Программа кружка "Цветные капельки"
рабочая программа на тему

Олеся Валерьевна Артамонова

Программа кружка "Цветные капельки"

Нетрадиционное рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_tsvetnye_kapelki.docx358.7 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\1.jpg

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Целевой раздел………………………………………………………………...3

  1. Пояснительная записка………………………………………………………3
  2. Актуальность данной программы…………………………………………...4
  3. Нормативно - правовая основа программы………………………………...6
  4. Возрастные особенности детей старшего возраста        .7
  5. Цели и задачи программы        8
  6. Принципы программы………………………………………………………10
  7. Ожидаемые результаты……………………………………………………...11
  8. Основные формы работы с детьми…………………………………………12
  9. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды……………………………………………………………………………...13

2.0.        Материально-техническое обеспечение…………………………………..14

Часть II. Условия реализации программы…………………………………..15

2.1.        Условия    реализации    программы в воспитательно-образовательном
процессе…………………………………………………………………………..15

2.2. Критерии  оценки  эффективности   реализации  программы    по
экологическому воспитанию…………………………………………………….16

2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников……….20

2.4. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй………………...21

  1. Основные формы работы с родителями…………………………………….25

Часть III. Содержание работы по программе………………………………..23

  1. Тематический план занятий с детьми  (4-5лет)…………………………....23
  2. Тематический план занятий с детьми  (5-6 лет)…………………………..28
  3. Тематический план занятий с детьми   (6-7 лет)…………………………….32
  1. Результаты реализации программы………………………………………...36
  2. Список использованной литературы………………………………………..37

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

   Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.

   Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

   Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

   Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость

1.2. Актуальность данной программы

    Программа обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.

   Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

   Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

   Программа по дополнительной образовательной услуге: кружок  нетрадиционного рисования «Цветные капельки» составлена с учётом ФГОС дошкольного образования. Программа реализуется на базе МБДОУ д/с № 16 «Золотой ключик» г. Сафоново Смоленской области, разработана на основе программы «Цветные ладошки» Лыкова И.А. Рассчитана на детей  дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Программа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие детей с учетом индивидуальных особенностей.

Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:

Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.

Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования.

1.3. Нормативно-правовая основа для разработки данной программы

составили:

  • Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. №26);
  • Вариативная образовательная программа «От рождения до школы», Н. Е. Веракса;
  • Устав ДОУ;
  • Программа развития ДОУ.


1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста

3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.

5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.

6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.

1.5. Цели и задачи программы

   Цель программы: формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Развивать  у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.

   Объектом исследования является процесс организации системы работы по художественно-эстетическому  воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.

   Предметом исследования  является использование интегрированных
занятий     при
        организации процесса  художественно-эстетическому        воспитания  дошкольников.

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование представлений нетрадиционных техникам
    рисования;
  • ознакомление со способами  нетрадиционных техник рисования – кляксография, рисование пальчиками, монотопия, печать по трафарету и.т.д
  • овладение основами, умениями работы различными
    нетрадиционными видами рисования, формирование
    способности к творческому раскрытию, самостоятельности,
    саморазвитию;
  • обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных
    техник рисования;
  • овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;

Развивающие:

  • развитие интереса к изучению народных промыслов;
  • повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в
    результате своих работ;
  • формирование способности к самостоятельному поиску методов
    и приемов, способов выполнения.
  • развитие опыта и творческой деятельности в создании новых
    форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  • развитие способности к личному самоопределению и
    самореализации в дальнейшей жизни;

Воспитательные:

  • воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке
    к ярмаркам, выставкам;
  • соблюдение правил техники безопасности;
  • стремление к собственному поиску, самостоятельности;
  • понимание необходимости качественного выполнения образа
  • конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием,
    речевым развитием, мелкой моторики, глазомером.

1.6. Принципы программы

Программа реализуется с учетом ряда принципов обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

1.Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных
техник: кляксография, монотипия, и т.п.
2.Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая  цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3.Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения,  помогает развитию творчества, воображения.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.
5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
6.Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем
больший отклик она приносит в их творчество.

1.7. Реализация программы предусматривает получение следующих

результатов:


На уровне ребенка:
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения,
- композиционных умений цветовосприятия и зрительно - двигательной координации, умений анализировать натуру;
- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;

- умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявление желания участвовать в выставках детских работ;
- развитие чувства прекрасного.
На уровне педагога
Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного
материала;

На уровне родителей
Повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
Развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.

1.8. Основные формы работы с детьми

Организационные

Исследовательские

Практические

Аналитические

индивидуальная работа; групповая работа

диагностическое обследование; элементы тренингов; сеансы релаксации;

выставки; конкурсы рисунков; занятия; мастер-классы; творческие занятия; игры;

опрос; анкетирование; индивидуальная беседа; наблюдение

Методы работы с детьми

Словесные

Наглядные

Практические

Игровые

беседа; рассказ; поручение; объяснение; дискуссии; консультирование; тренинги; художественное слово: стихи, загадки; придуманные истории; вопросы; диалог; совет

конкурсы рисунков; творческие работы; наблюдение; образцы рисунков; использование натуры; использование картин

монотипия; рисование нитками; печатание бумагой; рисование с помощью соли; рисование кляксами; тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки+акварель;свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками

творческие игры; игры с водой; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика; игровые моменты

1.9. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды

Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда которая предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества:

  • Бумага разных размеров;
  • цветные карандаши;
  • воздушные фломастеры;
  • восковые мелки;
  • краски (гуашь и акварель);
  • кисти тонкие и толстые;
  • различные по толщине нитки и веревочки;
  • печатки и шаблоны;
  • баночки для воды;
  • салфетки;
  • палитры;
  • зубные щётки;
  • поролон;
  • пробки;
  • свечи;
  • ватные палочки;
  • трубочки для коктейля и т. д.

Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.

 В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображениятехнологические карты по рисованию. В кабинете имеется стенд для оформления выставки детских работ позволяющий продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности.           

                                                                                                                                         2.0. Материально-техническое обеспечение

Материально-техническая база МБДОУ д/с №16 «Золотой ключик» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. Организовано комната «Гармония» нетрадиционного рисования для «художественно – эстетического» развития детей дошкольного возраста в помещении детского сада. Комната оснащена мебелью,  оформлена библиотека  художественной литературы по нетрадиционному рисованию. В достаточном количестве имеются разнообразные предметы и материал, пособия, игры, и др. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.


Часть II. Условия реализации программы. 2.1. Условия реализации программы в воспитательно-образовательном процессе:

  • Программа «Цветные капельки» (нетрадиционные техники рисования) рассчитана на 3 года, для детей с 4 до 7 лет.
  • Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
  • При планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.
  • Все занятия проводятся с учетом специфики дошкольного возраста, в игровой форме с использованием практической деятельности, в соответствии с имеющимися условиями.
  • При организации работы предполагается стратегия сотрудничества ДОУ и семьи.

2.2. Критерии оценки эффективности реализации программы

Система мониторинга динамики развития детей

   Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
  Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продуктов деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения
детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:
этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.
2. Передача формы:
форма передана точно;
есть незначительные искажения;
искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
части расположены верно;
есть незначительные искажения;
части предмета расположёны неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
пропорции предмета соблюдаются;
есть незначительные искажения;
пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения
детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
по всему листу;
на полосе листа;
не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
соблюдается пропорциональность в изображении
разных предметов;
есть незначительные искажения;
пропорциональность разных предметов передана
неверно.
6. Передача движения:
движение передано достаточно четко;
движение передано неопределенно, неумело;
изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение
ставится на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей:
первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов
декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету,
свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
передан реальный цвет предметов;
есть отступления от реальной окраски;
цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей
замыслу и выразительности изображения:
многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение
соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени
случайно;
безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или
случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по
формированию у детей ручной умелости этот критерий включает
следующие группы показателей):
а) характер линии:
слитная;
линия прерывистая;
дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
средний;
сильный, энергичный (иногда бумагу);
слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за
пределы контура;
беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах
контура;
г) регуляция силы нажима:
ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы
показателей для более детальной характеристики отношения детей к
деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить
ошибки, неточности;
эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале —
радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает,
деятельность замедляется или вовсе прекращается);
безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
адекватна;
неадекватна (завышенная, заниженная);
отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко
(сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
к предложенному заданию;
к процессу деятельности;
к продукту собственной деятельности.
З. Уровень самостоятельности:
выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
необходимости обращается с вопросами;
требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому
обращается редко;
необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны
взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.


2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (Законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

2.4. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:

  • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
  • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
  • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
  • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
  • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
  • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

2.5. Основные формы работы с родителями:

  • Анкетирование;
  • Открытые мероприятия, мастер- класс по нетрадиционному рисованию;
  • Презентации, выступления на родительских собраниях (с использованием ИКТ;
  • Участие в развлечениях, конкурсах нетрадиционного рисования;
  • Консультации  для родителей по нетрадиционному рисованию дошкольников.


Часть III. Содержание работы по программе

3.1. Тематический план занятий в средней группе

Месяц

Недели

Тематика занятий

Программное содержание

Сентябрь

1

Диагностика

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

Укрась платочек

Формировать умение детей украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма.

3

Осеннее дерево

Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Осенний букет

Познакомить с приемом печати  листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус.

Октябрь

1

Заготовка на зиму «Компот из яблок»

Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Улитка

Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Грибы в лукошке

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

4

Цыпленок

Формировать умение у детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Ноябрь

1

Рябинка

Формировать умение детей  рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои любимые рыбки

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Первый снег

Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью  техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

4

Цыпленок

Формировать умение у детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Декабрь

1

Зимний лес

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

Мои рукавички

Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3-4

Овечка

Формировать умение у детей тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками.

Январь

1

Ёлочка пушистая, нарядная

Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Снежок

Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Снеговичок

Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции.

Февраль

1

Чашка

Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Подарок для папы

Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции.

3

Ягоды и фрукты

Формировать умение у детей рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

Плюшевый медвежонок

Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида

Март

1

Мимоза  для мамы

Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции.

2

Солнышко

Закреплять  технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

3

Животные (петух, птица, слон, олень, медведь)

Формировать умение у детей рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской.

4

Подснежник

 Формировать умение у детей рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Апрель

1

Неваляшка

Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус.

2

 Волшебные картинки (волшебный дождик)

Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Подарок для кошки Мурки

Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу.

4

Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница)

Формировать умение у детей рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

Май

1

Черемуха

Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

2

Салют

Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют  с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус.

3

Котенок

Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.

4

Как я люблю одуванчики

Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже.

3.2. Тематический план занятий в старшей группе

Месяц

Недели

Тематика занятий

Программное содержание

Сентябрь

1

«Окраска воды»

Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность

2

«Знакомство с нетрадиционным рисованием»

Развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными способами рисования.

3

Веселый мухомор

(1 занятие)        

Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать.

4

Веселый мухомор

(2 занятие)

Закреплять навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Знакомство с приемами печати печатками. Учить коллективной работе (создание элементарного коллажа)

Октябрь

1

«Дерево осенью»        

Научить детей рисовать осеннее дерево. С помощью трубочки из  под сока (нетрадиционная техника рисования), вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т.д.), обогащающие его содержание.

2

«Ежик»        

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

3

«Осенний букет»        

Формировать умение у детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность.

4

«Осенний дождь»        

Формирование умение у детей новым методом рисования, развивать чувство ритма и композиции.

Ноябрь

1

«Моя любимая игрушка»        

Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком.

2

«Ветка рябины»

Освоить новую технику рисования, познакомить с зимующими птицами, развивать мелкую моторику рук.

3

«Воробьишко»

Формировать умение у детей изображать птиц, используя при этом кулачок, передавая характерные особенности окраски оперения. Развивать творческое мышление, фантазию. Развитие мелкой моторики рук.

4

«Мы рисуем, что хотим»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники

( рис. ладошкой, пальчиком и др.)

Декабрь

1

«Зимний лес»

(1 занятие)        Упражнять в печати по трафарету. Закрепить рисовать деревья паралоновым тампоном, развивать чувство ритма и композиции, воображение творчества.

2

«Украсить елочку бусами»

 (2 занятие)        Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками, развивать чувство ритма.

3

«Узоры на окнах»

Развивать мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные рисунки.

4

«Елочные игрушки»        

        Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка.

Январь

1

«Снежинки»

Формировать умение у  детей изображать снежинку с помощью пластилина. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе. Развивать мелкую моторику рук.

2

«Звездное небо»

Вызвать интерес рисовать ватными палочками. Развивать воображение, интерес к процессу рисования.

3

«Лебедь по морю плывет»

Формировать умение у детей превращать отпечатки ладоней в лебедей. Развивать воображение, чувство композиции.

Февраль

1

«Транспорт на наших улицах»

Продолжать учить рисовать с помощью трафаретов различных машин. Создать коллективную работу. Развивать эстетическое воспитание

2

«Небо при закате солнца»

Познакомить с новым методом рисования, научить складывать лист пополам на одной стороне рисовать пейзаж на другой получить его отражение в озере. Половинку листа протереть влажной губкой

3

«Подарок папе»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.)

4

«Мой город»

Продолжать знакомить с методом примакивания. Развивать чувство композиции

Март

1

«Подарок для мамы»

Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным методом оттиск печатками из овощей и фруктов.

2

«Весенний цветок»

Формировать умение у детей создавать образы растений, используя пластилинографию. Развивать пространственные  представления, композиционные навыки.

3

«Подводное царство»

Познакомить с новым методом рисования. Формировать умение у детей сочетать восковые мелки и акварель. Развивать воображение.

4

«Ветка с почками»

Формировать умение у детей  рисовать ветку с натуры, учить рисовать почки на ветке. Познакомить с новым методом.

Апрель

1

«Весна красна»

Закрепить технику примакивания губкой. Развивать умение пользоваться данным материалом.

2

«Мое любимое домашнее животное»

Формировать умение у детей рисовать животное, передавая его характерные особенности. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Развитие чувства композиции.

3

«Веселые кляксы»

Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

4

«Цветы луговые»

Продолжать развивать умение рисовать цветы способом примакивания, проводить ровные вертикальные полоски.

Май

1

«Моя любимая игрушка»

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Использование всех знакомых детям нетрадиционных техник.

2

«Праздничный салют»

Познакомить с новой техникой рисования в соответствии с темой рисунка, развивать чувство композиции и цвета, ритма. Также побуждать любовь и уважение к Родине.

3

«Бабочка»

Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – монотипия. Знакомить детей с симметрией и асимметрией. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках.

4

Итоговая выставка рисунков за год

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

3.3. Тематический план занятий в подготовительной  группе

Месяц

Недели

Тематика занятий

Программное содержание

Сентябрь

1

Диагностика

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

2

Диагностика

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

3

«Детский сад»

Формировать умение у детей прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.

4

«Игрушки»

Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.

Октябрь

1

«Осень. Лиственные деревья»

Продолжать знакомить с видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятие.

2

«Осень. Лиственные деревья»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение.

3

«Огород. Овощи»

Упражнять в комбинировании различных техник, развивать чувство композиции и колорита.

4

«Лес. Грибы. Ягоды»

Совершенствовать навык работы  с восковыми мелками и акварелью.

Ноябрь

1

«Осенняя одежда»

Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, развивать изобразительные навыки и умения.

2

«Обувь. Головные уборы»

Формировать умение у детей рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие.

3

«Посуда. Наша пища. Труд повара»

Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах.

4

«Дом. Мебель»

 Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном.

Декабрь

1

«Зима. Начало зимы»

Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками.

2

«Дикие животные наших лесов»

 Научить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет

3

«Хвойные деревья»

Закрепить умение изображать  елку и елочные игрушки.

4

«Новый год»

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Январь

1

«Рождество»

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.

2

«Зима. Зимние забавы»

Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева

3

«Посуда»

Познакомить с колоритом городетской росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции

Февраль

1

«По за мыслу»

Совершенствовать умения  и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках.

2

«Животные севера»

Совершенствовать умение в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно.

3

«День защитника отечества»

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы.

4

«Зима. Итоговое занятие о зиме»

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами.

Март

1

«Мамин праздник»

Формировать умение у детей  украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками.

2

«Женские профессии»

Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие.

3

«Моя родина. Наш город»

Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки.

4

«Части тела»

Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении.

Апрель

1

«Ранняя весна»

Формировать умение у детей складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой

2

«Растения весной»

Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки.

3

«Космос»

Формировать умению у детей  новому способу получения изображения – граттажу.

4

«Перелетные птицы»

Формировать умение у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц.

Май

1

«Рыбы»

Формировать умение у детей обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали

2

«День победы»

Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки

3

«Насекомые»

Формировать умение у детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист.

4

Итоговая выставка рисунков за год

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков.

3.4.Результаты реализации программы:

   Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования.

   Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.

   Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику.

   Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.

   Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.

   Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.

   А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда решаются такие задачи как:

  • Раскрытие важных сторон развития ребёнка в каждой возрастной группе;
  • Оказание квалифицированной помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей;
  • Повышение самооценки родителей в своих глазах и в глазах друг друга;

3.5. Список использованной литературы

1.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)

2.Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»

3.Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 80с.

5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.

 Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 72с.

6.Копцева Т.А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994

7.Никологорская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей.

- М.: АСТ- ПРЕСС, 1997. – 96с.: ил. – (Основы художественного ремесла)

8.Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика.

9.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»

10.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2014.- 96 с. + 16с. цв. вкл.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Капельки" по нетрадиционному рисованию

Программа кружка "Капельки" имеет своей целью развитие у детей мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.В структуру программы  вход...

Программа кружка «Капельки» в ясельной группе

Программа кружка «Капельки» в ясельной группе...

Рабочая программа первой младшей группы «Капельки» срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.

Содержание программы: I.      Целевой раздел ……………………………………1.1....

Результаты диагностики к программе "Разноцветные капельки"

Результаты диагностики к программе "Разноцветные капельки"...

Рабочая программа группы "Капелька"

Рабочая программа группы "Капелька" 2019-2020 г....

Дополнительная образовательная программа "Разноцветные капельки"

Данная программа составлена на основе парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С. В. Погодина, «Нетрадиционные техники рисования в детском ...

Программа "Радужные капельки" для детей с ОВЗ

Программа "Радужные капельки" для детей с ОВЗ...