Дополнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики"
рабочая программа (средняя группа) на тему
Дполнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики", направленность программы спортивно-танцевальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_solnechnye_luchiki_2017g.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Солнечные лучики»
Направленность программы: спортивно-танцевальный
Уровень программы: вводный
Возраст детей: 4 - 5 лет
Срок реализации программы - 1 год
Авторы - составители программы:
Дадабаева Д.М., Мартынова Н.В.
Москва
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудно представить себе лучший метод воспитания,
чем тот, который открыт и проверен опытом веков;
он может быть выражен в двух положениях:
гимнастика для тела и музыка для души...
Платон
Направленность:
Дополнительная общеразвивающая программа «Солнечные лучики» имеет спортивно - танцевальную направленность дополнительного образования, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».
Всестороннее развитие человека имеет своё начало в дошкольном возрасте. Поэтому, одна из главных задач - правильное физическое воспитание детей. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Среди многообразных факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность растущего организма - двигательная активность. Это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. На развитие двигательной активности детей благоприятно влияют спортивные упражнения и танцевальные движения.
Танец является одним из популярных выразительных средств художественного творчества детей, оказывает большое влияние на формирование внутренней культуры человека.
Занятия спортивными танцами делают организм ребенка выносливым, сильным и здоровым. Способствуют вырабатыванию хорошей осанки, делают движения пластичными и гибкими. Развивают музыкальный слух и чувство ритма, координацию движений. Также, спортивные танцы воспитывают морально-волевые качества у детей: терпение, настойчивость, стремление достигать поставленной цели, уверенность в своих силах. Кроме того, у детей воспитывается чувство товарищества и доброжелательности, ответственности и вежливости, умение работать в коллективе.
Данная программа разработана на основе программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей.
.
Уровень программы:
Уровень освоения программы в соответствии с Приказом ДОгМ от 17.12.2014г. №922 – вводный;
возраст детей 4-5 лет;
срок освоения программы – 1 год;
время обучения – 1 час в неделю.
Актуальность программы:
занятия спортивными танцами позволяют ребенку развивать творческие способности, формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность движений. У детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности, зажатости и комплексов. В танцах дети самоутверждаются, проявляют индивидуальность, получая результат своего творчества.
Педагогическая целесообразность:
занятия в кружке базируются на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий. Правильная постановка рук и ног, удержание прямой осанки, правильная линия поз, оттянутые носочки, собранные кисти - вот неполная характеристика красивого движения. Занимаясь, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.
Отличительные особенности программы:
заключается в том, что она направлена не только на укрепление здоровья, развитие общефизических и спортивных качеств ребенка, но и развитие творческих способностей детей с разной физической подготовкой. В программе интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, акробатические упражнения, сценическое движение.
Цель программы:
содействие всестороннему гармоничному развитию личности ребёнка, укрепление здоровья, профилактика различных заболеваний и приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1. Обучающие задачи
- развивать двигательные качества и умения: координацию движений, гибкость и пластичность, умение ориентироваться в пространстве;
- обучить детей танцевальным движениям;
- формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать танцевальными движениями.
2. Воспитательные задачи
- воспитывать у детей трудолюбие и стремление к достижению поставленной цели;
- воспитывать самостоятельность и инициативу;
- развивать у детей активность, коммуникативные способности;
- формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
3. Развивающие задачи
- развивать способность воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развивать ловкость, точность, координацию движений;
- развивать гибкость и пластичность;
- развивать умение ориентироваться в пространстве;
4. Оздоровительные:
- формировать и закреплять у детей навык правильной осанки;
- содействовать профилактике плоскостопия;
- содействовать развитию координационных способностей, функции равновесия, вестибулярной устойчивости.
Организация образовательного процесса
Возраст детей 4-5 лет.
Количество детей в группе 10 - 15 человек.
Форма занятия – групповая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут.
Режим занятий в процессе реализации программы:
Год обучения | Возраст для зачисления | Кол-во занятий в неделю | Кол-во учебных часов в неделю | |
1 год | 4-5 | 2 | 1 час |
Планируемые результаты освоения программы.
В результате изучения курса дошкольник будет уметь:
- владеть своим телом, координировать движения;
- выполнять более сложные комбинации, построения и перестроения;
- быстро переключаться с одного движения на другое, с одной фигуры на другую;
- точно воспроизводить заданный ритм;
- в нужный момент расслаблять и напрягать определённые мышцы;
- сохранять пространственную ориентацию и функции равновесия;
- быть смелым, уверенным в своих силах;
- уважать друг друга, иметь желание объединяться для коллективных композиций.
Получит навыки самостоятельно:
- выполнять более сложные комбинации гимнастических упражнений;
- анализировать, давать самооценку при выполнении ритмических упражнений и акробатических элементов;
- сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений.
Структура занятий.
1. Подготовительная часть (разминка, ритмические упражнения).
2. Основная часть (изучение танцевальных движений, акробатических элементов, спортивных композиций).
3. Заключительная (упражнения на гибкость, игры, релаксация).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Формы контроля | |||
Теория | Практика | ||||||
1. | Вводное занятие, техника безопасности | 0,5 | 0,5 | ||||
2. | Спортивная подготовка (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения) | 8 | 0,5 | 7,5 | Выполнение специально подобранных заданий. | ||
3. | Ритмические упражнения (специальные упражнения для согласования движений с музыкой) | 4 | 0,5 | 3,5 | Наблюдения за детьми | ||
4. | Музыкально-подвижные игры | 2,5 | 0,5 | 2 | Наблюдения за детьми | ||
5. | Танцевальные движения | 4 | 0,5 | 3,5 | Наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. | ||
6. | Акробатические упражнения | 3,5 | 0,5 | 3 | Выполнение специально подобранных заданий. | ||
7. | Спортивно-танцевальные композиции. | 10 | 1 | 9 | Наблюдения за детьми | ||
Всего: | 32,5 | 4 | 28,5 |
Содержание учебного плана
Название темы | Содержание | |||
Тема 1 Вводное занятие, техника безопасности | Дать детям сведения о пользе занятий. Проверить координацию движений ребёнка. Определить оценку подвижности каждого ребёнка через наблюдение за выполнением свободных танцевально-ритмических движений под музыку. Обследовать детей на чувство ритма с помощью различных движений под ритмичную музыку. Основы техники безопасности на занятиях.
| |||
Тема №2 Спортивная подготовка (строевые упражнения, Общеразвивающие упражнения, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения) | Построение в шеренгу,в колонну по команде; повороты прыжком; построение из одной шеренги в две; строевой шаг на месте; размыкание по ориентирам; ходьба и бег «змейкой»; ходьба и бег врассыпную; ходьба на носках и с высоким подниманием бедра; ходьба вперёд назад (спиной); построение врассыпную; построение в две шеренги напротив друг друга; перестроение из колонны в несколько кругов и обратно; перестроение в три или четыре колонны по ориентирам; перестроение в круг; построение в шеренгу, сцепление за руки; ходьба и бег в колонне по диагонали зала; ходьба и бег в колонне со сменой направления движения по команде; перестроение в две колонны расхождением через одного через центр зала; ходьба с перестроением парами; ходьба с перестроением тройками. ОРУ с предметами и без, парами, на расслабление мышц. Дыхательные упражнения: «Вырастим большими», «Дровосек», « Гуси шипят», « Пилим дрова», «Паровоз», «Надуй шар», «Подуй на свечку». | |||
Тема №3 Ритмические упражнения (специальные упражнения для согласования движений с музыкой) | Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет; только на 1-ый счет; выполнение движений руками в различном темпе. Упражнения: «Листочки», «Солнышко», «Рожок», «Машины», «Строю дом», «Ковбой», «Дождик», «Раз, два, три». | |||
Тема 4 Музыкально-подвижные игры | «Найди своё место», «Нитка – иголка»,«Цапля и лягушки»,«Море волнуется», «Ровным кругом», «Карлики и великаны»,«Мы пойдём сначала вправо»,«Мяч по кругу»,«Давайте все делать как я»,«Поезд»,«Переправа»,«Стоп»,«Чьё звено быстрее соберется?»,«Удочка»,«Канатоходец»,«Поймай комара»,«Гусеница»,«А ну, попробуй», «Послушай, поверь и себя проверь»,«Жмурки»,«Кто прыгает?». | |||
Тема №5 Танцевальные движения | Шаг с носка, на носках; шаг мягкий, высокий; бег парами по кругу; бег по кругу; врассыпную маршем; врассыпную шагом; выставление ноги вперед на пятку; кружиться парами; кружиться по одному; марш парами по кругу; марш по кругу; марш с высоким подниманием ног; приставной шаг с пружинкой; пружинка; упражнения для рук (уметь поднимать руки вверх, вправо, влево, вниз, в сторону с предметами и без предметов); хлопки; ходьба парами по кругу; ходьба по кругу; шаг с «каблучка»;приставной шаг в сторону с приседанием, с хлопком; шаг с подскоком; скрестный шаг; галоп прямой; галоп боковой; шаг с притопом; шаг «гармошка»;комбинации из танцевальных шагов. | |||
Тема 6 Акробатические упражнения | «Рыбка», «Петушок», «Корзиночка», «Угол», «Крокодил», «Кораблик», «Бревнышко», «Паучек», «Лягушка», «Цапля», «Велосипед». | |||
Тема 7 Спортивно-танцевальные композиции. | «Листопад», «Ква-ква-ква», «Рок-н-ролл», «Солнечный круг», «Салют», «Композиция с обручами», «Физкультура». |
Формы контроля и оценочные материалы
Диагностические мероприятия по контролю результатов усвоения программы позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга детей. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Уровень освоения программы:
Высокий уровень
Дети имеют высокую двигательную активность, хорошую координацию движений, умеют быстро ориентироваться в пространстве, обладают способностью к танцевальной импровизации.
Средний уровень
Танцевальные движения недостаточно выразительны и пластичны. Дети не всегда справляются с координированием движений, недостаточно владеют умением сосредоточиться, поэтому при выполнении движений допускают ошибки. Однако занятия посещают с большим желанием.
Низкий уровень
Дети редко справляются с выполнением задания самостоятельно. Не владеют умением концентрировать свое внимание, не научились самостоятельно вступать на нужной доле музыкального такта. Не согласовывают свои движения с движениями других детей, не ориентируются в пространстве, не соблюдают дистанцию. В движениях не отражают характер музыки и не совпадают с темпом, ритмом, а также с началом и концом музыкального произведения. Справляются с повтором несложных танцевальных упражнений, но при этом движения вялые, не точные.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-технические:
- музыкальный центр;
- синтезатор;
- аудио материал (флешки, диски);
- листочки по кол-ву детей в группе;
- ленты разных цветов по 2 на ребенка;
- платочки разных цветов;
- мячи разных размеров по кол-ву детей в группе;
- гимнастические палки;
- скакалки;
- обручи;
- ребристые доски;
- канаты, веревочки;
- воротики;
- колечки;
- гимнастические скамейки.
Список литературы:
1.А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей. Санкт Петербург ЛОИРО 2000г.
2. Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-х книгах. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001г.
3. Т.И. Суворова «Танцуй малыш» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра».
4. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007 годы.
5. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика. Новогодний репертуар» Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2009 год.
6. Т.И. Суворова «Спортивные олимпийские танцы» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2008г.
7. Ж.Е. Фирилева, Е.Т. Сайкина «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей Санкт Петербург издательство «Детство - пресс» 2010 г
8. Н.И.Бочкарева Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие; 1998 – 63
9. Хореография. Сборник образовательных технологий (в помощь педагогу дополнительного образования). Кемерово, 2002.
10. Е.А. Алябьева Нескучная гимнастика. ООО «ТЦ Сфера» 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Солнечные лучики"
Дополнительная общеобразовательная программа "Солнечные лучики"...
Дополнительная общеразвивающая программа по ритмопластике "Солнечные лучики"
Данная программа ориентирована на работу с детьми 3-8 лет, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие нач...
Дополнительная общеразвивающая программа «Солнечные зайчики» для музыкально-ритмического развития детей 4 – 7 лет
В дополнительной общеразвивающей программе «Солнечные зайчики» определены общие и специальные задачи воспитания и обучения, предусмотрено формирование необходимых представлений, умений, на...
Рецензия на дополнительную общеразвивающую программу "Солнечные зайчики"
В рецензируемой дополнительной общеразвивающей программе "Солнечные зайчики" выделено направление работы по музыкально- ритмическому развитию детей от 4 до 7 лет...
Рецензия № 2 на дополнительную общеразвивающую программу "Солнечные зайчики"
В рецензируемой дополнительной общеразвивающей программе "Солнечные зайчики" выделено направление работы по музыкально- ритмическому развитию детей от 4 до 7 лет...
Дополнительная общеразвивающяя программа – «Волшебный пластилин» (пластилинография) с детьми 2-ой младшей группы «Лучики»
Дополнительная общеразвивающяя программа – «Волшебный пластилин» (пластилинография) с детьми 2-ой младшей группы «Лучики»Разработана в соответствии с возрастными особенно...
«Степ – аэробика эффективный способ здоровьесбережения детей» (дополнительная образовательная программа «Солнечные лучики»)
Детский фитнес – хорошо продуманная физкультура, общеукрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения. Это занятия под специально подобранную музыку с использованием разнообразного спор...