Игровые технологии в обучении детей или играем с утра до вечера.
консультация (подготовительная группа) на тему

Елена Алексеевна Мясникова

Привлечь детей к познанию, заставить их запомнить, повторить, только потому, что это надо знать, очень трудно, да и безрезультатно.  Обучение в форме игры, при котром ребёнок сам выбирает способ познания, участвует в создании макетов, схем, загадок, игр приносит определённый результат и стимулирует дошкольника добыть знания и использовать их в решении игровой задачи. В материале пойдёт речь о вух простых способах: Об организации игровой деятельности, предложенной педагогом и об играх, выбранных детьми самостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_razvitii_doshkolyat.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-

ДЕТСКИЙ САД № 158 ГОРОДА ТЮМЕНИ

                                 

Игровые технологии в организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста.

Или

 про то, как мы играем с утра до вечера.

Подготовила воспитатель                                                                         высшей категории:                                                                    Мясникова Е.А.

                                          Тюмень 2016г.

       Новые подходы в образовании, а именно, построение образовательного процесса по принципу сотрудничества, с учётом индивидуальных особенностей ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования,  ставят педагогов перед поиском новых форм и методов взаимодействия с детьми. Одной из таких форм и является применение игровой технологии в познавательной деятельности или обучение в форме игры.

      Все мы знаем, что  дошкольники не могут познавать или придумывать  по требованию, осознавая, что им это пригодится в дальнейшем. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, в чем они испытывают практическую необходимость на данный момент. Постановка задачи в игровой форме стимулирует ребёнка к познавательной деятельности, вызывает стремление добывать знание самому. (Научиться рисовать ель, для того, чтобы зайчонок мог спрятаться от лисы, правильно отсчитать шаги и выбрать направление, чтобы найти заветный ключик и т. д.) 

Предложенная игра, а точнее, дидактический материал должен обеспечить развитие двух типов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым».

Исходя из этого, можно условно разделить игры не два вида:          

  • Образовательная деятельность в игровой форме, предложенная педагогом, со всеми этапами это: постановкой проблемы, творческого задания (игровой задачи), руководством её решения, подведением итога или вывода.  
  • Игры, выбранные детьми самостоятельно поддерживающие у  детей процесс самообразования, либо развития психических процессов.  

Игры - соревнования. Несут соревновательный характер (кто быстрее ?), стимулируют к мышлению, ставят во временные рамки, заставляют действовать в определённых условиях. Дети делятся по какому либо признаку на команды, где им предлагается построить, разложить по аналогии, передать предмет, выполняя определённое задание и т.д.

Театральные этюды-импровизации

Следует заметить, что это не театрализованная деятельность. Дети вводятся в воображаемую ситуацию, действуют в определённом образе, где задают друг другу вопросы и отвечают на них. (предмет, взятый из мешочка нацеливает ребёнка на вопрос). Так, например, животные, повстречавшись на опушке беседуют о том как им тяжело пережить зиму, из за того, что очень много снега в лесу. Беседу начинает и поддерживает педагог тоже в  какой ни-будь в роли. Дети достают из мешка овощи, задают друг, другу вопросы. Или  предлагаю сыграть в сюжетно-ролевую игру. И причём стараюсь взять неглавную роль, что это помогает создать игровую атмосферу сотрудничества, непринуждённости – роль пациента, рассказываю ему свою проблему, что болит, выясняю причину и чем лечиться. Т.е веду диалог в нужное русло: «Как вы думаете, доктор, отчего у меня сильный кашель, и больно глотать?» Если доктор не даёт исчерпывающий ответ, то, я даю информацию, как бы в подтверждение сказанному доктором или ссылаюсь на его слова.                                                        

  Принцип интеграции образовательных областей, желание охватить как можно больше детей заставляет придумывать, организовывать игры с разными видами деятельности. Организуется сразу несколько игровых коллективов, перед ними ставиться творческая задача, выполнение которой ведёт к созданию либо общего продукта, либо проведению мероприятия, ярмарки, выставки. Так на  неделе по теме «искусство» детям было предложено потрудиться на выбор в  мастерской художника, скульптора и конструктора-дизайнера. Нужно было создать петушка на выбор из любого материала. Затем открылась ярмарка умельцев, где дети выбрали понравившееся изделие и отдали за него бумажную копеечку, все, при этом, придерживались правилу: «своё изделие покупать нельзя». Некоторые  рассказали, чем или что понравилось, почему он купил именно  этого петушка. По количеству положенных монет мы вместе определили товар, который больше всех понравился. Такая форма взаимодействия с детьми позволяет отследить каждого ребёнка: в его суждениях, художественных способностях, в развитии коммуникативных навыков, в вопросах нравственного плана.                                                            

      Изготовление инсталляций, макетов  так же стимулируют к приобретению определённых навыков, знаний, как в процессе создания, так и в процессе обыгрывания. Детям предлагается   создать коллективную работу, инсталляцию, макет, сначала как обучающий, а затем игровой. Дети участвуют в создании образовательной, развивающей среды, получая тем самым и практический, и обучающий, и творческий опыт.                                                                  

Более того макеты могут служить мотивацией к последующим познавательным играм. Например, в макет  леса были помещены  зайчата, вылепленные из теста, на следующий день они исчезли. Дети находят план - карту о месте нахождения зайчат, в которой нарисован план группы с обозначением крупных объектов мебели, места где лежат задания и стрелками указано направление движения. Ребята находят задания, где надо сосчитать количество шишек на деревьях, разгадать изображение, сложить картинку и т.д. В результате дети находят зайчат и доставляют их обратно в лес.                                                                                                               Началом к проведению интеллектуальной игры может быть персонаж на основе надувного шара или мячика, подвешенный к потолку на резинке. Раскачиваясь, он выбирает ведущего или  следующего игрока, кому показать движение, так же с персонажем можно поиграть в пятнашки.

В группе есть игры, в которые они могу поиграть самостоятельно. Очень популярны среди детей «Цветные дорожки». Эта игра напоминает настольную игру в кубик. На полу из  самоклеящейся бумаги прокладываются разноцветные дорожки разной длины с делениями через определённое расстояние.                                                                                                        Вариант 1-й: (для всех возрастов, начиная с младшей группы) Детям предлагается встать в начале полосок. Другой ребёнок кидает кубик с цветными кружками. Какой цвет  окажется на верху, (например красный), то игрок, стоящий на красной дорожке, продвигается вперёд на одно деление. На кубике всего один красный кружок, два жёлтых и два зелёных, но  красная дорожка самая короткая и есть вероятность пройти её быстрей всех.                                                    

Вариант  2-ой: Ребёнок кидает кубик  с цифрами, игроки поочерёдно двигаются вперёд, согласно выпавшей цифре. Выигрывает тот, кто дойдёт до, конца первым.                                                                                                          

Вариант 3-ий: Ребёнок кидает сразу два кубика, на одном цифры от 1-го до 6-ти, на другом 1 или 2. Игроки должны сложить цифры, чтобы узнать на сколько делений им нужно продвинуться вперёд. Цифры на кубиках можно менять, в зависимости от умений детей в счёте. Эти дорожки  можно использовать как разметку для построения  в колонны, команды,  особенно в младших и средних группах.                                                                                        

Далее игры:                                                                                                      

«Числовой круг»,  играющие по сигналу занимают место и в соответствии с числом придумывают количество названий цветов, головных уборов, месяцев и т. д. здесь по ходу придумано уже не один вариант «Тропинки».                                                                        Ценность и значимость этих игр состоит ещё в том, что ребёнок развивает волевые качества, умение действовать в рамках установленных правил, быть в роли победителя и побеждённого.                                                        

Следует отметить, что на результат и качество  в образовании детей  влияет не количество игр (чем больше, тем лучше), а умение педагога варьировать дидактическим материалом. Так  в одной и той же игре можно изменять тактику игровых действий, сюжет, усложнять игровую задачу, использовать один и тот же материал, но преследовать разные цели. (Предложить чудесный мешочек с объёмными геометрическими формами, попросить придумать варианты заданий  в игровой форме).  

Из выше сказанного можно сделать вывод: «взаимодействие с детьми по определённой схеме с применением игрового приёма, сюжета, правила можно назвать игровой обучающей технологией, если в процессе у детей возникает потребность выбрать, придумать, отгадать, составить, объяснить, сгруппировать, видоизменить, установить соответствие, изобразить, смоделировать».

Ценность и значимость этих игр состоит ещё и в том, что дети, углубляя собственные представления об окружающем, учатся использовать ранее приобретённые знания в новых связях и обстоятельствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игровых технологий в обучении детей на музыкальных занятиях.

Настоящий материал является описанием игровой технологии, способов ее применения в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях.Описываются преимущества данной технологии в привлечении внимания восп...

Использование игровых технологий в обучении детей 6-7 лет грамоте в условиях детского дома.

Воспитываемые в детских домах дети с речевыми нарушениями и разным уровнем умственного разви­тия (с нормальным интеллектом, ЗПР, олигофрени­ей) нуждаются в коррекционном обучении, способ­ном подготови...

Мастер – класс для родителей по теме: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Мастер – класс для родителей по теме:«Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Круглый стол «Использование игровых технологий в обучении детей безопасному поведению на дороге»

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из н...

Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста второму государственному русскому языку в Республике Татарстан

Описывается использование игровых технологий в обучении детей дошкольного возраста второму государственому русскому языку....

Сценарий мероприятия с родителями, педагогами - Игровой тренинг "Эффективные игровые технологии по обучению детей безопасному поведению на дорогах"

Игровой тренинг для взрослых , участники знакомятся с эффективными играми - викторинами, тренингами, дидактическими играми по обучению детей ПДД. При этом сами играющие соревнуются, проявляя смекалку,...

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: " Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку".

План самообразования воспитателя (по обучению русскому и татарскому языкам) по теме: "Использование игровых технологий в обучению детей татарскому языку"....