Программа кружка "Цветные капельки"
рабочая программа на тему
Программа кружка "Цветные капельки"
Нетрадиционное рисование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_tsvetnye_kapelki.docx | 358.7 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I. Целевой раздел………………………………………………………………...3
- Пояснительная записка………………………………………………………3
- Актуальность данной программы…………………………………………...4
- Нормативно - правовая основа программы………………………………...6
- Возрастные особенности детей старшего возраста .7
- Цели и задачи программы 8
- Принципы программы………………………………………………………10
- Ожидаемые результаты……………………………………………………...11
- Основные формы работы с детьми…………………………………………12
- Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды……………………………………………………………………………...13
2.0. Материально-техническое обеспечение…………………………………..14
Часть II. Условия реализации программы…………………………………..15
2.1. Условия реализации программы в воспитательно-образовательном
процессе…………………………………………………………………………..15
2.2. Критерии оценки эффективности реализации программы по
экологическому воспитанию…………………………………………………….16
2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников……….20
2.4. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй………………...21
- Основные формы работы с родителями…………………………………….25
Часть III. Содержание работы по программе………………………………..23
- Тематический план занятий с детьми (4-5лет)…………………………....23
- Тематический план занятий с детьми (5-6 лет)…………………………..28
- Тематический план занятий с детьми (6-7 лет)…………………………….32
- Результаты реализации программы………………………………………...36
- Список использованной литературы………………………………………..37
Целевой раздел
- Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.
Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость
1.2. Актуальность данной программы
Программа обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Программа по дополнительной образовательной услуге: кружок нетрадиционного рисования «Цветные капельки» составлена с учётом ФГОС дошкольного образования. Программа реализуется на базе МБДОУ д/с № 16 «Золотой ключик» г. Сафоново Смоленской области, разработана на основе программы «Цветные ладошки» Лыкова И.А. Рассчитана на детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. Программа направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру и творческое развитие детей с учетом индивидуальных особенностей.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник по этой программе:
Развивает уверенность в своих силах. Способствует снятию детских страхов. Учит детей свободно выражать свой замысел. Побуждает детей к творческим поискам и решениям. Учит детей работать с разнообразными художественными, природными и бросовыми материалами. Развивает мелкую моторику рук. Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии. Во время работы дети получают эстетическое удовольствие. Воспитывается уверенность в своих творческих возможностях, через использование различных изотехник.
Новизной и отличительной особенностью программы по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования.
1.3. Нормативно-правовая основа для разработки данной программы
составили:
- Закон РФ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 г. №26);
- Вариативная образовательная программа «От рождения до школы», Н. Е. Веракса;
- Устав ДОУ;
- Программа развития ДОУ.
1.4. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
3–4 года — позитивная эмоциональная реакция на изображение при узнавании знакомых или ценных в понимании ребёнка предметов на картинке. Психоэмоциональный уровень развития, а также степень развития абстрактного мышления и воображения пока не позволяет говорить о восприятии художественного образа. Оценочная мотивация носит простой, житейский, субъективный характер, например, выбрал эту фотографию, потому, что на ней изображена игрушка, а она мне нравится.
5 лет — ребёнок не только обращает внимание, но и начинает осознанно воспринимать привлекательные эстетические качества произведения искусства. Дети в этом возрасте способны испытывать чувства эмоционального удовлетворения, созерцая цветовую палитру картины, реже они отреагируют на композиционное решение и особенности формы.
6–7 лет — воспитанники способны преодолеть ограниченность буквального восприятия внешних очевидных признаков изображённых объектов. Уровень развития образного мышления даёт возможность улавливать тонкую внутреннюю характеристику изображённых художественных предметов.
1.5. Цели и задачи программы
Цель программы: формирование у детей раннего и дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности. Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Объектом исследования является процесс организации системы работы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ.
Предметом исследования является использование интегрированных
занятий при организации процесса художественно-эстетическому воспитания дошкольников.
Задачи программы:
Образовательные:
- формирование представлений нетрадиционных техникам
рисования; - ознакомление со способами нетрадиционных техник рисования – кляксография, рисование пальчиками, монотопия, печать по трафарету и.т.д
- овладение основами, умениями работы различными
нетрадиционными видами рисования, формирование
способности к творческому раскрытию, самостоятельности,
саморазвитию; - обогащение знаний детей через изучение нетрадиционных
техник рисования; - овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;
Развивающие:
- развитие интереса к изучению народных промыслов;
- повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в
результате своих работ; - формирование способности к самостоятельному поиску методов
и приемов, способов выполнения. - развитие опыта и творческой деятельности в создании новых
форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций; - развитие способности к личному самоопределению и
самореализации в дальнейшей жизни;
Воспитательные:
- воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке
к ярмаркам, выставкам; - соблюдение правил техники безопасности;
- стремление к собственному поиску, самостоятельности;
- понимание необходимости качественного выполнения образа
- конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием,
речевым развитием, мелкой моторики, глазомером.
1.6. Принципы программы
Программа реализуется с учетом ряда принципов обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
1.Принцип по-этапности «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных техник например: пальчиковая живопись, а затем художественный образ создается с помощью сложных
техник: кляксография, монотипия, и т.п.
2.Принцип динамичности. Каждое занятие необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохраняется логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.
3.Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, нетрадиционной техникой изображения, помогает развитию творчества, воображения.
4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы, без каких либо определенных и обязательных ограничений.
5. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
6.Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребёнком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание. Чем интереснее, насыщеннее, богаче по содержанию жизнь детей, тем
больший отклик она приносит в их творчество.
1.7. Реализация программы предусматривает получение следующих
результатов:
На уровне ребенка:
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества;
- умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования;
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения,
- композиционных умений цветовосприятия и зрительно - двигательной координации, умений анализировать натуру;
- умение сочетать нетрадиционные изобразительные технологии для создания законченного образа;
- умение давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
- проявление желания участвовать в выставках детских работ;
- развитие чувства прекрасного.
На уровне педагога
Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного
материала;
На уровне родителей
Повышение компетентности в вопросах развития творческого воображения дошкольников средствами рисования в нетрадиционных техниках.
Развитие интереса к художественной деятельности, к совместному с детьми творчеству.
1.8. Основные формы работы с детьми
Организационные | Исследовательские | Практические | Аналитические |
индивидуальная работа; групповая работа | диагностическое обследование; элементы тренингов; сеансы релаксации; | выставки; конкурсы рисунков; занятия; мастер-классы; творческие занятия; игры; | опрос; анкетирование; индивидуальная беседа; наблюдение |
Методы работы с детьми
Словесные | Наглядные | Практические | Игровые |
беседа; рассказ; поручение; объяснение; дискуссии; консультирование; тренинги; художественное слово: стихи, загадки; придуманные истории; вопросы; диалог; совет | конкурсы рисунков; творческие работы; наблюдение; образцы рисунков; использование натуры; использование картин | монотипия; рисование нитками; печатание бумагой; рисование с помощью соли; рисование кляксами; тычок жесткой полусухой кистью; печать поролоном; печать пробками; восковые мелки+акварель;свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками | творческие игры; игры с водой; пальчиковая гимнастика; зрительная гимнастика; игровые моменты |
1.9. Особенности организации развивающей предметно - пространственной среды
Для успешной реализации работы в данном направлении мной была создана развивающая предметно-пространственная среда которая предусматривает наличие различных предметов и материалов для детского творчества:
- Бумага разных размеров;
- цветные карандаши;
- воздушные фломастеры;
- восковые мелки;
- краски (гуашь и акварель);
- кисти тонкие и толстые;
- различные по толщине нитки и веревочки;
- печатки и шаблоны;
- баночки для воды;
- салфетки;
- палитры;
- зубные щётки;
- поролон;
- пробки;
- свечи;
- ватные палочки;
- трубочки для коктейля и т. д.
Весь материал хранится в отдельных коробках. Новый изобразительный материал вводится постепенно, по мере ознакомления с ним дошкольников на занятиях.
В уголке для рисования хранятся также папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам. Имеется отдельная папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения; технологические карты по рисованию. В кабинете имеется стенд для оформления выставки детских работ позволяющий продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности.
2.0. Материально-техническое обеспечение
Материально-техническая база МБДОУ д/с №16 «Золотой ключик» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. Организовано комната «Гармония» нетрадиционного рисования для «художественно – эстетического» развития детей дошкольного возраста в помещении детского сада. Комната оснащена мебелью, оформлена библиотека художественной литературы по нетрадиционному рисованию. В достаточном количестве имеются разнообразные предметы и материал, пособия, игры, и др. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Часть II. Условия реализации программы. 2.1. Условия реализации программы в воспитательно-образовательном процессе:
- Программа «Цветные капельки» (нетрадиционные техники рисования) рассчитана на 3 года, для детей с 4 до 7 лет.
- Реализация программы основана на приобщении детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству.
- При планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.
- Все занятия проводятся с учетом специфики дошкольного возраста, в игровой форме с использованием практической деятельности, в соответствии с имеющимися условиями.
- При организации работы предполагается стратегия сотрудничества ДОУ и семьи.
2.2. Критерии оценки эффективности реализации программы
Система мониторинга динамики развития детей
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.
Выделенные критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятельности, вторая — при анализе процесса деятельности. Это позволит охарактеризовать деятельность и ее продукты.
Анализ продуктов деятельности
1. Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляет собой краткое описание созданного каждым ребенком изображения. В последующих критериях выделяются показатели, позволявшие определить уровень овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям.
В этом критерии для более полной и точной характеристики овладения
детьми композицией выделили две группы показателей: «а» и «б»:
этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение выделяется на занятии или вытекает из темы занятия.
2. Передача формы:
• форма передана точно;
• есть незначительные искажения;
• искажения значительные, форма не удалась.
3. Строение предмета:
• части расположены верно;
• есть незначительные искажения;
• части предмета расположёны неверно.
4. Передача пропорции предмета в изображении:
• пропорции предмета соблюдаются;
• есть незначительные искажения;
• пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция (для более полной и точной характеристики овладения
детьми композицией выделены две группы показателей):
а) расположение изображений на листе:
• по всему листу;
• на полосе листа;
• не продумана, носит случайный характер;
б) соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:
• соблюдается пропорциональность в изображении
разных предметов;
• есть незначительные искажения;
• пропорциональность разных предметов передана
неверно.
6. Передача движения:
• движение передано достаточно четко;
• движение передано неопределенно, неумело;
• изображение статичное.
Этот критерий оценивается тогда, когда задача передать движение
ставится на занятии или вытекает из темы занятия.
7. Цвет (в этом критерии также выделены две группы показателей:
первая характеризует передачу реального цвета предметов и образцов
декоративного искусства, вторая творческое отношение ребенка к цвету,
свободное обращение с цветом):
а) цветовое решение изображения:
• передан реальный цвет предметов;
• есть отступления от реальной окраски;
• цвет предметов передан неверно;
б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей
замыслу и выразительности изображения:
• многоцветная или ограниченная гамма — цветовое решение
соответствует замыслу и характеристике изображаемого;
• преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени
случайно;
• безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или
случайно взятыми цветами).
Анализ процесса деятельности
1. Характер линии (в соответствии с проведенным исследованием по
формированию у детей ручной умелости этот критерий включает
следующие группы показателей):
а) характер линии:
• слитная;
• линия прерывистая;
• дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
•средний;
• сильный, энергичный (иногда бумагу);
• слабый (иногда еле видный); в) раскрашивание (размах):
• мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
• крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за
пределы контура;
• беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах
контура;
г) регуляция силы нажима:
• ребенок регулирует силу нажима, раскрашивает в пределах контура;
• ребенок не всегда регулирует силу нажима и размах;
• ребенок не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности (в этом критерии выделены три группы
показателей для более детальной характеристики отношения детей к
деятельности):
а) отношение к оценке взрослого:
• адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить
ошибки, неточности;
• эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале —
радуется, темп работы увеличивается, при критике — сникает,
деятельность замедляется или вовсе прекращается);
• безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
• адекватна;
• неадекватна (завышенная, заниженная);
• отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко
(сильно, средне, безразлично) ребенок относится:
• к предложенному заданию;
• к процессу деятельности;
• к продукту собственной деятельности.
З. Уровень самостоятельности:
• выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
необходимости обращается с вопросами;
• требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому
обращается редко;
• необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны
взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.
2.3. Особенности взаимодействия педагога с семьями воспитанников
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (Законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (п. 3.2.5. ФГОС ДО).
2.4. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьёй:
- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребёнка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
2.5. Основные формы работы с родителями:
- Анкетирование;
- Открытые мероприятия, мастер- класс по нетрадиционному рисованию;
- Презентации, выступления на родительских собраниях (с использованием ИКТ;
- Участие в развлечениях, конкурсах нетрадиционного рисования;
- Консультации для родителей по нетрадиционному рисованию дошкольников.
Часть III. Содержание работы по программе
3.1. Тематический план занятий в средней группе
Месяц | Недели | Тематика занятий | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
2 | Укрась платочек | Формировать умение детей украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. | |
3 | Осеннее дерево | Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
4 | Осенний букет | Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
Октябрь | 1 | Заготовка на зиму «Компот из яблок» | Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке. По желанию можно использовать рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Улитка | Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
3 | Грибы в лукошке | Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
4 | Цыпленок | Формировать умение у детей наносить клей на отдельный участок, щедро насыпать крупу на отдельный участок, аккуратно окрашивать рис, «оживлять» работу с помощью ватной палочки. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
Ноябрь | 1 | Рябинка | Формировать умение детей рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Закрепить данные навыки рисования. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
2 | Мои любимые рыбки | Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа.(рыбки) Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
3 | Первый снег | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | |
4 | Цыпленок | Формировать умение у детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно раскрашивать ватные диски, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
Декабрь | 1 | Зимний лес | Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
2 | Мои рукавички | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | ||
3-4 | Овечка | Формировать умение у детей тонировать лист, промакивать салфеткой (изображая облака, шерсть), учить детей техникой рисования тычком полусухой кистью. Закрепить умение рисовать пальчиками. | ||
Январь | 1 | Ёлочка пушистая, нарядная | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
2 | Снежок | Познакомить с техникой рисования свечой, тонировать фон. Воспитать у ребенка художественный вкус. | ||
3 | Снеговичок | Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. | ||
Февраль | 1 | Чашка | Упражнять в технике рисования тычком, печатание печатками. Развивать чувство композиции. Учить дорисовывать предмет. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
2 | Подарок для папы | Упражнять в рисовании с помощью печаток. Закреплять умение дорисовывать у полураспустившихся цветов стебельки и листочки. Развивать чувство композиции. | ||
3 | Ягоды и фрукты | Формировать умение у детей рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | ||
4 | Плюшевый медвежонок | Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида | ||
Март | 1 | Мимоза для мамы | Упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. | |
2 | Солнышко | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | ||
3 | Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) | Формировать умение у детей рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. | ||
4 | Подснежник | Формировать умение у детей рисовать подснежники восковыми мелками, обращать внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. | ||
Апрель | 1 | Неваляшка | Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий. Воспитать у ребенка художественный вкус. | |
2 | Волшебные картинки (волшебный дождик) | Закреплять технику рисования свечой (волшебный дождик). Аккуратно закрашивать лист жидкой краской. Учить рисовать тучу с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. | ||
3 | Подарок для кошки Мурки | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. | ||
4 | Насекомые (бабочка, паук, божья коровка, гусеница) | Формировать умение у детей рисовать простейшие фигурки, состоящие из многих отпечатков пальчиков, пользоваться всей разноцветной гаммой краской. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | ||
Май | 1 | Черемуха | Продолжать знакомить детей с техникой рисования тычком. Формировать чувство композиции и ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
2 | Салют | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Воспитать у ребенка художественный вкус. | ||
3 | Котенок | Закреплять навык печати кистью по трафарету. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | ||
4 | Как я люблю одуванчики | Совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения - обрывания и тычкования и других; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. |
3.2. Тематический план занятий в старшей группе
Месяц | Недели | Тематика занятий | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | «Окраска воды» | Получать различные оттенки красного цвета. Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность |
2 | «Знакомство с нетрадиционным рисованием» | Развитие творческих способностей детей через знакомство с нетрадиционными способами рисования. | |
3 | Веселый мухомор (1 занятие) | Продолжать знакомство с изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить точки на всю поверхность бумаги. Закреплять умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать кисть в краску по мере необходимости, хорошо ее промывать. | |
4 | Веселый мухомор (2 занятие) | Закреплять навыки наклеивания. Учить рисовать травку пальчиками. Знакомство с приемами печати печатками. Учить коллективной работе (создание элементарного коллажа) | |
Октябрь | 1 | «Дерево осенью» | Научить детей рисовать осеннее дерево. С помощью трубочки из под сока (нетрадиционная техника рисования), вносить в рисунок дополнения (листва разного цвета, трава и т.д.), обогащающие его содержание. |
2 | «Ежик» | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук. | |
3 | «Осенний букет» | Формировать умение у детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | |
4 | «Осенний дождь» | Формирование умение у детей новым методом рисования, развивать чувство ритма и композиции. | |
Ноябрь | 1 | «Моя любимая игрушка» | Упражнять в рисовании предметов круглой формы. Закреплять умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком. |
2 | «Ветка рябины» | Освоить новую технику рисования, познакомить с зимующими птицами, развивать мелкую моторику рук. | |
3 | «Воробьишко» | Формировать умение у детей изображать птиц, используя при этом кулачок, передавая характерные особенности окраски оперения. Развивать творческое мышление, фантазию. Развитие мелкой моторики рук. | |
4 | «Мы рисуем, что хотим» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком и др.) |
Декабрь | 1 | «Зимний лес» | (1 занятие) Упражнять в печати по трафарету. Закрепить рисовать деревья паралоновым тампоном, развивать чувство ритма и композиции, воображение творчества. | |
2 | «Украсить елочку бусами» | (2 занятие) Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками, развивать чувство ритма. | ||
3 | «Узоры на окнах» | Развивать мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные рисунки. | ||
4 | «Елочные игрушки» | Продолжить знакомство с техникой печатания пробкой, печатками из картофеля, поролона, получение при их помощи отпечатка. | ||
Январь | 1 | «Снежинки» | Формировать умение у детей изображать снежинку с помощью пластилина. Развивать эстетическое восприятие, любовь к природе. Развивать мелкую моторику рук. | |
2 | «Звездное небо» | Вызвать интерес рисовать ватными палочками. Развивать воображение, интерес к процессу рисования. | ||
3 | «Лебедь по морю плывет» | Формировать умение у детей превращать отпечатки ладоней в лебедей. Развивать воображение, чувство композиции. | ||
Февраль | 1 | «Транспорт на наших улицах» | Продолжать учить рисовать с помощью трафаретов различных машин. Создать коллективную работу. Развивать эстетическое воспитание | |
2 | «Небо при закате солнца» | Познакомить с новым методом рисования, научить складывать лист пополам на одной стороне рисовать пейзаж на другой получить его отражение в озере. Половинку листа протереть влажной губкой | ||
3 | «Подарок папе» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники ( рис. ладошкой, пальчиком, печатками, печать по трафарету, рисование полусухой жесткой кистью и т.д.) | ||
4 | «Мой город» | Продолжать знакомить с методом примакивания. Развивать чувство композиции | ||
Март | 1 | «Подарок для мамы» | Формировать умение у детей рисовать нетрадиционным методом оттиск печатками из овощей и фруктов. | |
2 | «Весенний цветок» | Формировать умение у детей создавать образы растений, используя пластилинографию. Развивать пространственные представления, композиционные навыки. | ||
3 | «Подводное царство» | Познакомить с новым методом рисования. Формировать умение у детей сочетать восковые мелки и акварель. Развивать воображение. | ||
4 | «Ветка с почками» | Формировать умение у детей рисовать ветку с натуры, учить рисовать почки на ветке. Познакомить с новым методом. | ||
Апрель | 1 | «Весна красна» | Закрепить технику примакивания губкой. Развивать умение пользоваться данным материалом. | |
2 | «Мое любимое домашнее животное» | Формировать умение у детей рисовать животное, передавая его характерные особенности. Учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Развитие чувства композиции. | ||
3 | «Веселые кляксы» | Познакомить с таким способом изображения, как кляксография, показать ее выразительные возможности. Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности. | ||
4 | «Цветы луговые» | Продолжать развивать умение рисовать цветы способом примакивания, проводить ровные вертикальные полоски. | ||
Май | 1 | «Моя любимая игрушка» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для нетрадиционной техники. Использование всех знакомых детям нетрадиционных техник. | |
2 | «Праздничный салют» | Познакомить с новой техникой рисования в соответствии с темой рисунка, развивать чувство композиции и цвета, ритма. Также побуждать любовь и уважение к Родине. | ||
3 | «Бабочка» | Знакомство детей с новой нетрадиционной техникой – монотипия. Знакомить детей с симметрией и асимметрией. Совершенствование умений детей в различных изобразительных техниках. | ||
4 | Итоговая выставка рисунков за год | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков. |
3.3. Тематический план занятий в подготовительной группе
Месяц | Недели | Тематика занятий | Программное содержание |
Сентябрь | 1 | Диагностика | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
2 | Диагностика | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
3 | «Детский сад» | Формировать умение у детей прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу. | |
4 | «Игрушки» | Продолжать знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения. | |
Октябрь | 1 | «Осень. Лиственные деревья» | Продолжать знакомить с видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятие. |
2 | «Осень. Лиственные деревья» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционным приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. | |
3 | «Огород. Овощи» | Упражнять в комбинировании различных техник, развивать чувство композиции и колорита. | |
4 | «Лес. Грибы. Ягоды» | Совершенствовать навык работы с восковыми мелками и акварелью. | |
Ноябрь | 1 | «Осенняя одежда» | Знакомить детей со способом рисования ватной палочкой с помощью метода тычка, развивать изобразительные навыки и умения. |
2 | «Обувь. Головные уборы» | Формировать умение у детей рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павло-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие. | |
3 | «Посуда. Наша пища. Труд повара» | Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. | |
4 | «Дом. Мебель» | Развивать образную память, воображение, умение видеть необычное в обычном. |
Декабрь | 1 | «Зима. Начало зимы» | Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. | |
2 | «Дикие животные наших лесов» | Научить прижимать поролоновый тампон к штемпельной подушечке и наносить на бумагу отпечаток с помощью трафарета, меняя цвет | ||
3 | «Хвойные деревья» | Закрепить умение изображать елку и елочные игрушки. | ||
4 | «Новый год» | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. | ||
Январь | 1 | «Рождество» | Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. | |
2 | «Зима. Зимние забавы» | Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева | ||
3 | «Посуда» | Познакомить с колоритом городетской росписи. Составлять узор в круге. Развивать чувство композиции | ||
Февраль | 1 | «По за мыслу» | Совершенствовать умения и навыки, необходимые для работы в нетрадиционных техниках. | |
2 | «Животные севера» | Совершенствовать умение в техниках, учить изображать животных наиболее выразительно. | ||
3 | «День защитника отечества» | Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. | ||
4 | «Зима. Итоговое занятие о зиме» | Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами. | ||
Март | 1 | «Мамин праздник» | Формировать умение у детей украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. | |
2 | «Женские профессии» | Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. | ||
3 | «Моя родина. Наш город» | Упражнять в расположении изображения на листе, рисовании восковыми мелками, силе нажима при рисовании, зрительный контроль за движением руки. | ||
4 | «Части тела» | Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. | ||
Апрель | 1 | «Ранняя весна» | Формировать умение у детей складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой | |
2 | «Растения весной» | Учить рисовать ветки с натуры, передавать форму вазы и веток, учить рисовать полураспустившиеся листочки. | ||
3 | «Космос» | Формировать умению у детей новому способу получения изображения – граттажу. | ||
4 | «Перелетные птицы» | Формировать умение у детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. | ||
Май | 1 | «Рыбы» | Формировать умение у детей обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали | |
2 | «День победы» | Закрепить свойства разных материалов, используемых в работе: акварель и восковые мелки. Развивать композиционные навыки | ||
3 | «Насекомые» | Формировать умение у детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист. | ||
4 | Итоговая выставка рисунков за год | Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков. |
3.4.Результаты реализации программы:
Работа по данной программе даёт положительную динамику в развитии у детей навыков рисования.
Использование нетрадиционных техник позволяет развить у детей цветовое восприятие, умение видеть средства выразительности, яркость нарядность цвета, некоторые его оттенки. В рисовании дети передают сходство с реальным объектом, обогащают образ выразительными деталями.
Об этом свидетельствуют результаты проводимой диагностики, которая показывает положительную динамику.
Дети, уже в первый год знакомства с нетрадиционными техниками, научились проявлять творческую активность в соответствии с требованиями к возрасту, умело пользоваться материалами и инструментами.
Исходя из результатов видно, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные мною задачи.
Выполнение поставленной цели подтверждает, что нетрадиционные техники успешно помогают в развитие у дошкольников навыков рисования.
А в целом, если работа ведётся планомерно, в системе с другими занятиями, в групповой и индивидуальной деятельности, во взаимодействии с родителями, тогда решаются такие задачи как:
- Раскрытие важных сторон развития ребёнка в каждой возрастной группе;
- Оказание квалифицированной помощи родителям по вопросам воспитания и развития детей;
- Повышение самооценки родителей в своих глазах и в глазах друг друга;
3.5. Список использованной литературы
1.Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)
2.Казакова Т. Г. «Изобразительная деятельность младших дошкольников»
3.Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество»
4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 80с.
5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 72с.
6.Копцева Т.А. Программа «Природа и художник», Москва, 1994
7.Никологорская О.А. Волшебные краски: Книга для детей и родителей.
- М.: АСТ- ПРЕСС, 1997. – 96с.: ил. – (Основы художественного ремесла)
8.Лыкова И. А. учебно-методические пособия по возрастам к программе «Цветные ладошки», Москва, Карапуз – Дидактика.
9.Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки»
10.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: пособие для воспитателей и заинтересованных родителей.- СПб.: КАРО, 2014.- 96 с. + 16с. цв. вкл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Капельки" по нетрадиционному рисованию
Программа кружка "Капельки" имеет своей целью развитие у детей мелкой моторики рук, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.В структуру программы вход...
Программа кружка «Капельки» в ясельной группе
Программа кружка «Капельки» в ясельной группе...
Рабочая программа первой младшей группы «Капельки» срок реализации программы - 2016 -2017 г.г.
Содержание программы: I. Целевой раздел ……………………………………1.1....
Результаты диагностики к программе "Разноцветные капельки"
Результаты диагностики к программе "Разноцветные капельки"...
Рабочая программа группы "Капелька"
Рабочая программа группы "Капелька" 2019-2020 г....
Дополнительная образовательная программа "Разноцветные капельки"
Данная программа составлена на основе парциальной программы по изобразительному творчеству дошкольников «Шаг в искусство» С. В. Погодина, «Нетрадиционные техники рисования в детском ...
Программа "Радужные капельки" для детей с ОВЗ
Программа "Радужные капельки" для детей с ОВЗ...