Ребёнок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач. | Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. | Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца. | Формулирует в речи, достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразные временные, последовательные, причинные связи. Делает выводы. |
Средний | В большинстве случаев ребёнок проявляет активный познавательный интерес. | Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребёнок высказывает предположения, гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других. | Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым. | Самостоятельно готовит материал для экспериментирования исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результата, помня о цели работы. | Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого. |
Низкий | Познавательный интерес неустойчив, слабо выражен. | Не всегда понимает проблему. Малоактивен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими гипотезы. | Стремление к самостоятельности не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. | Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообразным действиям, манипулируя предметами, ошибается в установлении связей и последовательностей (что сначала, что потом) | Затрудняется сделать вывод даже с помощью других. Рассуждения формальные. Ребёнок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которым он действует. Не вникая в его подлинное содержание. |
Тематическое планирование
Возрастная группа | Месяц и темы | Мероприятия |
Старшая группа | Сентябрь Песок и глина | Знакомство с правилами во время экспериментирования; ООД «Знакомьтесь, песок и глина». Беседа с детьми: «Песочные часы»; Опыты с песком и глиной для закрепления их свойств: «Что легче сыпется»; «Сырой песок и сырая глина»; «Ветер на песок и глину»; «Лепка из песка и глины»; Наблюдение за песком и глиной на прогулке: «Куличики из сухого песка и сырого»; «Что происходит с песком, когда дует ветер»; «Где останется более четкий след: на сыром песке или сырой глине»; Заполнение дневника наблюдения Лепка из глины; Поместить в центр экспериментирования емкости с песком и глиной, палочки, песочные часы для самостоятельного экспериментирования; |
Октябрь Воздух | ООД «Где найти воздух»; ООД «Могучий ветер»; Показ презентации «Ветер»; Проведение опытов для закрепления свойств воздуха: «Поймаем воздух в пакет»; «Есть ли воздух в воде»; «Воздух легче воды»; «В каких предметах есть воздух»; «Пузырьки - спасатели»;«Можем ли мы без воздуха»; «Воздух выталкивает воду»; «Воздух перемещается»; «Плавающий мандарин»; «Поющие колбы»; «Теплый воздух-расширяется, холодный сжимается»; «Искусственный ветер» (Вентилятор); «Ветер может двигать»; Заполнение дневника наблюдений; Изготовление вертушек из квадрата. Закрепление их на участке для наблюдения за ветром. Наблюдение за ветром на прогулке, его силой и направлением; Помещение в центр экспериментирования воздушных шаров, пакетов, мыльных пузырей для самостоятельного экспериментирования; Просмотр мультфильма «Фиксики. Повелитель воздуха.» Консультация для родителей: «Значение опытно – экспериментальной деятельности для психического развития ребенка»; | |
Ноябрь Вода | ООД «Кругом вода»; ООД «Ходит капелька по кругу»; Презентация на тему: «Звуки воды»; Опыты на закрепление свойств воды: «Вода разной формы»; «Вода растворитель»; «Вода разноцветная»; «Вкус воды»; «Куда исчезла вода» (испарение); «Пар превращается в воду»; Выставка рисунков: «Берегите воду»; Заполнение дневника наблюдений; Создание наглядных правил о том, как беречь воду; Чтение стихов о воде; отгадывание загадок; Наблюдение на прогулке: «Какая лужа высохнет быстрее»; «Как звучит дождь»; Чтение художественной литературы: «Жила-была река», «Как люди речку обидели», «Путешествие капельки». Наполнение центра экспериментирования емкостями, игрушками и другим оборудованием для игр с водой; Размещение в центре экспериментирования альбома: «Вода, вода…»; Просмотр мультфильма «Фиксики-советы. Опыты с водой». | |
Декабрь Иней и снег | ООД «Иней»; ООД «откуда берется снег»; Опыты для закрепления свойств инея и снега»: «Комок в ладошках»; «Снег в воде»; «Снег чистый?»; Наблюдения на прогулке: «Как появляется иней»; «Снег согревает»; «Как звучит снег»; «Такие разные снежинки»; «Снег сыпется, снег лепится»; Рисование: «Снежный лес»; Вырезывание снежинок; Заполнение дневника наблюдений | |
Январь Лед | ООД «Как появляется лед»; ООД «Опасный лед»; Проведение опытов для закрепления свойств льда, а также для сравнения свойств льда и снега: «Картинка подо льдом»; «Лед в воде»; «Лед на ладошке»; «Бывает сладкий и соленый лед?» «Какая вода быстрее замерзнет: соленая, сладкая, пресная, с маслом?»; Создание альбома: «Спорт и забавы на льду»; Создание наглядных правил поведения на льду; Изготовление цветных ледяных фигурок для украшения участка; Заполнение календаря наблюдений; | |
Февраль Магнит | ООД «Откуда появился магнит»; ООД «Магнитное поле»; Просмотр мультфильма «Смешарики. магнитизм»; Опыты, для закрепления свойств магнита: «Что притягивает магнит»; «Притягивает ли магнит через препятствие» (ткань, картон); «Скрепка в воде»; «Скрепки из крупы»; «Сильный и слабый магнит»; «Магниты притянулись и оттолкнулись» (полюса магнита); «Искусственное магнитное поле»; Создание коллекции магнитов из разных городов и стран. Игры с магнитными пазлами, с магнитным театром; Заполнение дневника наблюдений; Размещение в центре экспериментирования различных магнитов для самостоятельного экспериментирования; | |
Март Ткани | ООД «Мир Тканей»; ООД «Разная одежда из разных тканей»; Презентация для детей: «Одежда разных народов»; Создание коллекции тканей; Проведение опытов для закрепления свойств ткани: «Какая ткань не пропускает воду»; «Какая ткань лучше сохраняет тепло»»; «Какая ткань лучше впитывает воду»; «Какая ткань больше мнется»; Заполнение дневника наблюдений; Размещение в центре экспериментирования лоскутов ткани для самостоятельных опытов. | |
Апрель Наблюдение за растениями | ООД «Растения.Что необходимо для их роста» Опыты для закрепления знаний о растениях: «Где лучше: на свету или в темноте»; «С водой и без воды»; «Лук в стакане с водой»; «Окрасится ли лист салата»; «Вырастим из семени» (мандарин, гранат); Наблюдение за тем как происходят изменения с растениями; зарисовывание наблюдений; Наблюдение за этапами прорастания; Создание наглядных правил по уходу за растениями; Создание экологического паспорта растений группы. | |
Май Солнце. Солнечный зайчик | ООД «Солнце. Что это». Беседа с детьми: «Полезное и вредное солнце» Наблюдение на прогулке за солнцем; «Как появляется солнечный зайчик» «Предметы, с помощью которых можно пустить солнечного зайчика» (зеркало, фольга, диск, стекло от часов); Игры с солнечным зайчиком: «Спрячь солнечного зайчика»; «Догони солнечного зайчика»; Заполнить дневник наблюдений. Проведение диагностики; Подведение итогов; | |
Подготовительная группа | Сентябрь Бумага | ООД «Бумага. Из чего ее производят»; Игры: «Найди что в группе из бумаги»; «Бывает- не бывает» (из бумаги); ООД «Такая разная бумага»; Опыты для закрепления свойств бумаги: «Бумага мнется»; «Как звучит бумага»; «Мокрая бумага»; «Бумага рвется»; «разрежем бумагу»; «Бумага впитывает масло»; «Бумага горит»; «Какая бумага легче рвется, мнется, режется»; Создание поделок из бумаги: оригами, аппликации, конструирование из бумаги; Размещение в центре экспериментирования различных видов бумаги для самостоятельных опытов; Заполнение дневника наблюдений. Консультация для родителей: «Как организовать игры с водой»; |
Октябрь Стекло | Презентация для детей «Как появилось стекло»; ООД «Что такое стекло»; Чтение художественной литературы: ДЖ. Родари «Стеклянная», А. Барто «Однажды я разбил стекло…» Опыты для закрепления свойств стекла: «Стекло в ладошке» (гладкое); «Что видно через стекло»; «Вода в стакане» (не пропускает воду); «Как звучит стекло»; «Стекло упало»; «Опасное стекло» (острое); «Мы - стеклодувы» (трубочки и мыльные пузыри); Создание мини-выставки стеклянных предметов; Заполнение дневника наблюдений. | |
Ноябрь Электричество | ООД «Электричество в каждом доме»; Презентация для детей: «Волшебное электричество»; Беседа с детьми: «Техника безопасности при использовании электроприборов»; Создание наглядных правил пользования электричеством; Опыты: «Потрем шарик», «Электрическая расческа» (Фольга и бумага); «Шарики поссорились» (смочить водой); Разместить в центре экспериментирования расчески, шерстяную ткань, фольгу, бумагу для самостоятельного экспериментирования; Заполнение дневника наблюдений. Просмотр мультфильма: «Фиксики. Электричество»; | |
Декабрь Свет | ООД «Что такое свет. Источники света»; ООД «Как появляется тень»; Создание альбома: «Естественные и рукотворные источники света»; Опыты со светом: «Какой предмет простит свет» (дощечка, ткань, бумага); «Где ярче светит фонарик: в темноте или на свету»; «Картинка в закрытой коробке»; «Свет рассеивается»; «От чего света больше?» (свеча, фонарик, настольная лампа); «Играем с тенью»; Использование теневого театра; Заполнение дневника наблюдений. | |
Январь Звук | ООД «Звуки вокруг нас»; Презентация для детей: «Звуки природы» Опыты для закрепления свойств звука: «Звуковая волна подобна водной»; «Сколько камешков бросили в воду» (звук передается в воде); «Звук по веревке»; «Шумовые и музыкальные звуки»; «Высокие и низкие звуки»; «Слушаем тишину»; Размещение в центре экспериментирования предметов, издающих звук: шуршалки, звенелки, гремелки, ложки и т.д.; Игра: найди парный звук Создание альбома: «Музыкальные инструменты»; Заполнение дневника наблюдения; Просмотр мультфильма: «Фиксики-советы. Опыты со звуком»; | |
Февраль Термометр | ООД «Термометр. Измерение температуры»; Беседа с детьми: «Техника безопасности при использовании термометра»; Опыты: «Где температура воздуха ниже» «Нагревают ли лампы комнату»; «Измеряем температуру воды в широком и узком сосуде»; «Узнай холодная или горячая вода, не трогая стакан руками»; «Сравни температуру в группе и в спальне»; «Моя температура»; Иры: «К какое время года может быть такая температура»; «Кукла Маша здорова или болеет?»; | |
Март Вес | ООД «Что такое вес?» Презентация для детей: «Такие разные весы»; Опыты: «Большое, но легкое» (камень и вата); «Одинаковый вес»; «Есть ли вес у воздуха»; «Взвешиваем разные предметы»; «Мой вес»; Разместить в центре экспериментирования разные весы: кухонные электронные, кухонные с чашей, кантарик для самостоятельного экспериментирования. | |
Апрель Радуга | ООД «Семь цветов радуги»; Рисование «Радуга-дуга»; Опыты: «Поймай радугу»; «Радужная тень»; «Радуга на черном картоне» (Вода, лак для ногтей); Размещение в центре экспериментирования изображений радуги на небе, радуги от фонтана, радуги от водопада; Подбор пословиц и поговорок о радуге; Просмотр мультфильма: «Фиксики. Как сделать радугу…»; | |
Май Подведение итогов | Проведение диагностики; Подведение итогов; Проведение итогового мероприятия «Юные ученый». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры на развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста посредством ИКТ.
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. С...
Игры развивающие интеллектуальные способности детей дошкольного возраста
Эффективное развитие интеллектульных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материа...
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .
ИНТЕНСИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА Опыт работы .{C}{C}{C}...
Методические рекомендации на тему: «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»
Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей. Что же такое «познавательные способности» ребенка?...
Влияние развивающих игр на интеллектуальные способности детей дошкольного возраста.
Зачетная работа по теме: Влияние развивающих игр на интеллектуальные способности детей дошкольного возраста....
Методическая разработка - Игра "Разноцветные платочки"для детей дошкольного возраста.Развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей, в процессе двигательно-игровой деятельности
Данная игра может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами ДОУ....
Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей
Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...