Планирования проведения сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе
методическая разработка (младшая группа) на тему

Киличева Лариса Акимовна

В предлагаемом материале представлена разработка гибкого перспективного планирования развития игровой деятельности в группе детей раннего возраста, с подробными темами и занятиями

Скачать:


Предварительный просмотр:

newgerb

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение прогимназия  №677 Выборгского района Санкт-Петербурга

Планирования проведения сюжетно-ролевых игр

во второй младшей группе

Воспитатель

Киличева Л. А.

Санкт-Петербург

Цель: Развитие игровой деятельности

Задачи:

Образовательные: Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т.п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т.п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый - холодный», «Легкий - тяжелый» и т.п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т.д.)

Развивающие: Развивать умение играть вместе со сверстниками. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители. Обогащать в играх с дидактическим материалом чувственный опыт детей.

Воспитательные: Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Формировать умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников.

Образовательные области (направления): социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познание

Сентябрь

Название: Семья

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Мама кормит, одевает, раздевает дочку

Мама печет пироги с яблоками, капустой «Приготовим угощенья» Рассматривание иллюстраций.

Методические приёмы:

Дидактические упражнения: «Покормим мишку», «Поставь посуду для чаепития».

Дидактическая игра «Напоим мишку чаем».

Чтение: С. Капутикян «Маша обедает»

Название: Строительство (домик, заборчик, гараж)

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Содержание и объём игровых умений и навыков-Строители строят дом для разных игрушек, заборчик для зверей и домашних животных, гараж для машин

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: Б. Заходер «Строители».

Дидактические упражнение «Поставим кубики рядом».

Дидактическая игра «Построим зайке домик».

«Машине большой и маленькой нужен гараж»

Октябрь

Название: Семья

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Мама кормит, одевает, раздевает дочку, укладывает спать

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические упражнения: «Постели простынку», «Укрой куклу одеялом», «Покачай, спой кукле песенку».

Дидактические игры: «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок».

Название: Транспорт

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Машины едут по улице, заезжают в гараж, возят игрушки

Методические приёмы:

Беседа: «Как машины ездят по улице».

Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофёр».

Дидактическая игра «Покажем мишке, как нужно осторожно катать кукол в машине».

Название: Поликлиника

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Врач выслушивает больную куклу, укладывает в постель, осматривает горло, даёт лекарство

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как доктор лечит детей».

Чтение: Е. Крылов «Как лечили петуха».

Продуктивная деятельность: «Витаминки для петушка»

Ноябрь

Название: Семья

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Мама стирает, гладит бельё, убирает в комнате, кормит и укладывает дочку

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок».«К нам гости идут», «Приготовим угощенья»

Продуктивная деятельность: «Ленточки сушатся на верёвке»

Название: Магазин

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Мама с дочкой приходят в магазин, покупают овощи, фрукты. Продавец отпускает продукты

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как я выбирала фрукты в магазине»

Декабрь

Название: Парикмахерская

Содержание и объём игровых умений и навыков:

В парикмахерскую приходят мамы с детьми. Парикмахер расчёсывает волосы, стрижёт; он вежлив и внимателен, все делает аккуратно, не дергает волосы. Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как я ходила в парикмахерскую».

Дидактическая игра: «Покажем кукле, как работает парикмахер»

Название: Семья

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Мама расставляет посуду на стол, ждем гостей, будем водить хоровод у елки

Методические приёмы:

Дидактическая игра «Расставим посуду», «Подберем чашку к блюдцу»

Рассматривание иллюстраций по теме «Хоровод»

Название: Транспорт

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Шофёр возит кукол, строительный материал, ведёт машину осторожно, чтобы не наехать на людей Беседа: «Как машины ездят по улице».

Чтение: А. Барто «Грузовик», Б. Заходер «Шофёр».

Дидактическая игра «Покажем мишке, как нужно осторожно катать кукол в машине».

Январь

Название: Строительство

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Строители строят дом, гараж, украшают дома к празднику

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: Б. Заходер «Строители».

Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»

Название: Транспорт

Содержание и объём игровых умений и навыков:

По улице ездят разные машины, возят грузы. Автобусы перевозят пассажиров. Машину ведет шофер. Прокатим кукол на машине, прокатим зверей на машине

Методические приёмы:

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: Н. Павлова «На машине».

Дидактическое упражнение «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса»

Название: Поликлиника

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Врач осматривает больных, измеряет температуру, делает укол

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Беседа: «Как мы ходили на прививки»

Февраль

Название: Транспорт

Содержание и объём игровых умений и навыков:

По улице ездят разные машины, возят грузы. Автобусы перевозят пассажиров Методические приёмы:

Наблюдение за транспортом.

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: Н. Павлова «На машине».

Дидактическое упражнение «Расскажем Карлсону, как работает водитель автобуса»

Название: Семья

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Мама готовит обед, будем отмечать день рожденье куклы. Едем в гости на автобусе.

Методические приёмы:

рассматривание иллюстраций.

Дидактические игры: «Погладим кукле платье», «Уложим куклу спать», «Угостим куклу чаем», «У нас порядок».

Название: Магазин

Содержание и объём игровых умений и навыков:

В магазине продаются овощи, фрукты, хлеб, гастрономические товары

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя.

Игровое упражнение «Мы покупаем продукты в магазине»

Март

Название: Семья

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Праздник 8 Марта, поздравление мамы, праздничное угощение. Разговор по телефону

Методические приёмы:

Подготовка и проведение праздничного утренника, посвящённого Женскому дню

Название: Поликлиника

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Врач пришёл к больному ребёнку, осматривает его, даёт лекарство

Методические приёмы:

Рассказ воспитателя «Когда я заболела».

Дидактические упражнения: «Попроси куклу показать горлышко», «Измеряй температуру зайчику».

Продуктивная деятельность: «Таблетки для больных зверюшек»

Апрель

Название: Магазин

Содержание и объём игровых умений и навыков:

В магазине продаются игрушки. Покупатели просят показать товар, рассматривают его, платят деньги. Продавцы вежливо разговаривают с покупателями

Методические приёмы:

Чтение: Ч. Янчарский «В магазине игрушек».

Дидактические упражнения: «Расскажем зайке, как покупают товары», «Объясним кукле, как надо разговаривать с продавцом в магазине»

Название: Транспорт Водители автобусов осторожно перевозят пассажиров, объявляют остановки Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как вы ездили на автобусе».

Продуктивная деятельность: «Колёса для автобуса»

Название: Парикмахерская

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Мастера стригут, причёсывают

Методические приёмы:

Беседа «Как вы ходили в парикмахерскую».

Дидактическая игра «Что нужно парикмахеру»

Май

Название: Транспорт

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Водители автобусов осторожно перевозят пассажиров, объявляют остановки Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Как вы ездили на автобусе».

Продуктивная деятельность: «Колёса для автобуса»

Название: Строительство Строители строят дом, гараж, украшают дома к празднику Рассматривание иллюстраций.

Чтение: Б. Заходер «Строители».

Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»

Название: Поликлиника Диспансеризация: измерение роста и веса, прививки Целевое посещение медицинского кабинета.

Дидактическое упражнение «Расскажем мишке, как нам измеряли рост и вес»

Июнь - август

Название: Семья

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Переезд на дачу, прогулки в лес, сбор ягод и грибов, купание

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Рассказ воспитателя «Как я жила на даче».

Чтение: Я. Тайц «По грибы»

Название: Транспорт

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Автобусы везут детей из детского сада на дачу

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Беседа «Куда можно поехать на автобусе»

Название: Магазин

Содержание и объём игровых умений и навыков:

В магазине продаются разные товары

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Беседы: «Какие бывают магазины», «Что и как продаётся в магазине».

Чтение: Ч. Янчарский «В магазине игрушек»

Название: Строительство

Содержание и объём игровых умений и навыков:

Строители строят дом, гараж, украшают дома к празднику

Методические приёмы:

Рассматривание иллюстраций.

Чтение: Б. Заходер «Строители».

Дидактическая игра «Покажем мишке, как украшают дома к празднику»



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Использование игры в образовательном процессе с детьми раннего и дошкольного возраста»

Цель:
1. Способствовать проявлению у педагогов гуманистических установок на ребёнка, выбора адекватных педагогических взаимодействий в процессе поддержки детской игры.
2. Совершенствовать способность педагогов включаться в детскую игру.

  • Углубить знания педагогов о средствах активизирующего общения с детьми в игре.
  • Создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Подготовительный этап:

  • Определение проблемы для обсуждения;
  • Подготовка для участников семинара информации к размышлению по теме беседы.
  • Знакомство с некоторыми специфическими приёмами диалога.

План работы
1. «Приятные воспоминания» 
Ведущий предлагает начать встречу с приятных воспоминаний, связанных с моментами общения с детьми в игре. В зале на планшетах специально подготовлена фотовыставка с оригинальным текстом. Педагоги вспоминают фрагменты, запёчатлённые на фотографиях.
2. «Информация к размышлению» 
Где-то на свете есть садик такой.
Бегают дети весёлой гурьбой.
А милые куклы на стульях сидят,
Лишь Покемоны в руках у ребят.
Кены и Барби на вилах и в саунах
И телепузики с лицами даунов.
Что будет на этой планете,
Если играть не научатся дети:
В добрую маму, трудягу-отца,
В доктора, плотника или певца?
Ведь от того, во что дети играют,
Всё же зависит, кем они вырастают...
Известно, что в образовательном процессе детского сада игра должна занимать ведущее место. А чтобы так и было, ребёнок должен уметь играть.
3. Обмен мнениями. 
Ведущий подводит итог дискуссии:
Без сомнений: игра – вещь полезная,
игра с педагогом – вещь очень полезная,
игра с родителем – вещь особо полезная!
4. Экспресс-диагностика. 
Ведущий предлагает педагогам обратить внимание на стенд, где отмечены все условия для развития игровой деятельности. Опираясь на свой собственный педагогический опыт, педагоги отмечают символом то условие, реализация которого у них вызывает наибольшее затруднение.
Опираясь на результаты экспресс-диагностики, ведущий подчеркивает, что направление дальнейшего разговора педагоги определяют сами.

сенсорное развитие

6. Игровой практикум. 
Я приглашаю вас включиться в игровые ситуации. (В роли детей выступают ширмовые куклы. Желающий поучаствовать в игре педагог подходит к ширме. Воспитатель включается в ситуацию и обосновывает свой выбор. Потом выслушиваются мнения остальных педагогов).
Ситуация 1.
Два мальчика сидят на стульях и разговаривают: «Мы сейчас летим над высокими горами, осторожно! В скалу врежешься!» – говорит «штурман» «лётчику». Тот отвечает: «Ну, я же из-за облаков и туч ничего не вижу!»

Ситуация 2.
Ваня принёс из дома красивую импортную игрушку-планетоход и никого к ней не подпускает, играет один. Мише очень хочется поиграть, и он просит: «Ваня, дай, пожалуйста, поиграть!»
– Не дам, ещё сломаешь, а она дорогая! – возражает владелец. Тогда Миша пускает в ход кулаки.

Ситуация 3.
Мальчики собрались играть в пожарников и принялись распределять роли.
– Чур, я командир, – сказал Миша.
– Ты вчера командовал! Ты и так всегда командир, – недовольны ребята.

Ситуация 4.
Два трехлетних малыша, устав сидеть на стульчиках, принялись бегать по группе. На глаза им попались брошенные кем-то круглые часы. Стасик хватает их и бросает под стул, после чего, гудя и фырча, мальчики убегают. Так повторяется несколько раз. Воспитатель подходит к детям:
– Во что это вы играете, я никак не пойму?!
– В автобус! - ответили запыхавшиеся мальчики.
– А почему это вы часы под стул бросаете?
– А это бомба! Она скоро взорвётся, и мы убегаем! – объясняют мальчики.

Ситуация 5.
Две девочки – рослая Алёна и маленькая Катюша – ходят вместе по группе. Уловив взгляд взрослого, Катюша сообщает: «Мы играем! Я дочка!» Алёна – «мама» долго накрывает на стол, «дочка» терпеливо стоит рядом и смотрит. Вдруг, чего-то испугавшись, с выражением страха на лице Алёна начинает бегать по группе, прятаться за шкаф. Катя, словно хвостик, но без выражения страха следует за ней. Навстречу попадается мальчик с деталью конструктора в руках и «стреляет» из неё в девочек. Это полицейский!» – визжит Алена и убегает за шкаф. «Я вас не убил, выходите! Не бойтесь!» – говорит Слава.

Ситуация 6.
К играющим детям подошёл Андрей: «Возьмите и меня играть в поезд!?»
– Нет, поезд уже отходит от станции, и мы никого не принимаем, – ответили пассажиры.
Мальчик поспешил к другой группе:
– Можно и мне с вами?
– Нет, нас и так много, – ответили дети.
Андрею одному было скучно, и он подошёл к группе детей, играющих с мозаикой.
– А можно и мне поиграть?
– Нет, – ответили ему мальчики, – мы сами хотим играть.
Мальчик, опустив голову, медленно отходит от детей, останавливается у окна и ждёт, когда за ним придут родители.

7. Психологический взгляд на проблему. Выступление психолога.

8. В копилку опыта педагогов: 
«Об играх по методике телефонного разговора».
Сообщение педагога:

  • Начинать игру необходимо со специально организованного занятия, на котором детей знакомят с телефоном и правилами пользования им.
  • Организация диалога с помощью игры (использование стихотворения К.И.Чуковского «Телефон»).
  • Специально обучающие игры, которые имеют конкретное содержание, максимально приближённое к жизни.
  • Включение телефонных разговоров в содержание сюжетно-ролевых игр в целях обогащения ролевого общения. Этому способствуют сами дети, охотно принимая предложения взрослого – партнёра по игре.

Игры с телефоном обогащают знания детей об окружающем, развивают культуру общения по телефону; развивают диалогическую и ролевую речь; развивают слуховое восприятие, внимание, память, формируют социальный опыт.
Проигрывание игровых сюжетов:

  • Звонок в цветочный магазин.
  • Звонок в поликлинику.

Реклама «первого» оригинального, лёгкого и экономного конструктора, из упаковок губок разных размеров и цветов. Демонстрация достоинств.
Главное вспомнить о том, что те обыкновенные вещи, которые нам, взрослым, кажутся привычными и незаметными, для ребенка могут оказаться целым открытием, а это ли не познание окружающего мира во всем его многообразии?!

9. Итоговая рефлексия. 
Каждый из здесь присутствующих за время семинара испытывал определённые чувства. С какими чувствами вы заканчиваете учебу? Вспомните, пожалуйста, их. Что полезного, приятного и интересного вы унесёте сегодня отсюда?


Принципы и условия проведения дидактических игр с детьми раннего возраста

    Руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через неё дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил.

  Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения:

  - распределение материал в течение учебного года, при соблюдении принципа последовательности предлагаемого материала от простого к сложному, постепенному накоплению знаний об окружающем и о сенсорных эталонах.

- принцип повторяемости одних и тех же занятий, чтобы дети активно применяли их в самостоятельных играх;  повторение при сохранении дидактической задачи, привлечение нового материала дополнительно к уже известному; закрепление знаний в индивидуальной работы;

- эмоциональности проведения игр, поощрение стремления к самостоятельной деятельности; положительное отношение, чувство радости, удовольствия от игры

- культура проведения занятий, эстетика предлагаемого материала (картинки цветные; игрушки целые, не сломанные; веселые интонации в обращенной к детям, речи педагога; показ игрушки в действии, в движении: кукла пляшет; из кирпичиков строят дом, мостик).

      - применение наглядности в сочетании со словом  (показываем предмет, даем потрогать, подействовать с предметом),  все что показываем подкрепляем словом.

- непродолжительная длительность занятий, смена видов деятельности и двигательной активности.

При грамотном, умелом использовании воспитателем дидактической игры в сенсорном развитии и воспитании детей третьего года жизни можно достичь высоких результатов, как в сенсорном, так и в общем развитии малышей


Методические рекомендации для воспитателей

- Необходимо выделить условия планирования и индивидуальной работы с детьми, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия. Педагог должен лишь заинтересовать и вызвать у малыша желание поиграть с дидактическим материалом. Нельзя ради дополнительных занятий отрывать ребенка от интересных для него дел.

- Особого внимания требует анализ проведенных занятий. Критерием может служить оценка уровня самостоятельности их выполнения. Воспитателю важно проследить успехи детей от занятия к занятию.

- Сенсорное воспитание необходимо планировать в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы. Так, успешная организация занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов возможна при наличии определенного уровня физического развития ребенка. Прежде всего, это относится к развитию движений руки при осуществлении действий по вкладыванию, выниманию  предметов, при работе с мозаикой, рисовании красками. Сочетание сенсорных и моторных задач, как указывала Е. И. Радина, является одним из главных условий умственного воспитания, осуществляющегося в процессе предметной деятельности.

- Проведение игр и упражнений должен предусматривать учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. Обучение необходимо начинать с выполнения задания совместными действиями взрослого с ребенком. При этом взрослый находится за спиной ребенка и действует его руками. Постепенно отпускает свои руки, давая возможность ребенку выполнять самостоятельно предложенные действия. В дальнейшем позиция взрослого по отношению к ребенку может меняться: рядом с ребенком, а затем напротив. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано и обобщено в речевом плане.

- Основным методом организации игр-занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками и мозаика – к концу второго года жизни). Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

- Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений.

Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе – главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. А быстрое включение сенсорных систем является одной из ключевых способностей человека, основ его полноценного развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проведения сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе «День рождения куклы Кати».

Цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы - заместит...

Конспект проведения сюжетно — ролевой игры во второй младшей группе «День рождения Маши»

Цель: Способствовать возникновению игры на тему из окружающей жизни. Развивать у детей умение выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий, использовать предметы – заместители.Задачи:...

Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе детского сада

В файле содержится планирование СРИ на младший дошкольный возраст. Планирование разработано на весь учебный год, расписано по месяцам и по неделям. В месяц предлагается использовать восемь игр, на нед...

Конспект проведения сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе «Мы идем в цирк».

Конспект проведения сюжетно - ролевой игры  во второй младшей группе«Мы идем в цирк»....

Планирование сюжетно-ролевых игр во второй младшей группе

Данная методическая разработка предназначена для воспитателей вторых младших групп. Вней представлено планирование сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы на учебный год...

Перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре во второй младшей группе

Перспективное планирование по сюжетно-ролевой игре во второй младшей группе...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ....