Программа по самообразованию воспитателя на 2017 – 2018 гг.
рабочая программа (младшая группа) на тему

Запускалова Алена Владимировна

Тема: «Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инновационных и развивающих технологий через сказки и игровые моменты»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu_vospitatelya_2018_g.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«детский сад № 12» г. Пласта

Программа по самообразованию воспитателя

на 2017 – 2018 гг.

Тема: «Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инновационных и развивающих технологий через сказки и игровые моменты»

«В деле воспитания процессу саморазвития

должно быть отведено самое широкое место.

Человечество всего успешнее развивалось

только путем самообразования».

Спенсер Г.

                                                                    Автор:  воспитатель

                                                                                               Запускалова Алена Владимировна

                                                                                           

г. Пласт

2017 г.

… Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного - родного языка.

К. Чуковский

Тема: «Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инновационных и развивающих технологий через сказки и игровые моменты»

Выявленные проблемы: недостаточное владение инновационными и развивающими педагогическими технологиями развития активной речи детей младшего дошкольного возраста;

Цель: повышение собственной профессиональной компетентности по проблеме: «Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством инновационных и развивающих технологий через сказки и игровые моменты».

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний в области речевого развития детей младшего дошкольного возраста путем изучения педагогической литературы, посещения РМО по данной теме, работы с банком педагогической информации в системе интернет;

- разработать и реализовать стратегию взаимодействия с родителями, систему работы с детьми;

- подготовить и провести педагогическую диагностику на начало и конец учебного года;

- использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста инновационные, развивающие  педагогические технологии;

- организовать работу родительского клуба «Семейная академия» 

- оформить в группе центр активности «Речевое развитие»

- обобщить свой педагогический опыт и распространить его посредством проведения семинара-практикума для педагогов на тему: «Использование инновационных, развивающих педагогических технологий в развитии активной речи детей младшего дошкольного возраста через сказки и игровые моменты»

Актуальность проблемы (обоснование выбора, новизна)

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в младшем дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей с самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно этот возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования целевые ориентиры речевого развития детей младшего дошкольного возраста следующие:

— владеет активной речью, включенной в общение;

— может обращаться с вопросами и просьбами;

— понимает речь взрослых;

— знает названия окружающих предметов и игрушек;

— стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

— проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;

— эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Данные ориентиры отражают согласованные ожидания общества относительно речевого развития детей раннего возраста и представляют собой возрастной портрет ребенка. Владение активной речью, включенной в общение, рассматривается как условие полноценного личностного развития малыша. Задача педагога — развивать такой тип общения, в процессе которого побуждать ребенка к выполнению различных движений, действий, к речевому взаимодействию.

Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей.

Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только - что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов.

Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность  в процессе свободного общения.

Очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя  в речевом развитии дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи. Исходя из этого, для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, необходимо использовать следующие инновационные методы: здоровье сберегающие технологии, технология ТРИЗ, использование моделирования при составлении рассказов, ИКТ.

Основные направления работы: 

1. Работа с детьми, используя игровые технологии речевого развития.

2. Взаимодействие с родителями (игротека, праздники, консультации, собрания)

3. Обмен опытом с коллегами.

4. Организация и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей.

Ожидаемые результаты:

• повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

• разработка и внедрение системы работы с детьми по развитию речи, активное сопровождение детьми речью своей деятельности (игровые, бытовые и другие действия).

• создание педагогических разработок и публикации их в СМИ, публикаций в сетевом педагогическом сообществе

• Обогащение развивающей предметно-пространственной среды

Этапы работы по самообразованию

1. Формирование потребности в самообразованиисамооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. Планирование работы по самообразованию

2. Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и составление тезисов)

3. Собственные методические разработки (разработка практических материалов по проблеме: перспективных и календарных планов, системы игр, заданий, упражнений и т. д)

4. Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике, воплощение в жизнь составленных планов, их корректировка, наработка пособий, показ открытых мероприятий)

5. Подведение итогов самообразования (обобщение накопленного опыта и его распространение)

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Месяц

Содержание работы

Форма представления результатов

Сентябрь

1.Составление библиографии по теме самообразования.

Планирование работы по самообразованию

План работы

В течение года

2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов к проблеме

- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение. – Москва, 1999.

- Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г.       Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях – М.,изд.центр ВЛАДОС, 2002. – 176 с

- Печора. К.Л. «Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста». Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.

- Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

- Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1991.-160с.

- Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду Изд.3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 186 с.

-  Герасимова А.С. уникальное руководство по развитию речи 2007. – 160.:

- Лотарёв В.К., А.П.Николайчева, Федоренко Л.П., Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М Просвещение, 1984.-240с.

- Дёмина «Развитие речи детей раннего возраста»

- Гаврина С. Е. Развиваем руки – чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

- Гербова В. В. Развитие речи детей в младшей возрастной группе. – Ребёнок в детском саду № 5, 2009.

- Затулина Г. Я. Конспекты занятий по развитию речи. – Москва. 2000.

- Методика развития речи детей дошкольного возраста. – Москва, 1994.

- Павлова Л. Н. Ранее детство : Развитие речи и мышление. – Москва, 2000.

-  Под ред. Ушаковой. Развитие речи и творчества дошкольников. – Москва, 2001.

- Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. – Москва, 2001.

- Бородич, А. М. Методика развития речи у детей. — М.: Просвещение, 1981.

- Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи. — М.: Просвещение, 1970.

- Иванова, С. Ф. Речевой слух и культура речи Москва, Просвещение, 1970 г

-  Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок Москва, Просвещение, 1988 г.

-  Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979.

- Ушакова, О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

- Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения Москва, Просвещение, 1989 г.

- Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности  

на интернет сайте:

http://nsportal.ru.

Сентябрь-октябрь

3.Подготовка и проведение педагогической диагностики

Индивидуальные маршруты развития детей

Ноябрь

4.Составление перспективных планов

Разработка конспектов

Творческий отчёт

В течение года

5. Создание современной предметно-развивающей среды в группе, использование в работе ИКТ; Изготовление наглядных пособий, презентаций, игр, составление картотек и т. д.

Фотоотчет

Ноябрь-май

6.Практическое применение наработанных материалов с детьми

(Реализация творческих проектов, показ открытых мероприятий, участие в конкурсах в сети Интернет, мероприятия для родителей)

Март-май

7.Обобщение и распространению педагогического опыта по теме самообразования

Участие в РМО

Подготовка (принятие участия, проведение) семинар, педсовет.

Проведение мастер-классов для педагогов.

Выставка работ.

Оформление сборника консультаций для родителей.

Участие в районных и всероссийских конкурсах среди педагогических работников

Выступление с отчетом о проделанной работе за 2016/2017 уч. год на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя на 2017-2018 уч.год

Тема: «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»...

План самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год.

План самооборазования воспитателя...

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа воспитателя в комбинированной подготовительной группе по реализации основной общеобразовательной программы с учетом адаптированной программы для детей с ТНР2017 – 2018 учебный ...

Отчет по самообразованию воспитателя за 2017-2018 учебный год

Как известно, положительные эмоции составляют основу психологического здоровья и благополучия детей. Так же научно доказано, тонкие движения пальцев рук непосредственно влияют на развитие двигательных...

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя на 2017-2018 учебный год

Индивидуальная программа профессионального развития воспитателя на 2017-2018 учебный год...

План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год. ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста.

План профессионального самообразования воспитателя на 2017-2018 учебный год по теме "Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста....

План по самообразованию старшего воспитателя на 2017-2018 уч.г. "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли - образование, экологическое воспитание всего населения....