Сообщение на тему: «Проектная технология»
консультация на тему
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prektnaya_tehnologiya.docx | 31.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №7 «Золушка»
Сообщение на тему:
«Проектная технология»
Автор: воспитатель
Калинкина С.Ю.
Рассказово
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проект» (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».
(Этимологический словарь)
Под проектом понимается самостоятельная или коллективная творческая работа, (завершенная работа) имеющая социально значимый результат.
- Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
- Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов.
- Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
- Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией
Основные принципы дошкольного образования:
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником Субъектом образовательных отношений.
- Поддержка и инициативы детей в различных видах деятельности.
- Сотрудничество организаций, с семьёй.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
В ФГОС ДО прописано – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д.
После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.
Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования:
Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
ЗАЧЕМ НУЖНЫ ПРОЕКТЫ В ДОО?
проекты:
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать и слушать;
- способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
СТРУКТУРА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
Содержание проектной деятельности:
1.замысел;
2.планирование;
3.подготовка и проведение;
4.оформление и проверка результатов.
Функции:
1.познавательная;
2.рефлексивная;
3.развивающая;
4.воспитывающая.
Результаты:
1.расширение и углубление предметных знаний;
2.знания о структуре проектной деятельности;
3.умение выдвигать и обосновывать гипотизы;
4.умение выполнять эксперимент;
5.умение представлять результаты.
Деятельность воспитателя:
Воспитатель выступает как организатор детской продуктивной деятельности, он источник информации, консультант, эксперт.
Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает партнером ребенка и помощником в его саморазвитии.
Для реализации проекта педагог:
- определяет этапы его реализации,
- продумывает содержание деятельности
осуществляет подбор практического материала.
Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, взаимодействие с родителями.
Особенности проектной деятельности в ДОО:
Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.
Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.
Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.
Условия, необходимые для успешной реализации проектной деятельности:
- Учёт интересов ребёнка.
- Деятельность без принуждения.
- Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
- Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
- Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
- Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
- Совместное с педагогом достижение цели.
ПРОЕКТ – это 5 «П» + результат:
- ПРОБЛЕМА;
- ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЛИ ПЛАНИРОВАНИЕ;
- ПОИСК ИНФОРМАЦИИ;
- ПРОДУКТ;
- ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Результат проекта - это его портфолио, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы.
Специфические возрастные задачи для младшего дошкольного возраста:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Проектная деятельность. Проектная деятельность. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных.
Развивать проектную деятельность исследовательского типа. Организовывать презентации проектов. Формировать у детей представления об авторстве проекта.
Создавать условия для реализации проектной деятельности творческого типа. (Творческие проекты в этом возрасте носят индивидуальный характер.)
Подготовительная группа
(от 6 до 7 лет)
Проектная деятельность.
- Развивать проектную деятельность всех
типов (исследовательскую, творческую, нормативную).
- В исследовательской проектной деятельности формировать умение уделять внимание анализу эффективности источников информации.
- Поощрять обсуждение проекта в кругу сверстников.
- Содействовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.
- В работе над нормативными проектами поощрять обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных норм.
- Помогать детям в символическом отображении ситуации
ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ:
исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.
ТВОРЧЕСКАЯ :
В ходе творческой проектной деятельности создается новый
творческий продукт.
НОРМАТИВНАЯ:
В ходе нормативной проектной деятельности дети вырабатывают нормы и правила поведения в детском
коллективе, что позволяет
развивать позитивную социализацию детей
Классификация проектов
По доминирующему виду деятельности (Киселева Л.В)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде продуктивной деятельности. | Старшая группа |
Информационно-практико-ориентированны | Информационно-практико-ориентированны | Средняя группа |
Ролево-игровой | Использование элементов творческих игр. | Младшая группа |
Творческий | Результат работы - детский праздник, дизайн группы и т. д. | Младшая группа |
Классификация проектов:
по составу групп участников проекта:
- Индивидуальные;
- Подгрупповые;
- Групповые.
ПО СРОКАМ РЕАЛИЗАЦИИ :
краткосрочные -(1-3 занятий)
средней продолжительности -(1-3 месяца)
долгосрочные- (до 1 года)
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработать план достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечь специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составить плана-схему проекта.
- Организовать сбор, накопление материала.
- Включить в план схему проекта - НОД, игры и другие виды детской деятельности.
- Продумать домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Продумать форму презентации проекта.
Основные этапы метода проектов
- Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- - к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- - в каких источниках можно найти информацию;
- - какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- - с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – презентация и определение задач для новых проектов.
Преимущества метода проектов.
1. Взаимодействие ДОО с родителями дошкольников
Метод проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОО. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но так же стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Преимущества для педагогов ДОО
Внедрение в практику проектной технологии, предъявляет к педагогу определенные требования, как к творческой личности:
- повышает профессиональный уровень педагогов и степень их вовлеченности в деятельность;
- формирует профессиональное взаимодействие педагогов с детьми дошкольного возраста, которое основывается на: субъектном отношении педагога к ребенку;
-определяет мотивации;
- формирует доброжелательное отношение к ребенку;
- развивает систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем,);
- создает продукт, которые можно предъявить социуму (возрастает уровень их оригинальности и социальной значимости, что способствует более успешному позиционированию детского сада). Делает индивидуальный подход с учетом зоны ближайшего развития ребенка;
Преимущества для дошкольников:
- увеличивается интерес к обучению;
- возникает понимание того, как содержание одной исследуемой темы связано с другими темами и направлениями деятельности;
- достигается более глубокое и осознанное накопление умений и навыков необходимых для следующей ступени образования.
Проектный метод обучения помогает:
- в формировании у дошкольников целостного образа предмета, явления или события. Например, если тема образовательного проекта – «Дома», то во время работы над проектом дети получат представления о домах разных видов, из разных материалов, различного назначения, сказочных и реальных «домах», домах зверей и птиц, строительных профессиях и т. п.;
- в решении образовательных задач в совместной со взрослыми и в самостоятельной деятельности детей. Дети при выполнении различных заданий по ходу проекта учатся работать и самостоятельно, и в паре, и в партнерстве со взрослыми.
- в интегрированном решении задач различных образовательных направлений. Различные задания по теме проекта позволяют уточнять или расширять представления детей о предмете или явлении, формировать элементарные математические понятия, развивать навыки предчтения, письма (копирования, мелкой моторики, изобразительных умений и др.)
- в обеспечении индивидуализации образования за счет использования разноуровневых заданий;
- в предоставлении дошкольникам выбора содержания. Дети могут выбирать то, с чем им наиболее интересно работать. Например, рисовать или мастерить макет домов, в которых живут люди, или жилище животных;
- в реализации права детей на самостоятельный выбор учебных действий. В рамках практической деятельности проекта дети самостоятельно принимают решение о том, что именно они будут делать, в каком объеме и в какой последовательности: рассматривать книги, раскрашивать, дорисовывать, штриховать, считать, копировать слова, распутывать лабиринт, готовить картинки для книжки-малышки или что – то еще.
- в наглядной демонстрации родителям ежедневных достижений детей. Работая в рамках проекта, каждый ребенок выполняет часть общей работы, но получает индивидуальный образовательный результат, который можно предъявить родителям, а можно выполнить дома вместе с родителями.
При планировании проектной деятельности педагогу следует помнить о трех этапах в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста:
I этап. Подражательско- исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет.
На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.
Второй этап – развивающий
Он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками.
У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки , так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.
Третий этап – творческий
Он характерен для детей 6–7лет.
Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.
Как разработать проект
Определить цель проекта.
Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
Определить состав участников проекта.
Составить план-схему ( с указанием сроков и результатов).
Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
Реализовать проект.
Представить итоговый продукт совместной деятельности ( мероприятие, праздник, выставка и др.)
Проанализировать результат.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира .
Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными события из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему Проектная деятельность в ДОУ
Главная задача российской образовательной политики – обеспечение качества современного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям лич...
Сообщение на тему "Триз технологии в развитии креативных способностей дошкольников"
Период дошкольного детства заключает в себе огромные возможности для развития творческих способностей дошкольников. Следовательно, задача ДОУ - создать такую обстановку, в которой возможно максимально...
Сообщение на тему «Использование технологии проблемного диалога в работе с дошкольниками»
Данный материал может быть использован воспитателями детских садов в работе с детьми дошкольного возраста....
Сообщение на тему: «Проектная деятельность как инновационный метод по формированию безопасности детей на дороге».
выступление из опыта работы...
Сообщение на тему: «Игровые технологии в экологическом воспитания дошкольников»
Целью экологического воспитания является: - формирование знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире...
Сообщение на тему:"Игровые технологии в образовательной деятельности на примере «квест-путешествий».
Сообщение на тему:"Игровые технологии в образовательной деятельности на примере «квест-путешествий»....
Сообщение на тему: "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста"
Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное обучение опреде...