Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
картотека (младшая группа) на тему
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии.
Ведущим познавательным процессом в раннем возрасте является восприятие. Его значение трудно переоценить. Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, то у него могут обнаружиться серьезные пробелы в представлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.
Основные задачи формирования восприятия интегрируются с задачами развития речи, движений, игровых умений. Для того чтобы заинтересовать малышей, пробудить в них творческую активность предлагаются игровые методы и приемы, художественное слово.
Предложенный материал можно использовать вариативно, конкретизировать его, дополнять задачи, приемы взаимодействия с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie.docx | 19.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №5» г.Пласта
Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
Воспитатель:
Салимгалеева
Раиса Анатольевна
1. «Кто скорее свернет ленту?»
Цель: развивать моторику пальцев и кистей рук, формировать скорость и точность движений.
Оборудование: две ленты, закрепленные одним концом на палочках (длина 50 см, одинаковой ширины и одного цвета.
Ход игры:
Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы свернуть ленту.
Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии, отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.
Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.
Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время. Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел -лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
2. «Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах «островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».
Правила:
1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
2. все пальцы должны участвовать;
3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
3. «Сделай бусы»
Цель: учить составлять бусы из разрезанных трубочек от фломастеров; учить составлять простые сочетания по заданию воспитателя и по схеме, развивать мелкую моторику рук, учить концентрировать внимание на одном виде деятельности, развивать воспитывать усидчивость.
Оборудование: коробочка, разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см., схема последовательности нанизывания трубочек - 5шт.
Ход игры:
детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определённого цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.
4. «Составь узор или картинку из резинок»
Цель: Учить детей составлять узор из банковских резинок, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза, учить работать по схеме.
Оборудование: пластина, которая выпилена из фанеры, по всей плоскости на ней закреплены пластмассовые стерженьки со шляпками 22 штуки, расстояние между ними 3-4см; разноцветные банковские резинки в коробке; схемы с изображением картинок или фигур - 6 штук.
Ход игры:
детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить её за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики. Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.
5. «Составь узор из спичек и палочек»
Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза. Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для выкладывания узора.
Ход игры:
эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.
Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счётные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.
6. «Нитяные узоры»
Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию руки и глаза.
Оборудование: толстые тяжёлые нитки или тонкие верёвочки; карточки - образцы.
Ход игры:
Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верёвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.
7. «Успевай-ка! »
Цель: развитие динамической координации, чередование движений рук.
Ход игры: (играют 2-10 человек) в процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
8. «Зайка и зеркало»
Цель: совершенствование координации, автоматизации и плавности переключения.
Ход игры: левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
9. «Чет-нечет»
Цель: развитие умения пространственной ориентировке на бумаге; воспитание эмоционального, положительного отношения к игре
Оборудование: 2 ручки разного цвета, лист в клетку.
Ход игры: на одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы).
10. «Кто запомнит?»
Цель: Развивать память, мелкую моторику.
Оборудование: коробочка с цветными палочками разной величины, образцы, нарисованные на таблицах.
Ход игры:
взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы ребенок сверяет рисунок с образцом.
11. Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»
Цель: развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: Прищепки
Ход игры:
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
12. «Скользим на лыжах»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: две пробки от пластиковых бутылок.
Ход игры: Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем:
В новеньких сапожках
-Зашагали ножки: топ-топ-топ,
Прямо по дорожке: топ- топ- топ.
Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,
Топаем дружнее: топ- топ- топ».
13. «Нарисую ягодку»
Цель: развивать мелкую моторику пальцев.
Оборудование: мелкие пульки от детского пистолета, картинки с ягодами.
Ход игры:
Пулькой дети очерчивают нарисованный на листе бумаги контур ягод.
14. «Рукопожатие»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.
Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)
Ход игры:
Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения «Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена рук.
15. «Иголочки»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: круглая щетка для волос.
Ход игры: ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая: «У сосны, у пихты, елки Очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник".
16. «Месим тесто»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: кастрюля, 1 кг гороха или фасоли
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: "Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи".
17. «Возьми горошины»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: горох, блюдце.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами беретгорошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом беретследующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"Кто что ест"
Через игру ребёнок развивается и познаёт окружающий мир...
Дидактическая игра для развития мелкой моторики и сенсорики детей раннего возраста Книжка-малышка «Колобок»
Развитие мелкой моторики рук, пространственной ориентации, развитие зрительного восприятия, развитие тактильных ощущений, восприятия цвета и формы, умение пользоваться разными видами застежек; развити...
Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук для детей 5-6 лет
Под выражением «мелкая моторика» понимается подвижность и ловкость мелких мышц на кистях рук, совершаемая под зрительным контролем человека. Чем лучше развита эта моторика, тем лучше будет...
Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет
разминаем руки с детьми...
Комплекс дидактических игр по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет.
Для ребенка раннего дошкольного возраста, трех-четырех лет очень важно делать массаж рук для развития мелкой моторики. Если начать делать такой массаж рук детей с раннего этапа развития, то у детей бы...
Авторское дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с ОНР «Путешествие Бельчонка по вязаной сказке».
У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. Также отмечается недостаточная координация ...
Картотека дидактических игр по развитию мелкой моторики рук для детей старшего возраста.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая м...