«Пластилиновое Чудо » Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа по аппликации, лепке (младшая группа)
Программа строится на принципе личностно развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_plastilinovoe_chudo_kruzhok.docx | 55.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПЛАСТИЛИНОВОЕ ЧУДО »
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в основу положена технология и методические разработки автора Давыдовой Г.Н. «Детский дизайн пластилинография», «Пластилинография» 1,2 ч.
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………... 3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..... 3
1.2. Цель и задачи ………………………………………………………..….. 6
1.3. Этапы формирования навыков ………….……………………………....7
1.4.Мониторинг освоение программы………………………………………8
1.5. Связь с разделами программы …………………………………………. 9
1.5. Работа с родителями…………………………………………………….. 9
1.6. Консультация для родителей «Пластилиновая живопись» …………. 10
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
2.1. Учебно-тематический план …………………………………………… 12
2.2. Формы и методы занятий. ……………………………………………...12
2.3. Календарно – тематическое планирование работы с детьми ………. .16
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ……………………………………21
3.1. Техническое оснащение занятий. ……………………………………. 21
3.2. Структура занятия ………………………………………………………22
Программно- методическое обеспечение образовательного процесса …. 25
1. Программа дополнительного образования «Пластилиновое чудо»
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, тянутся тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой нити. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. (В.А.Сухомлинский)
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновое чудо»- основной идей которой является рисования картин – пластилином, пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
Такое построение занятий кружка «Пластилиновое чудо» способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты. Направленность программы «Пластилинография» по содержанию является художественно-эстетической; по функциональному предназначению - художественно –прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации - годичной.
Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, в основу положена технология и методические разработки автора Давыдовой Г.Н. «Детский дизайн пластилинография», «Пластилинография» 1,2 ч.
Новизна программы состоит в том, что ребенок приобретает новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса.
«Пластилинография» помогает подготовить руку ребенка к письму. Чем чаще ребенок моделирует из различных материалов (пластилин, тесто, глина), тем активнее у него развиваются общие и изобразительные задатки.
1.2. Цель и задачи программы дополнительного образования
«Пластилиновое чудо»
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
- Учить обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- Развивать изобразительную деятельность детей.
- Развивать сюжетно – игровой замысел.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать интерес к коллективной работе.
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет).
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
1.3. ЭТАП Задача перед ребёнком.
1. Подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
- Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-Научиться работать на ограниченном пространстве
2. Основной
- Научиться не выходить за контур рисунка
- Научиться пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- Научиться пользоваться специальной стекой-печаткой.
- Научиться доводить дело до конца
- Научиться аккуратно, выполнять свои работы
- Научиться выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
-Научиться восстановлению последовательности выполняемых действий
- Научиться действовать по образцу воспитателя
- Научиться действовать по словесному указанию воспитателя
3. Итоговый - Самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Мониторинг
Ребенок, овладевший программой дополнительного образования «Пластилиновое чудо»:
- Хорошо умеет рисовать ладошкой, пальчиками и ватными палочками
- Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его
- Создает выразительные образы использую изученные техники лепки
- Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа
- Плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ
- Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе
- 3 балла- ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу;
- 2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
- 1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
- Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокий уровень.
Ф.И. ребенка | Работает с пластелином | Создание необычных образов | Сочетание цветов и оттенков | Создание выразительных образов. композиция | Комбинирование в работе различных техник | Общее количество балов | ||||||
Н.гК.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
1.4. Связь с разделами программы:
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
- «Развития речи”, где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
-“Продуктивные” занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-''Познавательные'' занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
- “Музыкальные занятия”.
1.5. Работа с родителями.
В рамках реализации программы дополнительного образования «Пластилиновое чудо» определена система работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
* Ежегодно изучается статус семьи, проводится анкетирование опрос родителей.
* Изучение запросов родителей на воспитательные, образовательные услуги.
* Организованна систематическая работы родительского комитета.
Рассматриваются вопросы привлечения дополнительного финансирования на развитие и укрепление материальной базы группы, воспитательно-образовательного процесса.
Разнообразие форм и методов работы помогает найти точки соприкосновения с разными категориями родителей. Взаимодействие с родителями направленно на обмен опытом, повышение педагогической компетентности родителей, формирование у них педагогических умений и др.
Организуются разные формы работы с родителями, разработана тематика родительских собраний, консультаций по вопросам развития ручной умелости у детей младшего возраста, мастер – класс, беседы.
1.6. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПЛАСТИЛИНОВАЯ ЖИВОПИСЬ
СМЫСЛ РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
Рисование пластилином – замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность картона, стекла или пластмассы.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку. Основой может служить картон или пластмасса. Стекло с обработанными краями можно предложить ребенку в качестве основы только в том случае, если он уже освоил технику рисования пластилином и умеет работать аккуратно.
Цветовой фон выбирается в соответствии с задуманным сюжетом. Можно научить детей смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый – смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, перемешать в одном колобке и потом начинать рисовать.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой из-под крана (но не заливать кипятком).
- пластилин – материал объемный, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходила деформация основы при выполнении приемов примазывания, сглаживания поверхностей создаваемого изображения.
- поверхность выполненной из пластилина работы следует покрыть бесцветным лаком. Под лаковой пленкой пластилин со временем затвердеет, изделие станет более ярким.
- на рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
МАТЕРИАЛ: картон, простой графитный карандаш, набор пластилина, стеки, салфетки для рук.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
Сделайте рисунок простым карандашом.
Мелкими кусочками пластилина заполнить пространство рисунка, разглаживая поверхность пальцами, предварительно смоченными водой.
Пластилин можно смешивать, добавляя нужные оттенки цвета в рисунок.
Чтобы контур рисунка сделать объемнее, раскатайте тонкие колбаски, выложите их по контуру.
Можно нанести рельефный рисунок с помощью стеки.
ПОСЛЕДУЮЩИЙ РИСОВАНИЮ ЭТАП:
Барельефную картинку легко изменить, дополняя деталями, варьируя приемы пластического изображения. Например, из зимнего пластилинового дерева легко создать весеннее, добавив на голые веточки зеленые листочки и розовые цветы, а к лету заменить цветы на яблоки. Пластилиновую картину можно раскрасить гуашью. Но следует учитывать, что пластилин отталкивает от себя водорастворимые краски. Чтобы этого избежать, предварительно обработайте готовое изделие мыльной пеной или добавьте немного жидкого мыла в гуашь. Набирать краску на кисть следует без предварительно обильного смачивания водой – только в этом случае пластилиновая поверхность будет окрашена равномерно.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ:
Особенность обучения заключается в том, что детям предлагается нетрадиционный вид декоративно-прикладного искусства (пластилиновая живопись - пластилинография)
2.1. Учебно – тематический план
Временной период младший возраст | Количество занятий |
Количество занятий в месяц | 2 |
Количество занятий в год | 18 |
Временной период средний возраст | Количество занятий |
Количество занятий в месяц | 2 |
Количество занятий в год | 18 |
Занятия проводятся в вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми - 15 минут во 2 младшей группе, 20 минут в средней группе. Программа рассчитана на работу с группой в количестве 8-10 человек.
2.2. Формы и методы занятий.
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. К каждому занятию подобраны соответствующие игры с движением, пальчиковая гимнастика, разминка для рук.
Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия целиком проходят в форме игры.
Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и т. д.)
- практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию,
- репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом,
- исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятии:
- фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками,
- индивидуально-фронтальный чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
- групповой – организация работы в группах,
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Виды нетрадиционной техники работы с пластилином-
пластилинографии:
- прямая пластилинография- изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности;
- обратная пластилинография (витражная) - изображение лепной картины с
обратной стороны горизонтальной поверхности (с обозначением контура);
- контурная пластилинография - изображение объекта по контуру, с
использованием «жгутиков»;
- многослойная пластилинография - объемное изображение лепной картины с на
горизонтальной поверхности, с последовательным нанесением слоев;
- модульная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с использованием валиков, шариков, косичек, многослойных дисков;
- мозаичная пластилинография - изображение лепной картины на горизонтальной
поверхности с помощью шариков из пластилина или шарикового пластилина;
- фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной и придание им фактуры (барельеф, горельеф, контррельеф).
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения
Календарно – тематическое планирование работы с детьми на 2016 -2018 год.
Месяц | Тема занятия | Педагогические цели | Программное содержание занятия | Виды детской деятельности |
Сентябрь, 1 неделя | Вводное занятие. Беседа с детьми на тему: «Что такое пластилинография? Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. | В доступной форме объяснить детям, что такое «пластилинография» Ознакомление детей с режимом работы кружка, содержанием предстоящей работы. Познакомить с техникой безопасности при работе с инструментами. | Используя нетрадиционную художественную технику – пластилинографию научить детей созданию на основе пластилина лепных картин на горизонтальной поверхности. Развивать у детей моторику пальцев рук. | Обучающая, воспитывающая, развивающая. |
Сентябрь, 3 неделя | «Фрукты» | Создать условия для обучения создания выразительного образа предмета – фрукты – посредством передачи объема и цвета на горизонтальной плоскости; | Учить отщипывать, скатывать колбаску, шарик, пальцами разглаживать готовую поверхность | Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная. |
Октябрь, 1 неделя | «Золотая рыбка» | Создать условия для обучения изображению объекта – рыбки в движении на горизонтальной плоскости, с использованием для создания нескольких цветов пластилина. Выразительный образ объекта в технике «Пластилинография»Изображение рыбки в движении с использованием для создания объема разного сочетания цвета пластилина. | Учить отщипыванию, скатыванию пальцами, размазыванию на основе, разглаживанию готовых поверхностей. | Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная. |
Октябрь, 3 неделя | Коллективная работа «Домики из брёвнышек» | Создавать условия для обучения созданию сюжетной картины на плоскости – посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей. | Учить отщипывать, скатывать колбаску пальцами, прижимать и размазывать на основе картон, создавая композицию. | Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная. |
Ноябрь, 1 неделя | Коллективная работа «Золотая осень» | Создать условия для обучения созданию на плоскости пейзажа «Золотая осень» с передачей характерных особенностей внешнего строения деревьев посредством пластилинографии. Эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе средствами художественного слова, музыки, произведений живописи. Жанр изобразительного искусства - пейзаж. | Приемы работы: придавливание, примазывание, разглаживание границ соединения частей. | Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная |
Ноябрь, 3 неделя | «Солнышко лучистое» | Создать условия для обучения созданию в технике «пластилинография» природного объекта - «солнца- с использованием нетрадиционного материала: ознакомление с приемом «смешивания» двух цветов пластилина» | Приемы лепки: отщипывание, разглаживание по готовой поверхности, не выходя за контры рисунка, скатывании пластилина в колбаски. | Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная |
Декабрь, 1 неделя | «Снегирь на ветке рябины» | Создать условия для обучения технике создания изображения «птицы» и «веточки рябины» на плоскости при помощи пластилина. Техника создания изображения на плоскости при помощи пластилина. Использование цвета в передаче внешних особенностей птицы. | Приемы работы в технике «пластилинографии»: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей. | Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная. |
Декабрь, 3 неделя | Коллективная работа «Новогодняя ёлочка» | Создать условия для обучения созданию на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков. | Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей | Игровая, восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная |
Январь, 3 неделя | «Снеговик» | Создать условия для обучения созданию на плоскости в полуобъеме целостного объекта из отдельных деталей. Создание знакомого образа с опорой на жизненный опыт. Создание целостности объекта из отдельных деталей с использованием имеющихся навыков. | Придавливание деталей к основе, отщипывание, размазывание, приглаживание готовых поверхностей | Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная |
Январь, 4 неделя | Коллективная работа «Ветка рябины» | Создать условия для обучения созданию целостной композиции; способствовать развитию эстетического восприятия, мелкой моторики | Приемы работы в технике «пластилинографии»: придавливание деталей к основе, примазывание, приглаживание, границ соединения отдельных частей. | Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная |
Февраль, 1 неделя | «Барашек» | Создать условия для обучения изображению на плоскости «барашек» моделируя образ барашка с помощью пластилина. Барашек в технике «пластилинографии». .Использованием цвета в передаче внешних особеностей, характера животного. | Приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скручивание в колечки. размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей | Восприятие произведений художественной литературы, позновательно - исследовательская, изобразительная, коммуникативная |
Февраль, 3 неделя | «Парусник» | Пластилинография – нетрадиционная техника, изображения. Выразительный образ через передачу объёма и цвета. Создавать условия для обучения созданию парусника на плоскости посредством сочетания разных приемов техники «пластилинография». Изготовление объемной работы. Самостоятельный выбор цветов пластилина и деталей, разглаживание готовых поверхностей. | Приёмы лепки: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе картона, разглаживание готовых поверхностей. | Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная |
Март, 1 неделя | «Подарок маме цветок мимоза» | Создать условия для обучения созданию на плоскости «мимозы» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Нетрадиционная техника изображения - пластилинография. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема. | Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок, шариков пальцами, размазывание на основе, прижимание, разглаживание готовых поверхностей. | Восприятие произведений художественной литературы, познавательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная |
Март, 3 неделя | «Слоник» | Создать условия для обучения изображению на плоскости «слоника», моделируя его образ с помощью пластилина | Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, составление композиции из отдельных элементов. | Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная |
Апрель, 1 неделя | «Тюльпаны в вазе» | Создать условия для обучения созданию натюрморта, развития умения передавать форму предмета и природные особенности растения с помощью пластилина. Изображение вазы. | Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание готовых поверхностей . | Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная |
Апрель, 3 неделя | «Бабочки» | Создать условия для обучения передаче природной красоты бабочки посредством художественной техники - пластилинографии. Передача природной красоты бабочки посредством художественной, техники «пластилинография». | Приемы работы в технике «Пластилинографии»: отщипывание, раскатывание шариков, соединение | Игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, изобразительная, двигательная |
Май, 2 неделя | «Божья коровка» | Создать условия для обучения передаче природной красоты божьей коровки посредством художественной техники - пластилинографии. Насекомые классификация насекомых. Передача природной красоты божьей коровки посредством художественной, техники «пластилинография. | Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовой поверхности. Создание композиции. | Восприятие произведений художественной литературы, позновательно- исследовательская, изобразительная, коммуникативная |
Май, 4 неделя | «Цветочная полянка» | Создать условия для обучения созданию на плоскости «мимозы» Развития умения отражать в изобразительной деятельности природные особенности растения с помощью пластилина. Выразительный образ посредством передачи цвета и объема. | Приемы работы с пластилином: отщипывание, скатывание колбасок пальцами, скатывание в улитку, составление композиции из отдельных элементов. | Игровая, коммуникативная, позновательно- исследовательская, изобразительная, двигательная |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Техническое оснащение занятий:
Для рисования пластилином понадобятся следующие материалы:
- картон или плотная бумага (22 комплекта);
- деревянная или пластиковая доска для раскатывания пластилина (22 штуки);
- емкость с водой для смачивания рук (22 штуки);
- набор разноцветного пластилина (22 набора);
- влажные салфетки для рук (22 штуки);;
- набор стеков разной формы (22 штуки); .
Организация рабочего места:
Нужен рабочий стол, на котором можно расположить коробку с пластилином, картинки, эскизы, коробку с неоконченными работами, если такие есть, и рабочие инструменты. Должно быть хорошее освещение. Следите за тем, чтобы тень от рук и головы не падала на рабочую поверхность стола. Можно использовать музыку, хорошая музыка настроит на творчество. Очень важно при работе следить за осанкой детей. Пластилин должен лежать в закрытой коробке. Картон должен в специальной папке. Стеки должны храниться в футляре или специальном пенале. Подкладная доска должна лежать в специальной папке. Во время работы необходимо следить затем, чтобы пластилин не попадал на одежду и на стул .
Правила техники безопасности при работе с пластилином:
- Приобретать только качественный пластилин.
-Лепку пластилином выполняй только на специальной подложке. Нельзя класть пластилин на стол.
-Перед началом работы нужно смочить руки водой, тогда пластилин не будет к ним прилипать.
-Перед работой разогреть пластилин.
-Не нужно разминать сразу весь кусок пластилина. Можно отделить маленькую часть, размять, потом прибавить еще и т.д.
-Храните пластилин в коробочке отдельно от другого материала.
-После работы вытирать руки салфеткой и вымыть их теплой водой с мылом.
-По окончании работы, убрать рабочее место, протереть стол.
-Подкладную доску и стеки нужно хорошо протереть салфеткой, а если есть необходимость, то вымыть теплой водой.
-Готовые работы можно оформить в рамочки, неоконченные- убрать в специальные коробки, чтобы ничего не терялось.
Материал, находящийся в кружке художественного творчества должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных заданий, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.
3.2. Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Беседа.
3. Художественное слово.
4. Показ образца.
5. Создание поделки (операции).
6. Индивидуальная помощь.
7. Поощрение.
8. Обыгрывание, анализ детских работ.
9. Итог.
Создание поделки (5) в технике пластилинография состоит из следующих операций:
1. Выбираем рисунок-основу для создания картины из пластилина. Для самых маленьких художников начать рисование пластилином лучше всего с радуги. Переносим эскиз понравившегося изображения на картон, обращая внимание на то, на каком фоне будет лучше смотреться выбранная картинка: белом или цветном.
2. Отделяем от брусков пластилина небольшие кусочки и наносим их на основу в соответствии с задумкой. При этом используем различные
приемы лепки:
раскатывание – кусочек пластилина, находящийся между ладонями или ладонью и доской, раскатывается при помощи прямолинейных движений кистей, приобретая при этом цилиндрическую форму;
скатывание – кусочек пластилина приобретает шарообразную форму при помощи кругообразных движений кистей;
заглаживание – используется для создания плоских и гладких поверхностей;
сплющивание – сдавливание шарика из пластилина в лепешку;
прищипывание;
оттягивание.
3. Для создания картин из пластилина с большим количеством деталей, а также более выразительной прорисовки предметов можно использовать медицинский шприц без иглы. Внутрь шприца помещают брусочек пластилина и осторожно нагревают, а затем аккуратно выдавливают длинными тонкими «нитями». Для более толстых нитей можно использовать кондитерский шприц. Нагреть шприц можно погрузив его в емкость с горячей водой, или положив на батарею отопления.
4. Для получения более мягких переходов между цветами и получения необходимых оттенков пластилина, различные цвета пластилина смешивают просто в руках. При этом нужно помнить о следующих нюансах:
- не стоит смешивать более двух цветов пластилина одновременно, иначе цвет получится тусклым;
- добиться более яркого и глубокого оттенка можно путем примешивания к любому цвету черного пластилина;
- получить пастельные оттенки можно примешивая к любому цвету белого пластилина.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников/ Е.С. Анищенкова. – М.: АСТ: Астрель, 2006
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей младшего возраста/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду/ А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1997
Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду/ Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 1991
Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2006
Рузина М.С. Страна пальчиковых игр/ М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. – СПб: КРИСТАЛЛ, 1997
Ткаченко Т.Б. Лепим из пластилина/ Т.Б. Ткаченко, К.И. Стародуб. – Ростов – на – Дону: Издательство «Феникс», 2003
Узорова О.В. Физкультурные минутки/ О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова. – М.: Асрель – АСТ – Ермак, 2004
Шорыгина Т.А. Серия пособий из цикла «Знакомство с окружающим миром. Развитие речи»/ Т.А. Шорыгина. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста "Песочная сказка"
Рабочая программа дополнительного образования "Песочная сказка". Тематическое планирование занятий....
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...
Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"
Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...