Планирования проведения сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе
методическая разработка (младшая группа) на тему
В предлагаемом материале представлена разработка гибкого перспективного планирования развития игровой деятельности в группе детей раннего возраста, с подробными темами и занятиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovaniya_provedeniya_syuzhetno.docx | 41.12 КБ |
igrovaya_deyatelnost_v_rannem_vozraste.docx | 140.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение прогимназия №677 Выборгского района Санкт-Петербурга
Планирования проведения сюжетно-ролевых игр
во второй младшей группе
Воспитатель
Киличева Л. А.
Санкт-Петербург
Цель: Развитие игровой деятельности
Задачи:
Образовательные: Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый - холодный», «Легкий - тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.)
Развивающие: Развивать умение играть вместе со сверстниками. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.
Воспитательные: Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников.
Образовательные области (направления): социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познание
Сентябрь
Название: Семья
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Мама кормит, одевает, раздевает дочку
Мама печет пироги с яблоками, капустой «Приготовим угощенья» Рассматривание иллюстраций.
Методические приёмы:
Дидактические упражнения: «Покормим мишку», «Поставь посуду для чаепития».
Дидактическая игра «Напоим мишку чаем».
Чтение: С. Капутикян «Маша обедает»
Название: Строительство (домик, заборчик, гараж)
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Содержание и объём игровых умений и навыков-Строители строят дом для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных, гараж для машин
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: Б. Заходер «Строители».
Дидактические упражнение «Поставим кубики рядом».
Дидактическая игра «Построим зайке домик».
«Машине большой и маленькой нужен гараж»
Октябрь
Название: Семья
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Дидактические упражнения: «Постели простынку», «Укрой куклу одеялом», «Покачай, спой кукле песенку».
Дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок».
Название: Транспорт
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Машины едут по улице, заезжают в гараж, возят игрушки
Методические приёмы:
Беседа: «Как машины ездят по улице».
Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофёр».
Дидактическая игра «Покажем мишке, как нужно осторожно катать кукол в машине».
Название: Поликлиника
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Врач выслушивает больную куклу, укладывает в постель, осматривает горло, даёт лекарство
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как доктор лечит детей».
Чтение: Е. Крылов «Как лечили петуха».
Продуктивная деятельность: «Витаминки для петушка»
Ноябрь
Название: Семья
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Мама стирает, гладит бельё, убирает в комнате, кормит и укладывает дочку
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры: «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок».«К нам гости идут», «Приготовим угощенья»
Продуктивная деятельность: «Ленточки сушатся на верёвке»
Название: Магазин
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Мама с дочкой приходят в магазин, покупают овощи, фрукты. Продавец отпускает продукты
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя «Как я выбирала фрукты в магазине»
Декабрь
Название: Парикмахерская
Содержание и объём игровых умений и навыков:
В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчёсывает волосы, стрижёт; он вежлив и внимателен, все делает аккуратно, не дергает волосы. Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую».
Дидактическая игра: «Покажем кукле, как работает парикмахер»
Название: Семья
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Мама расставляет посуду на стол, ждем гостей, будем водить хоровод у елки
Методические приёмы:
Дидактическая игра «Расставим посуду», «Подберем чашку к блюдцу»
Рассматривание иллюстраций по теме «Хоровод»
Название: Транспорт
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Шофёр возит кукол, строительный материал, ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей Беседа: «Как машины ездят по улице».
Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофёр».
Дидактическая игра «Покажем мишке, как нужно осторожно катать кукол в машине».
Январь
Название: Строительство
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Строители строят дом, гараж, украшают дома к празднику
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: Б. Заходер «Строители».
Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»
Название: Транспорт
Содержание и объём игровых умений и навыков:
По улице ездят разные машины, возят грузы. Автобусы перевозят пассажиров. Машину ведет шофер. Прокатим кукол на машине, прокатим зверей на машине
Методические приёмы:
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: Н. Павлова «На машине».
Дидактическое упражнение «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса»
Название: Поликлиника
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Врач осматривает больных, измеряет температуру, делает укол
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Беседа: «Как мы ходили на прививки»
Февраль
Название: Транспорт
Содержание и объём игровых умений и навыков:
По улице ездят разные машины, возят грузы. Автобусы перевозят пассажиров Методические приёмы:
Наблюдение за транспортом.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: Н. Павлова «На машине».
Дидактическое упражнение «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса»
Название: Семья
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Мама готовит обед, будем отмечать день рожденье куклы. Едем в гости на автобусе.
Методические приёмы:
рассматривание иллюстраций.
Дидактические игры: «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок».
Название: Магазин
Содержание и объём игровых умений и навыков:
В магазине продаются овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя.
Игровое упражнение «Мы покупаем продукты в магазине»
Март
Название: Семья
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Праздник 8 Марта, поздравление мамы, праздничное угощение. Разговор по телефону
Методические приёмы:
Подготовка и проведение праздничного утренника, посвящённого Женскому дню
Название: Поликлиника
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Врач пришёл к больному ребёнку, осматривает его, даёт лекарство
Методические приёмы:
Рассказ воспитателя «Когда я заболела».
Дидактические упражнения: «Попроси куклу показать горлышко», «Измеряй температуру зайчику».
Продуктивная деятельность: «Таблетки для больных зверюшек»
Апрель
Название: Магазин
Содержание и объём игровых умений и навыков:
В магазине продаются игрушки. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями
Методические приёмы:
Чтение: Ч. Янчарский «В магазине игрушек».
Дидактические упражнения: «Расскажем зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине»
Название: Транспорт Водители автобусов осторожно перевозят пассажиров, объявляют остановки Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как вы ездили на автобусе».
Продуктивная деятельность: «Колёса для автобуса»
Название: Парикмахерская
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Мастера стригут, причёсывают
Методические приёмы:
Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую».
Дидактическая игра «Что нужно парикмахеру»
Май
Название: Транспорт
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Водители автобусов осторожно перевозят пассажиров, объявляют остановки Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Как вы ездили на автобусе».
Продуктивная деятельность: «Колёса для автобуса»
Название: Строительство Строители строят дом, гараж, украшают дома к празднику Рассматривание иллюстраций.
Чтение: Б. Заходер «Строители».
Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»
Название: Поликлиника Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки Целевое посещение медицинского кабинета.
Дидактическое упражнение «Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»
Июнь - август
Название: Семья
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Переезд на дачу, прогулки в лес, сбор ягод и грибов, купание
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Рассказ воспитателя «Как я жила на даче».
Чтение: Я. Тайц «По грибы»
Название: Транспорт
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Автобусы везут детей из детского сада на дачу
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Беседа «Куда можно поехать на автобусе»
Название: Магазин
Содержание и объём игровых умений и навыков:
В магазине продаются разные товары
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Беседы: «Какие бывают магазины», «Что и как продаётся в магазине».
Чтение: Ч. Янчарский «В магазине игрушек»
Название: Строительство
Содержание и объём игровых умений и навыков:
Строители строят дом, гараж, украшают дома к празднику
Методические приёмы:
Рассматривание иллюстраций.
Чтение: Б. Заходер «Строители».
Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум «Использование игры в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста»
Цель:
1. Способствовать проявлению у педагогов гуманистических установок на ребёнка, выбора адекватных педагогических взаимодействий в процессе поддержки детской игры.
2. Совершенствовать способность педагогов включаться в детскую игру.
- Углубить знания педагогов о средствах активизирующего общения с детьми в игре.
- Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.
Подготовительный этап:
- Определение проблемы для обсуждения;
- Подготовка для участников семинара информации к размышлению по теме беседы.
- Знакомство с некоторыми специфическими приёмами диалога.
План работы
1. «Приятные воспоминания»
Ведущий предлагает начать встречу с приятных воспоминаний, связанных с моментами общения с детьми в игре. В зале на планшетах специально подготовлена фотовыставка с оригинальным текстом. Педагоги вспоминают фрагменты, запёчатлённые на фотографиях.
2. «Информация к размышлению»
Где-то на свете есть садик такой.
Бегают дети весёлой гурьбой.
А милые куклы на стульях сидят,
Лишь Покемоны в руках у ребят.
Кены и Барби на вилах и в саунах
И телепузики с лицами даунов.
Что будет на этой планете,
Если играть не научатся дети:
В добрую маму, трудягу-отца,
В доктора, плотника или певца?
Ведь от того, во что дети играют,
Всё же зависит, кем они вырастают...
Известно, что в образовательном процессе детского сада игра должна занимать ведущее место. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.
3. Обмен мнениями.
Ведущий подводит итог дискуссии:
Без сомнений: игра – вещь полезная,
игра с педагогом – вещь очень полезная,
игра с родителем – вещь особо полезная!
4. Экспресс-диагностика.
Ведущий предлагает педагогам обратить внимание на стенд, где отмечены все условия для развития игровой деятельности. Опираясь на свой собственный педагогический опыт, педагоги отмечают символом то условие, реализация которого у них вызывает наибольшее затруднение.
Опираясь на результаты экспресс-диагностики, ведущий подчеркивает, что направление дальнейшего разговора педагоги определяют сами.
6. Игровой практикум.
Я приглашаю вас включиться в игровые ситуации. (В роли детей выступают ширмовые куклы. Желающий поучаствовать в игре педагог подходит к ширме. Воспитатель включается в ситуацию и обосновывает свой выбор. Потом выслушиваются мнения остальных педагогов).
Ситуация 1.
Два мальчика сидят на стульях и разговаривают: «Мы сейчас летим над высокими горами, осторожно! В скалу врежешься!» – говорит «штурман» «лётчику». Тот отвечает: «Ну, я же из-за облаков и туч ничего не вижу!»
Ситуация 2.
Ваня принёс из дома красивую импортную игрушку-планетоход и никого к ней не подпускает, играет один. Мише очень хочется поиграть, и он просит: «Ваня, дай, пожалуйста, поиграть!»
– Не дам, ещё сломаешь, а она дорогая! – возражает владелец. Тогда Миша пускает в ход кулаки.
Ситуация 3.
Мальчики собрались играть в пожарников и принялись распределять роли.
– Чур, я командир, – сказал Миша.
– Ты вчера командовал! Ты и так всегда командир, – недовольны ребята.
Ситуация 4.
Два трехлетних малыша, устав сидеть на стульчиках, принялись бегать по группе. На глаза им попались брошенные кем-то круглые часы. Стасик хватает их и бросает под стул, после чего, гудя и фырча, мальчики убегают. Так повторяется несколько раз. Воспитатель подходит к детям:
– Во что это вы играете, я никак не пойму?!
– В автобус! - ответили запыхавшиеся мальчики.
– А почему это вы часы под стул бросаете?
– А это бомба! Она скоро взорвётся, и мы убегаем! – объясняют мальчики.
Ситуация 5.
Две девочки – рослая Алёна и маленькая Катюша – ходят вместе по группе. Уловив взгляд взрослого, Катюша сообщает: «Мы играем! Я дочка!» Алёна – «мама» долго накрывает на стол, «дочка» терпеливо стоит рядом и смотрит. Вдруг, чего-то испугавшись, с выражением страха на лице Алёна начинает бегать по группе, прятаться за шкаф. Катя, словно хвостик, но без выражения страха следует за ней. Навстречу попадается мальчик с деталью конструктора в руках и «стреляет» из неё в девочек. Это полицейский!» – визжит Алена и убегает за шкаф. «Я вас не убил, выходите! Не бойтесь!» – говорит Слава.
Ситуация 6.
К играющим детям подошёл Андрей: «Возьмите и меня играть в поезд!?»
– Нет, поезд уже отходит от станции, и мы никого не принимаем, – ответили пассажиры.
Мальчик поспешил к другой группе:
– Можно и мне с вами?
– Нет, нас и так много, – ответили дети.
Андрею одному было скучно, и он подошёл к группе детей, играющих с мозаикой.
– А можно и мне поиграть?
– Нет, – ответили ему мальчики, – мы сами хотим играть.
Мальчик, опустив голову, медленно отходит от детей, останавливается у окна и ждёт, когда за ним придут родители.
7. Психологический взгляд на проблему. Выступление психолога.
8. В копилку опыта педагогов:
«Об играх по методике телефонного разговора».
Сообщение педагога:
- Начинать игру необходимо со специально организованного занятия, на котором детей знакомят с телефоном и правилами пользования им.
- Организация диалога с помощью игры (использование стихотворения К.И.Чуковского «Телефон»).
- Специально обучающие игры, которые имеют конкретное содержание, максимально приближённое к жизни.
- Включение телефонных разговоров в содержание сюжетно-ролевых игр в целях обогащения ролевого общения. Этому способствуют сами дети, охотно принимая предложения взрослого – партнёра по игре.
Игры с телефоном обогащают знания детей об окружающем, развивают культуру общения по телефону; развивают диалогическую и ролевую речь; развивают слуховое восприятие, внимание, память, формируют социальный опыт.
Проигрывание игровых сюжетов:
- Звонок в цветочный магазин.
- Звонок в поликлинику.
Реклама «первого» оригинального, лёгкого и экономного конструктора, из упаковок губок разных размеров и цветов. Демонстрация достоинств.
Главное вспомнить о том, что те обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для ребенка могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всем его многообразии?!
9. Итоговая рефлексия.
Каждый из здесь присутствующих за время семинара испытывал определённые чувства. С какими чувствами вы заканчиваете учебу? Вспомните, пожалуйста, их. Что полезного, приятного и интересного вы унесёте сегодня отсюда?
Принципы и условия проведения дидактических игр с детьми раннего возраста
Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через неё дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил.
Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения:
- распределение материал в течение учебного года, при соблюдении принципа последовательности предлагаемого материала от простого к сложному, постепенному накоплению знаний об окружающем и о сенсорных эталонах.
- принцип повторяемости одних и тех же занятий, чтобы дети активно применяли их в самостоятельных играх; повторение при сохранении дидактической задачи, привлечение нового материала дополнительно к уже известному; закрепление знаний в индивидуальной работы;
- эмоциональности проведения игр, поощрение стремления к самостоятельной деятельности; положительное отношение, чувство радости, удовольствия от игры
- культура проведения занятий, эстетика предлагаемого материала (картинки цветные; игрушки целые, не сломанные; веселые интонации в обращенной к детям, речи педагога; показ игрушки в действии, в движении: кукла пляшет; из кирпичиков строят дом, мостик).
- применение наглядности в сочетании со словом (показываем предмет, даем потрогать, подействовать с предметом), все что показываем подкрепляем словом.
- непродолжительная длительность занятий, смена видов деятельности и двигательной активности.
При грамотном, умелом использовании воспитателем дидактической игры в сенсорном развитии и воспитании детей третьего года жизни можно достичь высоких результатов, как в сенсорном, так и в общем развитии малышей
Методические рекомендации для воспитателей
- Необходимо выделить условия планирования и индивидуальной работы с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.
- Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.
- Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.
- Проведение игр и упражнений должен предусматривать учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.
- Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.
- Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.
Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе «День рождения куклы Кати».
Цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместит...
Конспект проведения сюжетно — ролевой игры во второй младшей группе «День рождения Маши»
Цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы – заместители.Задачи:...
Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе детского сада
В файле содержится планирование СРИ на младший дошкольный возраст. Планирование разработано на весь учебный год, расписано по месяцам и по неделям. В месяц предлагается использовать восемь игр, на нед...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе «Мы идем в цирк».
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе«Мы идем в цирк»....
Планирование сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе
Данная методическая разработка предназначена для воспитателей вторых младших групп. Вней представлено планирование сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы на учебный год...
Перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре во второй младшей группе
Перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре во второй младшей группе...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ....