Программа "Азбука безопасности" для детей средней группы
рабочая программа (средняя группа) на тему
Программа "Азбука безопасности" способствует формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения, развитию навыков здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_bezopasnosti.docx | 839.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Составлена на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной
Пояснительная записка
С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей, антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем, таких как снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.
Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.
Цель: формировать у детей знания о правилах безопасного поведения (на улице, в быту, в природе), навыки здорового способа жизни. Способствовать становлению экологической культуры
Основными задачами программы является формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; формирование ценностей здорового образа жизни, формирование знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
Реализация данных целей и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:
-системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие);
- наглядность;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
- рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
- анализ различных ситуаций;
- чтение и обсуждение художественных произведений;
- рассматривание иллюстраций;
- беседы с детьми на темы безопасного поведения;
- игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
- праздники и досуги.
Материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы), сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей и т.д. Дидактические игры, разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры-тесты, игры-загадки, игры-развлечения, игры-задания, сказки. В работе с детьми используется опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность. Широко используются педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, игровые технологии, ИКТ.
К участникам образовательного процесса относятся: воспитанники, родители, педагог.
Группа: средняя
Срок реализации программы: один год
Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).
Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста 4-5 лет:
Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.
Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.
Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».
Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.
Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.
Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).
Знакомить с основными знаками дорожного движения.
Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).
Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.
Знакомить с правилами езды на велосипеде.
Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.
Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.
Содержание программы:
Программа включает в себя разделы:
- Ребенок и другие люди
- Ребенок и природа
- Ребенок дома
- Здоровье ребенка
- Ребенок на улице
Месяц | Тема | Содержание работы |
Сентябрь | Внешность человека может быть обманчива | Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения |
Съедобные и несъедобные грибы | Формировать представления о съедобных и несъедобных грибах, о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки) | |
Овощи и фрукты – полезные продукты (развлечение) | Расширять представления детей о пользе овощей и фруктов, формировать основы здорового образа жизни | |
Октябрь | Как устроено тело человека | Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека |
Здоровье и болезнь | Дать представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь | |
Знакомство с улицей | Расширять представления детей об улице: о назначении домов, одностороннем и двустороннем движении машин. | |
Ноябрь | Знакомство с правилами поведения пешеходов | Знакомить с некоторыми правилами поведения пешеходов на улице, с понятиями: пешеход, пешеходный переход; формировать реакции на сигналы светофора |
Путешествие по городу (развлечение) | Закрепить у детей первоначальные представления о сигналах светофора, знания о видах транспорта, о дорожных знаках который есть в городе; создать атмосферу веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия | |
Кошка и собака – наши соседи | Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними | |
Декабрь | Безопасное общение с домашними животными | Продолжать знакомить детей с правилами обращения с домашними животными |
Пожароопасные предметы | Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться | |
Предметы, требующие осторожного обращения | Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами | |
Январь | Контакты с незнакомыми людьми на улице | Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно вести себя в таких ситуациях |
Беседа о правилах дорожного движения | Учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить детей с правилом движения по обочине дороги; закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения | |
Февраль | Наблюдение за светофором | Закреплять знания детей о работе светофора, о правилах перехода улиц |
Зачем нужны дорожные знаки | Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках («Пешеходный переход») | |
Знай и выполняй правила уличного движения (досуг) | Закреплять знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно | |
Март | Витамины и полезные продукты | Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека |
Безопасность в нашем доме | Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими | |
Опасно ли быть неряхой? | Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур | |
Апрель | У Мишки в гостях (развлечение) | Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть |
Игры во дворе | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности. | |
Безопасность в нашем доме | Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими | |
Май | В гости к крокодилу Гене (развлечение) | Закреплять знания детей о правилах дорожного движения |
Контакты с незнакомыми людьми дома | Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях | |
На воде, на солнце | Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности |
Работа с родителями по формированию основ безопасности.
Месяц | Наименование мероприятия |
Сентябрь | Консультация для родителей «Детские автокресла» |
Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» | |
Октябрь | Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Правила дорожного движения» |
Ноябрь | Информационные листы для родителей: «Причины детского дорожно-транспортного травматизма» |
Памятка для родителей: «Антитеррор. Информация для родителей» | |
Декабрь | Папка-раскладушка: "Правила дорожного движения" |
Рекомендации для родителей: «Правила поведения при пожаре» | |
Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями на тему «Пожарная безопасность» | |
Участие в интерне-конкурсе поделок, выполненных родителями совместно с детьми в рамках организации работы по профилактике ДДТТ | |
Январь | Памятка для родителей «Осторожно, гололед» |
Папка-раскладушка: «Безопасность детей на зимней прогулке» | |
Февраль | Буклет для родителей: «Внимание, родители! Правила дорожные детям знать положено!» |
Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок и дорога» | |
Март | Информационные листы: «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице». |
Апрель | Консультация: «Действия при землетрясении, наводнении, урагане» |
Памятка для родителей «Антитеррор» | |
Май | Рекомендации для родителей «Безопасность на воде» |
Тематическая выставка поделок из бросовых материалов, выполненных совместно с родителями. |
Планируемые результаты освоения программы
К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:
«Ребёнок и другие люди»
- имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
- понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
- знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.
«Ребёнок и природа»
- представления о съедобных и несъедобных грибах;
- знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
- нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.
«Ребёнок дома»
- знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
- знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.
«Здоровье ребёнка»
- знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
- имеет представление о строении тела человека;
- имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
- имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
- знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
- имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
- знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрослого.
«Ребёнок на улице»
- имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
- понимает значения сигналов светофора;
- знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
- различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
- правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
- имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).
А также:
- Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности.
- Отсутствие детского травматизма.
Источники:
https://infourok.ru/programma-dlya-doshkolnikov-po-obzh-azbuka-bezopasnosti-1978918.html
http://www.edu42.ru/sites/ds251/files/2017/10/programma-rebenok-i-bezopasnost.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".
Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача»
Конспект ИОС по разделу познавательное развитие для детей средней группы «Знакомство с профессией врача» ...
Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)
Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)...
Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»
Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....
Конспект НОД Конспект НОД по ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».о ФЭМП детей средней группы на тему: «Наши друзья – домашние питомцы».
Формировать элементарные представления о размерах предмета, научить сравнивать предметы по количеству....
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...
Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Конспект ООД для детей средней группыТема: «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...