Статья доп. кружка
статья (старшая группа) на тему
В статье я рассказываю о своем кружке "Шахматы", как проводится, что используется.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья дополнительное образование «Шахматная азбука»
Идея создания шахматного кружка в нашей группе возникла тогда, когда в группе появились шашки. Дети играли в шашки, и один ребенок сказал, что есть еще другая похожая игра, которая называется «Шахматы».
Опрос родителей воспитанников группы в форме анкетирования показал, что они рассматривают эту игру как упорный и настойчивый труд, а идею обучения детей игре в шахматы приветствуют. Так в нашей группе появился кружок «Шахматная азбука». Мы с коллегой разработали дополнительную образовательную программу «Шахматная азбука» на текущий учебный год и представили ее на педагогическом совете.
Цель дополнительной образовательной программы – создание условий для развития личностных, интеллектуальных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение в игре с шахматами.
Для реализации дополнительной программы в группе есть шахматные доски с фигурами, журналы, литература, например, «Приключения пешки», «Сказка о путешествии шахмат по свету»; мультфильмы: «Мудрые сказки тетушки Совы» - «Ежик – шахматист».
+ В процессе проведения кружка, знакомлю детей с тренерами по шахматам в г. Абакане с таким как: Сергей Николаевич Калуга вице-президента шахматной федерации РХ, Владимир Малецкий - является кандидатом в мастера спорта по шахматам, спорт слепых. Член сборной Российской Федерации. Неоднократный победитель Международных и Всероссийских соревнований по шахматам, Петр Григорьевич Костояков – тренер-педагог в п. Усть – Абакан и др., так же познакомились с лучшей шахматисткой Сибири - Таисией Усковой, и др.
Осваивая с ребятами программу, мы придерживаемся простых правил:
- Заканчивать занятие до того, как детям станет скучно.
- Не требовать от них многого.
- Следить за осанкой детей. Длительное нахождение ребенка в сидячем положении может привести к болезням спины и позвоночника, к проявлению сколиоза.
- Проводить динамические паузы, упражнения.
- Работа над ошибками – это обязательная часть занятия.
- Учить детей сдерживать свои эмоции, ведь шахматы – это тихая, спокойная игра, здесь не принято кричать или ругаться с противником.
- Избегать переутомления.
- Обязательна зрительная гимнастика, так как дети следят за передвижением фигур и их глаза напряжены.
Обучение детей начинали на доступном уровне, со знакомства с шахматной доски, с фигурами: король, ладья …, где «живет» каждая фигура на шахматной доске. Программой предусмотрено 1 занятие в неделю. Одна тема дается на протяжении нескольких занятий, для того чтобы дети могли повторить, закрепить, и запомнить материал. В конце каждой темы проводится шахматная викторина, где дети демонстрируют свои знания о шахматах.
Участники шахматного кружка, как правило, имеют шахматы дома, у них есть партнер: папа, дедушка, папин брат, реже — мама, бабушка или сестра.
Поэтому, мы сделали папки с заданиями, для того чтобы ребята дома вместе с родителями проигрывали еще раз ситуации на шахматной доске и можно было увидеть в какой теме ребенок испытывает трудности и помочь ему.
Для родителей проводим консультации, даем рекомендации по закреплению материала, рекомендуем книги, сайты.
Из опыта своей работы, могу сказать, что ребята, играющие в шахматы, обладают высокой обучаемостью. Занятие шахматами развивает у детей последовательность мышления, умение анализировать, а так же укрепляет характер, тренирует его волю к победе. Ребята, становятся сосредоточеннее, лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность.
Планируем разработать дополнительную образовательную программу на следующий учебный год.
Литература:
- Авербах Ю.А., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. – М.: Астрель, 2009
- Карахан Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. – М.: Знание, 1982
- Костенюк А., Костенюк Н., Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник. – М.: Просвещение 2007. -144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "ОРГАНИЗАЦИЯ КРУЖКА «ВОЛШЕБНЫЕ НИТОЧКИ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ."
Сказка для детей детского сада...
Статья о работе логопедического кружка "Говоруша" (для детей 3-4 лет)
В статье освящены направления и задачи логопедического кружка, работа которого направлена на раннее выявление и предупреждение нарушений речи. Родителям предлагается побывать в увлекательном пут...
Статья о кружке дополнительного образования
Цирковая студия "Балаганчик" дарит детям здоровье и радость....
Статья: Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6-ти лет в условиях совместного образования»
Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6 лет с разными стартовыми возможностями в условиях совместного образования»...
Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.
Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...
Статья : Поделки в технике " Пластилинография" в кружке " Чудо- пластилин".
Какие прекрасные поделки создают детки в технике " Пластилинография" на картоне с помощью пластилина, стеки, разнофактурного материала и своих ловких, умелых пальчиков и трудолюб...