Создание позитивного микроклимата в группе детского сада
статья по теме
В статье представлены методы и приемы для создания позитивного микроклимата в группе дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_pozitivnogo_mikroklimata_v_gruppe_d.s.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА
В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.
Поэтому немаловажные задачи в работе педагога - формирование гуманных межличностных отношений между старшими дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.
В связи с этим каждый новый учебный год следует начинать с диагностики межличностных отношений детей в группе, чтобы определить, какое положение в ней занимает каждый ребенок, насколько ему комфортно в группе, удовлетворена ли его потребность в общении со сверстниками. Для этого проводятся наблюдения и социометрическое исследование. На основе полученных данных планируется дальнейшая коррекционно-развивающая работа по данной проблеме.
Для решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников в нашем учреждении применяются некоторые эффективные методы и приемы.
Так, например, в старшей дошкольной группе можно использовать "Ковер мира". Он может представлять собой вышитое на куске ткани (1,5 х 1,5 м) солнце с голубем, где желтый круг – символ доброты и тепла, единения, целостности; лучи - имена каждого ребенка группы (они вышиты нитками разного цвета с целью обратить внимание детей на то, что "все мы разные, но мы вместе", и надо быть внимательнее и терпимее к проявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка); белый голубь символ мира во всем мире.
Ковер постоянно может находится в игровой зоне, и по мере необходимости дети его могут брать, раскладывать, садится на него (каждый около своего имени) и на ковре обсуждать возникшие проблемы, ссоры (кто-то не уступил игрушку, кого-то не приняли в игру и т. д.). Затем дети мирятся, произнося "мирилки".
Такой "Ковер мира" позволяет детям разрешить конфликтные ситуации с помощью переговоров и бесед. Само его наличие побуждает ребят отказаться от драк, споров, заменив их обсуждением проблемы друг с другом.
Еще можно создать "Уголок настроения" для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции. Для этого на магнитной доске в раздевальной комнате приклеиваются фотографии всех детей группы в полный рост. У каждого ребенка в руках ниточка, к которой крепится вырезанный из бумаги, например, воздушный шарик (на каждого ребенка нужно заготовить по три шарика разного цвета на магнитах. Цвет шарика можно менять в зависимости от настроения: красный цвет - хорошее настроение; зеленый - спокойное, ровное; синий - настроение плохое). Приходя утром в детский сад, дети отмечают свое настроение (к своей фотографии прикрепляют шарик соответствующего цвета). В течение дня, если настроение у ребенка меняется, то и цвет шарика на доске он тоже меняет.
В начале этой работы с детьми нужно обращать внимание ребят на свое состояние, а уже потом на цвет шарика. При проведении систематических бесед, анализа настроения детей, при изучении мимических проявлений, оказании поддержки и сочувствия со стороны воспитателя и детей друг к другу дошкольники самостоятельно будут обращать внимание на настроение других детей ("Ты чего такой грустный?", "У тебя плохое настроение?") и пытаться помочь.
Очень важно создать в группе позитивный настрой и сделать ее как можно более сплоченной. Для этого можно утро в детском саду начинать с приветствия "Утро радостных встреч" (каждый понедельник после выходных дней дети собираются и проводится беседа: кто чем занимался в выходные дни, где были, рады ли снова видеть друг друга). А также вся группа приветствует сверстника после болезни, дети рассказывают, какие события произошли в детском саду в его отсутствие.
Кроме того, можно проводить специально организованные мероприятия, направленные на сплочение детей. Это могут быть коллективные работы, создающие проблемные ситyации и требующие их решения (можно дать задание одинаково раскрасить свои рисунки, имея при этом два разных карандаша на двоих).
Для формирования гуманных межличностных отношений, принятия друг друга, развития эмпатии, терпимости детей друг к другу педагогами могут быть подобраны различные игры и игровые упражнения, в том числе из системы игр Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой. Организация данных игр не требует никаких специальных условий.
Регулярно рекомендуется проводить занятия и этические беседы на темы "Все мы разные", "Мы рядом", "Научился сам научи товарища", "Что значит настоящий друг?", "Учусь прощать" и т. д.
Каждую пятницу можно подводить итоги добрых дел. В группе организуется "Шкатулка добрых дел": за каждый хороший поступок дети кладут в нее красную фишку, за каждый плохой - синюю. Таким образом, наглядно видно количество добрых и злых дел, и дети размышляют, почему так случилось. Именно общий анализ поступков объединяет детей и заставляет задуматься каждого ребенка над своими действиями и над своим "вкладом" в общие хорошие дела всей группы.
И, конечно, в этой работе не обойтись без взаимодействия с родителями. С ними проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания, совместные досуги, по возможности семинары-практикумы.
Такая система работы по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада дает хорошие результаты, способствует развитию взаимопомощи, социальных чувств, формированию положительного отношения детей друг к другу. Зачастую дошкольники стремятся, но не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявить вежливое, доброжелательное отношение к ним, выслушать партнера. Oтcутствие положительного опыта общения и приводит к стихийному возникновению негативных форм поведения, к конфликтам. Главная задача совместной работы с родителями помочь детям приобрести этот опыт, который пригодится им в дальнейшей жизни.
Доброжелательная улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, взгляд, мимика, совместные выполнения трудных для ребенка заданий, выслушивание, сочувствие, одобрение, поддержка, смех над шутками ребенка, создание общего эмоционально-позитивного микроклимата в группе - все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка.
Совместно с детьми можно составить правила группы "Что можно делать, а что нельзя".
Примерные Правила группы
«Что можно (или нужно) делать, а что нельзя»
- Делись с товарищем. Играй так, чтобы не стараться всегда взять себе самое лучшее.
- Помогай товарищу. Если умеешь что-то делать сам - научи и его. Если товарищ попал в беду - помоги ему, чем можешь.
- Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если товарищ не прав, скажи ему об этом.
- Не ссорься, не спорь по пустякам. Играй дружно.
- Не зазнавайся, если у тебя что-то получилось лучше, чем у других.
- Не завидуй - радуйся удачам и успехам товарища вместе с ним.
- Если поступил плохо, попроси прощения и признай свою ошибку.
- Умей спокойно принять помощь, советы и замечания от других ребят.
- Не ябедничай, а старайся самостоятельно решить проблему с товарищем; умей договориться.
- Будь внимателен к эмоциональному состоянию друга, старайся вовремя оказать ему поддержку.
- В игре соблюдай правила, старайся выигрывать честно.
- Не смейся над товарищем, если он попал в беду.
«Мирилка», которую можно использовать в работе с детьми:
Чтобы солнце улыбалось,
Нас с тобой согреть старалось,
Нужно просто стать добрей
И мириться поскорей!
Хватит нам уже сердиться,
Веселятся все вокруг!
Поскорей давай мириться:
- Ты мне друг!
- И ты мне друг!
Мы обиды все забудем
И дружить как прежде будем!
«Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения»
В.А.Сухомлинский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Создание позитивного микроклимата в группе детского сада
Проект направлен на разрешение конфликтных ситуаций между дошкольниками, включает игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества....
«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».
Консультация для педагогов из опыта работы....
СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНОГО МИКРОКЛИМАТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические к...
Консультация для воспитателей «Создание позитивного микроклимата в группе детского сада»
Благоприятный позитивный микроклимат в группе возникает тогда, когда дети чувствуют себя свободно, сохраняя свою индивидуальность, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитате...
«Создание позитивного микроклимата в группе детского сада».
Методическая разработка...
Создание позитивного микроклимата в группе детского сада.
Позитивные отношения между детьми внутри группы – залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя &nd...
Создание позитивного микроклимата в группе детского сада.
Ввести ребенка в мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психо...