«Шахматное королевство» конспект занятия
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Институт развития образования»
Тема зачётной работы: «Шахматное королевство» конспект занятия №1 по программе «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с использованием интернет технологий 2»
Работа выполнена: Ошхарели Ольга Николаевна Ф.И.О. Воспитатель НРМДОБУ «ЦРР д\с «Улыбка» Должность и место работы Заключение преподавателя курса по итогам проверки работы: ______________________________ _________________/Акишина В.В. подпись
Тема: Шахматное королевство. Цель: познакомить детей с волшебным миром шахмат, развивать ориентирование на плоскости, память, воспитывать самостоятельность, внимательность, терпеливость Методы: наглядный, эвристический, словесные. Оборудование: шахматная демонстрационная доска с комплектом фигур, экран с проектором, комплект шахмат для каждого ученика, мультфильм ТРИ КОТА "ШАХМАТЫ", комплект вырезанных из картона элементов шахматной доски, простые карандаши и схемы горизонталей для раскрашивания. ХОД
- Добрый день! Меня зовут Ольга Николаевна. - Мы с вами отправляемся в сказочное королевство, а в какое, вы узнаете тогда, когда послушаете сказку; 2 . Основная часть. 1)Жили-были весёлые человечки в сказочном королевстве (сказка сопровождается слайдами, на экране) – Карандаш, нарисуй что-нибудь, – попросила Дюймовочка. – Вчера я видел удивительную игру. Хотите, нарисую фигурки, которыми в неё играли? – спросил Карандаш. – Рисуй, рисуй! – обрадовались весёлые человечки. Они знали, что Карандаш умеет рисовать живые картинки. Работал Карандаш быстро, и вскоре весёлые человечки увидели множество причудливых светлых и тёмных фигурок. Фигурки ожили, зашевелились. Карандаш сиял. Незнайка загадочно улыбался, а остальные весёлые человечки смотрели на нарисованные фигурки во все глаза. – Кто вы такие? – строго спросила самая высокая светлая фигурка с остроконечной чёрной нашлепкой. – Мы... мы... – растерялась Дюймовочка. – Мы – весёлые человечки. Меня зовут Дюймовочка, а это мои друзья – Карандаш, Самоделкин, Незнайка, Буратино, Чиполлино, Петрушка и Гурвинек... А кто вы? – Мы шахматные фигуры, – хором ответили нарисованные фигурки. – А как вас зовут? – спросила Дюймовочка. – Я белый шахматный король, – ответила самая высокая светлая фигура. – А я чёрный шахматный король, – сказала самая высокая тёмная фигура с остроконечной белой нашлепкой. Вперед выступили две высокие фигуры, очень похожие на шахматных королей, но пониже, с маленькими шариками на верхушках. У тёмной фигуры шарик был белый, у светлой – чёрный. – Я белый шахматный ферзь, – сказала светлая фигура. – Я чёрный шахматный ферзь, – сказала тёмная фигура. Из-за ферзей выглянули четыре фигуры с головами лошадок: две светлые и две тёмные. – Мы белые шахматные кони. – А мы чёрные шахматные кони. Затем вперед выступили четыре фигуры, похожие на башенки: две светлые и две тёмные. – Мы белые шахматные ладьи. – А мы чёрные шахматные ладьи. Из-за ладей степенно вышли четыре фигуры с заостренными головками: две светлые и две тёмные. – Мы белые шахматные слоны. – Мы чёрные шахматные слоны. И наконец, с веселыми человечками познакомились самые маленькие круглоголовые фигуры: восемь светлых и восемь тёмных. – Мы белые шахматные пешки. – А мы чёрные шахматные пешки. Тут Незнайка, который до сих пор молчал и улыбался, сказал: – А я знаю, что это за игра. Это шахматы. Я очень люблю в них играть и вас научу. – А мы поможем, – обрадовались шахматные фигуры. - Что же это за игра? Каких сказочных героев вы узнали? А кто может назвать шахматные фигуры, которые ждут их в шахматной стране? 2) И снова к нам пришла сказка . Нарисуй нам шахматную доску, – попросил Незнайка Карандаша. Карандаш задумался и сказал: – Вспомнил! Она состоит из множества светлых и тёмных клеточек. И Карандаш нарисовал светлую клеточку. А рядом с ней – тёмную клеточку. – По шахматному, это поля, – объяснил Незнайка. – Светлые клетки – белые поля. Тёмные клетки – чёрные поля. Вот так, братцы. Светлая и тёмная клеточки-поля ожили и улыбнулись. Затем посмотрели друг на друга и нахмурились. Оттолкнулись друг от друга и разбежались в разные стороны. – Поля, погодите! – закричал Карандаш. – Я ещё не всю шахматную доску нарисовал. И Карандаш начал быстро-быстро рисовать белые и чёрные поля. Но только он успевал их закончить, как они тоже разбегались кто куда. Наконец Карандаш нарисовал столько клеток, сколько нужно, и устало сказал весёлым человечкам: – Всё, теперь ловите их. И весёлые человечки с шумом и гамом принялись гоняться за озорными клетками-полями. Но поля ловко ускользали у Буратино из-под носа, выскальзывали у Чиполлино из рук, проскальзывали у Незнайки между ног. Всё же все клетки были пойманы, но встать рядом с чёрными полями белые поля отказывались. Да и чёрные поля не захотели встать рядом с белыми полями. – Они слишком тёмные, – упирались белые поля. – Они слишком светлые, – фыркали чёрные поля. Тут белый король почернел от злости, чёрный король побелел от злости, и оба короля в один голос пригрозили: – Если сейчас же не встанете на свои места, мы поищем другую шахматную доску, а с вами никто не будет играть. Белые и чёрные поля испугались, прижались друг к дружке, и получилась шахматная доска. Незнайка уселся с одной стороны шахматной доски, остальные весёлые человечки расположились с другой стороны шахматной доски. – Сейчас мы с вами противники, братцы. Ведь в шахматы играют игроки-противники. Правое поле у меня белое, – значит, шахматная доска между нами лежит правильно. Тут полям наскучило стоять, прижавшись, друг к другу, и они снова разбежались по углам. Ребята давайте поможем нашим героям! Задание для детей «Раскрась шахматную доску»
Скажите, какая форма у шахматного поля? А у шахматной доски? А что больше – шахматное поле или шахматная доска? Что больше – черное шахматное поле или белое? А как с помощью пальчиков можно показать квадратное поле? Посмотрите, на нашей доске есть вот такие линии (показываю горизонталь,). - Повторим все вместе – 3 раза. 4) Физ.минутка Ну-ка, пешки, поиграем. Головой мы повращаем (вращение головой) Вправо-влево, а потом 3-4, приседаем, наши ножки разомнем. (приседания) 1, 2, 3- на месте шаг. Встали пешки дружно в ряд. Мы размялись от души, 5)за столы мы вновь спешим тихонько садимся на места. - Посчитайте, сколько в горизонтали белых полей, а сколько черных? Сколько на доске всего горизонталей? - Обозначаются горизонтали на доске цифрами. Давайте все вместе назовем горизонтали: первая горизонталь… и т.д. Ребята , а кто же живет на этой шахматной доске? Ответы детей. А вы знаете, как они называются? Игра «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, и дети на ощупь пытаются определить, какая из фигур спрятана. В другом варианте игры в мешочке находятся все фигуры сразу, а дети на ощупь ищут определенную фигуру. - А сейчас возьмите 8 пешек и выставьте их на вторую горизонталь, 8 чёрных пешек – на 7-ю горизонталь, все белые фигуры, кот. остались, поставьте на 3-ю горизонталь, а все чёрные фигуры – на 6елую. Вот как у нас с вами здорово получилось! Теперь уберём все фигурки с доски. Возьмите коня любого цвета и проскачите им¸ щёлкая язычком, по первой горизонтали. Перепрыгиваем на вторую горизонталь: проскачите по второй горизонтали и так до 8-й. 6) Веселые человечки Чиполино и Дюймовочка решили сыграть в шахматы. Положили перед собой шахматную доску, но черные и белые поля сбежали с доски и спрятались. Ребята, помогите их найти. 1 вариант будет искать черные поля, а 2 – белые. Кто нашел – подымает руку. – Молодцы! 7) Игра «Собери войско». Дети выставляют шахматные фигуры на шахматную доску (по образцу) 3. Итог «Ребята, какие вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями? - Скажите, что же нового вы узнали сегодня в волшебном шахматном королевстве? - Какая форма у поля? А у доски? Что больше – доска или поле? Эта шахматная дорожка называется… (показываю горизонталь). Сколько на доске горизонталей, сколько в каждой горизонтали белых полей, сколько черных? На каких полях ничего не растет? Скоро бой и ждет войска деревянная … (доска)
А сейчас – сюрприз. Как вы думаете – какой? (Мультфильм ТРИ КОТА "ШАХМАТЫ") http://portall.zp.ua/video/tri-kota-shahmaty-multik-dlya-detei-smotret-super-multfilm/id-kibzR1De59L.html На этом наше путешествие в Волшебное шахматное королевство подошло к концу. До свидания. Литература 1. Избранные страницы из книги И.Г.Сухина "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет" (М.: Новая школа, 1994. – 160 с.) 2. Сухин И.Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 2011. 3. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Рабочая тетрадь - Обнинск: Духовное возрождение, 2012. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий досуга с элементами конструирования "ШАХМАТНОЕ КОРОЛЕВСТВО"
Можно ли обучать детей дошкольного возраста игре в шахматы? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра? Чтобы увлечь детей новой игрой, надо было придумать какую-нибудь игровую ...
Приключение в шахматном королевстве
Формирова умение решать простые шахматные задачиАктивизировать мышление за счет разгадывания загадок и кроссвордов...
Шахматная студия « Путешествие в шахматное королевство»
Конструкт организации совместной деятельности с детьми 6-го года жизни....
«Шахматное королевство» (сценарий открытого шахматного турнира)
Увлекательный сценарий шахматного турнира для проведения в дошкольных учреждениях...
Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"
Сценарий открытого шахматного турнира "Шахматное королевство"...
В шахматном королевстве или в стране шахматных чудес!
Спорт - это прежде всего преодоление себя...Популяризация видов спорта: аэробика и шахматы....