2017-2018 Проект "Птицы"
статья (средняя группа) на тему

Проект "Птицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx564.24 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект в средней группе

«Птицы»

Вид деятельности: познавательно-творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный

Срок реализации: 2 недели

Дата реализации: 19.03.2018 - 01.04.2018

По количеству участников: групповой

Участники: дети 4-5 лет, воспитатели

Разработчик проекта: воспитатели Суздалева Светлана Юрьевна, Яковлева Ольга Владимировна

Цель: познакомиться с видами птиц, воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Задачи: расширять знания детей о природе, в частности о видах птиц и их особенностях, продолжать формировать представление о роли природы в жизни человека, развивать кругозор, мышление, связанную речь, воспитывать заботливое отношение к природе, закрепить представления детей о признаках всех времен года.

Значение и ценность проектной деятельности: научить детей бережно относиться к окружающей нас природе.

Этапы проекта:

1 этап - организационный

  1. Выбор темы, определение цели и задач, составление плана проведения проекта;

2. Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный материал;

3.        Разработать и подобрать дидактические игры;

4.  Подготовить презентацию;

5.        Подобрать материал для продуктивной и изобразительной деятельности;

6.        Подготовить атрибуты, наглядный материал для оформления предметно-развивающей среды;

7.        Создать оптимальные условия, необходимые для реализации проекта.

2 этап - основной

Совместная деятельность детей и воспитателей, проведение занятий, игр, мероприятий, чтение художественной литературы, просмотр презентации.

3 этап – заключительный

Беседы с детьми, подведение итогов, игровая деятельности на празднике «День птиц».

План реализации проекта

НОД «Птицы - наши друзья»

НОД «Какие разные птицы»

НОД «Зимующие птицы»

НОД «Перелетные птицы»

НОД «Птички»

Художественно-творческое развитие. Рисование «Перелетные птицы»

Художественно-творческое развитие. Аппликация «Домашние птицы»

Игра «Воробушки и вороны» на празднике «День птиц»

Художественно-творческое развитие. Лепка «Птички»

Просмотр Презентации «Птицы»

Беседа на тему «Что такое природа»


Актуальность

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д. У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление. Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств. Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу. Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям — ко всему, что его окружает.


Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Птицы — наши друзья»

Программные задачи:

Познавательные:

Закреплять знания и признаках птиц как вида, учить соотносить изменения в неживой природе, с жизнью птиц зимой, расширять знания о жизни птиц зимой (внешний вид, питание).

Развитие речи: Расширять словарный запас детей (зимующие и перелётные, нахохлились, щебечут, покрылись пухом, корм, зимовать). Формировать умение давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливать их пересказу, упражнять детей в умении грамматически правильно строить предложения, пользуясь различными типами простых предложений.

Социализация: Воспитывать сочувствие, доброжелательное отношение к природе, желание помочь, оказать помощь, развивать чувство ответственности.

Оборудование: мяч, фонограмма голосов птиц, картинки с изображением птиц. Природный материал, пластилин.

Ход НОД:

Дети сидят на ковре, воспитатель предлагает поиграть в игру с мячом «Я знаю». Дети кидают мяч друг другу по кругу и называют насекомых, рыб, животных и птиц. Молодцы, много животных знаете. Ребята, послушайте, чьи это голоса звучат (включает фонограмму «Голоса птиц»).

Дети: Это поют птицы. Правильно, это голоса птиц. Но ка-то раз зимой я ходила в лес и ничего не поняла. Птиц было совсем не слышно, очень тихо. Куда все птицы исчезли? Дети: Зимой очень холодно, нет корма, птицы улетают в тёплые страны. Воспитатель подводит детей к описательному рассказу о птицах и их повадках Воспитатель: А какие птицы улетают?

Дети: Ласточки, дикие гуси, скворцы, лебеди, кукушки,

Воспитатель: Ребята, назовите птичек, которые остаются зимовать.

Дети: Воробьи, синички, снегири, вороны, голуби, клёсты,

Воспитатель: Как можно им помочь выжить?

Дети: Делать кормушки, подкармливать птиц.

Дид. игра «Какая птица улетела?» (Выкладываются 4 картинки с изображением птиц, затем, дети отворачиваются, воспитатель убирает любую картинку, дети должны угадать - какая птица улетела) (игра повторяется 3-4 раза).

Игра-импровизация.

Ребята, представьте себе, что вы - птички. Закройте глазки и присядьте - птички отдыхают на ветке и спят. Вот пригрело тёплое солнышко, и птички проснулись, расправили крылышки, пёрышки, потянулись. (Дети закрывают глаза и приседают. Открывают глазки, плавно взмахивают руками, привстают на носочки и тянутся.)

Взмахнули крылышками и полетели по голубому небу. Летали птички и устали. Опустились на травку возле ручейка, попили водички, снова полетели и опустились на птичий двор. (Дети взмахивают руками и бегают. Приседают и наклоняют голову.

Поклевали зёрнышек и стали рассматривать обитателей птичьего двора. А там кого только нет: и важный - преважный индюк, и гордый петух, и куры-хохотушки, и утята непослушные, и уточка-кряква, и гусь-задира. Нахохлились птицы. Дети имитируют движения птиц, медленно ходят по залу с поднятой головой (петух, цыплята бегают, семенят. Курица ходит неторопливо. Идут вперевалочку (утка, вытягивают шею, руки отводят назад. Бегают по залу.

Погостили птички на птичьем дворе и полетели домой. А солнышко уже садиться стало, небо потемнело, птички уселись снова на веточки, сложили свои крылышки, и уснули. Дети приседают, руки отводят назад за спину, закрывают глаза. А теперь откроем глаза и снова станем детьми. Ну, что понравилось вам ребята игра? (о. д.)

Далее воспитатель предлагает послушать рассказ В. Сухомлинского «О чём плачет синичка?» и ответить на вопросы, поставленный в названии рассказа.

Вопросы воспитателя:

-Кто герой рассказа?

-Что делали ребята?

-Кого они потревожили?

_ Почему плакала синичка?

- Как бы вы поступили?

- Как вы думаете, как поступят ребята?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень добрые и отзывчивые. И я уверенна, что вы никогда не будете обижать птиц и животных.

Воспитатель предлагает детям сделать птичку из природного материала и пластилином (скреплять части пластилином. Туловище сделать и шишки, голова из пластилина, крылья из перьев, всё скрепляется пластилином).

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Какие разные птицы»

Интегрирование областей: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.

Программное содержание:

Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.

Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

– наблюдения за птицами в экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание альбома «Птицы».

– Отгадывание загадок.

Ход НОД:

1. Беседа «Что знаем о птицах».

Вопросы:

– Чем отличаются птицы от других животных?

– Назовите известных вам птиц.

– Какая у них расцветка?

– Где обитают птицы?

– Чем питаются?

2. Словесное описание муляжа птицы.

3. Работа по карточкам с изображением птиц.

Дети сравнивают рисунки и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц.

4. Отгадывание загадок о птицах.

1) Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

2) Красно-чёрный, чёрно-красный,

Доктор из него прекрасный! (дятел)

3) В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись… (дятел)

4) Трещала с самого утра:

«По-р-ра! По-р-ра!»

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

5) Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова.)

Б. Ширшов

5. Составление рассказов о птицах детьми.

Воспитатель: Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке?

Скажите кокой он.

Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные).

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему?

Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей).

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку?

Ответы детей.

Воспитатель: А давайте поможем воробушку и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.

Проходим к столу

Проходим садимся за столы.

Показ способа лепки воробья:

Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв.

Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами).

У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть (кормушка)

Для чего нужна кормушка?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте ребята наших воробушек посадим в кормушку.

Чей воробушек понравился больше остальных? Почему?

Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Зимующие птицы»

Цели и задачи: расширять представления детей о зимующих птицах, закрепить знание зимующих птиц: синица, снегирь, дятел, воробей, голубь, ворона, сорока, учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду, подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки, закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц, воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым, формировать интерес к жизни и обычаям людей других стран.

Ход НОД:

В. Какое сейчас время года? Дети: Зима В. Зима вступила в свои права. Дуют холодные ветра, мороз сковал всю землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от ветра.

Дети стоят в кругу. Стук в дверь. Воспитатель показывает детям письмо:

В. Дорогие дети к нам в группу пришло письмо из далекой Африки. (Читает письмо) слайд №4 «Здравствуйте! Пишут Вам дети жаркой Африки. У нас тут лето. Все цветет, зеленеет, бабочки летают, гусениц полным-полно. У нас очень много птиц. Никогда мы не видели зимы, и переживаем за птиц, которые у Вас зимуют. Как они проводят зиму? Холодно и голодно им, наверное. Расскажите нам, пожалуйста, как зимуют птицы? Нам очень интересно. Заранее огромное спасибо! До свидания!»

В. Ребята, а как можно рассказать Африканским детям о зимующих птицах? Ведь Африка находится очень далеко.

Дети: строят предложения: позвоним, напишем письмо, общение по интернету и т. д.

В. Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают в теплые края. Но не все, есть и такие, которые не улетают.

В. Как такие птицы называются?

Дети: Зимующие

В. Дети назовите зимующих птиц.

Дети: Синицы, воробьи, галки

В. Почему они остались?

Дети: Им здесь тепло, хватает еды.

В. Ребята, давайте рассмотрим зимующих птиц нашей местности (слайды).

Дети: начинают исследования синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сороки. Составляют небольшие рассказы.

Это синица. Грудка у неё жёлтая, черная голова и крылья. Зимой она питается ягодами рябины, семенами шишек, почками деревьев. Очень любит сырое мясо.

Это снегирь. Снегирь чуть крупнее воробья. У него красная грудка, голубовато-серая спинка, головка и крылья черные. Он прилетает к нам с первым снегом, любит ягоды рябины.

Это дятел. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев. Окраска оперения у дятлов разнообразна, но у большинства видов яркая — черная, зеленая или пестрая. Это одна из очень полезных птиц наших лесов: работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором.

Это воробей - бойкая, жизнерадостная, находчивая и общительная птица. Клюёт овёс, пшено, зимой селится вблизи жилища человека, клюёт всё, что найдёт - всеядная птица.

Это голубь. Обладает прекрасным зрением - различает цвета радуги. Окраска перьев у голубей различна. Питается растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. Голуби очень привязаны к людям.

Это ворона. Вороны очень умны. Оперение — чёрное с зелёными отблесками. Ест ворона всё. Мыши, птички и их яйца, черви и жуки, рыба, овощи, фрукты, сыр, творог - всё ей годится. В природе ворона, безусловно, полезна, но вблизи человеческого жилья становится воровкой.

Это сорока. Сорока всеядная птица. Г олова, шея, грудь и спина чёрные, живот и плечи белые. Она питается как животным, так и растительным кормом. Пищу - насекомых, пауков и мокриц - сорока ищет на земле. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.

Физкультминутка

Вот летают птички

Птички-невелички.

Все летают, все летают,

Крыльями пархают.

Прыгают по веткам,

Чтоб сильней быть деткам.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прыгают по веткам.

В. Ребята, посмотрите гнездо. А что там внутри, мы с вами сейчас узнаем.

(в гнезде находятся загадки)

Отгадывание загадок:

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой

Все равно он будет мой.

(дятел)

Чернокрылый, красногрудый,

Он везде найдет приют.

Не боится он простуды-

С первым снегом тут как тут.

(снегирь)

Любит прыгать и летать,

Хлеб и зернышки клевать.

Вместо «Здравствуйте» привык

Говорить всем чик-чирик.

(воробей)

Трещала с самого утра:

Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что-пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит сорока.

В. Зимующие птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям.

В. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? Дети: Надо изготавливать кормушки и подкармливать птиц.

В. Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, устраивать для них кормушки в саду, в парке, в лесу, у нас на участке в детском саду - везде можно устроить для птиц столовую.

В. А какие кормушки приготовили вы?

(показ кормушек)

В. Вам помогали родители. Из чего вы смастерили свои кормушки?

Дети: Дощечки, пластмассовые бутылки, коробки…

В. А чем вы кормите птиц?

Дети: Зёрна, крошки хлеба, семечки…

В. Как вы думаете, почему еще необходимо помогать птицам в зимнее время?

Дети: для того, чтобы они, перезимовав, украсили зиму и лето своим пением. Птицы друзья человека, они уничтожают огромное количество насекомых-вредителей, распространяют семена.

В. Помогите птицам, и они оплатят вам зелеными парками, лесами, сохраненным урожаем полей и садов, огородных участков.

«Дидактическая игра «Кто как кричит»

(Детям предлагается по фонограмме определить какой птице принадлежит голос (голоса птиц: синицы, снегиря, дятла, воробья, голубя, вороны, сорок).

В. Как вы думаете, удалось нам рассказать Африканским ребятам о зимующих птицах? Что нового вы узнали? Чтобы вы хотели ещё узнать о птицах?

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Перелетные птицы»

Цели: развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе, повторить название геометрических фигур, учить составлять из них фигуру птицы, учить ориентироваться в пространстве, закрепить счет в пределах 5, закрепить знания о смене времен года, познакомить с названиями весенних месяцев, дать представление об изменениях.

Используемый материал:

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), макет скворечника, изображение скворца, картинки с изображением перелетных птиц, знак запрещающий разорение гнезд, альбомные листы, счетные палочки.

Ход НОД:

- Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила Петрушку, он был такой грустный. И чтобы он не грустил, я пригласила его к нам в гости поиграть. (Стук в дверь).

Это наверно он пришел.

(Появляется Петрушка с подарочной коробкой)

- А, что же это нам Петрушка принес. Давайте посмотрим.

(Достаю красивые конверты)

- В этих конвертах, ребята, интересные задания для вас.

(Дети встают и подходят к столам).

- Первое задание называется, собери фигуру.

- А какие геометрические фигуры вы знаете?

Дети:

- Круг, квадрат, треугольник….

Воспитатель:

- И сейчас мы свами из геометрических фигур сделаем вот такую птичку (показываю образец).

- А выполнять это задание мы будем под пение птиц (включаю музыку).

- Давайте посмотрим, какие геометрические фигуры нам понадобятся

(показываю образцы, дети их называют).

- А давайте ребята сделаем еще солнышко.

- Где оно будет располагаться?

Дети:

- Над птичкой.

Воспитатель:

- Чтобы сделать солнышко нам понадобится желтый кружок и счетные палочки (по 5 штук).

- Сколько получилось лучиков у солнышка?

Дети:

- Пять.

 Воспитатель:

- Молодцы! А сейчас мы соберем наших птичек и на следующем занятии приклеим их и сделаем выставку, на которую обязательно пригласим Петрушку.

- Ребята вы, наверное, устали. Давайте с вами немножко поиграем.

Физминутка «Ласточки»

Выполняют под музыку.

Ласточки летели.

Все люди глядели.

(Бегут по кругу, машут руками, изображая птиц.)

Ласточки садились,

Все люди дивились,

Сели, посидели.

(Приседают, руки опускают за спиной, как бы складывая крылья).

Взвились, полетели.

Полетели, полетели.

Песенки запели.

(Бегут по кругу, взмахивая крыльями).

Воспитатель:

- Дети подойдите к мольберту (садятся на стульчики).

Наше второе задание называется «Сосчитайка».

Сейчас я буду загадывать загадки о птицах. А вы будете очень внимательны.

  1. Кто без нот и без свирели.

Лучше всех выводит трели?

Голосистее, нежней?

Кто же это? (соловей).

  1. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный

Лепит домик под окном

Из травы и глины (ласточка).

Показываю картинку с изображением ласточек. Давайте посчитаем, сколько здесь изображено птичек.

Этих птиц называют перелетными потому, что на зиму они улетают в теплые края, а весной вновь возвращаются домой. Еще к перелетным птицам относятся грачи, скворцы. Каких перелетных птиц вы знаете? Ребята, а вы знаете, где живут птицы?

Дети:

- В гнездах.

Воспитатель:

- Большинство птиц строят себе гнезда сами из веток, травы, глины.

(Показываю гнездо ласточки)

В гнездах у них появляются птенцы. Ребята, запомните, что разорять гнезда и даже просто трогать их нельзя. (Показываю знак).

- Ребята, а сейчас отгадайте загадку.

На шесте дворец

Во дворе – певец.

А зовут его - Скворец.

Скворец тоже перелетная птица. А как называется домик скворца?

Дети: Скворечник.

Воспитатель: (Показываю изображение скворечника и скворца)

- Домики для скворцов делают люди.

Итак, третье задание, которое принес Петрушка называется «Домик скворца».

Скворец к скворечнику подлетел.

Скворец в скворечник залетел. Где находится скворец?

Дети:

- В скворечнике.

Воспитатель:

 - Он скворечник осмотрел.

И вылетел из него довольный.

Сел скворец около скворечника (дети повторяют)

И песню запел.

Песню спел и полетел.

Взлетел над скворечником

Где находится скворец?

Пролетел под скворечником

И сел отдохнуть куда?

Дети:

- На скворечник.

Воспитатель:

- А теперь, где скворец летает? (справа, слева).

Молодцы, ребята! Все задания Петрушки выполнили.

А какие геометрические фигуры мы сегодня использовали, для того чтобы сделать птичку?

 Молодцы!

Все отвечали правильно. Вы Петрушке очень понравились, и он обязательно придет к нам в гости еще. А сейчас ему пора! (Петрушка прощается) До свидания ребята!

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Птички»

Цель: расширение представлений о зимующих и перелетных птицах

Программное содержание:

 Закрепить и систематизировать представления детей о птицах (понятие перелетные птицы, узнавание, название, отличительные признаки).

 Учить находить признаки и сходство и различия водоплавающих и не водоплавающих перелетных птиц, выражать их в речи.

 Обогащать словарь путем выделения слов: зимующие, перелетные, водоплавающие. Отличительные  признаки  перепонка, длинноногая, длинноклювая, длинношеяя, короткохвостая, ширококрылая.

 Упражнять в словообразовании сложных прилагательных способом двух основ по образцу.

 Продолжать учить детей самостоятельно составлять описательный, сравнительный описательный рассказ  о  птицах  по картинке.

 Развивать восприятие, память, мышление, внимание.

 Воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход НОД:

(Дети сидят на стульчиках полукругом).

— Ребята, давайте закроем глаза и послушаем. Скажите, что вы слышите? (Голоса птиц, пение птиц).

— Как они поют? (Звонко, весело, красиво, радостно).

— Сегодня мы будем говорить о птицах. За какими птицами мы наблюдали зимой? (Воробьями, синицами, сороками, воронами, голубями). Как можно назвать  одним словом этих птиц? (Зимующие). А почему мы их называем зимующими? (Потому что они остались у нас зимовать, не улетели в теплые края).

— А за какими птицами мы не можем наблюдать зимой? (За скворцами, грачами, цаплями, журавлями). Почему за этими птицами мы не наблюдали зимой? (Потому что они улетели в теплые края). А почему они улетели? (Им было бы голодно и холодно, потому что наступили холода, насекомые спрятались, не стало ягод, выпало много снега).

— Как мы назовем этих птиц, одним словом? (Перелётные).

— Ребята у меня два обруча. На какие две группы мы можем разделить тех птиц, о которых мы с вами говорили? (На зимующих и перелётных). Для  перелётных

какой обруч выберем? (Красный). Почему жёлтый обруч? (Красный — это тёплый цвет, а перелётные птицы любят тепло). Для зимующих птиц мы выберем зеленый обруч.

— А теперь подойдите к столу, выберете себе птицу, подумайте и положите её в нужный обруч. (Дети выполняют задание). Давайте проверим, правильно ли выбрали птиц.  В красный обруч положили картинки перелётных птиц: скворца, грача, журавля.  А в зеленый обруч положили картинки зимующих птиц: воробья, синицы, сороки, ворона, голубя.

— А ещё я хочу познакомить вас с птицами, которые живут на озёрах, реках, прудах, болотах и питаются рыбками, лягушками, мелкими рачками, водорослями. (Воспитатель выставляет картинки с птицами: лебедя, чайки, утки, гуся).

— Ребята, подумайте и скажите, чем же эти птицы отличаются от остальных? (У них в лапках вместо когтей перепонки). Что у них в лапках вместо когтей? (Перепонки, 2-3 ответа детей). И с помощью этих перепонок они очень хорошо плавают. И поэтому их называют водоплавающими птицами. Какими птицами называют?  ( Водоплавающими, 2-3 ответа детей). И ещё у этих птиц перья смазаны жиром, и они не мокнут в воде.

— Ребята, а в какой обруч мы их разместим? В зеленый  обруч или красный, где перелётные птицы? (В красный обруч, потому что они перелётные). Молодцы, ребята! Мы с вами вспомнили  зимующих, перелетных и познакомились с водоплавающими птицами.

Пальчиковая гимнастика.

Вдруг в лесу раздался стук.

Это дятел долбит сук.

Он деревья не калечит,

Он деревья клювом лечит.

Дети постукивают по столу подушечкой указательного пальца правой руки и по очереди среднего, безымяного и мизинчика. Затем то же самое повторяют левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

— Ребята, скажите птицы все одинаковые или разные? (Ответы детей).

Воспитатель выставляет картинки с изображением воробья, цапли и вызывает детей. Один ребёнок рассказывает про воробья, другой про цаплю, а третий ребёнок рассказывает один про этих двух птиц и сравнивает их.

— Это воробей, а это цапля. У воробья голова маленькая, а у цапли большая. У воробья туловище мелкое, а у цапли крупное. У воробья клюв короткий, а цапли длинный. У воробья крылья узкие, а у цапли широкие. Воробьи живут в лесу и в городе, а цапли живут в болоте. Воробьи питаются семенами и семечками, а цапли лягушками и рыбками. Воробьи, зимующие птицы, а цапли перелётные. Воробьи прыгают, а цапля ходит.

Игра «Найди домик»

Воспитатель надевает детям нагрудные знаки с изображением птиц и объясняет правила игры. Дети выполняют разные движения.   По сигналу  воспитателя каждый занимает свой домик. (Синица, воробей, сорока встают вокруг зеленого обруча — это домик зимующих птиц, а утка, гусь, журавль в красный домик — это домик для перелётных птиц).

— В природе птицы живут дружно, давайте и мы возьмёмся за руки, улыбнемся друг другу.

— Ребята, о ком мы сегодня с вами говорили? (О птицах). О каких птицах говорили? (О зимующих и о перелётных). Что нового узнали о птицах? (Птицы бывают водоплавающие и что у них в лапках вместо ногтей перепонки, с помощью которых они хорошо плавают). Два-три ответа детей, чем сегодня занимались и что понравилось. Вы любите птиц? (Да). Вы их бережёте, охраняете? (Да).

— Спасибо ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня играли


Беседа с детьми «Что такое природа»

Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий дом.

Задачи: Совершенствовать умения детей различать природу и не природу, называть объекты живой и неживой природы. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Материал: иллюстрации природы: животных, растений и т.д.

Ход беседы:

1. Чтение стихотворения В. Орловой «Дом под крышей голубой».

Словно крыша над землёю,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и конечно, я и ты.

- Что такое природа? (солнце, воздух, вода, растения, животные, камни и т.д.)

- Что нельзя назвать природой?  (то, что сделано руками человека)

- А машина есть в природе?

- Правильно нет. Это человек сделал её своими руками. А вот есть в природе на чём ездит человек? (лошадь, верблюд)

- Лошадь и верблюд – это природа. А человек их приручил, сделал из диких домашними, они и без него существовали в природе.

- Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолёт похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.

- Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира. Мир неживой и мир живой природы.

- На столе лежат картинки, помогите мне их разделить. На один сто положите живую природу, на другой – неживую природу.

- Живая природа – это то, что движется, растёт, развивается, размножается, умирает.

 2. Игра «Живая и неживая природа». (называют объекты живой природы: дети двигаются, неживой – стоят на месте)

3.Каждый из нас живёт в доме со стенами, потолками и полом – это наш обычный дом. Но как только мы выходим за порог нашего дома, мы попадаем в другой дом. Этот дом – природа.

- Когда-то давным-давно для человека единственным домом была природа. Человек не мог строить дома, он охотился на животных, ловил рыбу, собирал растения для еды. Шло время, и человек научился многому. Строить дома (деревянные и кирпичные), летать на самолёте и даже в космос.

- Но всё равно единственным домом для человека остаётся природа. Почему?

- Потому что человек не может прожить без природы: без воды, солнца, растений, животных.

- А в группе у нас есть природа?

Рассматривание два дома: дом природы, обычный дом, сравнение их.

- От чего в вашем доме бывает светло? (лампа)

- А что можно сравнить с лампой в природе?

- Но солнце не только светит, но и греет. (его можно сравнить с домашними обогревателями, с плитой, батареей)

- В природе идёт дождь.

- В доме есть душ.

- В природе – ветер. В доме – вентилятор.

- В доме на пол стелют ковёр. На земле растёт трава.

- В обычном доме есть каменные и деревянные стены. А в природе – горы и деревья.

- У нас горит пламя на газовой плите. В природе огонь вырывается из вулкана.

- В природе выпадает снег, накапливается лёд на высоких горах.

- А в обычном доме человек научился делать снег в холодильнике.

- В природе дикие животные. У нас – домашние.

- Точно так же есть дикорастущие и комнатные растения.


Игра «Воробушки и вороны» на празднике «День птиц»

C:\Users\User\Desktop\5.jpg

C:\Users\User\Desktop\6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг достижений воспитанников за 2014-2015, 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебные годы

Цель: выявить уровень усвоения содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» по реализации образовательной программы «Радуга».Используемые методы: ди...

Журналы диагностики педагогического процесса детей средней, старшей, подготовительной группы «Г» «Солнышко» на 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебный год

Журналы  диагностики педагогического процесса  детей средней, старшей, подготовительной группы  «Г» «Солнышко»  на 2016-2017, 2017-2018, 2018-2019 учебный г...