Использование современнх образовательных технологий в решении задач нраственно-патриотического воспитания дошкольников
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Пердставление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 комбинированного вида г. Североморска
Совет педагогов
Протокол №9 от 10.05.2018г.
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ
«Использование современных образовательных технологий в решении задач нравственно-патриотического воспитания
детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель: Абрамова Ольга Сергеевна
Любовь к родному краю родной культуре, родной речи начинается с малого-с любви к своей семье, к своему жилищу , к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»
Д. С. Лихачёв.
В данном опыте представлены материалы работы над методической темой «Использование современных образовательных технологий в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста» с 2015 года по 2018 год.
Выбранная тема является актуальной, т.к. социальный заказ государства – воспитание человека образованного, нравственного, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны
Нормативно-правовая основа педагогического процесса по нравственно-патриотическому воспитанию :
- Государственная программа «патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
- Закон «Об увековечении Победы советского народа в ВОВ 1941-1945 гг.»;
- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества»;
Новизна опыта обусловлена новыми подходами к организации и обеспечению нравственно-патриотического воспитания детей, а также эффективным способом развивающего, личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка.
В своей работе определила ЦЕЛЬ: Выстроить систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников с использованием современных образовательных технологий. Для реализации цели поставлены мною задачи:
- Повысить профессиональную компетентность в вопросах нравственно-патриотическом воспитания дошкольников;
- Внедрить использование современных образовательных технологий;
- Пробудить в детях любовь и уважение к родному дому, детскому саду, городу, стране, культурному наследию своего народа; гордость за мужество воинов страны.
- привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком в условиях семьи и детского сада в работе по нравственно-патриотическому воспитанию.
Для решения поставленных цели и задач составила перспективные планы по самообразованию на каждый учебный год.
Для успешного решения поставленных задач в работе, выделила следующие этапы работы
I этап
Определила основные задачи на данном этапе:
- изучить и провести анализ методической литературы по данной теме;
- создать развивающую предметно-пространственную среду;
- подобрать эффективные формы, методы, средства в воспитании нравственно -патриотических чувств детей дошкольного возраста, используя потенциал ИКТ.
С этой целью -
- Организовала:
- Патриотический уголок «Маленький гражданин» - предметно - развивающую среду согласно современным требованиям ФГОС ДО к её построению, с учетом возрастных индивидуальных особенностей детей
Не оставляю без внимания региональное направление, так как воспитание чувства патриотизма начинается именно с любви к малой Родине.
- Разработала учебно-методический комплект, который включает в себя:
- перспективно-тематическое планирование работы, циклограмму деятельности вне НОД в воспитании у детей дошкольного возраста нравственно - патриотических чувств
- Записала:
- Аудио и видео информационные буклеты: «Азбука Маленького гражданина», «Виртуальные путешествия по городам Мурманской области»;
- электронную картотеку дидактических игр «Знакомимся с родным городом, краем".
- Оформила:
- подборку познавательных мультфильмов, видеофильмов, презентаций, детских телепередач о крае, стране (оформлены на видеодисках);
- серию консультаций для родителей по формированию представлений о мире профессий: «Как вырастить патриота», «Детские вопросы», «Как провести выходной день»
- видеопаспорта проектов «Я – гражданин», Наш Североморск», «Герб моей семьи», «Моя история – генеалогическое древо моей семьи».
- Создала:
- коллекцию CD дисков: «Квест-бродилка по Краеведческому музею»,
«7 чудес Североморска - виртуальные фотопутешествия по родному городу»;
- коллекцию информационно - презентационного материала «Мой город»;
- видеофильмы: «Интерактивная игра - путешествие по родному городу» «Виртуальное путешествие в мир профессий»; «Виртуальное видеопутешествие по городам родного края»,
II этап
На данном этапе разработала:
- методические рекомендации в воспитании у детей дошкольного возраста нравственно - патриотических чувств средствами потенциала ИКТ (ст. дошк. возраст);
- изготовлено пособие адвент - календарь с целью изучения информации о праздниках города, страны
- представлен коллаж «Моя семья».
Реализуя задачи, я руководствовалась следующими педагогическими принципами:
- принцип психологической комфортности;
- принцип деятельности;
- принцип минимакса или посильной трудности обучения;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип научности;
- принцип учёта индивидуальных особенностей;
- принцип связи с окружающим;
- принцип взаимосвязи с другими видами деятельности.
Свою работу осуществляю по следующим направлениям:
-работа с детьми;
-работа с родителями;
-работа с социумом.
В работе с дошкольниками использую следующую систему педагогического взаимодействия:
1-й блок: Специально организованное обучение включает в себя:
-НОД;
-маршруты поиска в рамках веб - квеста;
-экологические и патриотические флэшмоб - акции;
-использование метода решения проблемных ситуаций (имитационно - игровых и условно - вербальных);
-видеоуроки «Школа моей мамы»;
-виртуальные игры - путешествия по родному городу;
-интерактивные викторины «Путешествия одного дня»;
-виртуальные видео и фотоэкскурсии в мир профессий родителей.
2-й блок: Совместная деятельность педагога и детей включает в себя:
-видеонаблюдения на прогулке;
-виртуальные игры - путешествия;
-аудиочтение художественной, познавательной литературы;
-патриотические и экологические флэшмоб - акции в группе и на участке ДОУ, на маршрутах города.
3-й блок: Самостоятельная деятельность детей включает в себя:
-разные виды интерактивных игр (подвижные, имитационные, словесные);
-аудиоработу с художественной и познавательной литературой;
-составление авторских видео и аудиосказок, презентаций - рассказов.
Технологии, используемые в опыте. Поиск содержания, средств, методов, осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования нравственно - патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований - явление, несомненно, позитивное.
Важная роль принадлежит информационно - коммуникационным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, страны, а успешно их дополняют и восполняют.
Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации.
Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию.
Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена.
Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т.д.
Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Реализуя современные требования к организации образовательного процесса, я также использую в своей работе с детьми проектную технологию, которая включает в себя объединение педагогов, детей и родителей в сотрудничестве и планировании своей работы. Каждый ребенок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит появится уверенность в своих силах.
За преиод работы над темой были реализованы такие прокты, как «Я – гражданин, «Наш Североморск», «Герб моей семьи» и «Моя история -Генеалогическое древо моей семьи», оформлены видеопаспорта проектов с приложениями.
Инновационным в работе над данной темой является применение технологии «лента времени». Исследования Ананьева Б.Г., Божович Л.И., Запорожца Т.А. показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребенка проникать во все многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи, отношения, закономерности. «Лента времени» систематизирует и углубляет знания детей, учит устанавливать пространственно-временные связи. Она может использоваться для решения задач всех направлений развития дошкольника. Внедрение данной технологии в педагогический процесс является условием реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками и направлено на обеспечение условий успешной социализации , создает возможность использования предлагаемых материалов родителями для обогащения досуга и организации их совместной деятельности. Новизна технологии «Лента времени» заключается в развитии познавательного интереса, активности, формирования и обогащения у них представлений о человеке в истории и культуре.
Наиболее полюбившаяся воспитанниками квест-технология представляет собой интересное средство, направленное на самовоспитание и саморазвитие ребенка как творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО. С помощью квест-игр можно познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей. Образовательная деятельность в формате квест –игры замечательно вписывается в концепцию ФГОС ДО и становится отличной возможностью для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду. В рамках работы над данной темой был организован выездной квест в Краеведческий музей г. Мурманска совместно с родителями.
Работу с родителями осуществляю через использование следующих форм:
-онлайн и офлайн родительские собрания;
-наглядную агитацию;
-фото и видеовитрины;
-презентации - консультации;
-виртуальные творческие галереи;
-персональный сайт группы в социальной сети работников образования.
Работа с социумом, посещение:
- городской библиотеки № 1;
- Североморского музейно- вставочного комплекса;
- городского музея - подводной лодки «К - 21».
Творчески подхожу к проведению работы по данному направлению: в форме интерактивных викторин, развлечений, КВН, театрализованных видео и аудиосценок.
Создана медиатека, которая включает в себя:
- УМК - перспективные планы; конспекты НОД, консультации для родителей в виде видео и аудиофайлов, в виде электронных иллюстраций и фотографий;
- наглядные пособия - картинки; карты-схемы, маршруты поискатематические презентации для детей по ознакомлению с миром профессий;
- дидактические материалы - к сценариям, к НОД, к семинарам, к родительским собраниям и т.д.;
- опыт работы по теме «Использование современных образовательных технологий в решении задач нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста».
Мониторинг данных по патриотическому воспитанию показывает положительную динамику.
Учебный год/группа | Образовательная область Познавательное развитие | ||||||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
2015 - 2016 учебный год подготовительная группа | 14, 8 % | 25% | 59, 2 % | 70, 3% | 26% | 4,7% | |
2016 - 2017 учебный год средняя группа | 18 % | 27, 2 % | 68, 5 % | 71, 2 % | 13, 5 % | 1, 6 % | |
2017 - 2018 учебный год старшая группа | 23 % | 38, 7% | 61 % | 61, 3% | 16 % | - |
У детей сформированы представления о морали, они осознают нравственные нормы и реализуют их в поведении, сформированы представления о Родине, своем городе, о самом себе.
Подводя итоги работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В результате использования современных технологий воспитанники в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Таким образом, систематическое использование современных технологий способствует развитию патриотического самосознания дошкольников.
То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты.
III этап Трансляция опыта
Опытом своей работы делилась перед педагогами города и области;
Декабрь 2015г. - рождественские педагогические чтения (МБОУ гимназия №1)
Март 2016г. - открытое занятие «Мастерская профессий» в средней группе совместно с родителями)
Февраль 2017 г. - г. Кандалакша Областная научно-практическая конференция «Православные ценности в современном образовании». Организаторы мероприятия: Министерство образования и науки Мурманской области, Мурманская митрополия Московского Патриархата, ГАУДПО МО «Институт развития образования».Апрель 17 г. – выступление на курсах повышения квалификации перед педагогами области в ГАУДПО МО «Институт развития образования».Май 2018г. - Опыт работы по данной теме представлен перед педагогами МБДОУ д/с № 16 на Педагогическом Совете (протокол № 9 от 10. 05. 2018 г.)
Данный опыт работы адресован педагогам ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников"
Самообразование на 2018 - 2023 Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников...
Интеграция образовательных областей и решения задач нравственно-патриотического воспитания в соответствии с ФГОС ДО
Патриотическое воспитание занимает особую роль в формировании подрастающего поколения. Патриотизмом мы называем преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и ...
«Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»
Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина: «по...
Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в развитии инициативы и любознательности старших дошкольников."
Презентация на тему "Использование современных образовательных технологий в развитии инициативы и любознательности старших дошкольников. Проект «Путешествие в мир диких животных наших лесов...
Конспект "Использование электронных образовательных ресурсов для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста"
Конспект "Использование электронных образовательных ресурсов для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста"...
"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."
Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...
План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Водолазской Оксаны Александровны. На тему:Использование современных фитнес-технологий при решении задач физического развития и формирования представлений о ЗОЖ дошкольников в рамках ре
Цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребёнка посредством внедрения фитнес- технологий в физкультурные занятия на этапе реализации ФГОС ДО. За...