Проект «Открытый детский сад - открытые родители»
проект
«Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников МДОУ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 66.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Открытый детский сад - открытые родители»
Направление: «Разработка и внедрение инновационных моделей воспитания, развития и социализации воспитанников МДОУ»
Тема инновационного проекта: «Открытый детский сад - открытые родители»
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, научно-практический
Участники проекта: семья, педагоги, администрация МБДОУ, воспитанники МБДОУ
Вступление
Система дошкольного образования, как из одного института социализации подрастающего поколения, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В процессе взаимодействия в системе образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои собственные интересы в этой сфере: государство, учебные заведения города, попечительские советы, органы самоуправления, медицинские учреждения.
Нам близка позиция Александровой Т.И., которая выделяет два уровня социального партнерства ДОУ в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:
- обеспечение субъектно - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ (внутренний уровень)
- обеспечение взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень)
В своем проекте мы будем разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность ДОУ внутренний уровень социального партнерства.
Цель проекта – создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные отношения взаимодействия участников образовательного процесса.
Поставленная цель будет решаться через задачи:
- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества (в нашем конкретном случае со стороны ДОУ, в первую очередь, и социальных организаций города и области)
- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;
- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;
- укреплять психологическое здоровье детей и родителей;
- повышать уровень психического благополучия родителей и детей
- создать условия в коллективе ДОУ по организации взаимодействия с семьей
- разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
Субъектно - субъектное взаимодействие ДОУ и родителей необходимо с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья».
Второй вид характеризует включение взрослых в воспитательно -образовательный процесс детского сада, что не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположник английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей — «Семья — детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными. Третий вид связей — координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей. Разработка проекта социального взаимодействия строится поэтапно.
Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
Первый этап – подготовительный. Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)
3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – практический. Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи данного этапа:
1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.
3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада;
4. Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями.
5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.
6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей
7.Разработка методических материалов для реализации данных проектов;
8.Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.
Третий этап– заключительный. Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
1. Проведение анализа проделанной работы;
2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.
3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
ПРИНЦИПЫ УСПЕШНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И СЕМЬИ
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе.
2. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;
- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;
- опору на положительные стороны родите лей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
4. Научно практический принцип
- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;
- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;
- организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта ;
5. Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
6. Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Формы работы по проекту
Традиционные:
* Родительское собрание
* День открытых дверей
* Совместные дела семьи и учреждения
* Опосредованное взаимодействие
* Родительские конференции, сходы, съезды
* Консультации (тематические и индивидуальные)
* Семейные праздники
* Посещение на дому
* Горячая линия
* Организация библиотеки для родителей
* Анкетирования родителей
* Опрос, диагностика родителей на предмет социального заказа
Инновационные
* Семинары для родителей
* Групповые тренинги
* Семейный клуб
* Родительский клуб
* Социально-психологические тренинги
* Диспут-размышление
* Индивидуальная терапия
* Выпуск педагогического журнала
Ожидаемые результаты:
* Участие родителей в воспитательно–образовательном процессе детского сада как субъектов этого процесса;
* Повышение педагогической культуры родителей и воспитателей;
* Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
* Сплоченность семьи , как системы
* Создание условий для успешной социализации детей дошкольного возраста.
* Психическое и личностное развитие всех участников проекта.
Критериальная система оценки эффективности социального взаимодействия ДОУ с семьей
Критерий 1
Уровень компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей.
Показатели:
* Умение планировать собственную деятельность по работе с семьей на основе глубокого анализа предыдущей деятельности, типа семьи, их интересов, нужд и потребностей.
* Умение применять на практике методики психолого-педагогической диагностики: выявлять достоинства воспитательных воздействий конкретной семьи, ее «проблемное поле», причины низкого воспитательного потенциала семьи и т.д.).
* Умение строить оптимальные взаимоотношения с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия.
* Умение организовать правовое и психолого-педагогическое просвещение родителей, выбрать соответствующие целям формы организации, методы и приемы.
* Умение вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ.
* Умение выявить и обобщить передовой педагогический опыт.
Качественные характеристики проявления умений и навыков | Уровни |
В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются ярко, устойчиво | Оптимальный |
В процессе деятельности воспитателя, указанные умения и навыки проявляются в достаточной степени | Допустимый |
Воспитатель испытывает недостаток указанных умений и навыков, что создает проблемы в процессе его практической деятельности с родителями | Критический |
Критерий 2
Уровень сформированности условий, обеспечивающих включение семей в образовательное пространство ДОУ.
Показатели:
*Наличие нормативно - правовых документов, регламентирующих и определяющих функции, права и обязанности семьи и дошкольного образовательного учреждения;
*Наличие банка данных педагогического опыта семей;
*Наличие методических материалов по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий;
*Наличие социологических данных о контингенте семей воспитанников.
Критерий 3
Уровень удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг в ДОУ
Показатели:
*Полнота информации о целях и задачах дошкольного образовательного учреждения в области воспитания, обучения и оздоровлении ребенка.
*Степень осведомленности родителей в вопросах специфики образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка,
безопасности его пребывания в ДОУ.
*Информированность о видах образовательных услуг в ДОУ.
Удовлетворенность стилем взаимоотношений:- педагог – родитель;- педагог – ребенок.
* Удовлетворенность характером воспитания, обучения и оздоровления ребенка в ДОУ.
*Удовлетворенность содержанием знаний и умений, получаемых посредством дошкольного образовательного учреждения по практике семейного воспитания.
*Реализация потребности в дополнительных образовательных услугах.
*Возможность участия в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
*Удовлетворенность уровнем подготовки ребенка к школе.
Критерий 4
Степень эффективности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
Показатели:
*Рост воспитательного потенциала семьи.
*Положительные тенденции в изменении характера семейных отношений.
*Мотивационная готовность родителей к самообразованию в вопросах воспитания и развития детей.
*Активная субъектная позиция родителей.
*Осознанное использование родителями педагогической науки и практики в воспитании детей.
*Расширение спектра совместных дел родителей и педагогического коллектива.
*Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
*Изменение характера вопросов родителей к воспитателям и специалистам ДОУ как показатель их педагогической компетентности.
*Рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению и активность их участия в них.
Качественные характеристики эффективности работы ДОУ с семьей | Уровни |
Результаты деятельности ДОУ с семьей существенны, проявляются полно, ярко. | Оптимальный |
Результаты деятельности удовлетворительны. | Допустимый |
Работа с родителями ведется формально. | Критический |
Примерное планирование поэтапной реализации проекта
Первый этап – подготовительный
Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства | Посещение семей. Анкетирование. Сбор семейного анамнеза. Мониторинг социального состава семьи. Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы | Июнь- сентябрь 2019 Июнь- сентябрь 2019 года | Методист, воспитатели, педагог-психолог, родители, представители ребенка |
2 | Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей») | Педагогические заседания Школа молодых родителей Лекторий «Открытый детский сад» Семейный клуб | Сентябрь 2019 года Сентябрь 2020 года | Администрация, методист, воспитатели, педагог-психолог, Специалисты, родители |
3 | Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия | Беседы Индивидуальные консультацииДиагностика Встречи «Вопросов и ответов» Заседание «Родительского клуба» | Июнь - октябрь 2019 ода Июнь - октябрь 2020 года | Методист, воспитатели, педагог-психолог, специалисты, родители, представители ребенка |
Второй этап - практический
Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта | Педагогическое совещание, Лекторий-«Ознакомительная лекция для пед. Коллектива» Тренинг для педагогического состава | Август - сентябрь 2019 года Август - сентябрь 2020 года | Администрация, методист, воспитатели, специалисты ДОУ |
2 | Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. | Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, Участие в научных и научно-практических конференциях районного, областного и городского уровнях, публикации статей на сайте ДОУ и научных журналах | В течение реализации проекта | Администрация, методист, воспитатели, специалисты ДОУ |
3 | Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада | Семинары – практикумы, обучающие тренинги и мастер – классы, Конкурс проектов Встреча за круглым столом | Сентябрь - декабрь 2019 года Сентябрь - декабрь 2020 года | Педагогический коллектив ДОУ |
4 | Включение в разработку и реализацию проектов предложенных родителями | Заседание семейных клубов, Информационные калейдоскопы | В течение реализации проекта | Педагогический коллектив ДОУ Представители родительского комитета. Секретари семейных клубов |
5 | Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов | Мастер-классы и семинары для родителей. Индивидуальные консультации Создание памяток и рекомендаций | В течение реализации проекта | Педагогический коллектив ДОУ |
6 | Повышение педагогических и воспитательных умений родителей | Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, Участие в научных и научно-практических конференциях районного, областного и городского уровнях, публикации статей на сайте МАДОУ и научных журналах. | В течение реализации проекта | Администрация ДОУ |
7 | Разработка методических материалов для реализации данных проектов | Методические заседание, педагогические совещания, мозговой штурм | В течение реализации проекта | Администрация ДОУ, представители родительского комитета |
8 | Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом |
|
| Администрация ДОУ |
Третий этап– заключительный
Подведение итогов социального партнерства
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Проведение анализа проделанной работы | Мониторинг Скрининг Диагностика Заседание клубов | Апрель 2020 года | Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ Администрация района |
2 | Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования | Создание страницы на сайте, Выступление на методических объединениях, Научных и научно-практических конференциях | Февраль – июнь 2020 года Февраль – июнь 2021 года | Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ Администрация района, Научный коллектив РГГУ, институт психологии им. Л.С. Выготского г. Москва, научный коллектив педагогического университета им. А.П. Гайдара г. Арзамас |
3 | Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом | Научно-практический анализ реализации проекта, Открытое обсуждение с привлечением экспертов | Март - май 2020 года | Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ Администрация района. Научный коллектив РГГУ, институт психологии им. Л.С. Выготского г. Москва, научный коллектив педагогического университета им. А.П. Гайдара г. Арзамас |
Для того чтобы спланировать работу с родителями, необходим социально-педагогический мониторинг семьи, научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: достоверность, полнота, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных. Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т.д.). И на основе систематизированного сбора информации и полученных результатов выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей на тему “Социальный портрет семьи” и анализ детских рисунков на тему “Моя семья”, “Мой дом”, что помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.
Во вновь открывшихся группах знакомство с семьей, с ее традициями проходят черезоформляемые стенды, где вывешиваются фотографии членов семей воспитанников. Дети очень гордятся своей семьей и с удовольствием рассказывают о своих родителях. А знакомство родителей с детским садом проходит с помощью визитных карточек групп и детского сада. Все это позволяет вызвать у родителей доверительное отношение к детскому саду, воспитателям правильно планировать беседы с родителями, выявлять проблемы семейного воспитания, узнать родословную, а также целенаправленно оказывать необходимую педагогическую помощь.
Родителей детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение, можно условно разделить на три группы:
Первая группа — родители, которые занимаются построением своей карьеры, имеющие полный рабочий день, некоторые из них не нормированный рабочий день, очень занятые на работе, как мать, так и отец. Этим родителям - детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.
Вторая группа — это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.
Третья группа — это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.
Четвертая группа - родители полностью отдавшие воспитание своих детей бабушкам или приходящим няням.
Продукт проекта:
Издание научно-практических материалов – Социальное партнерство: семья и детский сад (сборник статей и тезисов)
Издание методического пособия - Программа социального партнерства: семья и детский сад.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Открытый детский сад - открытые родители"
Новизна проекта заключается в создание модели эффективного взаимодействия учреждения с семьёй ребёнка и вовлечения родителей в образовательный процесс детского сада как полноправных субъектов деятельн...
Проект "Открытый детский сад - открытые родители"
Работа по сотрудничеству с родителями...
Проект "Открытый детский сад-открытые родители"
Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный ...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: " ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД-ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ"
Работа с родителями - одна из важнейших сторон деятельности ДОУ. ...
ПРОЕКТ «ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ»
ПРОЕКТ«ОТКРЫТЫЙ ДЕТСКИЙ САД - ОТКРЫТЫЕ РОДИТЕЛИ» о работе с родителями в ДОУ....
Проект "Открытый детский сад - открытые родители"
Задачи проекта: подбор и апробация активных форм взаимодействия с родителями дошкольников для эффективного сотрудничества ДОУ с семьёй; создать условия для творческого Проект "Открыты...
Проект "Открытый детский сад-открытые родители"
Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а также, потому что все родители разные,...