Взаимодействие с родителями воспитанников в вопросах экологического воспитания дошкольников
материал
Конспект НОД «Осень» (конспект занятия с родителями воспитанников)
Анкета "Отношение родителей к проблеме экологического воспитания"
Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье»
Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»
Перспективный план работы по экологическому воспитанию с родителями воспитанников средней группы МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка» на 2022-2023 учебный год
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 1,5-3 лет на 2023-2024 учебный год МБДОУ «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Экологический проект «В гостях у природы» для детей второй младшей группы на время летнего оздоровительного периода
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Осень»
(конспект занятия с родителями воспитанников)
Программное содержание.
1. Знакомить детей с характерными признаками осени, учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
2. Учить дифференцировать красный, желтый, зеленый цвета.
3. Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать длительный плавный выдох.
4. Учить создавать рисунок в технике монотипии, радоваться полученному результату. Учить располагать готовые рисунки на листе бумаги, создавая красивую композицию.
5. Развивать слуховое внимание, продолжать учить выполнять действия, соотнося их с характером музыки.
Материал.
Картина «Осень», листья из бумаги желтого, зеленого и красного цветов, осенние листья с разных деревьев, султанчики, музыкальное сопровождение для игр «Солнышко и дождик», «Мы по садику ходили», заготовки для рисования (лист бумаги на клейкой основе с контурным изображением разных листьев, фон с изображением вазы).
Ход занятия
I. Рассматривание картины «Осень».
Педагог (демонстрирует картину, задает детям вопросы, при необходимости помогает с ответами). Кто нарисован на картине? Что делает мальчик? Что делает девочка? Какого цвета листья в букете у девочки? Как вы думаете, она сорвала эти листики с дерева или подняла с земли? Осенью листья на деревьях становятся желтыми, красными, оранжевыми и падают на землю. Это называется листопад.
Листопад, листопад,
Листья по ветру летят.
Под ногой они шуршат.
Скоро голым станет сад.
II. Физминутка под музыку «Мы по садику ходили».
(Дети произвольно танцуют по комнате с настоящими лис-тьями в руках.)
III. Игровое упражнение «Собери букет из листьев».
Педагог. Посмотрите, у нас тоже листопад. Смотрите, сколько листиков нападало. Какого цвета листья? Разложите их по цвету.
(Дети собирают бумажные листья красного, желтого и зеленого цветов, раскладывают их в три кучки, объясняют свой выбор.)
IV. Рисование «Осенние листья» (монотипия).
Педагог. Давайте нарисуем красивые осенние листики.
Посмотрите, на листе бумаги уже нарисованы два осенних листика. Один из них закрасим краской, а потом сложим бумагу пополам и прогладим ладошкой. (Мамы помогают детям складывать лист бумаги, проглаживать сложенный лист ладошкой, а потом вырезают полученные листики.)
V. Рассматривание картины (продолжение).
Педагог. Как одеты дети на картинке? (Ответы детей.)
Осенью становится холоднее. Мы надеваем теплую кофту, брюки, шапку.
VI. Упражнение на развитие речевого дыхания.
Педагог. Осенью часто дует ветер. Давайте подуем, как сильный осенний ветер. А теперь — как слабый ветерок. Давайте подуем на ладошку и почувствуем ветер. А теперь подуем на султанчик и увидим ветер.
VI. Подвижная игра «Солнышко и дождик».
VII. Аппликация «Осенние листья в вазе».
Педагог. Наши листики высохли, и мы можем собрать их в красивый букет и поставить в вазу. (Дети с помощью мам наклеивают листики, выполненные в технике монотипии, на фон с вазой.)
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Задачи: совершенствовать движения, и выполнять их в соответствии с текстом.
Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Улучшать психофизическое самочувствие малышей на основе радостных, эмоциональных переживаний.
Правила игры.
1. На слова «Дождик идет!» бежать в свой дом (сесть на скамеечку, а на слова «Солнышко светит!» выйти на середину площадки.
2. Выполнять движения, согласуй их со словами и подражая воспитателю.
Проведение.
Ребята, посмотрите на небо, что там ярко светит? (солнышко)
Смотрите, а рядом тучка плывет, наверно дождик собирается.
А вы боитесь дождика?
Ребята давайте сядем на скамеечку - это будет наш домик, который спрячет нас от дождика. А пока дождика нет, давайте выйдем из домиков и поиграем.
“Солнышко, солнышко,
Посвети немножко!
Выйдут детки погулять –
Станут бегать и играть”
Повторяйте за мной слова и движения:
“Мы ногами топ-топ-топ,
А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп,
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!
По дорожке мы шагаем,
И в ладошки ударяем.
Топ-топ, ножки, топ!
Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!
(Стоя на месте, топают ножками, хлопают ручками)
Ай, да, малыши!
Ай, да, крепыши!”
(Руки на поясе, кружатся)
Ребята посмотрите, дождик начался.
(дети стучат по ладошке правой руки пальцами левой руки кап-кап-кап и наоборот)
Дождик пошёл. Скорее домой. (Дети спешат в домики)
Стало очень скучно! Давайте попросим дождик перестать капать!
“Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай не жалей.
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи”
Пойду, выйду на улицу, посмотрю, кончился дождь или нет?
Ребята смотрите закончился дождик,
теперь можно выходить поиграть, мячик с вами покатать.
Предварительный просмотр:
Анкета «Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
1. Что такое экология?
__________________________________________________________________
2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
__________________________________________________________________
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Предварительный просмотр:
Консультация
«Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической куль- туры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в до- школьном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в воз- расте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны по- знание ребенком природы является важным фактором образовательного про- цесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения;
- опыты;
- исследования;
- игры;
- труд;
- художественно-эстетическая практика;
- знакомство с природоведческой литературой;
- занятия физкультурой и спортом.
Важным моментом является необходимость осуществления экологиче- ского воспитания в двух направлениях:
- на занятиях;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полу- ченные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей дея-
тельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и жи- вотными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результа- те у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, акти- визируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятель- ности в природе.
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологи- ческие праздники. Также часто практикуется совместная трудовая деятель- ность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию на уроках доброты, экологических мара- фонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы явля- ется привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших
групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направлен- ности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. По- ложительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая дея- тельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т. д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- методические бюллетени;
- праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельно- стью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Методы экологического воспитания дошкольников
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.
Наблюдение
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
- объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
- время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.
Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, что- бы данный процесс был многоступенчатым:
- восприятие объектов природы;
- исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с други- ми предметами или явлениями;
- творческое отображение полученной информации.
Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процес- се наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить та- кую деятельность самостоятельно.
Игра
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют при- вычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с
характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельно- сти получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным заняти- ям.
Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предме- тами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повесе- литься и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т. д., но и познать свойства этих природных материалов.
Проектная деятельность
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретиче- ские знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности
Создание экологической среды
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформ- ление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а прини- мать активное участие в уходе за ними.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят во- просы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учрежде- нии решаются важные задачи — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Источник:
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-yekologicheskoe- vospitanie-doshkolnikov-1179427.html
Предварительный просмотр:
Консультация
«Экологическое воспитание дошкольников»
Экологическое воспитание дошкольников — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической куль- туры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Вопросы осуществления экологического воспитания именно в до- школьном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в воз- расте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. С другой стороны по- знание ребенком природы является важным фактором образовательного про- цесса.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения;
- опыты;
- исследования;
- игры;
- труд;
- художественно-эстетическая практика;
- знакомство с природоведческой литературой;
- занятия физкультурой и спортом.
Важным моментом является необходимость осуществления экологиче- ского воспитания в двух направлениях:
- на занятиях;
- в повседневной жизни.
Нужно стремиться по мере возможности теоретические знания, полу- ченные на занятиях, закреплять в процессе предметно-преобразующей дея-
тельности в природе. Детей следует привлекать к уходу за растениями и жи- вотными, сохранению благоприятной экологической обстановки. В результа- те у дошкольников формируется личный опыт воздействия на природу, акти- визируются познавательные интересы, сформируется потребность к деятель- ности в природе.
Воспитатель детского сада имеет широкий спектр форм осуществления экологического воспитания:
- коллективные;
- групповые;
- индивидуальные.
Среди коллективных форм наиболее популярными являются экологи- ческие праздники. Также часто практикуется совместная трудовая деятель- ность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Детей нужно привлекать к участию на уроках доброты, экологических мара- фонах и фестивалях.
К групповым формам работы относятся экскурсии, исследования и проведение опытов. Эффективной разновидностью групповой работы явля- ется привлечение детей к разработке проектов. Кроме того, для небольших
групп воспитанников рекомендуется организовывать такие мероприятия, как ролевые игры, деятельность кружков или клубов экологической направлен- ности, участие в природоохранных акциях.
В индивидуальной форме организуются наблюдения за природой. По- ложительные эмоции вызывает у детей такие разновидности индивидуальной деятельности, как участие в конкурсах, художественно-эстетическая дея- тельность: изготовление поделок, лепка, создание рисунков и т. д.
Отдельно следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:
- консультации;
- конкурсы;
- семейные встречи;
- выставки детских работ;
- методические бюллетени;
- праздники.
Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Главное заинтересовать родителей такой деятельно- стью, предлагать им лично значимую экологическую информацию.
Методы экологического воспитания дошкольников
Определяя наиболее эффективные методы экологического воспитания дошкольников с учетом ФГОС, нужно отдавать предпочтение игровым, наглядно-действенным и проектным.
Наблюдение
При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:
- объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
- время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
- нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.
Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, что- бы данный процесс был многоступенчатым:
- восприятие объектов природы;
- исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с други- ми предметами или явлениями;
- творческое отображение полученной информации.
Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процес- се наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить та- кую деятельность самостоятельно.
Игра
Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют при- вычки и образ жизни животных.
Отдельным видом работы по экологическому воспитанию является изготовление игрушек из природного материала. Дети будут знакомиться с
характеристиками объектов природы, а то, что в результате такой деятельно- сти получится красивая яркая игрушка, повышает интерес к данным заняти- ям.
Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предме- тами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повесе- литься и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т. д., но и познать свойства этих природных материалов.
Проектная деятельность
Работа над проектом дает ребенку возможность закрепить теоретиче- ские знания, почувствовать себя испытателем, поучаствовать «на равных» со взрослыми в совместной познавательной деятельности
Создание экологической среды
Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы являются создание «живого уголка», разведение комнатных цветов, оформ- ление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а прини- мать активное участие в уходе за ними.
Актуальность экологических проблем в современном обществе выводят во- просы экологического воспитания на первый план. В дошкольном учрежде- нии решаются важные задачи — не только раскрыть перед детьми красоту природы, но и научить их самостоятельно ее замечать и ценить.
Источник:
https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-vospitatelei-yekologicheskoe- vospitanie-doshkolnikov-1179427.html
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы
по экологическому воспитанию с родителями воспитанников
средней группы МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка»
на 2022-2023 учебный год
Ответственный за выполнение плана:
Витеева К.О.
Месяц | Форма проведения | Задачи | Содержание | Предполагаемый результат |
СЕНТЯБРЬ | Диагностирование детей. Анкетирование родителей | Выявит уровень знаний детей и родителей по экологическому воспитанию | Диагностика, Анкеты. | Заинтересованность родителей в жизни ДОУ |
Родительское собрание «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» | Показать значимость экологического воспитания в дошкольном возрасте. Раскрыть возрастные особенности восприятия детьми объектов природы. | Выставка рисунков - детей «Мир природы». Поделки из бросового материала - «Мир фантазий». | Заинтересованность в жизни группы и ДОУ. Вызвать эмоциональный отклик. | |
Стенд «Знай и береги природу» | Активизировать взаимодействие родителей и ДОУ в вопросах экологического образования. | Правовые документы. Консультации. Информация. | Проявление заинтересованности в жизни ДОУ, вопросы родителей. | |
ОКТЯБРЬ | Консультация для родителей «Экологическое воспитание дошкольников» | Ознакомление родителей с основами экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. | консультация | Вызвать интерес к работе педагогов по экологическому воспитанию детей. Повышение компетентности родителей. |
Выставка детских работ «Дары осени» | Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми. | Выставка детских поделок из даров осени. | Повышение активности родителей, заинтересованности в выполнении задания | |
НОЯБРЬ | Акция «Помоги птицам!» Изготовление кормушек | Способствовать коммуникации родителей через обсуждение темы. Уточнять и расширять представления родителей и детей о птицах родного края. | Информация о птицах родного края. Изготовление кормушек для птиц. | Заинтересовать родителей в изготовлении с детьми кормушек для птиц. |
Экологическая газета «Твой дом - твое здоровье» | Познакомить родителей с природоохранной деятельность с ребенком на прогулке. | Рекомендации для родителей, как проводить беседы с детьми, на что обращать внимание, что и как собирать в парке, роще. | Заинтересовать родителей. Привлечь родителей к сбору природного материала в парках города. | |
ДЕКАБРЬ | Консультация «Аромотерапия» | Познакомить родителей с историй, правилами проведения ароматерапии | Консультация. Рекомендации для родителей, как провести правильно ароматерапию | Заинтересовать родителей в проведении ароматерапии в ДОУ. |
Природоохранная акция «Сохраним елочку - красавицу!» | Привлечь внимание родителей к природоохранной деятельности | Проведение конкурса: «Необычная елка!» | Активное участие родителей в акции. | |
ЯНВАРЬ | «Празднование Нового года!» | Познакомить детей и родителей с традициями празднования Нового года на Руси. | Рекомендации по организации и проведении праздника. Знакомство с историей родного края. | Повышение активности родителей. Заинтересовать родителей в выполнении домашних заданий с детьми. |
Консультация «Зимние травмы» | Напомнить родителям о том, что зимний отдых не всегда приносит радость. Напомнить о сохранении здоровья детей. | Знакомство с мерами предосторожности. Консультация. Изготовления плаката. | Повысить уровень знаний детей и взрослых о том, как вести себя в экстренных случаях. | |
ФЕВРАЛЬ | Семинар-практикум «В царстве лекарственных растений». Фитонцидотерапия. | Расширять представления родителей о системе оздоровления детей. Познакомить с некоторыми свойствами лекарственных растений. | Система оздоровления детей в ДОУ. Лекарственные растения – средство оздоровления (фитонцидотера -пия) | Повышение знаний родителей о пользе фитонцидотерапии. |
Консультация «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» | Познакомить родителей с заблуждениями взрослых, одевании ребенка зимой. | Рекомендации для родителей о правильном одевании ребенка зимой. | Повысить уровень подготовленности родителей. | |
МАРТ | Родительское собрание. Консультация «Воспитание у детей любви к природе!» | Познакомить родителей с правилами поведения в природе. | Рассказать о природе родного края, о необходимости бережного отношения к природе. Знакомство с напоминающими знаками. | Научить родителей бережно относится к природе. Повысить уровень сознательности родителей. |
Памятка для родителей «Советы по проведению игр» | Расширять знания родителей о том, какие игры и как их нужно проводить. | Памятка. | Повысить уровень знаний о пользе совместных игр с детьми. | |
АПРЕЛЬ | Выставка работ: «Весна красна!» | Продолжать расширять представления родителей о первоцветах, лекарственных травах. Приучать родителей и детей не рвать растения, занесенные в Красную книгу. | Познакомить детей и родителей с растениями, занесенными в Красную книгу. Работы детей на тему: «Не рви растения!» Привлечь родителей к посадке растений в ДОУ. | Привлечь родителей к изготовлению плакатов. Активное участие взрослых в акции. Приобретение посадочного материала. Посадка растений на участках ДОУ. |
«Как провести выходной деть с детьми?» | Помочь родителям сделать семейный отдых по-настоящему захватывающим для ребенка. | Опрос родителей. Предложить родителям несложные игры с природным материалом. | Заинтересовать родителя, как можно больше проводить свободного времени с пользой для ребенка. | |
МАЙ | «Весенняя ярмарка» | Продолжать знакомить родителей с работой педагогов ДОУ с экологией | Показ экологической сказки. Знакомство родителей с развивающей средой | Заинтересовать родителей, повысить уровень согласованности действий родителей и воспитателей |
Консультация «Ребенок на даче» | Продолжать напоминать родителям о безопасности детей. Бережно относится к своему здоровью и здоровью детей | Консультация. Техника безопасности | Повысить уровень сознания родителей. Не допускать беспечности | |
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей» | Уточнить представления родителей об экологическом воспитании детей в ДОУ | Анкета | Повысить уровень знаний родителей об экологии и согласованности действий с педагогами |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
ПРИНЯТ УТВЕРЖДЕН
Педагогическим советом приказом заведующего МБДОУ
МБДОУ «Детский сад № 77 «Машенька» «Детский сад № 77 «Машенька»
Протокол от 31 августа 2023 г. №1 Приказ №49-од от 31 августа 2023 г.
План-проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников 1,5-3 лет
на 2023-2024 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска
Составитель:
Воспитатель Витеева К.О.
Г. Смоленск, 2023 г.
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они - необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Цель экологического воспитания в современной ДОО - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя, человека.
Вышеуказанные цели достигаются по мере решения в единстве следующих задач:
- образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;
- воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
- развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Экологическое воспитание дошкольников осуществляется в ДОУ через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях.
В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участках ДОО созданы специальные уголки природы, естественные уголки с дикорастущими растениями, экологическая тропа и пр.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Если родители будут заниматься вопросами экологического воспитания, то и у детей будет воспитываться интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней. Поэтому экологическое воспитание детей должно проходить в тесном взаимодействии с семьёй ребёнка.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Необходимо привлекать родителей к решению вопросов экологического воспитания детей, нахождению общих правильных ответов и работу следует проводить в двух направлениях:
Педагог-родитель;
Педагог-ребенок-родитель.
Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
Беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
Календарь интересных дат - совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т. д.
Домашнее задание - участие в выставках, смотрах-конкурсах, педагогические ширмы, почтовый ящик и т.д.
Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы.
Использование научно-популярной методической литературы по проблемам экологического воспитания.
Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.
Деятельность педагогов по приобщению семей к экологическому воспитанию детей позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
Проект работы с родителями по экологическому воспитанию дошкольников
Проект направлен на работу с родителями воспитанников, посещающих дошкольное учреждение, и позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.
Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.
Актуальность: сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка; экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.
Задачи проекта:
- подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней;
- расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
- повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений;
- побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона;
- формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;
- учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
Ожидаемые результаты:
- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
Участники проекта: родители и дети, педагоги.
Перспективный план проекта
Сентябрь
Знакомство родителей, воспитанников и педагогов с проектом. Проведение диагностики.
Октябрь
Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».
Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии - отдых на природе: парк, лес, на даче).
Групповые экскурсии с детьми и родителями «Клуб выходного дня».
Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города».
Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.
Ноябрь
Провести консультацию «Мусор - проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем населенном пункте. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы.
Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
«Клуб выходного дня» - провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии.
Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.
Декабрь
Разработать совместно с родителями статью для стенгазеты, на тему «Как научить ребенка защищать природу».
«Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки с целью сбора пластика.
Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).
Январь
Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода - источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»
«Экологический десант» - привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».
Февраль
Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу».
Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).
Март
«Клуб выходного дня» - выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
«Экологический десант» - привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
«Клуб выходного дня» - провести совместно с родителями экологические прогулки по городу.
Домашнее задание - придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.
Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»
Апрель
Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. Город чистый?»
Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
«Экологический десант» - совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...» (Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).
Май
«Клуб выходного дня» - провести беседу с родителями на тему «Огонь - беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
«Экологический десант» - провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».
Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.
Формы и методы работы с родителями:
- консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы;
- оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу»;
- изготовление фотоальбома;
- привлечение родителей к пополнению уголка природы;
- участие родителей в различных конкурсах на экологические темы;
- участие родителей в субботниках;
- сбор пластиковых отходов;
- проведение совместных экологических экскурсий;
- анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
Заключение
Цель экологического воспитания - становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитать экологически грамотного человека.
Приложение 1
Примерная тематика бесед и консультаций с родителями по экологическому воспитанию
1. Не причиняя вреда природе. (Обговорить правила поведения в природе.)
2. Пусть цветут травы! (Познакомить с травянистыми растениями, рассказать об их пользе, о том, как их беречь.)
3. Поклонись ягодке. (Поговорить о ягодах Подмосковья, рассказать, какие знания можно дать детям, правила сбора ягод, их охрана.)
4. Крылатые доктора. (Познакомить с птицами, за которыми можно проводить
наблюдения; на что обращать внимание, какую помощь можем оказать им зимой; каким кормом можно кормить.)
5.Сокровища леса. (Роль леса в жизни человека; что человек получает от леса, как вести себя в лесу; помощь человека лесу.)
6. Ядовитые растения. (Познакомить с ними, каковы правила обращения с ними, охрана ядовитых растений.)
Приложение 2
Примерная тематика ширм для родителей по экологическому воспитанию
1. Азбука поведения в природе.
2. Прогулки в природу.
3. Войди в природу другом!
4. Очей очарованье!
5. Зеленая аптека (о комнатных растениях).
6. В лес по грибы.
7. Поможем крылатым докторам (о птицах).
8. Наши друзья — насекомые.
9. Защитим друзей леса!
10. Пожар — это беда леса!
11. Сбережем нашу елочку.
12. Цветы — земной красы начало.
13. Первоцветы — вестники весны.
14. Давайте беречь воду!
Приложение 3
«Сбережем родную природу»
Материал круглого стола для родителей
1. Предложить родителям обсудить следующие вопросы.
• Оказывает ли природная среда влияние на развитие общества?
• Оказывает ли общество влияние на природную среду?
• Может ли мораль (нравственность) быть регулятором отношений человека к природе?
2. Разобрать следующие ситуации.
• Находясь на прогулке в лесу, пятилетний Павлик увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно ее рассмотреть и запомнить внешний вид. «Дома мы посмотрим в книге и узнаем ее название».
Вопросы
Правильно ли поступила мать?
Следует ли всегда сразу отвечать на все вопросы детей?
Чему способствовала мать постановкой такой задачи?
Как Вы считаете, можно ли ловить бабочек и других насекомых? Что воспитывается в детях при этом?
Какие черты характера можно воспитать в детях, наблюдая за насекомыми?
• Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду, заинтересовался тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику понаблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука на то, как появилась завязь, как она стала расти, меняться по форме и окраске.
Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог объяснить процесс образования из цветов ягод смородины, плодов огурцов. У него сложилось элементарное представление о росте и развитии растения, которое впоследствии помогло ему в изучении ботаники в школе.
Вопросы
Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями сада и огорода? Что это дает?
Как Вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
Принимают ли участие в уходе за растениями сада, огорода Ваши дети?
3. Концерт силами детей «Русская природа».
4. Обсуждение с родителями увиденного.
• Считают ли они, что такая работа с детьми будет способствовать воспитанию любви к природе родного края, стремлению беречь ее.
• Можно ли относиться к природе как средству воспитания в человеке прекрасного?
«Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или паутину, или узоры мороза на стекле... Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь определить словами то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему при оценке, глубже вникать в его сущность... Обращайтесь... к исследованию всего, что попадается вам на глаза и что помогает вырабатывать хороший вкус и любовь к красивому» (К. Станиславский)
5. Предложить родителям подумать, что можно вместе с детьми делать по охране природы (конкретные дела в природе на даче, около дома, в детском саду).
Приложение 4
Интеллектуально-творческая игра
«В гармонии с природой»
Ведущий. Сегодня у нас интеллектуально-творческая игра «В гармонии с природой». Участвуют воспитатели и родители детского сада.
На столе - разрезанные части двух открыток. Предлагаю каждому взять по части открытки и составить целые открытки из частей. У нас образовались две команды. Пожалуйста, посовещайтесь, придумайте название команды и выберите капитана.
Конкурс 1. «Разминка».
Командам по очереди задаются вопросы, оценивается правильность и быстрота ответов.
1. Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
2.Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
3. Как называется растительный мир? (Флора)
4.Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
5. Цветы этого дерева применяют в качестве чая при простудных заболеваниях? (Липа)
6. Полезный комнатный цветок, запах листьев которого отпугивает мух и комаров. (Герань)
7. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
8.Великий русский полководец А.В.Суворов очень ценил эту злаковую культуру. Кашу, приготовленную из нее, он называл богатырской, ведь она не только вкусна, но и очень питательна. Что это за злак? (Гречиха)
9.Эта овощная культура до появления на Руси картофеля занимала в рационе крестьян второе место после хлеба. Как известно из народной сказки, она может вырасти до невероятных размеров. (Репа)
10.Засушенные цветки этого горного растения, о котором пела в популярной песне София Ротару, избавят ваш дом от моли. (Лаванда)
Конкурс 2. «Урожай плодов».
Сейчас будем выращивать урожай на деревьях познания. Члены команды в ходе эстафеты перечисляют методы и приемы ознакомления дошкольников с природой. Жюри оценивает, какое дерево будет урожайней.
Музыкальная пауза.
Конкурс 3. «Загадалки».
Ведущий. У меня в руках изображения животных, птиц, насекомых. Каждая команда берет по одной карточке, не показывая соперникам. Необходимо составить рассказ о животном на рисунке, не называя его, а команда-соперница должна угадать, о ком идет речь. Жюри оценивает лучший рассказ и правильный ответ.
Информационная справка для зрителей
«Известное об известном»
Самый крупный:
-из млекопитающих – синий кит 150 тонн, 30 метров
-из птиц – страус 90 кг, высота 270 см
-из змей – анаконда длина 5-10 метров
2. Самые высокие растения -- эвкалипт до 162 м
Самые толстые - баобаб до 50 метров в окружности
Самые длинные – ротансовая пальма, стебли тянутся до 400 метров в длину
3.Быстрее всех:
бегает гепард
плавает меч-рыба
летает стриж
4.Стебли бамбука за сутки могут вырасти на 90 см. Его максимальная высота – 36 метров.
5.Птиц на земле – 8500 разных видов. Из них 770 живут у нас.
Предполагается, что всех птиц примерно 100 миллиардов.
6.Один цветок одуванчика дает 200 семян. На растении бывает до 6 цветков. Появляется 1200 новых одуванчиков.
7.Белка заготавливает на зиму до 600 граммов сухих грибов.
8.Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик, по 4-5 см в сутки.
9. Обыкновенные пчелы в секунду делают 200 взмахов крыльями.
10.При продолжительности жизни в 70 лет человек тратит на сон 23 года, на разговоры – 13 лет, на еду – 6 лет, на умывание – 1,5 года.
Конкурс 4. «Угадай мелодию».
Командам необходимо угадать песни из возможных 7 нот о природе.
Подсказки:
1.Песня о неразделенной любви. (Что стоишь качаясь, тонкая рябина?)
2.Песня о том, что украшает город. (Городские цветы)
3.То, что мы должны принимать таким, как есть. (У природы нет плохой погоды)
4.О птицах, которые красиво поют. (Вы слыхали, как поют дрозды)
5.О кустарниках, красиво пахнущих и цветущих. (Отцвела сирень, черемуха в саду)
6.Песня о тех местах, где можно услышать красивое пение птиц. (Соловьиная роща)
7.Песня, в которой говорится о раннем пробуждении природы. (Яблони вцвету)
8.Песня о цветке, который растет в горах. (Лаванда)
Конкурс 5. «Домашнее задание».
Командам дано задание нарисовать плакаты экологической направленности, придумать им название и защиту. Жюри оценивает домашнее задание по этим критериям.
Конкурс 6. «Театр-экспромт»».
Команды разыгрывают сценку-пантомиму на темы басен Крылова.
1 команда – басня «Свинья под дубом»
2 команда – басня «Ворона и лисица»
жюри оценивает оригинальность и точность изображаемых образов, язык пантомимы.
Пока команды готовятся, совершим небольшое путешествие в мир сказок. Из каких сказок эти отрывки?
«…их там видимо-невидимо. И на кочках. И под кочками, и в чащах, и на лужайках, и под камнями, и под деревьями!... стебельки пушистые, точно бархатные, лепестки будто хрустальные» (С.А.Маршак.«Двенадцать месяцев»).
«Слыхал, что есть такой цветок. Видеть его нашему брату нельзя. Кто поглядит, тому белый свет не мил станет». (П.П.Бажов.«Каменный цветок»)
«…зернышко сразу дало росток, а из ростка вырос большой чудесный цветок, совсем как тюльпан. Но лепестки цветка были плотно сжаты, точно у нераспустившегося бутона (Х.К.Андерсен.«Дюймовочка»)
«Ей очень понравился красивый цветок вроде ромашки.У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый и голубой» (В.П.Катаев.«Цветик-семицветик»).
«Что ты сделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой заповедный, любимый цветок? Я хронил его паче зеницы ока моего и всякий день утешался, на него глядючи, а ты лишил меня всей утехи в моей жизни» (С.Т.Аксаков.«Аленький цветочек».)
«В городе было очень красиво. Вокруг каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Там даже улицы назывались именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков. А сам город назывался цветочным городом» (Н.Н.Носов.«Приключения Незнайки и его друзей»).
Конкурс 7. «Проявим фантазию – создадим образ».
Экологическое воспитание неразрывно связано с изобразительной деятельностью, в частности с нетрадиционной техникой рисования.
Задания командам: в течение 3 минут подобрать технику рисования, которая соответствует раскрытию данной темы:
1 команда – тема «Подводный мир»
2 команда – тема «Царство снежной королевы»».
Жюри оценивает творчество воспитателей, нетрадиционность изображения.
Игра для болельщиков «Перевертыши».
Конкурс 8. «Дуэль».
Команды по очереди называют народные приметы. Выигрывает тот, кто назовет их больше. В это время капитаны команд за отдельным столиком вырабатывают правила поведения детей на природе, начинающихся с частицы НЕ.
1.В лесу много орехов, но мало грибов – зима будет суровая и снежная.
2.Деревья покрылись инеем – к теплу.
3.Если выпадает снег, когда деревья еще не сбросили листву – он скоро растает.
4.Если осина в сережках (цветет богато) –то будет богатый урожай овса.
5.Зацвела осина – пора сеять морковь.
6.На дубе много желудей – перед морозной зимой и плодородному лету.
7.Листопад скоро проходит – к холодной зиме. Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме, к неурожайному году.
8.Много сока в березах – к дождливому лету.
9.Хорошо цветет рябина – к урожаю льна.
10.Если в пору цветения рябины тепло, то все лето будет сухое и погожее.
11.Если летом в лесу на рябине мало плодов – осень будет сухая, а много плодов – к дождливой осени и малоснежной зиме.
12.зазеленела черемуха – пора сеять картофель.
13.Если черемуха рано зацвела, то лето будет теплым.
14.Если на черемухе много цветов – то лето будет мокрое.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание детей»
ФИО___________________________________________
Возрастная группа________________________________
1. Знаете ли Вы, что такое экология, что она изучает, чем занимается? ______________________________________________________
2. Знаете ли Вы, что дошкольное учреждение углубленно занимается вопросами экологического воспитания детей?___________________________________
3. Интересует ли Вас лично данная проблема?________________________
4. Ощущаете ли Вы по поведению ребенка, что в ДОУ много внимания уделяется экологическому воспитанию? ___________________________________
В чем это проявляется?
– Ребенок много рассказывает, просит завести животное, растение дома, обращает внимание на окружающую его природу, просит вывести его в парк, лес, просит почитать о природе и т. д. (нужное подчеркнуть)
5. Как Вы сами относитесь к природе, любите ли животных, птиц? ________________________________________________________
Чем можете оказать помощь ДОУ по экологии?___________________________
6. Поддерживаете ли Вы проводимую в ДОУ работу по экологическому воспитанию дошкольников?_________________________
В чем это проявляется?
– Беседовали с ребенком о природе; оборудовали в семье уголок природы; приобрели животных; подкармливаете птиц, выбираетесь чаще на природу; проводите наблюдения с детьми за природными объектами; сажаете деревья, охраняете природу (нужное подчеркнуть).
7. Знакомите ли детей с правилами поведения в природе? _____________
Нужно ли это делать? ___________________________________________
8. В чем Вам нужна помощь ДОУ по данной проблеме? (Как проводить наблюдения за погодой; как содержать животных, растения; какие давать знания; как знакомить с правилами поведения в природе; какую практическую деятельность в природе можно осуществить с детьми...) __________________
9. Как оцениваете работу ДОУ по данному вопросу? _________________
10. Ваши предложения, пожелания. _______________________________
Анкета для родителей «Использование художественной литературы в семье. Книга в семье»
ФИО____________________________________
Возрастная группа________________________
1. Какие книги для чтения детям есть у Вас дома? Перечислите их.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
2. Есть среди них книги о природе? Назовите их.
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________
3. Как Вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям?
– Смотрю содержание, учитываю возраст, отбираю по иллюстрациям, покупаю случайно, если нет дома такой книги, то беру (нужное подчеркнуть).
4. Как Вы читаете книги? (По просьбе ребенка, по своей инициативе, ребенок читает самостоятельно)
5. Обсуждаете ли Вы содержание прочитанного с ребенком?_______________
Цель обсуждения.
1. Предлагаю просто пересказать.
2. Спрашиваю, что нового узнал из книги. 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)
6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе? _______________________________________________________
7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых по природе?______________
Используете ли Вы ее при общении с ребенком?___________________________
Как часто? При каких ситуациях?
– Не знаю, как ответить на вопрос ребенка; хочу рассказать что-то новое; не использую - ребенок не интересуется (нужное подчеркнуть)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Детский сад № 26 «Жемчужинка» города Смоленска
Экологический проект
«В гостях у природы»
для детей второй младшей группы
на время летнего оздоровительного периода
Разработала:
воспитатель 2 младшей группы Витеева К.О.
Смоленск, 2021 г.
По доминирующей в проекте деятельности: познавательно-исследовательский, творческий, игровой.
По содержанию: открытый, детско-взрослый, фронтальный.
По составу участников проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
По времени проведения: краткосрочный
По характеру контактов: в рамках детского сада.
Образовательная область: «познавательное развитие».
Планета Земля - наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, насекомых, животных, что в окружающем мире все взаимосвязано.
Именно поэтому экологическое образование можно и нужно начинать преподавать с раннего возраста. Задача наша, как педагогов в работе с детьми, младшего возраста, заложить первые представления и ориентиры о мире природы. Вот почему задача воспитания экологической культуры, фундамент которой составляют достоверные знания и практические умения, направленные на охрану природы, актуальна и перспективна в наши дни.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Хочется, как можно больше дать информации детям и подготовить их к дальнейшей жизни, в которой можно рассчитывать в основном на свои силы и знания.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта, формирование представления у дошкольников о разнообразии окружающего мира, формирование навыков правильного поведения в природе.
Задачи:
- формировать у детей элементарные представления об окружающем мире: насекомых (бабочка, муравей, пчела, кузнечик, стрекоза, муха, божья коровка), их строении, способах передвижения;
- цветах, их строении, способах и местах произрастания, способах ухода за ними;
- деревьях, кустарниках, траве, ягодах, о явления неживой природы;
- формировать навыки исследовательской деятельности;
- развивать коммуникативные навыки: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, рассказывать об увиденном наблюдении, составлять рассказы- описания, сказки, загадки.
- развивать познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации, анализировать; обучать детей устанавливать связи и взаимодействия человека с природой;
- способствовать развитию сотрудничества семьи и детского сада, восприятия красоты природы и передаче её через разные виды деятельности, пробудить эмоциональную отзывчивость;
- воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы (насекомым, животным, птицам, растениям и т.д.);
2. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях их внешнего вида, строении, способах передвижения, произрастания;
3. Знать об их пользе или вреде, находить сходства и различия;
4. Владеть обобщающими понятиями;
5. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
6. Проявить бережное и заботливое отношение к природе.
I этап проекта
Подготовка к внедрению проекта
1. Довести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
3. Подобрать иллюстрации, аудио и видеоматериал, развивающие презентации.
4. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, исследовательской, театрализованной деятельности детей.
5. Подготовить материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.
Организация совместной деятельности воспитателя с детьми:
Дидактические игры по теме проекта;
Сюжетно-ролевые игры, игры - ситуации;
Отгадывание загадок;
Чтение художественной литературы;
Беседы;
Оздоровительные игры: пальчиковые игры, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, самомассаж, гимнастика после сна;
Экскурсии;
Наблюдение;
Поисково-исследовательская деятельность, проблемные ситуации;
Трудовая деятельность.
Творческая деятельность.
Просмотр презентаций.
Развивающие образовательные ситуации.
Организация самостоятельной деятельности детей:
Раскрашивание раскрасок и рисование по трафарету «Цветы», «Овощи-фрукты», «Насекомые», «Животные» и т.д.;
Рассматривание картин, альбомов, папок, плакатов по теме проекта;
Настольные и дидактические игры
Сюжетно-ролевые игры;
Наблюдение.
Работа с родителями:
Консультация «В союзе с природой».
Консультация «Зеленый мир на окне».
Консультация «Природа - источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (чем занять ребенка летом)».
Консультация «Ребенок на даче»
Консультация «О летнем отдыхе детей»
Консультация «Маленькими шагами в прекрасный мир»
Основной этап реализует следующие темы:
Май:
2 неделя: «Есть у солнышка друзья»
3 неделя «Шестиногие обитатели планеты»
4 неделя «Зеленые друзья»
Июнь:
1 неделя «Мир вокруг нас»
2 неделя «Расцвело ромашками лето»
3 неделя «Вкусные дары лета»
Формы и методы реализации проекта:
Формы: наблюдения; беседы; экскурсии, ситуативный разговор; ООД; чтение художественной и познавательной литературы; рассматривание фотографий и иллюстраций; подвижные и музыкальные игры; гимнастики (утренние, дыхательные, после сна); консультации (родителям).
Методы: словесные: беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки; наглядные: рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик; практические: продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, поисково - исследовательская деятельность, трудовая деятельность, эксперименты; игровые: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно- ролевые игры.
II этап проекта
Работа над проектом.
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры: «Лесная больница», «Аптека», «Лиса», «Ежиха», «Воробьиха», «Ветер и листочки», «Магазин», «Цветочный магазин», «Зоопарк».
Беседы: «Чему нас учит солнце», «Чудо радуга», «Небесная вода», «Воздух», «О зоопарке», «Что тебе нравится в природе?», «Что появляется первым на участке?», «Украшение нашего участка», «Цветы - краса земли», «Почему их так назвали», «Почему нельзя рвать цветы?», «Кто ухаживает за цветами?», «Что растет в лесу, огороде?», «Бабушкины рецепты (лекарственные растения)», «Комнатные растения», «Кто же такие зеленые друзья?», «Насекомые и цветы созданы друг для друга», «Таинственный мир насекомых», «Такие разные семена», «Почему ягоды так назвали»», «Какие бывают корнеплоды», «Полезные фрукты», «Витамины в лесу и на грядке»,
«Вкусные и полезные витамины на даче», «Животные наши друзья» и т.д.
Дидактические игры: «Овощи, фрукты, ягоды», «Сложи солнышко», «Сложи цветочек», «Что лечит растение?», «Что лишнее?», «Кто, где живет?», «Полезно-вредно», «Разложи картинки по порядку», «Я знаю», «Кто летает, а кто ползает?», «Хорошо - плохо», «Подбери картинки», «Найди растение по описанию», «Собери радугу», «Чего не бывает», «Что где растет?», «Что для чего?», «Какое варенье?», «Что есть у растения», «Назови плод», «Вершки или корешки», «Угадай на ощупь», «Собери букет», «Найди пару», «Какого растения не стало», «Наши помощники - растения», «Мы варим варенье» и т.д.
Дидактические упражнения: «Сложи цветок, солнышко (блоки Дьениша)», «Преврати круг в солнышко (часы, яблоко и т.д.)», «Сложи травку из палочек», «Расскажи, о чем шепчет травушка - муравушка», «Покажи и расскажи Айболиту о зеленых жителях уголка природы».
Настольно-печатные игры: «Разрезные картинки», «Кому что нужно», «На травушке-муравушке (пазлы)», «Кто где живет», «Овощи, фрукты, ягоды», «Цветочная поляна (лото)», «Собери цветы (разрезные картинки)», «В лесу», «Сложи птиц, зверей (кубики)» и т.д.
Игры-ситуации: «Солнечные зайчики», «Травка - муравка», «Лягушата на болоте», «Где ночует солнце», «Кто из нас, из овощей…», «Ветер - ветерок», «Чьи детки?», «Зоопарк», «Солнышко, появись», «Лети, мотылек», «Дружные соседи (птицы)», «Будем мы трудится».
Ситуативный разговор: «Как себя вести в лесу», «Зеленый ковер», «В какие игры можно играть на траве?», «Все ли спят на Земле», «Что можно увидеть в лесу», «Что такое лекарственное растение?».
Театрализация: «Ребята и зверята», «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке», «Прогулка по лесу», «Собираемся в гости к Лесовичку», «Спор овощей», «Цветочки на лужайке», «Мыльные пузыри», «Птенчик», «Дождик капает по крыше», «Ветерок».
Экскурсия: «Зеленый детский сад», «Шестиногие малыши», «Птицы к нам прилетают», «Цветы и цветочные клумбы детского сада», «Природа в ожидании лета».
Трудовая деятельность: «Посадка цветов», «Уход за растениями (полив, рыхление, прополка сорняков)».
Безопасность: беседа «Я знаю, что можно, что нельзя».
Развлечение: «Березонька растет», «Жук отправился в полет».
Познавательное развитие НОД «Социальный мир» - «Что можно купить в цветочном магазине», «Таблетки растут на ветке».
НОД «Мир природы» - «Сравнение дерева с кустарником», «Шестиногие малыши», «Цветы на подоконнике», «Сажаем цветы на клумбе».
НОД «Развитие математических представлений» - «Путешествие», «Путешествие по морю».
Просмотр презентаций
Рассматривание папок: «Животные России», «Лекарственные растения», «Садовые цветы», «Овощи и фрукты», «Птицы», «Насекомые».
Познавательный досуг «Полевые цветы», «Путешествие в весенний лес», «Загадки Лесной феи».
Экспериментальная деятельность - «Какая она вода?», «Прятки с водой», «Легкий и тяжелый (свойства мокрого и сухого песка)», «Соломинка и воздушный шарик», «Послушный ветерок», игры и эксперименты по разделу камни, песок, вода, воздух и др.
Опытно – исследовательская деятельность: «Рисование пальчиками на песке», «Рассматривание лупой насекомых», «Песок какой ты?», конструирование из мокрого песка различных формочек «Чудные ягоды», «Веселый зоопарк», «Когда поспеет ягода», «Почему у бабочек крылья ярко окрашены?».
Проблемная ситуация: «Кто такие зеленые друзья», «Как узнать березу», «Какие изменения произошли в природе?», «Игрушка потерялась в песке, надо ее найти», «Что мешает расти цветам», Цикл «Уроки экологии» - «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», «Экологический светофор», «Экологическая тропинка», «Комнатные растения».
Тематические прогулки, наблюдения: «Не обижайте муравья», «Что можно делать с песком», «Спит ли Солнце». «Солнышко на траве», «Насекомые на участке», «Цветники и цветочные клумбы», «Ветер», «Солнышко», «Деревья и кусты», «Птицы нашего сада».
Речевое развитие НОД «Развитие речи» - «Здравствуй лес», «Овощной магазин», «Замечательные цветы».
Сказки: В.А. Сухомлинский «Мальчики и колокольчики ландышей», «Лепесток и цветок», «Девочка и ромашка», «Птенец выпал из гнезда» «Стыдно перед соловушкой», Т. Холкина «», Н. Ю. Чуприна «Маша и фруктовый сад», «Самая разноцветная сказка про утенка и радугу» Хоботова Л.Г., из детского журнала «Колобок» сказки – «Колобок и загадки Бабы - Яги», «Колобок в гостях у цветочной феи», «Как колобок варенье варил», «Веселый огород», «Колобок в стране бабочек» и др.
Стихи: А. Бродский «Скачут побегайчики – солнечные зайчики», М Полянская «Одуванчики», О. Высотская «Одуванчик», О. Бедарева «Я по травке на лугу…», А. Барто «С утра на лужайку», О. Киселева «Цветы», Р. Рождественский «Береги природу».
Потешки: «Божья коровка», «Ворона», «Солнышко», «Дождик», «Одуванчик».
Загадки: о птицах, животных, цветах, насекомых, деревьях, явлениях природы.
Пословицы и поговорки: о птицах, животных, цветах, насекомых.
Художественно – эстетическое развитие НОД «Художественное творчество. Рисование» - «В нашем саду растут витамины», «Зеленое царство», «Одуванчик золотой».
НОД «Художественное творчество. Лепка» - «На деревьях я живу, листья сочные жую», «Улитка».
НОД «Художественное творчество». Аппликация «Расцвела сирень в саду», «Лес полон загадок и чудес» (коллективная аппликация).
«Конструирование»: «Звери (лего)», «Заборчик вокруг клумбы», «Бабочки (оригами)».
Музыка: Развивающая образовательная ситуация «Солнышко», «Мишка», «Жук», «Птицы прилетели».
Музыкально – ритмические движения: «Танец с цветочками».
Хороводные игры: «Овощной танец», «Веселый хоровод Весны - красны», «Вейся венок» и др.
Прослушивание музыкальных произведений:
«Луч солнца золотого» из м/ф «По следам Бременских музыкантов»
«Выглянуло солнышко, блещет на лугу» в исполнении детского хора
«Дождя не боимся — Песня из к/ф «Незнайка с нашего двора»
«Вместе весело шагать» в исполнении Большого детского хора
«Облака, белогривые лошадки» из м/ф «Трям! Здравствуте!»
«Это хорошо!» песенка кота Леопольда из м/ф «День рождения кота Леопольда», «От улыбки» из м/ф «Крошка Енот», «В траве сидел кузнечик», Барбарики «Божья коровка», из сказки «Золушка» «Добрый жук» и т.д.
Выставка детских рисунков «Лебеди на озере!», «Необыкновенные цветы», «Одуванчик на лужке».
Продуктивная деятельность: «Ягодка за ягодкой», «Солнечные зайчики», «Жучки – паучки в траве», «Одуванчик вместе с ветром улетел» (рисование), «Арбуз», «Цветок» (лепка), «Ромашковое поле», «Божья коровка» (аппликация), «Лебеди» (конструирование из природного материала).
Раскраски, шаблоны, трафареты, печатки.
Физическое развитие Комплекс утренней гимнастики «Солнышко - колоколнышко», «В лесу», «На болото», «В горах».
НОД «Физическая культура» - «Ехали, ехали к солнышку приехали», «Птички - невелички», «В лесу», «На зеленой травушке».
Физкультурный досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Подвижные игры: «Гриб, дерево, ягодка», «Ваза, тарелка, корзина», «Солнечные зайчики», «Цветок», «Зайка выйди в сад», «Улей», «Надуй шарик», «Беги к тому, что назову», «Садовник», «Жуки», «Огуречик», «С султанчиками», «Беги туда, куда дует ветерок», «На лугу» и т.д.
Гимнастика после сна: «Медвежата», «Я на солнышке лежу», «Жучки - паучки».
Пальчиковая гимнастика: «Капуста», «Мы делили апельсин», «Жили – были зайчики», «Чудные птицы», «Жучок», «Цветок», «Здравствуй солнце золотое», «Посадим цветы».
Гимнастика для глаз «Сел медведь на бревнышко», «Дятел» и др.
Массаж: «Дождик», «Жук», сухой бассейн и т.д.
Динамические упражнения: «Хомка», «Божья коровка», «Васильки» и др.
Дыхательная гимнастика: «Веселые рыбки», «Ах, как ахнет!», «Подуй на цветок», «Бабочка» и др.
Работа с родителями Анкетирование «Дружите вы с природой?», «Экологическое образование в семье»
Консультация: «В союзе с природой», «Зеленый мир на окне», «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (чем занять ребенка летом)», «Ребенок на даче», «О летнем отдыхе детей», «Маленькими шагами в прекрасный мир».
Папка – передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».
Методические рекомендации: «Детям о природе», «Во саду ли в огороде».
Памятка «Как вести себя в природе?»
Буклеты «Правила поведения в природе», «Умеем ли мы беречь природу?»
Советы «Элементарные опыты для малышей»
Экологический десант «Сделаем наш участок краше!»
Фотовыставка: «Как мы ухаживаем за растениями!», «Ягодка – малинка вкусная и сладкая, всем детям приятная», «Учимся радоваться природе и солнышку».
Родительское собрание «Маленькие исследователи»
Мобильная наглядная информация для родителей и детей по темам недели.
Привлечение родителей к пополнению уголка природы в группе.
Развивающая среда Сказки, художественные произведения, иллюстрации, энциклопедии.
Папки: «Уроки экологии», «Деревья», «Животные, птицы, насекомые», «Овощи и фрукты», «Цветы садовые и луговые», «Комнатные растения»
Картотеки: «Пальчиковая гимнастика», «Массаж», «Дыхательная гимнастика», «Опыты», «Зеленая аптека», «Гимнастика для глаз», «Динамические упражнения», «Речевые пятиминутки».
Тематическая папка «Экологическое воспитание дошкольников» (беседы, игры, стихи, загадки, пословицы, сказки и задания).
Наглядная информация для детей: «Комнатные растения (паспорт группы)», «Муляжи овощей, фруктов, ягод», «Картины лесов», «Хочу все знать».
Плакаты: «Весенние открытия», «Ягоды», «Животные».
Развивающие игры: «Разрезные картинки» (полезные продукты питания, цветы), Лото «Дары лета», «Животные и птицы» и др.
Материалы для продуктивной деятельности: образцы, гуашь, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, цветной картон, природный и бросовый материал.
Фонотека по тематикам недель
Выставка книг: «Энциклопедические», «Сказки и рассказы», «Потешки, песенки»
Игровая зона «Зоопарк», «Больница», «Кухня», «Магазин», «Конструирования», «Ряженья».
Результаты проекта:
- для детей:
1) У большинства детей сформированы основы экологического образования и воспитания;
2) Дети ежедневно слышат информацию о природе, ее обитателях и взаимосвязи с человеком, о ценности природы для человека.
3) Пришло понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.
4) У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
5) Развились умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
- для родителей:
1) Родители с желанием приняли участие в экологическом десанте «Сделаем наш участок краше!»;
2) Выразили желание приобрести оборудование для экспериментирования с песком и водой для группы;
3) Приняли участие в оформлении фотовыставок «Как мы ухаживаем за растениями! (совместный труд взрослых и детей)», «Ягодка – малинка вкусная и сладкая, всем детям приятная», «Учимся радоваться природе и солнышку».
- для педагогов:
1) Установлены партнерские отношения с семьями детей группы;
2) Создана атмосфера взаимопонимания, направленная на развитие и воспитание детей по экологическому образованию.
III этап проекта
Презентация проекта:
1. Развлечение «Выходи на зеленый лужок».
2. Фотоальбом «В мире природы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно ...
Презентация "Формы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания"
Презентация "Формы взаимодействия с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания"...
Использование активных форм взаимодействия с родителями воспитанников в вопросах музыкального развития дошкольников
Цель работы в данном направлении: построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального развития детей через активные формы взаимодействия....
"Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания" (доклад для воспитателей ДОУ)
Статья адресована воспитателям детских садов по вопросам экологического воспитания....
Консультация для педагогов: «Взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам экологического воспитания дошкольников.»
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоц...
Консультация "Взаимодействие ДОУ и семьи по вопросам экологического воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов дошкольных образовательных учреждений....
Доклад на тему: «Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания».
Доклад на тему: «Формы взаимодействия с семьями воспитанников в вопросах экологического воспитания»....