"Лэпбук, как форма интерактивного взаимодействия в вопросах экологического воспитания дошкольников"
учебно-методический материал на тему

Самматова Винера Миратовна

Понятие лэпбук, виды, формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lepbuk.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

«Лэпбук, как форма интерактивного взаимодействия в вопросах экологического воспитания дошкольников»

Мы живем в условиях Крайнего Севера и в промышленном городе. В связи с этим наши дети нетолько не могут наблюдать за полноценной сменой времен года, но и наблюдать за чистой окружающей их среды. Начав работу с детьми в данном направлении, дети сами увидели, как мало они знают об охране окружающей среды, что указывает на низкую сформированность экологической культуры. Мои воспитанники проявили инициативу и захотели узнать больше об окружающей их среде и ее охране. Перед нами встал вопрос о том, как нам собрать необходимую информацию. Дети предложили искать информацию в книгах, энциклопедиях, в телевизионных передачах, спросить у родителей и поискать в интернете. Для систематизации найденной информации я предложила детям такую форму работы как лэпбук. Что же такое лэпбук? Лэпбук  — это книжка на коленях.

Зачем нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ваш ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится.
  2.  Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
  3.  Ребенок научится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.
  4. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
  5. Создание   лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации учебного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком). Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии. В случае работы с группой детей возможны два варианта: либо воспитатель распределяет задания между воспитанниками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку. Либо воспитатель показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Размер готового лэпбука стандартный де-факто по всему миру — папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде.
Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком: держать его в руках, писать и выполнять задания в нем.

Разновидности тематических папок

В зависимости от назначения:

  • учебные;
  • игровые;
  • поздравительные,
  • праздничные;
  • автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

В зависимости от формы:

  • стандартная книжка с двумя разворотами;
  • папка с 3-5 разворотами;
  • книжка-гармошка;
  • фигурная папка.

Организация материала:

  • стандартные кармашки;
  • обычные и фигурные конверты;
  • кармашки-гармошки;
  • кармашки-книжки;
  • окошки и дверцы;
  • вращающиеся детали;
  • высовывающиеся детали;
  • карточки;
  • теги;
  • стрелки;
  • пазлы;
  • чистые листы для заметок и т.д.

Как сделать лэпбук своими руками?

Для этого вам понадобятся следующие материалы:

  • картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);
  • бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);
  • принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;
  • обычные и фигурные ножницы;
  • клей и/или скотч;
  • степлер;
  • декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

Однако вы можете попробовать сделать и что-то свое, оригинальное.

1. Начинаем мы с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая:

  • интересные события, происходящие с ребенком;
  • увлечения детей;
  • темы недели;
  • литературные произведения;
  • мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными, для школьников можно подобрать материал посложнее. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.

2. План.

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать.

3. Создание макета.

Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

В результате работы с лэпбуками у детей значительно расширились знания об охране окружающей среды. Данная форма помогла мне наладить взаимодействие, как с детьми, так и с родителями. Родители активно включились в работу и с удовольствием создавали лэпбуки со своими детьми не только в детском саду, но и дома. Готовые лепбуки мы используем в группе как дидактические пособия, также любой воспитатель нашего детского сада может воспользоваться ими вместе со своими воспитанниками в экологической зоне МБДОУ.

Надеюсь, данный материал будет Вам полезен и будет использоваться Вами в работе. Спасибо  за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников

Речь, идёт о том, что начиная с дошкольного возраста не обходимо прививать любовь к природе детям. И поэтому роль экологического воспитания очень важна....

К вопросу экологического воспитания дошкольников

В статье представлен взгляд на экологическое воспитание - как важнейший компонент формирования гармоничной личности ребенка....

Сборник анкет для родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников

Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей в семье".Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей".Анкета для родителей по вопросам экологического образования дете...

Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания дошкольников.»

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоц...

Анкеты для родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников.

Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей".Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"Анкета для родителей по вопросам экологического воспитания детей ...

Консультация "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания дошкольников"

Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Взаимодействие с родителями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников

Конспект НОД «Осень» (конспект занятия с родителями воспитанников)Анкета "Отношение родителей к проблеме экологического воспитания"Консультация для родителей «Экологическое...