Использование технологии моделирования при решении текстовых задач.(формирование элементарных математических представлений).Подготовительная к школе группа.
статья (подготовительная группа) на тему
Использование технологии математического моделирования значительно облегчает обучение дошкольника решению текстовых задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_modelirovaniya.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 399» городского округа Самара
«Использование технологии моделирования при решении текстовых задач
(формирование элементарных математических представлений)»
Подготовительная к школе группа
Выполнила:
воспитатель МБДОУ№399
Деменева С.Г.
г.о. Самара 2018г.
Умение решать текстовые задачи – один из основных показателей уровня математического развития дошкольников. Однако, многие дети допускают ошибки при выборе арифметического действия.. Любая тестовая задача состоит из двух частей: условия и требования.
В условии сообщается сведения об объектах и их величинах, об отношениях между ними.
Требование - это указание, что нужно найти. Требование может быть выражено предложением в повелительной или вопросительной форме.
Решить задачу - это значит через логически верную последовательность действий и операций с числами, величинами, отношениями выполнить требование задачи (ответить на вопрос). Решение задачи - это сложная деятельность, которая зависит от формулировки задачи, степени ее сложности, умений ребенка и его индивидуальных особенностей. Дошкольники обычно пользуются арифметическим способом решения задачи, при котором ответ на вопрос находится в результате выполнения арифметических действий над числами. Поэтому, для того чтобы решить задачу, ребенок должен четко представлять этапы решения задачи:
1. Восприятие и анализ задачи.
2. Поиск и составление плана решения.
3. Выполнение плана, нахождение ответа.
4. Проверка решения и устранение ошибок, если они есть. Формулировка окончательного ответа.
5. Задачу можно решить двумя способами: арифметическим и практическим, а после решения сравнить полученные результаты.
Чтобы увидеть задачу в целом, понять ее, самостоятельно решить используется эффективный прием моделирования.
Моделирование в широком смысле слова – это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами. А также их графическими заменителями: рисунками, чертежами, схемами и т.п.
Чертеж представляет собой условное изображение предметов, их взаимосвязей, взаимоотношений величин с помощью отрезков в определенном масштабе. Этот вид моделирования труден для дошкольников. Однако чертеж, на котором взаимосвязи и взаимоотношения передаются приблизительно, без точного соблюдения масштаба, так называемый схематичный чертеж или схема, вполне доступен детям дошкольного возраста.
В подготовительной группе дети знакомятся со смыслом действий сложения и вычитания, учатся переводить на язык математических символов ситуацию, изображенную на рисунке, реальное жизненное явление, а также объяснять по рисункам или схемам действие, которое нужно выполнить. На этом этапе внимание фиксируется на понимание того, что означают знаки «+» и «-».
«У девочки было 3 цветных карандаша. Брат подарил ей еще 2 карандаша. Сколько карандашей стало у девочки?» и т.п.
Решая подобные задачи, дети выполняют действия с предметами или с их заместителями и связывают их с действиями сложения. При этом они вслух ведут рассуждение: «У девочки 3 да 2 карандаша – всего 5, значит, если к 3 прибавить 2, получится 5»
Задачи на нахождение суммы и остатка – первые задания, с которыми знакомятся дошкольники. Важно, чтобы каждый ребенок понял, каким действием решается конкретная задача и почему.
С помощью моделей педагог вместе с детьми может преобразовывать одни задачи в другие, составлять обратные задачи. Прием моделирования может быть использован не только для объяснения выбора действия, но и для выполнения следующих заданий: по готовой модели составить новую задачу, определить соответствует ли данная модель прочитанной задаче, выбрать из двух моделей ту, которая соответствует данной задаче, найти ошибки в рисунках и т.п.
При использовании моделирования дошкольники легче воспринимают текст задачи, совершают меньше ошибок при выборе действия. Какие модели можно использовать при ознакомлении с текстовыми задачами в подготовительной к школе группе? Эти модели можно разделить на
- вещественные (обеспечивающие физическое действие с предметом);
- графические (рисунки, условные рисунки, чертежи, схемы);
- знаковые:
- краткая запись (на естественном языке);
- запись при помощи математических знаков (1+2; 2+3).
Например: Составить задачу по таблице:
Таким образом, использование различных видов моделей в процессе обучения решению арифметических задач позволяет педагогу обогатить детей новыми знаниями, дать богатый материал для умственного развития, создать условия для математического развития детей, определить основные принципы обучения, характер дидактических средств и в дальнейшем перейти к решению задач повышенной трудности.
В дошкольном возрасте интенсивно развиваются творческие способности, связанные с воображением, направленным на решение различных задач. В рамках технологии математического моделирования формирование творческих и математических способностей детей опирается на действие символизации и детализации и тем самым обогащает результаты детской деятельности при формулировке и решении арифметических задач.
Литература
1. Колесникова Е.В. Демонстрационный материал для детей 5-6 лет / Е.В. Колесникова. - М., 2006.
2. Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей: рабочая тетрадь для детей 6-7 лет /Б Е.В. Колесникова. - М., 2005.
3. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников : Современные направления / Г.А. Репина. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Что нам стоит дом построить…» (область познание – формирование элементарных математических представлений) подготовительная к школе группа
Игровое занятие с использованием мультимедийного оборудования....
Математическое путешествие по странам Формирование элементарных математических представлений, подготовительная к школе группа
Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе.Задачи занятия:• продолжать развивать умение двигаться в заданном направлении.• закрепить...
Конспект открытого занятия С использованием ИКТ по формированию элементарных математических представлений подготовительная группа тема: «Путешествие в тридевятое царство»
Конспект открытого занятияС использованием ИКТпо формированию элементарных математических представлений подготовительная группатема: «Путешествие в тридевятое царство»...
Конспект открытого занятия С использованием ИКТ по формированию элементарных математических представлений подготовительная группа тема: «Путешествие в тридевятое царство»
Презентация занятия по ФЭМП с использованием ИКТ в подготовительной группена тему: « Путешествие в тридевятое царство»...
Занятие по формированию элементарных математических представлений (подготовительная к школе группа)
занятие для повторения пройденного материала- Упражнение в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствование умений устанавливать зависимость между множеством и его час...
Использование метода моделирования при решении текстовых задач
Введение государственного образовательного стандартного открывает возможность грамотно и творчески использовать различные образовательные программы . В нашем детском саду реализуется прогр...