ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ
материал на тему
Проблема речевого развития дошкольников всегда была насущна в педагогике и не теряет своей актуальности и по сей день. Пару десятилетий назад, когда таких специалистов как логопеды можно было встретить в дошкольных учреждениях крайне редко, работа по всем направлениям в методике развития речи велась воспитателями. За последнее время, по моим личным наблюдениям, работа по разделу «Звуковая культура речи» в общей системе занятий по развитию речи занимает крайне мало места. Зачастую этот раздел просто выпадает из работы т.к. воспитатели считают, что заниматься постановкой звуков должны только логопеды, а воспитатель не компетентен в этой работе. А ведь этот раздел является базовым для всех остальных – развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, а за ними и связной речи. И ранний дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования этой языковой функции. К тому же, в дошкольных учреждениях, логопед начинает заниматься с детьми с пяти лет, поскольку именно в этом возрасте можно говорить о том, что есть ПРОБЛЕМЫ с формированием речевых навыков, а до этого времени идет процесс АКТИВНОГО ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ. И воспитатель может и должен помочь, направить детей, по пути правильного его развития. К тому же именно воспитатель является важным помощником логопеда, на этапе закрепления произношения звуков. И конечно же методика развития речи дошкольников не исключает раздел «Звуковая культура речи» из системы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo_proklova.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическое объединение педагогов дошкольного образования городского округа Власиха Московской области
Тема: «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ»
Деловая игра для педагогов ДОУ «Дидактические игры для формирования звуковой культура речи»
Провела: Проклова Н.А.,
учитель-логопед высшей квалификационной категории
МДОУ Детский сад № 1 комбинированного вида
городского округа Власиха Московской области
-2017-
Проблема речевого развития дошкольников всегда была насущна в педагогике и не теряет своей актуальности и по сей день. Пару десятилетий назад, когда таких специалистов как логопеды можно было встретить в дошкольных учреждениях крайне редко, работа по всем направлениям в методике развития речи велась воспитателями. За последнее время, по моим личным наблюдениям, работа по разделу «Звуковая культура речи» в общей системе занятий по развитию речи занимает крайне мало места. Зачастую этот раздел просто выпадает из работы т.к. воспитатели считают, что заниматься постановкой звуков должны только логопеды, а воспитатель не компетентен в этой работе. А ведь этот раздел является базовым для всех остальных – развития фонематического слуха, лексико-грамматического строя, а за ними и связной речи. И ранний дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования этой языковой функции. К тому же, в дошкольных учреждениях, логопед начинает заниматься с детьми с пяти лет, поскольку именно в этом возрасте можно говорить о том, что есть ПРОБЛЕМЫ с формированием речевых навыков, а до этого времени идет процесс АКТИВНОГО ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ. И воспитатель может и должен помочь, направить детей, по пути правильного его развития. К тому же именно воспитатель является важным помощником логопеда, на этапе закрепления произношения звуков. И конечно же методика развития речи дошкольников не исключает раздел «Звуковая культура речи» из системы работы.
И сегодня я попытаюсь доказать вам, что вашего педагогического мастерства и богатого опыта достаточно, чтобы активно работать в этом направлении. И конечно поделюсь с вами некоторыми своими находками.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО речевое развитие дошкольников, как и любое другое должно строиться в игровой форме. Я предлагаю Вам сегодня окунуться в эту тему и, как и дети, немного поиграть. Для этого мы разделимся на 2 команды и придумаем названия для команд.
1 ЭПАП: Изолированное произношение.
Итак, знакомя детей со звуками стоит сначала придать звуку видимый образ. Я часто задаю детям вопрос: «На что похож звук?». Игровая форма подразумевает сюрприз, интригу. Я для отработки произношения часто использую магнитные лабиринты, сделанные мной. По лабиринту с помощью магнита передвигается некий объект (живой или не живой), а ребенок озвучивает его нужным звуком. Сейчас я дам каждой команде вот такую таблицу, в одной графе которой написаны звуки, которые, как правило, вызывают трудности у детей дошкольного возраста. Ваша задача: за одну минуту вписать во вторую графу какой предмет, объект или существо которое ассоциируется у вас с этим звуком.
В | |
Н | |
С | |
З | |
Ц | |
Ч | |
Щ | |
Л | |
Р |
Один балл зачисляется команде, быстрее выполнившей задание.
2 ЭТАП: закрепление звука в слогах.
Какой из наиболее известных способов вы можете назвать? Конечно это чистоговорки. Они принципиально отличаются от скороговорок. Во-первых, чистоговорки произносятся в медленном темпе, а во-вторых акцент делается именно на слоги. Итак, каждой команде я предлагаю придумать серию чистоговорок, для отработки заданного звука. Постарайтесь сделать так, чтобы они были объединены между собой по смыслу. Я предлагаю вам выбрать карточку с буквой. На выполнение задания одна минута.
Например, так:
Ла-ла–ла летит пчела,
Ла-ла-ла она мала.
Лу-лу-лу я вижу пчелу,
Лу-лу-лу ой боюсь пчелу.
Лы-лы-лы убегаю от пчелы.
Ос-ос-ос на столе кокос.
Ас-ас-ас рядом с ним ананас.
Ус-ус-ус очень сладкие на вкус.
Эс-эс-эс килограмм их вес!
По одному баллу зачисляется командам за каждую чистоговорку.
3 ЭТАП: Закрепление звуков в словах.
Все мы знаем игру «Чудесный мешочек». Я хочу познакомить вас с существом, которое может стать альтернативой «Чудесному мешочку». Это прожорливый слон. Он ест все подряд. Для активизации слов с нужным звуком педагогу нужно положить в него соответствующие предметы. Либо попросить одного ребенка подобрать слова с нужным звуком для друга. Вот и я предлагаю вам выбрать предметы из моего волшебного сундучка. Первая команда выбирает предметы со звуками С и З. Вторая со звуками Ш и Ж.
За каждый верно подобранный предмет дается кристалл.
После выполнения задания предметы кладутся в слона и другая команда называет их, проверяя правильность выполнения задания.
4 ЭТАП: Малышам нравится помогать различным сказочным героям. Хочу познакомить вас с одним таким героем – Чебурашка. Больше всего он любит апельсины. И для того чтобы собрать целую коробку нужно назвать все картинки на апельсинчиках.
Я принесла для вас несколько похожих игрушек. Прошу выбрать каждой команде понравившиеся. Ваша задача: определить, какой звук можно активизировать в игре с помощью этого героя, придумать сюжетную линию и какие дополнительные материалы могут пригодиться главному герою, для наибольшей эффективности реализации задачи.
(Предлагаются игрушки – Маша и Медведь, Крокодил Гена, собачка, Карлсон).
Баллы начисляются за каждый сюжет.
5 ЭТАП: Закрепление во фразе.
Приближается Новый год, волшебный праздник, который так любят все дети. Потому что это время загадывать желания, а исполнит их Дедушка Мороз. Вот у меня почтовый ящик, специально для писем волшебнику. И конверты тоже есть! Задача каждой команды, получив по три конверта, составить послание с пожеланиями от имени героев, нарисованных на конвертах. Какой звук мы будем отрабатывать догадайтесь сами. Подарки у Дедушки Мороза нужно тоже попросить такие, в которых есть тот же звук что и в имени героя. Попросить герой может несколько подарков.
Как вы думаете, например, что может пожелать Русалочка? Давайте проверим.
Надеюсь задание понятно? Давайте начнем.
Итоги этапа будем подводить по количеству звуков в пожеланиях.
Ну вот наша деловая игра подошла к концу, и мы можем подвести итоги. Команда «» заработала …баллов. А команда «» - …. Но конечно это не важно. Я надеюсь, что смогла убедить вас, что не только логопед может и должен заниматься звуковой культурой речи. Мы как специалисты подключаемся тогда, когда у ребенка есть видимые проблемы и наблюдается выраженная задержка в формировании навыков. Задача же воспитателя сформировать интерес детей к звучащему слову, привлечь внимание к различным звукам речи через игры и игровые упражнения, научить слышать их, различать, сопоставлять. А также совершенствовать умение произносить некоторые звуки (появившиеся спонтанно либо поставленные специалистом).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 комбинированного вида
городского округа Власиха Московской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах ДО игра рассматривается как важное средство социализации личности ребенка – дошкольника. Право на игру зафиксировано в Конвенции о правах р...
«Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»
Выступление на районном семинаре...
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.Цель игровой т...
Доклад «Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДОУ»
«Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего де...
Консультация для воспитателей "ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОУ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС"
«… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Эрик Берн...
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....