Статья доп. кружка
статья (старшая группа) на тему

Буксман Анастасия Николаевна

В статье я рассказываю о своем кружке "Шахматы", как проводится, что используется.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Статья дополнительное образование «Шахматная азбука»

Идея создания шахматного кружка в нашей группе возникла тогда, когда в группе появились шашки. Дети играли в шашки, и один ребенок сказал, что есть еще другая похожая игра, которая  называется «Шахматы».

Опрос родителей воспитанников группы в форме анкетирования показал, что  они рассматривают эту игру как упорный и настойчивый труд,  а идею обучения детей игре в шахматы приветствуют. Так в нашей группе  появился кружок «Шахматная азбука». Мы с коллегой разработали дополнительную образовательную программу «Шахматная азбука»  на текущий учебный год и представили ее на педагогическом совете.

Цель дополнительной образовательной программы – создание условий для развития личностных, интеллектуальных, познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение в игре с шахматами.

Для реализации дополнительной программы в группе есть шахматные доски с фигурами, журналы, литература, например, «Приключения пешки», «Сказка о путешествии шахмат по свету»; мультфильмы: «Мудрые сказки тетушки Совы» - «Ежик – шахматист».

+ В процессе проведения кружка, знакомлю детей с тренерами по шахматам в г. Абакане с таким как: Сергей Николаевич Калуга  вице-президента шахматной федерации РХ, Владимир Малецкий - является кандидатом в мастера спорта по шахматам, спорт слепых. Член сборной Российской Федерации. Неоднократный победитель Международных и Всероссийских соревнований по шахматам, Петр Григорьевич Костояков – тренер-педагог в п. Усть – Абакан и др., так же познакомились  с лучшей шахматисткой Сибири - Таисией Усковой, и др.

Осваивая с ребятами программу, мы  придерживаемся простых правил:

  1. Заканчивать занятие до того, как детям станет скучно.
  2. Не требовать от них многого.
  3. Следить за осанкой детей. Длительное нахождение ребенка в сидячем положении может привести к болезням спины и позвоночника, к   проявлению сколиоза.
  4. Проводить динамические паузы, упражнения.
  5. Работа  над ошибками  –  это обязательная часть занятия.
  6. Учить детей сдерживать свои эмоции, ведь шахматы –  это тихая, спокойная игра, здесь не принято кричать или ругаться с противником.
  7. Избегать переутомления.
  8. Обязательна зрительная гимнастика, так как дети следят за передвижением фигур и их глаза напряжены.

Обучение детей начинали  на доступном уровне, со знакомства  с шахматной доски,  с фигурами: король, ладья …, где «живет» каждая фигура на шахматной доске. Программой предусмотрено  1 занятие в неделю. Одна тема дается на протяжении нескольких занятий, для того чтобы дети могли повторить, закрепить, и запомнить материал. В конце каждой темы проводится шахматная  викторина, где дети демонстрируют  свои знания о шахматах.

Участники шахматного кружка, как правило, имеют шахматы дома, у них есть партнер: папа, дедушка, папин брат, реже — мама, бабушка или сестра.

Поэтому, мы сделали папки с заданиями, для того чтобы ребята дома вместе с родителями проигрывали еще раз ситуации на шахматной доске и можно было увидеть в какой теме ребенок испытывает трудности и помочь ему.

Для родителей проводим консультации, даем рекомендации по закреплению материала,   рекомендуем книги, сайты.

Из опыта своей работы, могу сказать, что ребята, играющие в шахматы, обладают высокой обучаемостью. Занятие шахматами развивает у детей  последовательность мышления, умение  анализировать, а так же укрепляет характер, тренирует его волю к победе. Ребята, становятся сосредоточеннее,  лучше запоминают, сравнивают, предвидят результат, планируют свою деятельность.

 Планируем разработать дополнительную образовательную программу на следующий учебный год.

Литература:

  1. Авербах Ю.А., Бейлин М.А. Путешествие в шахматное королевство. – М.: Астрель, 2009
  2. Карахан Ю.И. Шахматы – увлекательная игра. – М.: Знание, 1982
  3. Костенюк А., Костенюк Н., Как научить шахматам. Дошкольный шахматный учебник. – М.: Просвещение 2007. -144с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья о работе логопедического кружка "Говоруша" (для детей 3-4 лет)

В статье освящены направления и задачи логопедического кружка, работа которого направлена на раннее выявление и предупреждение нарушений речи.  Родителям предлагается побывать в увлекательном пут...

Статья о кружке дополнительного образования

Цирковая студия "Балаганчик" дарит детям здоровье и радость....

Статья: Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6-ти лет в условиях совместного образования»

Программа кружка «Интеллектуальные игры для дошкольников 3-6 лет с разными стартовыми возможностями в условиях совместного образования»...

Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.

Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт созд...

Статья : Поделки в технике " Пластилинография" в кружке " Чудо- пластилин".

Какие прекрасные поделки создают детки в технике " Пластилинография"   на картоне с помощью пластилина, стеки, разнофактурного материала и своих ловких, умелых пальчиков и трудолюб...