Сообщение на тему Проектная деятельность в ДОУ
учебно-методический материал на тему

Чугунова Ольга Леонидовна

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение качества современного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важные задачи воспитания- формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, успешной социализации в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_proektnaya_deyatelnost.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию г. Подольска

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Комбинированного вида детский сад №32 «Светлячок»

Сообщение зам. зав. по ВМР Чугуновой О.Л. на тему:

«Проектная деятельность в ДОУ»

(январь 2013)

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение качества современного образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Важные задачи воспитания- формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, успешной социализации в обществе.

    Роль детского сада в решении этих задач определена в современных образовательных стандартах. Сегодня педагог призван не только сформировать у детей  системные знания, но и научить применять усвоенные знания в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всесторонне развитой личности. Перед педагогами стоит задача формирования у детей навыков самостоятельности, инициативности, сбор информаций, экспериментирования, применения полученных знаний в практике. Функции педагога меняются. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

  Основная задача - сформировать у детей навыки самостоятельной  работы со знаниями. Педагогические технологии обязательно должны развивать любознательность-основу познавательной активности. Способность самостоятельно решать творческие задачи, развивать творческое воображение, коммуникативность - способность общаться со взрослыми и со сверстниками, способность к рефлексии- как одно из главных личностных качеств. Это значит: уметь точно формулировать проблему, быстро и эффективно собирать информацию, самостоятельно формировать альтернативные взгляды на проблему, придумывать новые идеи и предлагать оригинальные варианты решений.

 С введением в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы освоение интегративного подхода становится ключевой проблемой. Принцип интеграции предусматривает переориентацию педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей, деятельность,  основанную на экспериментировании, проектировании, наблюдении.

     В настоящее время ученые и практики считают, что проектная деятельность является основной технологией образования, которая необходима на современном этапе развития мировой цивилизации, т. к. именно в таком виде деятельности происходит активное усвоение знаний. умений и навыков. Участие ребенка в проектной деятельности может стать первой ступенью всего дальнейшего развития и образования ребенка.

Проектная деятельность формирует у ребенка главную потребность – саморазвитие - как естественное условие.

Проект - способ организации совместной деятельности, согласование взглядов, идей, приемов, средств для достижения общей цели.

Проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс ситуаций и завершающийся созданием творческого продукта.

Проектная деятельность подразумевает деятельность детей и взрослых. Причем, очень важен замысел-ребенка, реализация замысла  возможна при совместной деятельности детей и взрослых. Деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четких норм. И ребенок, и педагог, оба попадают в ситуацию неопределенности.

  Метод проектов (выброшенный вперед) - это педагогическая технология (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Он может быть краткосрочным - 1-2 занятия, средней продолжительности, долгосрочный, а также среди детей одной группы, всего ДОУ, города. Может быть индивидуальный, парный, групповой, массовый

По характеру поисковый, игровой исследовательский, творческий, направленный на создание творческого продукта, часто встречаются смешанные типы проектов.

Структура проекта:

1. на первом этапе ставится цель. (Перед началом выявляются знания детей, учет интересов, беседы, чтение, рассматривание картин)

2. разработка проекта, определяем, что необходимо, распределяем роли.

3. выполнение проекта (при этом важно каждый раз заинтересовывать ребенка  новым сообщением, видом деятельности, новой ролью)

Интеграция знаний и умений детей из разных областей  детской деятельности, необходимых для участия в проекте переводит его в интеллектуально насыщенный метод и повышает его значимость.

Проектирование-это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия, представления о жизни. Проект выступает как форма участия в жизни. Возник еще в 30 годах, в садах Монтессори, где дети работали над разными проектами: мир растений, мир животных, окружающая среда. Дети составляли планы на день, неделю, обсуждали  их вместе с педагогами , принимали участие.

Таким образом, это повышало самооценку и ответственность детей.

Технология проектирования ориентирована на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, на равноправном общении, на преодоление трудностей вместе со взрослыми и сверстниками; поиск ответов на сложные вопросы4 приобретение способности сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае успешного решения задач, одобрение взрослых - создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.

 Технология проектирования позволяет развивать внутреннюю активность ребенка, способность ставить цели, добывать знания, получать результаты.

 В проектной деятельности дети приобретают способность выделять проблемы как при поддержке взрослых, так и самостоятельно.

В ходе совместной с детьми работе над проектом педагоги и родители содействуют восхождению к культуре, дети овладевают образцами поведения в природе и обществе, позитивным отношением к себе, окружающим, природе.

Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности.

  Творческие проекты разнообразны, поскольку разнообразны виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые дошкольниками. Содержание  проектировочной деятельности продиктовано характером проблем, с которыми субъекты образовательного процесса сталкиваются ежедневно. Можно выделить 4 группы проблем, обозначив их: «Ребенок и его семья», «Ребенок и рукотворный мир», «Ребенок, общество и его культурные ценности природа»

В дошкольные годы характер участия ребенка в проектировании меняется. В младшем возрасте он  наблюдает за деятельностью взрослого, в среднем эпизодически участвует, и в последующем осваивает роль партнера; в старшем переходит к сотрудничеству.

  Реализация технологий проектирования начинается с определения для детей проблемы и разработки проекта. Педагог готовит план решения. Дети по ходу реализации проекта вносят свои предложения. Индивидуально, в парах, подгруппе при участии взрослых они определяют продукт своей деятельности.

 Педагог- основной руководитель проекта, партнер ребенка и и помощник в его культурном саморазвитии.

  Технология ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях:

-совместная деятельность воспитателя и ребенка над проектом,

-совместная деятельность детей,

-детей с родителями

  Результаты проектирования следующие:

-полученный продукт;

-культурное развитие ребенка;

-развитие взаимоотношений ребенка с воспитывающими взрослыми

-участие родителей  в совместной деятельности.

При этом воспитателям надо повысить свой профессиональный уровень. В ходе его у детей активизируются активность и социализированность.

  Мониторинг проектной деятельности должен отслеживать текущие и промежуточные результаты. Это анализ процесса, на котором отслеживается рост активности детей.

Реализация проектной деятельности предполагает перестройку привычных форм взаимодействия в группе, требует от педагога переосмысления своих ценностей, деятельности.

При подведении итогов педагог анализирует: Что помогло проявлению инициативы детей на занятии, в какой мере освоено пространство возможностей? Здесь важна позиция педагога, способность к творческой деятельности, вовлеченность в процесс.

Выделяют 3 типа проектной деятельности: творческую, исследовательскую и нормативную.

Темы творческой деятельности -это праздники, сезонные изменения, социальные вопросы.

Исследовательская деятельность.

1 этап начинается с вопроса

2 этап-ребенок оформляет проект, рисует иллюстрации, проводит опрос, выслушивает разные точки зрения, на основе которых делает выбор, читает книги, подтверждая информацию.

3 этап-защита проекта, - когда ребенок рассказывает о проделанной работе  

4 этап- выставка проектов, которые систематизируются воспитателем

3-ий тип проектов – нормативный, когда устанавливаются нормы и правила.

Организация тематических занятий подходит для детей от 4 лет. Темы могут быть разные, главное условие- интерес детей. Это события, которые могут происходить, в городе, семье, детском саду.

Зарубежные коллеги предлагают способ разработки проектов с помощью 3-х вопросов - что мы знаем?, что мы хотим узнать?, что узнали? В результате реализации вопроса читаем книги, проводим эксперименты, дети обращаются за помощью к взрослым. В итоге воспитатель анализирует- что удалось, что нет, почему? Планирует как включить в реализацию проекта других детей, какие занятия организовать. Это деятельность на равных, когда никто не указывает, не контролирует.

Сначала у детей устанавливаются контакты с родителями, затем с другими взрослыми, детьми. Решая разные задачи, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить, приобретают уверенность в своих силах.

    Технологии проектирования необходима развивающая среда. В группе воспитатель сосредотачивает книги, справочники, энциклопедии. Если этого недостаточно ходят в библиотеку, музей. Конкретным результатом работы может быть рисунок, поделка, аппликация, альбом, книга, сказка, спектакль.

В ходе работы воспитатели помогают детям быть добрыми, смелыми. При этом улучшается микроклимат в саду, у родителей развивается интерес к своим детям.

Воспитатель должен научиться наблюдать за ребенком, научиться слышать его, видеть, что их интересует.

  Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важные операции мышления: анализ, сравнение, обобщение.

Экологический проект-это решение задач в процессе исследования. Методика работы с детьми разрабатывается  с учетом интегрированного подхода.

  В ходе проектной деятельности у детей расширяются знания об  окружающем мире , развиваются способности познавательные, коммуникативные, регуляторные. Дети становятся интересны друг другу, родителям, их жизнь становится богаче.

 Важным для педагога является умение создать условия для проявления познавательной инициативы детей.

Например, проект «Переписка с животными»  (долгосрочный проект для детей  средних - подготовительных групп.), разработан с использованием технологии Н.А.Рыжовой.

Цель: знакомить детей с животными области, объяснить взаимодействие                         живых организмов с окружающей средой , развивать творческие способности, воспитывать любовь к природе, желание узнать новое из жизни животных.

Содержание. Работа по проекту осуществляется в форме ролевой игры. Дети вместе с родителями пишут письмо, оформляют конверт и опускают в почтовый ящик и ждут ответа. Ценность проекта в том, что дети играют вместе со взрослыми, через игру получают естественно-научные представления о животных родного края, В процессе переписки родители и дети как бы общаются с животными на равных, а это важно для мировоззрения ребенка.

Подготовительный этап.

-Работа педагога с познавательной и художественной литературой, составление писем, оформление конвертов от имени животных.

-Консультация для воспитателей и родителей.

-Оформление ширмы-передвижки «Работаем по проекту»

-Беседа с детьми с целью заинтересовать их перепиской с животными.

Исследовательский этап.

-ролевая игра с детьми, воспитателями и родителями «Напишем письмо нашему лесному другу» (составление писем животным, оформление конвертов, отправление почты в лес, ожидание, чтение писем, рассматривание иллюстраций, составление рассказов о животных).

-Экологические спектакли по плану в ДОУ.

-Оформление выставки рисунков «Кто живет в лесу»

-Поле Чудес- «наши лесные друзья»(итоговое занятие по содержанию писем)

-Обобщение результатов, их анализ, выводы.

Рекомендации педагогам по организации работы по экологическим проектам

белобоки

1Приступая к работе по любому проекту, важно заинтересовать ребенка проблемой. От этого зависит успех проектного метода.

Игра-ведущий вид деятельности ребенка- дошкольника. Увлекая его естественно- научными знаниями о природе, мы используем разнообразные игровые обучающие ситуации, игры с игрушками-аналогами, литературными персонажами, игры-путешествия, театрализованные игры

Включение элементов сюжетно-ролевых игр (прилет из леса сороки - белобоки) в процессе формирования у детей представлений о природе создает эмоциональный фон, благодаря которому дети быстрее усваивают материал.

2.Работу в рамках проекта необходимо проводить регулярно, ненавязчиво, поддерживать интерес детей, осуществляя тесный контакт всех педагогов и воспитанников.

  Метод экологических проектов  открывает перед педагогом большие возможности для становления нравственных начал ребенка посредством более глубокого ознакомления с природным окружением, бытом, культурой, искусством людей малой родины, т.к. в совместной деятельности детей и взрослых успешно решаются в комплексе задачи нравственно-личностного и духовного развития - трудолюбие, гуманное отношение ко всему живому, доброжелательность, отзывчивость, заботливость, любовь к Родине, уважение к людям-труженикам.

     Воспитание чувства любви к Родине начинается с воспитания у детей любви к своей семье, родному краю.

В нашем ДОУ для детей младшего, среднего возраста  нами  был разработан  проект средней продолжительности -2 м-ца  на тему: « Моя семья»

(ознакомительный)

Работа проходила при активном участии родителей детей.

Целью проекта было: воспитывать любовь и уважение к членам семьи, дать первоначальные представления о родственных отношениях, понятии: семья.

1.На 1 этапе работы воспитатели провели беседы с родителями, рассказали какой объем работы они хотят провести с детьми рассказали о проблемах детей (как выяснилось, дети не знали, как зовут их мам, бабушек). Воспитатели дали задание родителям дома собрать фото бабушек, дедушек, мам, пап, братьев и сестер, поговорить с детьми о членах своей семьи, потом принести фото в детский сад

2.затем началась реализация проекта. Детям читали книги о маме, папе ит.д., заучивали стихи , рассматривали фотографии родственников и беседовали с детьми о членах семьи, беседовали, как мама ласково называет детей и дети мам, составляли генеологическое древо семьи, играли в сюжетно-ролевые игры «Семья» п/игры: «Курочка и цыплята», дидактические – «Составь картинку» заучивали пословицы, поговорки о маме, объясняли их значение. разучивали физкультминутки- «Этот пальчик-дедушка…»

Родители активно откликнулись на все просьбы включились в совместную деятельность. заинтересовались мероприятием и изготовили альбомы семей, а также оформили папку –раскладушку «отдыхаем всей семьей1»

Проект прошел успешно На родительском собрании воспитатели донесли до родителей, что присутствие родителей с детьми дома или на прогулке - это еще не любовь. Любовь - это когда с ребенком вступаешь в общение, умеешь расположить его к себе, прижать, погладить. Все воспитатели провели открытые занятия с детьми на тему «Моя семья», в каждом из которых была своя изюминка.

    Для детей старшей и подготовительной групп был разработан проект-«Наш город», (продолжительностью- месяц)

Проект - информационный, социальной направленности.

Участники: дети, педагоги, родители.

Цель: Воспитание у детей гражданских чувств, чувства любви к Родине, уважению к труженикам города.

1 этап-анкетирование родителей, тестирование детей.

Работа началась с цикла бесед о городе, рассматривания фотографий, достопримечательностей.

Родители принимали активное участие в совместной деятельности: помогли организовать поездку детей на экскурсию в школу в планетарий, по просьбе педагогов  посещали достопримечательности города, рассказывали почему так названы улицы, вместе с детьми рисовали совместные рисунки о городе

С детьми были проведены занятия ,дети играли в сюжетно-ролевые игры « Я -экскурсовод», « строители», дидактические игры: «Собери картинку», «Разложи и назови», заучивали стихи и песни о городе, слушали музыку.

На заключительном этапе родителям на собрании показали занятие «Наш город», вместе с родителями изготовлена панорама рисунков.

  Результатами были:

-Пополнение знаний детей о современном городе, его достопримечательностях, названиях улиц, уважение к людям труда.

Проект для детей подг. гр. На тему  «Времена года» ( лето и осень)

Ознакомительный, долгосрочный (сентябрь-ноябрь)

Участники :дети, педагоги, родители)

Цель :Знакомство с последовательностью времен года, с сезонными изменениями, умение устанавливать простые причинно-следственные связи

1.В процессе реализации проекта с детьми были проведены занятия

-Что бывает летом, осенью?

-Кто живет в лесу, как животные готовятся к зиме,

-особенности жизни птиц летом и осенью

-труд человека летом и осенью,

2.Рассматривание картин:

-Времена года - Лето и осень

- О.И.Соловьева

-Рассказ по картине «Осеннее дерево»

«Еж, белка - летом и осенью».

3.Были проведены наблюдения: за сезонными изменениями, деревьями, цветами, листопадом

4.Заучивание стихов, песен о временах года, чтение художественной литературы, слушание звуков природы, загадывание загадок, использование пословиц, поговорок

5.Дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Чудесный мешочек», «С какого дерева лист»

6 Подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Садовник»

7.Совместная деятельность с родителями: отдых с родителями и беседа о нем, составление осенних букетов, поделок из природного материала, совместная изобразительная продуктивная деятельность детей и родителей,

Составление рассказов о временах года, стихов, труд на участке по уходу за растениями, цветником, уборка территории от листьев.

Результаты:

У детей сформировались умения устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе, сформировалось заботливое отношение к растениям, животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: «Проектная технология»

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способам...

Сообщение на тему: "Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное обучение опреде...

Сообщение на тему: "Театрализованная деятельность в детском саду. Разные виды театра"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «город Бугуруслан» «Детский сад №4» ...

Сообщение из опыта работы на ГТГ "Развитие детей раннего возраста" на тему «Проектная деятельность в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО»

  Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов взаимодействия, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители, является проектная деятельность....

Сообщение на тему: «Театрализованная деятельность в детском саду»

Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном ...