ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕСОЧНЫЕ СКАЗКИ» В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
рабочая программа на тему
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Введение
2.Актуальность, цели, задачи.
3.Основные направления программы.
4.Сроки и условия реализации программы.
5.Тематическое планирование.
6. Мониторинг.
7. Используемая литература
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 36.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждено
Директор ЦПКС Заведующий ГБДОУ №56
Колпинского района Колпинского района
Санкт – Петербурга Санкт - Петербурга
____________Н.В.Кислова ____________Н.А.Соловьева
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЕСОЧНЫЕ СКАЗКИ»
В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ
Автор составитель:
А.Н.Мишкина
Воспитатель ГБДОУ №56
Колпинского района
Санкт – Петербурга
Санкт – Петербург 2017
Содержание.
- Пояснительная записка.
- Введение
2.Актуальность, цели, задачи.
3.Основные направления программы.
4.Сроки и условия реализации программы.
5.Тематическое планирование.
6. Мониторинг.
7. Используемая литература
1. Пояснительная записка
Самая лучшая игрушка
для детей – кучка песка.
К.Д.Ушинский
Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.
Песок – природный материал, обладающий собственной энергетикой. По сравнению с другими материалами для творчества – глиной, пластилином, красками – он имеет ряд преимуществ.
Создание песочных композиций не требует особых умений и усилий. Сделать что – то не так невозможно.
«Песочные сказки» – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.
- Актуальность:
Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.
Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребёнка определённых умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребёнком своих чувств – важный показатель понимания им собственного внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.
Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
Цель:
не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным
поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим
собой. Благодаря этому способствовать психическому и личностному росту ребенка.
Задачи:
- стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;
- формировать позитивное отношение к своему «Я»;
- формировать позитивное отношение к сверстникам;
- развивать навыки социального поведения;
- развивать фантазию и образное мышление;
- развивать мелкую моторику;
- стимулировать речевую активность;
- способствовать пополнению и автоматизации лексического запаса;
- побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.
- Основные направления программы
Игровая деятельность
Формировать желание действовать с различным игровым материалом, развивать игровые умения;
Побуждать детей к самостоятельной игре, вызывая эмоционально положительный отклик на игровое действие;
Учить детей разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям в театре на песке.
В сюжетных играх в песочнице воспитывать творческую самостоятельность.
Эмоционально – волевое
Используя песочницу позитивно влиять на эмоциональное проявление самочувствия детей:
- снизить уровень нервно – психического напряжения;
- способствовать возникновению положительных эмоций.
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать навыки игрового взаимодействия;
Помочь приобрести опыт, посредством обыгрывания игровых ситуаций, самостоятельного разрешения конфликтов;
Развивать умение слушать и слышать друг друга.
Сенсомоторное
Создавая игровую среду в песочнице, знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения;
Учить детей рассматриванию предметов, используя различные виды восприятия: зрительное, тактильное, слуховое, звуковое;
Учить детей воспринимать предметы, выделяя их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве);
Развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия;
Совершенствовать координацию рук и глаз; развивать мелкую моторику рук в действии с предметами.
Развитие речи
Работу по развитию речи осуществлять через специально организованную среду, с использованием песочницы, по следующим направлениям:
- развивать точность понимания речи;
- способствовать развитию артикуляции звуков, вызывая речевые подражания;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь детей, используя употребление существительных, глаголов, предлогов и наречий, качественных и количественных прилагательных;
- используя фигурки настольного театра, привлекать детей к связному изложению отрывков из знакомых сказок и речетворчеству;
- используя игры – инсценировки в создании песочной картины, формировать диалогическую и монологическую речь;
- пробудить речевую активность; умение ребенка вступать в разговор, поддерживать беседу, делиться своими впечатлениями и переживаниями.
- Сроки и условия реализации программы:
Программа реализовывается в течении одного года. Программа используется для работы с детьми от 3 до 7 лет. Группы от 3 до 5 человек. В качестве песочницы используется ящик (юнгианская песочница), размером 70/50/8см, внутренние борта и дно которого окрашены в голубой цвет.
Разнообразие материала:
- кварцевый песок (песок сертифицирован);
- кинетический песок;
- декоративный цветной песок;
- миниатюрные фигурки людей, зданий, животных, птиц, для обыгрывания заданий в песочнице;
- совочки, грабельки, лопатки, сито, формочки;
- конструктор ЛЕГО;
- декоративные камни;
- природный материал (камни, шишки, ракушки).
- Тематическое планирование:
Тематический план работы с детьми 3-4 лет:
Месяц | Неделя | Игры и занятия |
СЕНТЯБРЬ | 1. 2. 3. 4. | «Знакомство с песком» «Я пеку, пеку, пеку…» «Овощи и фрукты» «Собери грибочки» |
ОКТЯБРЬ | 1. 2. 3. 4. | «Дикие животные» «Повтори-ка» «Песочные таланты» «Домик в деревне» |
НОЯБРЬ | 1. 2. 3. 4. | «По мотивам сказки Маша и медведь» «Что спрятано?» «Домики для друзей» «День рождения Маши» |
ДЕКАБРЬ | 1. 2. 3. 4. | «В стране геометрических фигур» Наши шустрые ручки» «Раскопки» «Сказка на песке» |
ЯНВАРЬ | 1. 2. 3. 4. | «Народная игрушка Матрешка» «Заборчики» «Змейки» «День рождения зайчонка» |
ФЕВРАЛЬ | 1. 2. 3. 4. | «Колобок» «Спасение от злого великана» «Волшебные цветы» «Поможем кошечке» |
МАРТ | 1. 2. 3. 4. | «Цветочки для любимой мамочки» «Норки для зверюшек» «Путешествие с игрушками» «Сорока-ворона» |
АПРЕЛЬ | 1. 2. 3. 4. | «Подарок для мишки» «Прятки» «Повторюшки» «В гостях у крота» |
МАЙ | 1. 2. 3. 4. | «Солнечный денек» «Веселые музыканты» «Пчелки на цветочке» «Золотая рыбка» |
Тематический план работы с детьми 4 – 5 лет:
Месяц | Неделя | Игры и занятия |
Сентябрь | 1 2 3 4 | «Ознакомление с песочницей» «Времена года» «Найди и сравни» «Умный карандаш» |
Октябрь | 1 2 3 4 | «Если добрый ты» «Город на песке» «Учимся хорошим поступкам» «Мы на кораблике плывем» |
Ноябрь | 1 2 3 4 | «Едет, едет поезд» «Живые картинки на песке» «Жил – был козленок» «Смелая внучка» |
Декабрь | 1 2 3 4 | «Магазин игрушек» «Что спрятано в песке?» «Мышонок» «Новогодняя сказка» |
Январь | 1 2 3 4 | «Зоопарк» «Песочные шашки» «Волшебный гриб» «Найди отгадку» |
Февраль | 1 2 3 4 | «Мы строители» «Дождик для художников» «Корова, лошадь и собака» «Что спрятано в песке» |
Март | 1 2 3 4 | «Гнезда птиц» «Наш любимый детский сад» «Друзья» «Дикие животные» |
Апрель | 1 2 3 4 | «Кондитерская фабрика» «Птицы рядом с нами» «Прогулка у реки» «Дом для поросенка» |
Май | 1 2 3 4 | «Что такое доброта?» «Цветик – семицветик» «Приключения маленького поросенка, овечки и пчелки» «Волшебные цветы» |
Тематический план работы с детьми 5 – 7 лет:
Месяц | Неделя | Игры и занятия |
Сентябрь | 1 2 3 4 | «Осенний лес» «Доброе превращение и чудесное спасение» «Хитрая лиса» «В гостях у песочной феи» |
Октябрь | 1 2 3 4 | «Город обмана» «Необыкновенное путешествие» «Морская семья» «Чувствительные ладошки» |
Ноябрь | 1 2 3 4 | «Автомобильный городок» «Прогулка в царство Матушки природы» «Путешествие золотой рыбки» «Городок игрушек» |
Декабрь | 1 2 3 4 | «Путешествие в водный мир» «Путешествие в сказку» «Пироги пекла лиса» «Город веселых музыкантов» |
Январь | 1 2 3 4 | «Чего не стало» «Затерянный город» «Путешествие в горы» «Сказка про умного мышонка» |
Февраль | 1 2 3 4 | «Песочная лаборатория» «Проделки песочной бури» «Путешествие на паровозике» «Сказка о гномах» |
Март | 1 2 3 4 | «Чудеса на песке» «Сказочная страна» «Волшебный цветок» «У солнышка в гостях» |
Апрель | 1 2 3 4 | «Полет к звездам» «Берег больших черепах» «Солнечный мальчик» «Смелая внучка» |
Май | 1 2 3 4 | «Вслед за радугой» «Встреча с мышиным королем» «Цветик – семицветик» «Приключения лягушонка квака» |
- Мониторинг:
на первом этапе можно узнать очень многое о ребёнке:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно берет мелкие игрушки или роняет их, не может поставить одно звено деревца на другое и т. п.);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• сформированность понятий и умение обобщать (игрушки на полках разложены по темам);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в общении, общее эмоциональное состояние).
В течение занятия, пока маленький волшебник строит свою сказочную страну, можно выяснить:
• уровень развития речи (звукопроизношение, грамматический строй речи, лексику), если ребенок говорящий;
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• стиль семейных отношений (диалоги между героями);
• уровень развития таких психических процессов, как произвольная и непроизвольная память (помнит ли, где стояли игрушки), восприятие формы, цвета, размера;
• устойчивость и распределение внимания, работоспособность;
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев и т. п.).
В конце занятия воспитатель выясняет следующие качества ребёнка:
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень развития памяти (где какая игрушка была) и внимания;
• умение обобщать (способность быстро находить подходящую полку для каждой игрушки), сообразительность;
• на групповых занятиях - уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль общения со сверстниками.
- Методическая литература, на основе которой была составлена программа:
- Зеленцова – Пешкова Н.В. Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.- СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. – 96с.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64 с. – (Библиотека Логопеда).
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с. (Библиотека Логопеда).
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2015. – 80с.
- Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. – 128 с.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Игры с песком для обучения пересказу детей 5-7 лет. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2018. (Библиотека Логопеда).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной услуги «Волшебный клубок» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 23 «Гуси - лебеди»
Формирование у дошкольников старшего возраста художественно – познавательных способностей, ручной умелости, через использование специально организованных форм обучения воспитанников, в процессе освоен...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия «Умелые мастера» Возраст детей: 5 – 6 лет Срок реализации программы: 1 год
Программа «Умелые мастера» разработана на основании программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012).Программа реализуется на базе МДОУ «Д...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Программа дополнительной услуги "МИР ОРИГАМИ" Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Жар-птица»
Оригами — увлекательнейшее занятие. Занятия в кружке «Мир оригами» - это работа, основанная, в первую очередь, на наблюдении и освоении детьми окружающей действите...
Рабочая программа воспитателя для детей 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушка» города Смоленска на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа воспитателя для детей 3-4 лет второй младшей группы № 1 «Сказка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 79 «Соловушк...
Программа дополнительного образования «Песочная терапия, как нетрадиционный метод воздействия в работе логопеда с детьми, имеющими нарушения речи». «Песочные чудеса»
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии....
Адаптированная основная общеобразовательная программа в группе комбинированной направленности для детей от 5 до 6 лет с задержкой психического развития «Сказка» муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №5 «Крепыш» на
Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности в Учреждении и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их...