Методическая разработка. Формиривание математических представлений у дошкольников посредством использования дидактических игр с пуговицами. Публикация 2022 года.
методическая разработка (старшая группа)

Морозова Виктория Викторовна

Технология формирования элементарных математических представлений у дошкольников посредством использования дидактических игр с пуговицами. Статья для сборника Елецкого государственного университета им.И.А.Бунина «Современные образовательные практики. Материалы регионального конкурса исследовательских работ (проектов) педагогов» Елец-2022.
 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pro_pugovitsy.docx349.15 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для сборника Елецкого государственного университета им.И.А.Бунина «Современные образовательные практики. Материалы регионального конкурса исследовательских работ (проектов) педагогов» Елец-2022.

ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ

МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ПУГОВИЦАМИ

В.В. Морозова

воспитатель МБДОУ № 11 г. Грязи

Аннотация. Материал статьи раскрывает методику использования дидактических игр с пуговицами в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, математическое развитие, формирование, дидактическая игра, пуговицы.

Основным направлением реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является создание условий (прежде всего, предметно-пространственной и информационной среды, образовательных ситуаций, средств педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни. В настоящее время наряду с традиционными формами работы, педагоги ведут поиск инновационных методик и технологий, позволяющих доступно и интересно подавать детям материал по развитию математических представлений у детей: формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, классификации), счёта, решению элементарных арифметических задач и др.

Практика обучения показала: на успешность решаемых задач влияют не только содержание предлагаемого материала, но подача информации, которая способна вызывать заинтересованность и познавательную активность детей. Взрослые должны не подавлять, а поддерживать, не сковывать, а направлять проявление активности детей, создавая для них ситуации успеха.

Наблюдая за детьми, я сделала вывод, что максимального эффекта в изучении математики можно достигнуть при использовании на занятиях дидактических игр, развлечений, занимательных упражнений и задач. При этом использование увлекательного и интересного математического материала определяется возрастными особенностями детей, их разносторонним развитием. С этой целью педагоги должны заинтересовать детей математическим материалом, активизировать их логическую умственную деятельность, углублять и расширять их математические представления, закреплять приобретённые знания и умения, упражнять детей в применении умений и знаний в разных видах деятельности.

В связи с этим у меня возник вопрос: можно ли повысить уровень мотивации дошкольников в развитии математических представлений через использование дидактических игр с нетрадиционным материалом – пуговицами.

Описание работы.

Цель: организовать работу с детьми дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями, используя дидактические игры с пуговицами для формирования элементарных математических представлений.

Необходимость использования дидактической игры как средства обучения детей в дошкольный период определяется рядом причин:

  1. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве;
  2. Освоение учебной деятельности, включение в неё детей происходит постепенно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»);
  3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей позитивных психических процессов.
  4. У детей недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель, которая конкретизируется в доступной для ребенка форме, в игровом задании, порождая вопрос «Как это сделать?». Я же организую и направляю игру, выступаю в роли исполнителя игрового задания, помощника в правильном выборе, поддержке и активизации положительного влияния детей друг на друга.

Выполнение математических упражнений предполагает активное включение в этот процесс таких психических процессов, как внимание, память, мышление.

Большое разнообразие пуговиц позволяет мне использовать их для коррекционных и развивающих игр по ознакомлению и закреплению таких понятий, как цвет, форма, величина. Упражняясь с пуговицами, ребенок развивает координацию движений, добиваясь точного выполнения; развивает усидчивость и произвольность психических процессов, развивает аудиальный, визуальный и кинестетический каналы восприятия, так как упражнения выполняются в режиме: услышал, увидел, сделай.

Дидактические игры с пуговицами по математике для дошкольников призваны разнообразить образовательный процесс, поднять степень результативности усвоения и понимания математических основ, помогают развивать у дошкольников наблюдательность, учат фиксировать и находить отличия между предметами, сравнивая их по разным характеристикам. В ходе игрового процесса дети учатся находить элементарные причинно-следственные связи, что совершенствует навык счёта; формирует умение соотносить количество пуговиц с цифрой, количественными представлениями «один-много»; развивает мелкую моторику и тактильное восприятие, координацию и воображение, пространственную ориентировку на листе бумаги, глазомер и зрительное восприятие, внимание и усидчивость, наблюдательность и эстетическую отзывчивость. В процессе занятий с пуговицей дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.

На начальном этапе мною был подобран методический материал, оборудован уголок занимательной математики, состоящий из развивающих и занимательных игр, где своё место заняла игротека, включающая игры с пуговицами: круги Луллия (соотношение числа с количеством пуговиц, предметов), лэпбук «Волшебные пуговицы». Для изучения геометрических фигур родители приобрели наборы разноцветных геометрических пуговиц. Описание: C:\Users\gid47\Desktop\Фото сегодня\1.jpg

Вместе с детьми изготовили приёмом тестопластики пуговки с разным количеством дырочек, для закрепления счёта. Совместно с родителями был реализован проект «Волшебные пуговицы» и оформлен мини-музей пуговки.

Математическое содержание работы было направлено мною на развитие познавательных и творческих способностей детей: умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Для этого я вовлекала детей в содержательную, активную и развивающую деятельность на занятиях. Предлагала детям самостоятельные игровые и практические упражнения вне занятий, основанные на самоконтроле и самооценке. Например, игры: «Найди место предмета», «Пуговицы рассыпались. Разложи их по цвету, по форме». Включала в работу с детьми и серию игр: «Чередование пуговиц   по   заданию», «Найди   лишнюю   пуговицу», «Найди пары одинаковых пуговиц», «Мозаика».

Для младших дошкольников были разработаны и изготовлены игры: «Дидактический кубик», «Разноцветные баночки», «Подбери по цвету», «Дорисуй картинку с помощью пуговицы», «Забавная змейка», «Пуговичная копилка» и др.

Вместе с детьми сортировали пуговички по цвету, по размеру и по форме, тем самым вызывая у детей интерес к дидактическому материалу, желание играть с ними.

Для детей среднего дошкольного возраста задачи усложнялись: подбирались такие игры, в процессе которых дети получали новые знания и закрепляли определенные понятия. Игра «Домик для пуговиц» для упражнения в счёте наощупь, «Подбери пуговку» для упражнения в счёте предметов по названному числу, «Подбери пуговичку по форме» на закрепление умения выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков, «Собери картинку из пуговиц» на умение составлять целостное изображение предмета из отдельных частей, «Пуговичное лото» и др.

С детьми старшего дошкольного возраста в овладении элементарными математическими представлениями в процессе дидактических игр решала следующие задачи: усвоение количественного и порядкового счёта в пределах десяти, количественный состав числа из единиц в пределах пяти.

В старшей группе дети сопоставляли не только совокупности разных предметов. Группы предметов одного вида разбивают на подгруппы (подмножества) и сопоставляют друг с другом («Каких пуговиц больше – круглых         красных или квадратных синих?»), группу предметов сопоставляют с её частью. («Чего больше: красных квадратных пуговиц или красных и синих квадратных пуговиц вместе?»). Старалась, чтобы дети каждый раз рассказывали, как получено данное число предметов, к какому числу предметов и сколько они добавили или от какого числа и сколько убавили. Чтобы ответы были осмысленными, варьировала вопросы и побуждала детей по-разному характеризовать одни и те же отношения («поровну», «столько же», «по 6, по 4» и др.). Через игровое действие, правила дидактических игр побуждала детей больше рассуждать, делать обобщения, уточнять представления, что число не зависит от величины предметов, их пространственного расположения и т.д. Знание геометрических фигур (овал, круг) закрепляли в дидактической игре «Подбери по форме».

Обучая детей с помощью игровых приёмов, я стремилась к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость от обучения.

Опыт работы показал, что использование дидактических игр с пуговицами в образовательной деятельности не является забавой, это – средство обучения и воспитания. Организуя игры вне занятий, закрепляются, углубляются и расширяются математические представления детей, а главное – одновременно решаются обучающие и игровые задачи.

В рамках работы над темой мною были проведены мастер-классы для педагогов, позволяющие расширить представления о данной технологии, областях её применения («Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений», «Дидактические игры с пуговицами как средство разностороннего развития дошкольников»).

В рамках работы по применению и внедрению дидактических игр с пуговицами в формировании элементарных математических представлений принимала активное участие в семинарах, методических объединениях, где делилась своим опытом с коллегами и помогала им больше узнать о применяемой технологии, направленной на развитие познавательной активности дошкольников.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Я использовала такие формы работы с семьей как консультации, оформление папок-передвижек, проведение математических развлечений, мастер-классов. В результате заметно повысилась заинтересованность родителей (законных представителей), вместе с детьми они пополняли коллекции пуговиц в музее «Удивительная пуговка», принимали участие в создании творческих работ из пуговиц, изготавливали пуговицы разной формы, цвета, величины из тестопластики. Это способствовало не только формированию математических представлений, но и развитию творческих способностей всех участников образовательного процесса.Описание: C:\Users\gid47\Desktop\Фото сегодня\1.jpg

Благодаря использованию системы игр с пуговицами в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения по программе без перегрузок и утомительных занятий.

Игры с пуговицами, направленные на развитие познавательных возможностей и способностей дошкольников, расширили математический кругозор дошкольников и их математическое мышление, повысили качество математической подготовленности к школе, позволили активнее использовать полученные математические знания в повседневной жизни.

Использование «пуговичных» игр позволило детям подойти к открытию нового и закреплению уже изученного.

В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают логические задачи, формирующие определенные логические навыки. Это детям интересно потому, что они любят играть.

Роль воспитателя в этом процессе – поддержание интереса детей и регулирование их деятельности.

Поэтому можно утверждать, что применение дидактических игр в обучении математике является важным средством, повышающим уровень мотивации дошкольников в развитии математических представлений.

Список литературы

  1. Аникеева, Н.Б. Воспитание игрой / Н.Б. Аникеева. – М., 1987. – 210 с.
  2. Белошистая, А.В. Дошкольный возраст: Формирование и развитие математических способностей / А.В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 2.
  3. Ерофеева, Т.И в шутку и всерьез / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 10.
  4. Ерофеева, Т.И. Немного о математике и не только о ней / Т.И. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 10.
  5. Помораева И.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада: монография / И.А. Помораева, В.А. Позина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 248 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка"Развитие математических представлений детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры и занимательного материала "

«Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорн...

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Методическая разработка « Формирование математических представлений у дошкольников на прогулках»

Прогулка – отдельный режимный момент, имеющий свою структуру и временной интервал, во время которого дети могут реализовать не только двигательные потребности, но и удовлетворить познавательный ...

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с использованием дидактических игр

В 2012-2013 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Формирование элементарных математических представлений у детей 4-5 лет ». Формирование элементарных математических представлений ...

"Формирование математических представлений у дошкольников, посредством использования информационно - коммуникативных технологий в образовательном процессе "

В настоящее время совершенствуются формы и методы работы с детьми по элементарным математическим представлениям, но остро ощущается нехватка методических разработок, позволяющих организовать работу в ...

РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛОЧЕК Х. КЮИНЗЕРА.

Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребенка. Важность обучения дошкольников началам математики обусловлена целым рядом причин: началом школьного обучения с ш...

Методическая разработка «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»»

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»Задачи:1. Способствовать развитию умения ориентироваться в пр...