Семинар-тренинг для педагогов из цикла "Самопознание и рефлексия"
план-конспект занятия на тему

Силантьева Виктория Олеговна

Самопознание и рефлексия. Рефлексия как способ продуктивного общения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие 1. Самопознание и рефлексия. Рефлексия как способ продуктивного общения

Цель:

  1. Создать благоприятные условия для работы группы;
  2. Ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы;
  3. Сформировать мотивацию для анализа участниками собственных педагогических взглядов и установок, своих индивидуальных особенностей как личности и как профессионала, повышение уровня осознанности влияния установок на профессиональную деятельность.
  4. Создать условия для формирования навыков рефлексии, самоанализа и самораскрытия.
  5. Способствовать созданию атмосферы психологической безопасности.

Материалы. Все необходимое для изготовления визитных карточек (нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки и т.д.), тетради, ручки.

Ход встречи

1. Упражнение “Мы рады вас видеть”

Цель: создать условия для самораскрытия личности участников, их сплочению, повышению самооценки, умения принимать помощь крута.

– Уважаемые коллеги, сегодня у нас с вами есть уникальная возможность узнать друг о друге много нового и интересного. А для начала давайте поприветствуем друг друга. Сделаем это таким образом.

Инструкция: Встаем в круг. Каждый из нас делает один шаг к центру круга, показывает жест приветствия, называет свое имя, а так же 1 положительное качество на первую букву своего имени и говорит пожелание, обращаясь ко всем остальным: «Добрый день!».

Итог: Народы всех стран мира придают большое значение ритуалам приветствия. Волшебные три ключа: приветствие, имя, улыбка. Как важно нам в своей профессиональной деятельности уметь обладать тремя волшебными ключами и в общении с коллегами и с родителями, а так же в общении с детьми.

2. Беседа: О сущности понятия “тренинг”

Что такое тренинг? Тренинг – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. 

3. Правила работы в группе

Цель: создание благоприятного психологического климата в тренинговой группе, способствующего эффективному взаимодействию ее участников.

Психолог объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы.

Приложение №1 Правила группы

1. Доверительный стиль общения (одно из его отличий — называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего).

2. Общение по принципу «здесь и теперь» (говорить только о том, что волнует участников в данный момент, и обсуждать то, что происходит в группе).

3. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать собственную позицию и уходить от ответственности, свои суждения выдвигать в форме «Я считаю...», «Я думаю...».

4. Активно участвовать в происходящем, контактировать как можно с большим количеством участников группы

5. Конфиденциальность (происходящее на занятии не выносится за пределы группы).

4. Оформление визиток

– Каждый из нас при рождении получает имя. Оно сопровождает нас всю жизнь. По имени нас называют знакомые, близкие и совсем незнакомые люди. Вам предоставляется возможность проявить свое творчество в оформлении визиток.

5. Вступительная бесед по теме

Мы с вами знаем, что общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека – его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона в зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми.

У человека, не знающего сильных и слабых сторон своего характера, не умеющего общаться с людьми, могут возникать серьезные проблемы.

Мы предлагаем вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия, осознать себя и особенности своей личности, проявляющиеся в процессе общения. Другими словами, уметь общаться и достойно выходить из сложных ситуаций, не разрушая отношений с окружающими вас людьми.

Тема нашей первой встречи “Рефлексия как способ продуктивного общения”

Сегодня у нас с вами есть уникальная возможность погрузиться в мир своих ощущений, провести определенную работу по извлечению своих скрытых потенциальных возможностей, проводя рефлексию своих чувств и состояний.

6. Упражнения “Мои ожидания от тренинга”

Цель: Создание в группе атмосферы психологического комфорта, снятия эмоционального напряжения в группе участников.

Инструкция: Каждый из нас начиная какую-либо работу, ждет от нее определенных результатов. В чем заключаются ваши ожидания и в какой степени вам важны знания в области эффективного общения?

На ватмане ведущим рисуется прямая линия, и проставляются от 1 до 10 баллов, участникам предлагается поставить точку на линии, где они себя ощущают и оценивают степень важности знаний в области общения, затем проговаривают ожидания от семинара.

7. Упражнение “Интервью”

Цель: создание условий для получения обратной связи и развития навыков рефлексии.

– Как важно уметь быстро познакомиться с человеком, узнать о нем, как можно больше. Как войти в дружеский контакт? Какие вопросы нужно задать? Не так-то просто провести хорошее интервью. С другой стороны и ответить на вопросы тоже бывает нелегко. Ответить так, чтобы ответы были интересными и не банальными. Словом, искусство интервью требует напряжения с обеих сторон. И каждому участнику нашей встречи придется побывать в обеих ролях: взять интервью и дать интервью.

Приложение №2 Упражнение «Интервью»

Инструкция: для этого мы разбиваемся на пары. Затем уже в парах определяемся, кто будет брать интервью первым и в течение 2 минут задаются респонденту вопросы, чтобы затем представить его всей группе как уникальную и неповторимую личность. Следующие 2 минуты меняемся ролями.

На презентацию своего коллеги дается 1 минута. При этом корреспондент встает за стулом респондента, кладет руки ему на плечи и представляет коллегу всей группе. За оду минуту необходимо представить своего собеседника как уникальную и неповторимую личность. Идет работа в парах в течение 4 минут.

 Психолог: Давайте поделимся своими ощущениями и состояниями.

Вопросы к группе: 

  • Какие чувства вы испытывали, когда говорили о вас в ходе представления?
  • Что было легче представлять коллегу или слушать, как вас представляют?
  • Как вы думаете, было ли это упражнение примером рефлексии?
  • Что означает рефлексия? Что мы вкладываем в понятие “рефлексия”?
  • Давайте поговорим, как часто мы обращаемся к рефлексии в своей жизни и в профессиональной деятельности?
  • Можем ли мы назвать обмен чувствами и мыслями рефлексией?

Итог: Действительно, в ходе нашей работы мы давали друг другу обратную связь, и каждый из нас находился в состоянии рефлексии. В жизни мы это делаем постоянно. Другое дело, что мы это делаем интуитивно или же недостаточно эффективно. Рефлексия дает возможность посмотреть на себя со стороны, осознать свои чувства и действия.

Выполняя это упражнение, мы получили яркий пример рефлексии состояния. Рефлексия – это одно из основных средств, способствующих эффективному общению, и направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы. И тогда понимая причины появления таких состояний, как например раздражение, усталость мы можем посредством рефлексии смоделировать наше состояние и восстановить нормальную трудоспособность. А начинать рефлексию нужно с того, что в какой-то момент времени сказать себе “стоп”, заглянуть в себя и задать себе вопрос: “Почему это произошло?”, “Что стоит за тем или иным моим действием?”

8. Мини-лекция “Окно Джохари”

Приложение №3  Мини- лекция «Окно Джохари»

Психолог  выполняет рисунок «Окно Джохари»  

Вопрос к группе: -        Что напоминает нам этот рисунок? (окно)

Действительно, через окно мы видим и познаем много нового и удивительного об окружающем мире. Согласитесь, иногда у каждого из нас возникает желание заглянуть в окно квартиры жилого дома, заглянуть внутрь.

Для понимания собственной личности современная психология предлагает простую схему «Окно Джохари», по имени психолога, ее предложившего.

«Окно Джохари» представляет собой символическое изображение личности человека. Оно представляет собой 4 зоны.

Зона 1, названа «Открытое другим», представляет ту часть личности человека, которая известна как самому человеку, так и окружающим его людям. Это «пространство» личности, в котором человек демонстрирует себя окружающим, зона самопрезентации, открытая и для него и для других. В этой зоне формируется образ собственного «Я» конкретного человека.

Зона 2, названа «Слепое», соответствует той части личности, о которой знают окружающие, однако о ней не знает сам человек.

Зона 3, названа «Видимое» - это часть личности, известная самому человеку, но неизвестна окружающим. По тем или иным причинам эти данные скрываются   человеком   от   окружения.      Такими   причинами   могут   быть различные его личностные и профессиональные качества (ограничения), которые могут накладывать негатив на его образ в ближайшем окружении.

Зона 4, называется «Неизвестное» - это то. Что неизвестно о личности ни самому человеку, ни окружающим, условно эта зона совпадает с зоной бессознательного. Это данные, которые касаются тех личностных особенностей и возможностей человека, которые реально проявляются, как правило, лишь в особых (экстремальных) ситуациях.

При взаимодействии человека с окружающей средой обычно зоны 1-2-3 увеличиваются за счет зоны 4. При развитой привычке человека к рефлексии и самоанализу, мы можем эффективно использовать «Неизвестное» для развития собственного психологического потенциала, освоения новых знаний и навыков. Как правило, зона «Открытое» увеличивается по мере упрочнения взаимоотношений человека с окружением. Расширение зона «Открытое» может эффективно осуществляться за счет обратной связи при взаимодействии с другими людьми. Человек должен научиться получать эту связь и использовать ее для самоанализа и самораскрытия.

Итог: Время от времени мы задаем себе вопрос: «Кто Я?» Что бы ответить на этот вопрос нужно посмотреть на себя со стороны, увидеть, каким тебя воспринимают другие люди. ЭТА ЗАДАЧА НЕЛЕГКАЯ! Некоторые тратят на нее всю жизнь, пытаясь разобраться и ответить на этот вопрос.

«Я» - это комплекс моих способностей, унаследованных или приобретенных в процессе обучения, мои приоритеты, мои чувства, мои желания. Вы единственный, кто у вас есть на протяжении всей жизни. Вы -неповторимы! Вы - уникальны!

Итак, все упражнения и задания были построены на рефлексии.  Мы с вами понимаем, что рефлексия - это также способ оценить происходящее.  

Ведущий выполняет рисунок “Окно Джохари”.

– Что напоминает нам этот рисунок? (Окно.)

9. Техника самодиагностики

Анкета “Самооценка качеств, важных для общения”.

(Приложение №4  «Самооценка качеств, важных для общения».

Цель: развитие способности к самоанализу и самооценке своей личности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста,  развитие этих качеств у себя, в своей личности в общения с другими в процентном отношении от 0 до 100%.

Раздаются карточки со списком качеств, важных для общения:

  • Открытость
  • Отзывчивость
  • Доброта
  • Внимательность к людям
  • Умение решать конфликты
  • Тактичность
  • Вежливость
  • Готовность к сотрудничеству и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»

Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:·        Познакомить педагогов  с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...

презентация к семинару-тренингу "Психологическое здоровье педагога-залог психологического здоровья обучающихся".

Цели и задачи данного семинара-тренинга:-ознакомить педагогов с понятиями "Психологическое здоровье", "Синдром эмоционального выгорания",-способствовать осознанию педагогами своего...

Презентация к семинару-тренингу "Эмоциональное выгорание педагога"

Представляю Вашему вниманию презентацию к семинару-тренингу "Профилактика эмоционального выгорания личности"...

Семинар-тренинг психолога для педагогов "Вопросы адаптации ребенка в ДОУ"

Адаптационный процесс – сложное явление, во время которого поведение ребёнка может кардинально меняться. По мере привыкания к садику подобные проблемы исчезают или существенно сглаживаются....

Семинар – тренинг (практикум) для педагогов «Адаптация детей к условиям детского сада»

Данный материал будет полезен воспитателям и родителям в период адаптации детей к новым условиям в детском саду. Для родителей здесь есть памятка, где даны советы как облегчить период адаптации ребенк...

Семинар - тренинг "Развитие педагогической рефлексии"

Семинар - тренинг "Развитие педагогической рефлексии"...