К вопросу экологического воспитания дошкольников
статья по окружающему миру
В статье представлен взгляд на экологическое воспитание - как важнейший компонент формирования гармоничной личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k_voprosu_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov._kartashova_e.yu_.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу экологического воспитания дошкольников.
Для иных природа - это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня природа - это среда, из которой, как цветы,
выросли все наши человеческие таланты.
Пришвин Михаил Михайлович
Любить мир вокруг, сохранять природу, жалеть и беречь ее - это важная задача каждого человека от мала до велика. Но любовь к своей родной земле должна быть ребенку привита, заложена в процессе воспитания.
Тема, затрагивающая экологическое состояние окружающего мира, является актуальной и часто обсуждаемой в том или ином контексте в жизни дошкольника. Ребенок часто с родителями говорит о различных экологических проблемах, видит социальную рекламу по телевидению, в детских периодических изданиях, просто на баннерах. Экологическое воспитание должно быть полноценным, соответствовать возрастным особенностям и способностям детей - эти задачи с успешностью можно решать при разработке занятий с детьми в условиях реализации образовательных стандартов дошкольного образования.
Экологическое воспитание дошкольников – это, главным образом, прививание бережного отношения к окружающей природе и всему живому. Поэтому формирование бережного и трепетного (гуманного) отношения ребёнка к окружающей среде должно происходить через его осознание крепкой взаимосвязи человека и природы. Только в этом случае ребёнок поймет, что забота о природе в действительности есть забота о человеке и его будущем. Характерные психологические особенности детей дошкольного возраста помогают в решении данной задачи. Речь идет прежде всего об отзывчивости, впечатлительности, способности к сопереживанию и состраданию.
Важным компонентом воспитания бережного отношения к природе является искоренение в детях потребительского отношения к природе.
Дошкольный возраст благоприятен для формирования экологического мировоззрения, так как ребёнок более эмоционален и открыт для восприятия, чем взрослый. Эффективность экологического воспитания детей-дошкольников зависит от создания и последующего правильного использования развивающей среды, от грамотной системной педагогической работы с детьми.
Полноценному эмоционально окрашенному экологическому воспитанию может поспособствовать чтение художественных произведений - сказок, рассказов. Детская литература о природе глубоко воздействует на чувства детей, в данном случае рекомендуем произведения Михаила Пришвина, Виталия Бианки, Льва Толстого, Федора Тютчева, Александра Пушкина, Николая Сладкова).
Самым естественным способом формирования элементарных экологических представлений у дошкольников является игра. Экологическое воспитание через игровую деятельность представляется самым результативным и естественным. Поскольку игра для дошкольников - это не только ведущий вид деятельности, но и способ познания мира и взаимодействия с ним.
Важно ребенку обеспечить получение ощущений при непосредственном взаимодействии и общении с живой природой. Дети дошкольного возраста проявляют к ней огромный и неподдельный интерес. Задача взрослого в таком случае состоит в том, чтобы организовать наблюдения за объектами природы, чтобы подвести дошкольников, к пониманию сходства органов чувств у человека и животного. При этом ребёнка подводят к пониманию того, что каждое животное - живое: оно дышит, двигается, есть, даёт потомство и т. д.
Таким образом, экологическое воспитание строится на усвоении детьми системы знаний о природе и формировании элементарных экологических представлений о животных и растениях как живых существах, о сущности взаимодействия человека и природы. Однако подчеркнем актуальность привития ребенку ответственности за мир вокруг; конечно, в дошкольном возрасте - это только начало этого пути из-за несформированности нравственных инстанций в структуре личности ребенка, но это важный фундамент, базирующийся прежде всего на эмоциональности и открытости детей этого возраста ко всему, что им нравится. А это уже задача взрослого - сделать так, чтобы мир вокруг ребенку был интересен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
актуальные вопросы экологического воспитания дошкольников
Речь, идёт о том, что начиная с дошкольного возраста не обходимо прививать любовь к природе детям. И поэтому роль экологического воспитания очень важна....
"Лэпбук, как форма интерактивного взаимодействия в вопросах экологического воспитания дошкольников"
Понятие лэпбук, виды, формы работы....
Сборник анкет для родителей в вопросах экологического воспитания дошкольников
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей в семье".Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей".Анкета для родителей по вопросам экологического образования дете...
Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания дошкольников.»
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоц...
Анкеты для родителей по вопросам экологического воспитания дошкольников.
Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей".Анкета для родителей "Экологическое воспитание детей в семье"Анкета для родителей по вопросам экологического воспитания детей ...
Консультация "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений....