Словесные дидактические игры в умственном развитии детей дошкольного возраста
статья по теме
Словесные дидактические игры играют большую роль в умственном, духовном развитии детей дошкольного возраста. Они способствуют развитию самостоятельности, выдержке, организационным навыкам, мыслительным способностям, а также овладению обширной информацией, знаниями и умению применять их в соответствии с обстоятельствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_didakticheskie_igry_v_umstvennom_razvitii_detey.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Словесные дидактические игры в умственном развитии детей дошкольного возраста
Игра – основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, она занимает всю его жизнь. Играя в словесные дидактические игры, ребёнок учится самостоятельности, выдержке, организационным навыкам, а также овладевает обширной информацией, знаниями, что способствует формированию духовных, интеллектуальных, умственных качеств ребёнка, а это является одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Познавая окружающий мир, ребёнок активно развивается, формируется мышление и речь. Приучить ребёнка думать непростая задача для педагога, необходимо заинтересовать, завлечь, сделать умственный труд занимательным и увлекательным, правильно спланировать и организовать игру.
Дети младшего возраста только начинают усваивать структуру разговорной речи, поэтому, подбирая словесные игры для младшего возраста, следует чаще использовать игры народного творчества – потешки. Малышам очень нравится стихотворная речь, они испытывают большое удовольствие, когда им читают стихи. Перед тем, как читать, необходимо ознакомить детей с героем потешки: «Идёт коза рогатая…» - с козой, «Сорока – белобока…» - с сорокой и т. д.
В процессе игры воспитатель обучает детей, руководит и играет вместе с детьми. Речь воспитателя должна быть спокойной, эмоциональной и грамотной. Дети должны понимать значение произносимых слов, о чём говорится в потешке и уметь правильно повторять за воспитателем, правильно соотносить слова в потешке с действиями.
Дети среднего возраста начинают активно познавать окружающий мир, речь становится более понятной и связной, увеличивается словарный запас слов. Они могут уже группировать предметы по назначению, материалу и качеству, выделять некоторые признаки предметов.
Для детей среднего возраста игры должны способствовать в основном развитию диалогической речи, умению правильно произносить звуки, слуховому вниманию, математическим способностям и ориентировке в пространстве. И только лишь незначительная часть игр должна быть направлена на развитие мыслительной способности.
В процессе игры воспитатель продолжает руководить игрой, участвуя в ней лично или наблюдая за ней, но роли ведущего уже можно поручать детям.
Дети старшего и подготовительного возраста становятся более наблюдательны и любознательны, проявляя всё больший интерес ко всему интересному и загадочному. Они хотят узнать взаимосвязь между предметами, окружающими их, и явлениями, происходящими с ними. Интересным для них становится решение интересных ребусов и головоломок.
Словесные игры для детей старшего и подготовительного возраста должны быть направлены на развитие быстроты и гибкости мышления, выдержку, сообразительность, развитие памяти. Игры помогут воспитать наблюдательность, смекалку, активизировать словарь, а также они способствуют развитию логики и умению делать правильные умозаключения.
Играя, дети научатся находить в предметах характерные отличительные признаки, признаки сходства, сумеют их описать и узнать по описанию, смогут классифицировать предметы по разным признакам.
Воспитатель объясняет правила перед игрой, следит за её ходом, за соблюдением правил, но сам не участвует в играх. В процессе игры хвалит активных, находчивых детей, уделяет больше внимания стеснительным и нерешительным детям, а также помогает медлительным и менее сообразительным детям.
Методические рекомендации по проведению игр
- Игры необходимо выбирать соответственно уровню развития детей, они не должны быть ни слишком сложными и ни слишком простыми.
- Выбирая игру, следует ориентироваться на задачи педагогического процесса и её можно использовать как часть занятия, а также в свободное от занятий и других режимных моментов время.
- Перед игрой создать игровое настроение, считалочкой ввести в игру, соблюдая справедливость выбора.
- Сделать игру увлекательной, интересной, используя элементы игры: в начале считалочкой, затем соревнования, сговор, в заключении похвала, поощрение.
- Игру нужно строить так, чтобы максимально были задействованы все дети, независимо от того, сколько детей принимает участие, вся группа или же небольшая подгруппа.
- Объединять детей в игру небольшими группами с разной степенью активности, чтобы менее активные дети равнялись на более активных.
- Особое внимание нужно уделить правилам в игре. Объяснять правила следует понятно и чётко, а также следить за их соблюдением.
Преимущество словесных дидактических игр в том, что в них можно играть в любом месте и в любое время - в группе, на улице, дома с родителями, по дороге в детский сад и домой, так как они не требуют специальных условий и материалов. Главное педагогу систематизировать игры, правильно их организовать, и соблюдать необходимую методику. А родители в свою очередь, играя дома со своими детьми в словесные игры, смогут наладить эмоциональный контакт со своим ребёнком и развить в нём самостоятельность мышления и умственные способности, необходимые для подготовки ребёнка к школе и успешной жизни в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Словесно-логические игры для творческого развития детей дошкольного возраста"
К концу дошкольного периода у детей начинает формироваться словесно-логическое мышление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И в это время детям особенно...
Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию нестандартные дидактические игры для развития мелкой мотоки детей дошкольного возраста. ...
«Дидактическая игра в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Среди игр дошкольников особое место занимают дидактические игры, т.е. игры, специально разработанные взрослыми с целью обучения и развития новых способностей. Изве...
Памятка для родителей "Дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста"
Дидактические игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста...
Презентация Роль дидактической игры в умственном развитии детей дошкольного возраста
ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ«Роль дидактической игры в развитии умственных способностей детей дошкольного возраста». Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастер...
Собственная методическая разработка «Влияние дидактических игр на умственное развитие детей дошкольного возраста»
Данная разработка позволяет получить представление о роли дидактических игр в умственном развитии детей дошкольного возраста....
Методическая разработка «Влияние дидактических игр на умственное развитие детей дошкольного возраста»
Педагогам детских садов в своей работе следует уделять как модно больше внимания тем методам, которые способствуют формированию умственной деятельности детей, развитию самостоятельности их мышления, п...