Программа "Азбука безопасности" для детей средней группы
рабочая программа (средняя группа) на тему

Щокало Светлана Валерьевна

Программа "Азбука безопасности" способствует формированию у детей среднего дошкольного возраста знаний о правилах безопасного поведения, развитию навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_azbuka_bezopasnosti.docx839.78 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Vasiliy\Downloads\20180503_173543.jpg


Составлена на основе программы «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной

Пояснительная записка

С каждым годом сложившаяся социально-экономическая и экологическая обстановка вызывает всё большее беспокойство у людей всей планеты. Рост количества машин на улицах наших городов, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей, антропогенные изменения в природе, являющиеся причиной возникновения глобальных экологических проблем, таких как снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др. делает жизнь и деятельность человека травмоопасной. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Современные тенденции жизни общества вызывают необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности детей. Большую роль в решении этой проблемы играет организация работы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

Знакомить детей с основами безопасности жизнедеятельности необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.

В связи с этим одним особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников в детском саду.

Цель: формировать у детей знания о правилах безопасного поведения (на улице, в быту, в природе), навыки здорового способа жизни. Способствовать становлению экологической культуры

Основными задачами программы является формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми; формирование ценностей здорового образа жизни, формирование знаний о правилах безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Реализация данных целей и задач осуществляется с учетом следующих основных принципов:

-системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

- включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие);

- наглядность;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

В ходе реализации программы используются различные формы образовательной деятельности:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения за движением автотранспорта, поведением пешеходов;
  • рассказы воспитателя на тему безопасности жизнедеятельности;
  • анализ различных ситуаций;
  • чтение и обсуждение художественных произведений;
  • рассматривание иллюстраций;
  • беседы с детьми на темы безопасного поведения;
  • игровая и изобразительная деятельность на тему безопасности;
  • праздники и досуги.

Материал, предлагаемый детям, можно использовать в любом из режимных моментов деятельности группы, начиная с утреннего приема детей (беседы), сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная деятельность детей и т.д. Дидактические игры,  разработанные по темам программы, можно использовать в самостоятельной игровой деятельности детей: игры-тесты, игры-загадки, игры-развлечения, игры-задания, сказки. В работе с детьми используется опытно – экспериментальная и исследовательская деятельность. Широко используются педагогические технологии: личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, игровые технологии, ИКТ.

К участникам образовательного процесса относятся: воспитанники, родители, педагог.

Группа: средняя

Срок реализации программы: один год

Мониторинг овладения программой проводится два раза в год (в сентябре и мае).

Целевые ориентиры по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста 4-5 лет:

Безопасное поведение в природе. Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы.

Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе.

Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения».

Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах. Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности.

Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского.

Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус).

Знакомить с основными  знаками дорожного движения.

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте. Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр. Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья.

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.).

Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами.

Знакомить с правилами езды на велосипеде.

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми.

Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения пожаров и правилах поведения при пожаре.

Содержание  программы:

Программа  включает в себя разделы:

  • Ребенок и другие люди
  • Ребенок и природа
  • Ребенок дома
  • Здоровье ребенка
  • Ребенок на улице

  Месяц

              Тема

      Содержание работы

Сентябрь

Внешность человека может быть обманчива

Объяснить детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения

Съедобные и несъедобные грибы

Формировать представления о съедобных и несъедобных грибах, о том, что в пищу можно употреблять съедобные грибы только после обработки (варки, засолки)

Овощи и фрукты – полезные продукты (развлечение)

Расширять представления детей о пользе овощей и фруктов, формировать основы здорового образа жизни

Октябрь

Как устроено тело человека

Ознакомить детей с тем, как устроено тело человека

Здоровье и болезнь

Дать представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь

Знакомство с улицей

Расширять представления детей об улице: о назначении домов, одностороннем и двустороннем движении машин.

Ноябрь

Знакомство с правилами поведения пешеходов

Знакомить с некоторыми правилами поведения пешеходов на улице, с понятиями: пешеход, пешеходный переход; формировать реакции на сигналы светофора

Путешествие по городу (развлечение)

Закрепить у детей первоначальные представления о сигналах светофора, знания о видах транспорта, о дорожных знаках который есть в городе; создать атмосферу веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского состязания и удовольствия 

Кошка и собака – наши соседи

Учить детей понимать состояние и поведение животных; знать, как обращаться с ними

Декабрь

Безопасное общение с домашними животными

Продолжать знакомить детей с правилами обращения с домашними животными

Пожароопасные предметы

Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться

Предметы, требующие осторожного обращения

Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами

Январь

Контакты с незнакомыми людьми на улице

Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, научить правильно вести себя в таких ситуациях

Беседа о правилах дорожного движения

Учить детей правильно называть элементы дороги; познакомить детей с правилом движения по обочине дороги; закреплять знания о знакомых правилах дорожного движения

Февраль

Наблюдение за светофором

Закреплять знания детей о работе светофора, о правилах перехода улиц

Зачем нужны дорожные знаки

Закреплять знания детей о правилах поведения на улице; о дорожных знаках («Пешеходный переход»)

Знай и выполняй правила уличного движения (досуг)

Закреплять знания правил уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно

Март

Витамины и полезные продукты

Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека

Безопасность в нашем доме

Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими

Опасно ли быть неряхой?

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур

Апрель

У Мишки в гостях (развлечение)

Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть

Игры во дворе

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Безопасность в нашем доме

Формировать у детей представления об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о правилах пользования ими

Май

В гости к крокодилу Гене (развлечение)

Закреплять знания детей о правилах дорожного движения

Контакты с незнакомыми людьми дома

Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научить правильно вести себя в таких ситуациях

На воде, на солнце

Объяснить детям, что купаться, плавать, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать правила безопасности

Работа с родителями по формированию основ безопасности.

Месяц

Наименование мероприятия

Сентябрь

Консультация для родителей «Детские автокресла»

Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому»

Октябрь

Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями «Правила дорожного движения»

Ноябрь

Информационные листы для родителей:

«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»

Памятка для родителей:

«Антитеррор. Информация для родителей»

Декабрь

Папка-раскладушка: "Правила дорожного движения"

Рекомендации для родителей:

«Правила поведения при пожаре»

Тематическая выставка рисунков, выполненных совместно с родителями на тему «Пожарная безопасность»

Участие в интерне-конкурсе поделок, выполненных родителями совместно с детьми в рамках организации работы по профилактике ДДТТ

Январь

Памятка для родителей «Осторожно, гололед»

Папка-раскладушка: «Безопасность детей на зимней прогулке»

Февраль

Буклет для родителей: «Внимание, родители!

Правила дорожные детям знать положено!»

Работа с родителями: выступление на родительском собрании на тему «Ребёнок и дорога»

Март

Информационные листы: «Предотвращение опасных ситуаций с детьми на улице».

Апрель

Консультация:

«Действия при землетрясении, наводнении, урагане»

Памятка для родителей «Антитеррор»

Май

Рекомендации для родителей

«Безопасность на воде»

Тематическая выставка поделок из бросовых материалов, выполненных совместно с родителями.

Планируемые результаты освоения программы

К пяти годам в результате освоения программы ребёнок:

«Ребёнок и другие люди»

  • имеет представление о том, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения;
  • понимает, кто является «своим» и «чужим» среди окружающих; знает, что с что не надо разговаривать с чужим человеком на улице;
  • знает, что нельзя открывать дверь незнакомому человеку.

«Ребёнок и природа»

  • представления о съедобных и несъедобных грибах;
  • знает, что нельзя гладить и брать на руки бездомных животных;
  • нельзя дразнить и мучить наших четвероногих соседей.

«Ребёнок дома»

  • знает предметы, опасные для жизни и здоровья, пользоваться которыми могут только взрослые;
  • знает предметы, которыми нужно пользоваться осторожно.

«Здоровье ребёнка»

  • знает о пользе овощей и фруктов для здоровья;
  • имеет представление о строении тела человека;
  • имеет представление о том, что такое здоровье и болезнь; о том, что врач лечит, помогая побороть болезнь и выздороветь;
  • имеет представление о полезных для здоровья продуктах;
  • знают о необходимости выполнения гигиенических процедур;
  • имеет представление о том, что нужно закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы не болеть;
  • знают, что купаться можно только в разрешённых местах и под присмотром взрослого.

«Ребёнок на улице»

  • имеет представление о правилах уличного движения: люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на перекрёстках опасно;
  • понимает значения сигналов светофора;
  • знает и называет дорожные знаки «Пешеходный переход», «Дети»;
  • различает проезжую часть, тротуар, подземный пешеходный переход, пешеходный переход «Зебра»;
  • правильно называет элементы дороги; знает правила движения по обочине дороги;
  • имеет представление о безопасности игр во дворе (где можно кататься на велосипеде, играть в мяч и т.д.).

А также:

  • Повышение информационной культуры родителей по вопросам общественной и личной безопасности.
  • Отсутствие детского травматизма.

Источники:

https://infourok.ru/programma-dlya-doshkolnikov-po-obzh-azbuka-bezopasnosti-1978918.html

http://www.edu42.ru/sites/ds251/files/2017/10/programma-rebenok-i-bezopasnost.pdf

https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/8633-rabochaya-programma-po-formirovaniyu-predstavlenij-o-pravilakh-bezopasnogo-povedeniya-u-doshkolnikov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (средняя группа) на тему: Развлечение для детей средней группы: "В гостях у Осени".

Вызвать интерес к природе, чувство эстетическоговкуса, бережного отношения к природе....

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)

Театрализованное представление для детей средней группы № 1 и родителей средней группы № 2 Сказка «Колобок» (на новый лад)...

Конспект открытого занятия в средней группе. Интегрированная НОД для детей средней группы с учетом ФГОС «Веселое путешествие»

Развивать активность и любознательность детей среднего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Конспект ООД для детей средней группы для детей средней группы Тема: «Зайчик беленький» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Конспект ООД  для детей средней группыТема:  «Зайчик беленький» Цель: закрепление навыков рисования гуашью мазками широкой кистью.Задачи: Учить детей рисовать зайчика, перед...