Семинар «Использование игровых технологий в образовательном процессе в учреждении дополнительного образования»
презентация по теме
Данная презентация поможет педагогам дополнительного образования применять на своих занятиях игровые технологии, которые так необходимы в нашей работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_igrovye_tehnologii.pptx | 1.92 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игровые технологии Игра – это вид деятельности в условиях ситуации, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Цели игры: - Игра снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета и реальным характером профессиональной деятельности; - Игра позволяет соединить широкий охват проблем и глубину их осмысления; - Игра способствует большей вовлеченности обучаемых;
Цели игры: - Игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах. - Игра формирует установки профессиональной деятельности, преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка. - В игре проявляется вся личность. - Игра позволяет осмыслить полученные результаты.
Игра способствует развитию у детей познавательной активности, поддерживает интерес к изучаемому материалу, делает процесс обучения занимательным. Игровая ситуация создает возможность ребенку осознать себя личностью, стимулирует самоутверждение, самореализацию.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, технология обучения, игровые технологии, дидактическая игра, игровая ситуация, игра, личность, познавательная активность учащихся.
Главная отличительная черта учреждений ДОД состоит в том, что перед педагогами открыт большой выбор обучения и практических задач, а учащимся предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и темпа освоения программы ДОД в определенной сфере.
«Учреждения ДОД создают равные «стартовые» возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым учащимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития»
Перед педагогами ДОД стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях кружка каждый воспитанник работал головой и руками активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса. Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях кружка, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья.
Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях ДОД.
ВИДЫ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Предметные; Сюжетные; Ролевые; Деловые; Имитационные; Игры-драматизации.
Предметные – это игры с применением предметов (мяч, скакалка.
Сюжетные - это игры когда есть оговоренный сюжет и учащиеся должны вести себя соответственно данному сюжету.
Ролевые игры. В этих играх отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель-пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с «обязательным содержанием», т.е. это игры, где игроки играют какую либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.
Деловые игры используются для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала , развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
Имитационные игры. Имитируется деятельность какой либо организации, предприятия или его подразделения и т.п. Имитироваться могут события,, конкретная деятельность людей (деловое совещание, проведение беседы и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.
Игры-драматизации весьма близки к ролевым играм. Это тоже театр, но уже социально-психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение войти с ним в продуктивный контакт.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки . Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости учащиеся обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.
Этап проведения – процесс игры. С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры. В зависимости от модификации деловой игры могут быть введены различные типы ролевых позиций участников. Позиции, проявляющиеся по отношению к содержанию работы в группе: генератор идей, разработчик, имитатор, эрудит, диагност, аналитик. Организационные позиции: организатор, координатор, интегратор, контролер, тренер, манипулятор. Позиции, проявляющиеся по отношению к новизне: инициатор, осторожный критик, консерватор. Методологические позиции: методолог, критик, методист, проблематизатор , рефлексирующий , программист. Социально-психологические позиции: лидер, предпочитаемый, принимаемый, независимый, непринимаемый , отвергаемый.
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение педагог констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием учебного предмета.
Технологическая схема деловой игры
Этап подготовки Разработка игры - разработка сценария - план деловой игры - общее описание игры - содержание инструктажа - подготовка материального обеспечения Ввод в игру - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультации
Этап проведения Групповая работа над заданием - работа с источниками - тренинг - мозговой штурм - работа с игротехником Межгрупповая дискуссия - выступления групп - защита результатов - правила дискуссии - работа экспертов
Этап анализа и обобщения - вывод из игры - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации
ВТОРОЙ ПРИМЕР ПОСТАНОВКИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ
Этап подготовки Разработка игры - план деловой игры - общее описание игры (правила игры) - содержание инструктажа (роли) - подготовка материального обеспечения Ввод в игру - постановка проблемы, целей - условия, инструктаж - регламент, правила - распределение ролей - формирование групп - консультации
Этап проведения - ознакомление с правилами игры - процесс игры - подведение итогов игры Этап анализа и обобщения - анализ, рефлексия - оценка и самооценка работы - выводы и обобщения - рекомендации
Вывод: Таким образом можно сделать вывод, что использование игровых технологий в педагогическом процессе дополнительного образовательного учреждения положительно влияет на качество образовательного процесса. А также влияет на повышение эффективности воспитания и обучения детей. Используя игровые технологии в образовательном процессе, педагогу необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную ситуацию поощрения творческого начала ребенка.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной ситуации по безопасности деятельности детей с использованием игровой технологии в образовательном процессе «Азбука безопасности»
Цель: формирование у детей знаний о правилах дорожного движения.Задачи:Образовательные:- познакомить детей с различными дорожными знаками;- закрепить представление детей о назначении светофора, ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыт работы по применению игровых технологий в ДОУ....
Использование игровых технологий в образовательном процессе для развития логического мышления детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста. Использование игровых технологий: игр-головоломок, игровых технологий Б.П. Никитина и В.В. Воскобовича, также других настольно - ...
План семинара-практикума "Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Проведение данного мероприятия позволит повысить уровень компетенции воспитателей в вопросах использования игровых технологий в работе с дошкольниками....
Консультация для воспитателей «Использование игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность. Обучение в форме игры может и должно бы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО...
Выступление на МО музыкальных руководителей: "Использование «добржелательных» технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения".
Использование «добржелательных» технологий в образовательном процессе дошкольного учреждения.Подготовила музыкальный руководитель Цепюк М.В....