Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с признаками одаренности в интеллектуальном развитии
рабочая программа на тему
Повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей.
Уровня коммуникативной компетентности, ребенок должен научиться самостоятельно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Повышение уровня развития навыков саморегуляции и произвольности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с признаками одаренности в интеллектуальном развитии в МКДОУ БГО центр развития ребенка – детский сад №11
2016-2017г. г.
Автор: Скопова Людмила Владимировна
Место работы: МКДОУ БГО центр развития ребенка – детский сад №11
Ф.И. ребенка: Стас С.
Возраст: ___4 года________
Вид одаренности: интеллектуальная.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, воспитателями своей группы.
Участники сопровождения: педагоги и специалисты МКДОУ, родители ребенка.
Характеристика на ребенка
В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у мальчика отмечен высокий уровень развития интеллектуальных способностей, а также хорошо развитые физические качества.
На занятиях мальчик, часто отвлекается, мешает другим, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, спортивных мероприятиях.
Вне образовательной деятельности Стас очень активен, подвижный. Всегда доброжелательно настроен по отношению к окружающим.
По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У мальчика хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления.
Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, о высоком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.
Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.
Задачи:
Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
Развитие навыков саморегуляции.
Планируемый результат:
Повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей.
Уровня коммуникативной компетентности, ребенок должен научиться самостоятельно разрешать возникающие конфликтные ситуации. Повышение уровня развития навыков саморегуляции и произвольности.
Организация работы: программа обучения спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В. Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
План психолого – педагогического сопровождения
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление) | Наблюдение Изучение продуктов деятельности Психологическое тестирование | Сентябрь Декабрь Май | Педагог - психолог Педагоги |
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | |||
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | |||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Консультации | 1 раз в квартал | Педагог- психолог Педагоги Старший воспитатель |
Консультирование педагогов на тему: «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности». «Игры и упражнения на развитие интеллектуальных и творческих способностей» | Беседы Консультации | В течение года | |
Участие в конкурсах и др. мероприятиях |
| ||
Оформление и пополнение портфолио успеха. |
| 1 раз в месяц | Педагоги |
Взаимодействие с семьей | |||
Психолого- педагогическое просвещение родителей: «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант». | Беседы Консультации | По мере необходимости | Старший воспитатель Педагог - психолог |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | ||
Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка. | Родители | ||
Работа с портфолио успеха. | Родители | ||
Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ. | Познавательный досуг | Родители Педагоги | |
Посещение музеев, выставок, театров. | Родители | ||
Психолого-педагогическая поддержка | |||
Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения. | Дивергентные задания ТРИЗ | Педагог- психолог Педагоги |
Оценка промежуточных результатов
Содержание работы | Критерии оценки |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | - Результаты диагностики |
Взаимодействие с педагогами | Психолого-педагогическая компетентность педагогов Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка Создание и пополнение портфолио. |
Взаимодействие с семьёй | Психолого-педагогическая компетентность родителей Создание и пополнение портфолио. |
Срок реализации индивидуальной программы развития 2016-2017 гг.
Индивидуальный образовательный маршрут дошкольника с признаками одаренности в художественном творчестве в МКДОУ БГО центр развития ребенка – детский сад №11
2016 - 2017 г.г.
Ф.И. ребенка: Варвара Вл.
Возраст: __3 годат_________
Вид одаренности: творческая.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, творческие конкурсы, театрализованная деятельность.
Участники сопровождения: педагоги и специалисты МКДОУ, родители ребенка.
Характеристика на ребенка
У Вари ярко выражены музыкальные способности. Она любит музыку, артистична, быстро отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает, сочиняет свои мелодии. Девочка свободно воспроизводит мелодию голосом, точно её интонируя, подбирает по слуху на музыкальном инструменте. Когда она поет, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. Она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью. Она легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с Соней был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития творческих способностей. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации музыкальных и творческих способностей ребёнка с учетом его возрастных и индивидуальных психологических особенностей.
Задачи:
- раскрыть музыкальные способности;
- совершенствовать и расширять систему дополнительного образования;
- вовлекать в конкурсы на различном уровне;
- создавать насыщенную предметно-развивающую музыкальную среду
- повысить уровень взаимодействия детского сада и семьи в вопросах
поддержки и сопровождения способных детей.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты.
- результативное участие в конкурсах различных уровней;
- создана предметно-развивающая среда по музыкальному развитию;
- тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
План психолого – педагогического сопровождения
Используемые технологии и методики.
1.Педагогический мониторинг.
Определение «проблемных» и «успешных» зон развития- углублённое диагностическое обследование
-Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребёнка;
-Подбор методик, определение методов и приёмов работы.
-подбор индивидуальных заданий;
-связь с родителями и педагогами;
-Корректировка задач, методов работы с ребёнком.
Итоговая диагностика;
2.Формы работы с одаренными детьми: творческие мастерские, , работа по индивидуальным планам, участие в конкурсах, фестивалях, кружках .
3.Использование методик направленных на обеспечение эмоционального благополучия и развития вокально-хоровых навыков-музыкотерапия;
-Сказкотерапия;
-Дыхательная гимнастика по методу А.Н.Стрельниковой;
-Артикуляционная гимнастика;
-Физвокализ;
-Дикционные упражнения;
-Фонопедический метод развития голоса В.В. Емельянова и т. д., а также:
Музыкальные игры;
-Музыкальный аутотренинг;
-терапия творчеством-(арт-терапия).
метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод моделирования художественного творческого процесса; метод интонационно стилевого постижения музыки.
4.Педагогическая технология развития сотрудничества у старших дошкольников в процессе пения.
Примерные сроки достижения результатов.
Сентябрь 1. Подбор диагностических методик.
2. Изучение индивидуальных особенностей и интересов дошкольников.
3. Отслеживание эмоционального настроя ребенка в ООД.
Октябрь 1. Участие в городском конкурсе- «Юные таланты».
2. Отслеживание эмоционального настроя ребенка в кружке «Домисольки».
3. Викторина «Угадай мелодию»
Ноябрь 1. Игра «Определи жанр музыки».
2.Консультация «Способный ребенок – особая ценность для общества» Музыкальный руководитель
Декабрь 1. Музыкальная гостиная.
2. Развивающие музыкальные игры.
3. Подготовка сольного номера.
4. Сольное выступление на новогоднем утреннике.
Беседа «Творческий потенциал дошкольника».
Январь 1. Составление картотеки «Любимая песенка»
2. Разгадывание ребусов.
Февраль 1. Выставка рисунков «Сказка в музыке»
2. Вечер музыки «Сказки и сказочные герои в музыкальных произведениях П. И. Чайковского».
3. Викторина «Его величество – ритм»
4. Разучивание песни на 8 марта. Памятка «Что такое музыкальные способности? » Музыкальный руководитель.
Март1. Игра на музыкальных инструментах.
2. Беседа «Музыкален ли ваш ребенок?»
Апрель 1. Игра «Песенка-чудесенка»
2. «Разгадай ребус».
3. Упражнение «Музыкальная лесенка».
4. Консультация «Развитие творческих музыкальных способностей у дошкольника»
Май 1. Участие в концерте «День Победы»
2. Мониторинг эффективности работы. Рекомендации.
В течение года -
1. Посещение кружка «Домисольки»
2. Активное участие в праздниках и развлечениях ДОУ. Индивидуальные консультации. Музыкальный руководитель.
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Наблюдение Психологическое тестирование | Сентябрь Декабрь Май | Педагог - психолог Педагоги | |
Диагностика творческих способностей | |||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Консультации | 1 раз в квартал | Педагог- психолог Педагоги |
Консультирование педагогов на тему: «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности». | |||
Создание условий для развития творческих способностей: организация участия в конкурсах и др. мероприятиях |
| ||
Оформление и пополнение портфолио успеха. |
| 1 раз в месяц | Педагоги |
Взаимодействие с семьей | |||
Психолого- педагогическое просвещение родителей: «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант». | Беседы Консультации | По мере необходимости | Старший воспитатель Педагог - психолог |
Создание дома условий для развития творческих способностей ребенка. | Родители | ||
Работа с портфолио успеха. | |||
Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ. | Познавательный досуг | Родители Педагоги | |
Посещение музеев, выставок, театров. | Родители | ||
Театрализованная деятельность | |||
Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню. Спектакли: "Волки и козлята", "Мешок яблок". | Музыкальные занятия Беседы Просмотр видеофильмов | В течение года | Педагоги Музыкальный руководитель |
Участие в творческих конкурсах | Творческая мастерская | По мере возможности и желания ребенка |
|
Оценка промежуточных результатов
Содержание работы | Критерии оценки |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | - Результаты диагностики |
Взаимодействие с педагогами | Психолого-педагогическая компетентность педагогов Создание предметно-пространственной среды для развития творческих способностей ребёнка Создание и пополнение портфолио. |
Взаимодействие с семьёй | Психолого-педагогическая компетентность родителей Создание и пополнение портфолио. |
Театрализованная деятельность | Участие в театрализованных постановках Участие в конкурсах |
Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения | Положительное эмоциональное состояние ребенка |
Срок реализации индивидуальной программы развития 2016-2017 гг.
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
2016 г.
Ф.И. ребенка: Бескровных Никита
Возраст: _6 лет__________
Вид одаренности: творческая.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом - психологом, воспитателями.
Участники сопровождения: педагоги и специалисты МКДОУ, родители ребенка.
Характеристика на ребенка
Развитие ребёнка соответствует норме. Мальчик очень активен, любознателен. По наблюдениям, часто ставит перед собой сверх трудные цели, проявляя упорство и настойчивость в достижении результата.
Никита уверен в себе. Он обладает прекрасной памятью и хорошо развитым воображением, у мальчика богатый словарный запас, ярко выраженная способность к словотворчеству и своеобразное чувство юмора. Он легко запоминает и с выражением читает стихи, пересказывает тексты, придумывает рассказы и сказки, передает содержание мультфильмов и кинофильмов.
Любимым занятием мальчика является конструирование (лего). Он с удовольствием конструирует фантастических животных, людей. С лёгкостью придумывает сюжет и без схемы создаёт образы. Очень нравится ему конструировать по содержанию литературных произведений и мультфильмов.
Конструирование помогает мальчику сочинять, воображать, рассказывать, самореализовываться в творчестве.
Цель: Формирование у ребёнка успешности, креативности в разных видах поисково-продуктивной деятельности.
Задачи:
∙ Разработать совместно с семьёй план психолого-педагогического сопровождения для возможных перспектив в развитии способностей мальчика и поддержки его сильных сторон личности.
∙ Развивать творческие способности ребёнка в художественной деятельности.
∙ Повысить самооценку, уверенность в себе.
Планируемый результат:
Повышение уровня развития творческих способностей.
Организация работы: программа обучения спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
План психолого – педагогического сопровождения
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Наблюдения Тесты Диагностики | Сентябрь Декабрь Май | Педагог - психолог Педагоги Музыкальный руководитель | |
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание) Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) Диагностика художественно-эстетического развития | |||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Консультации | 1 раз в квартал | Педагог- психолог Педагоги |
Консультирование педагогов на тему: художественный материал для развития памяти, мышления, речи», «Игры и упражнения на развитие творческих способностей» «Создание творческих проектов» | Индивидуальные беседы | В течение года | |
| |||
Взаимодействие с семьей | |||
Психолого- педагогическое просвещение родителей: «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант». «Как научит ребенка общаться без конфликтов». | Беседы Консультации | По мере необходимости | Старший воспитатель Педагог - психолог |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | ||
Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка. | Родители | ||
Работа с портфолио успеха. | Родители | ||
Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ. | Познавательный досуг | Родители Педагоги | |
Посещение музеев, выставок, театров. | Родители | ||
Художественная деятельность | |||
Участие в творческих конкурсах Изготовление открыток к праздникам «Новый год» «Международный женский день» «День победы»
| Творческая мастерская Творческое задание | По мере желания ребёнка Декабрь Февраль Апрель | Педагоги Педагоги |
Участие в творческих конкурсах | Творческая мастерская | По мере возможности и желания ребенка | Педаглги |
Психолого-педагогическая поддержка | |||
Развитие позитивной самоидентификации | Игры Упражнения Беседы | Согласно расписания занятий 2 раза в месяц | Педагог- психолог |
. Работа по программе «Я - ученик!» | Совместная деятельность с педагогами и сверстниками | Педагоги |
Оценка промежуточных результатов
Содержание работы | Критерии оценки |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | - Результаты диагностики |
Взаимодействие с педагогами | Психолого-педагогическая компетентность педагогов Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка Создание и пополнение портфолио. |
Взаимодействие с семьёй | Психолого-педагогическая компетентность родителей Создание и пополнение портфолио. |
Художественная деятельность | Участие в конкурсах |
Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения | Положительное эмоциональное состояние ребенка Развитие навыков саморегуляции Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества. |
Срок реализации индивидуальной программы развития 2018-2017 гг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника (по социально-личностному развитию).
Данный материал рекомендован воспитателям детского сада, логопедам, психологам, педагогам начальных классов. Описание материала: Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен мат...
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка 5-6 лет с интеллектуальной недостаточностью
Материалы для корреционо-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью на базе детского сада....
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы Елистратовой Анастасии с признаками одаренности в интеллектуальном развитии.
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы Елистратовой Анастасии с признаками одаренности в интеллектуальном развитии....
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группы ИИ с признаками одаренности в интеллектуальном развитии МБДОУ «Иланский детский сад № 50» На 2022-2023 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка подготовительной группыИИс признаками одаренности в интеллектуальном развитииМБДОУ «Иланский детский сад № 50» На 2022-2023 учебный г...
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы с признаками одаренности в интеллектуальном развитии
Индивидуальный образовательный маршрут на ребёнка средней группы с признаками одаренности в интеллектуальном развитии...
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с признаками одаренности
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ воспитанника с признаками одаренности в художественно- эстетическом развитии.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ воспитанника с признаками одаренности в художественно- эстетическом развитии. План на 1 учебный год....