Семинар-тренинг « Профессиональная этика педагога»
методическая разработка по психологии
Формирование общей культуры педагогического общения, соблюдения норм профессиональной этики посредством отработки навыков этичного поведения педагога со всеми участниками образовательных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_prof.etika_pedagoga.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-тренинг « Профессиональная этика педагога»
Подготовил. Педагог-психолог. Ямова Е.Е.
Цель: Формирование общей культуры педагогического общения, соблюдения норм профессиональной этики посредством отработки навыков этичного поведения педагога со всеми участниками образовательных отношений.
Задачи:
- Обсудить вопросы профессиональной этики;
- отработать различные ситуации взаимодействия со всеми участниками ОО;
- закрепить навыки этичного поведения педагога в различных ситуациях образовательного процесса с использованием медиативных технологий;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата среди педагогов.
Форма проведения: семинар-тренинг, работа в команде.
Оборудование: лист с правилами работы в группе; игрушка-символ слова, ручка или карандаш, листы бумаги А4 для каждого участника; магнитно-маркерная доска, магниты, маркер, столы и стулья по кругу.
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемы коллеги! Сегодняшний семинар-тренинг мы проведем с отдельными элементами медиативных технологий.
Перейдем к теме семинара-тренинга, она звучит так: «Профессиональная этика педагога».
Немного теоритической информации.
Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 2 часть 1 статья 48) для педагогических работников установлена обязанность соблюдать этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.
В письме Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» подробно рассматриваются нормы профессиональной этики педагогических работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности, и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников:
Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения. Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык. «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь. «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком. «Но почему?!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.
А сейчас предлагаю вам перейти к практической части, которая состоит из тренинговых упражнений с элементами медиативных технологий.
Напоминаю о необходимости соблюдения правил группы, в том числе конфиденциальности ваших высказываний и анонимности записей, если вам это необходимо.
Тренинг-ледокол «Ассоциации».
Цель – снятие напряженности, создание эмоционального комфорта участников.
Инструкция: У каждого есть листы бумаги и ручка. Я прочитаю вопросы-задания, участникам необходимо записать номер вопроса и первые же образы, возникшие у вас при прослушивании высказывания.
1) Если педагог – это музыка, то она ….
2) Если педагог – это цвет, то он …
3) Если педагог – это геометрическая фигура, то она …
4) Если педагог – это книга, то она …
5) Если педагог – это постройка, то она …
6) Если педагог – это настроение, то оно …
Давайте аплодисментами поблагодарим друг друга за работу и попросим одного из участников зачитать ваши ответы.
У нас получился собирательный образ педагога, обладающего разными, подчас противоположными характеристиками.
Упражнение . «Тарелка с водой»
Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи
Задание: группа участников, молча с закрытыми глазами, передает по кругу тарелку с водой.
В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.
Анализ упражнения:
1.Что, по вашему мнению, не удалось?
2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?
3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?
Задание -упражнение. Выразительная речь
1-й команде:
Произнесите фразу « Иди сюда»
1) громко,
2) возмущенно,
3) радостно,
4) безразлично
2-й команде:
Скажите « Молодец»
1) тихо,
2) ласково,
3) удивленно,
4) таинственно
Этический кодекс педагога.
В отношениях с родителями:
• Отношения педагога с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;
• Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к воспитанникам;
• В общении с родителями недопустимо обсуждение детей группы и их родителей.
В отношениях с воспитанниками:
• Педагог в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
• Педагог должен адекватно оценивать деятельность и поведение воспитанников.
В отношениях с коллегами:
• Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;
• О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо. Не стоит ни с кем обсуждать профессиональные и личностные качества коллег.
Детский сад – не место для сплетен;
• Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной;
• В решении конфликтных ситуаций применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство и достоинство партнера.
Таким образом, соблюдение педагогического этикета помогает укреплению авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.
Неотъемлемой частью педагогической этики является умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, учениками, коллегами.
В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.
Например:
∙ Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.
∙ Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим различиям.
∙ Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.
∙ Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта найдется всегда.
Упражнение «Беспокойное русло»
Цель: формирование у членов консультации понимания причинно следственных связей взаимообусловленности поведения сторон в педагогическом коллективе.
Группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями. Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в коллективе. Если одна сторона (например, берега) сужают жизненное пространство другой, ограничивает степень свободы действий, то другая (вода) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега).
Рефлексия.
- Была ли для Вас полезной информация, полученная на консультации «Педагогическая этика»? (выберите нужное):
- да;
- нет;
- частично;
2.Ваше мнение по актуальности проведения данной консультации с элементами тренинга (подчеркните нужное):
-крайне актуально и важно;
- актуально;
- не уверен(а), что есть необходимость в их проведении;
- считаю, что не стоит проводить семинары на эту тему.
Упражнение «Чему я научилась»
Цель: рефлексия
Задание: дописать неоконченные предложения
- Я научилась….
- Я узнала, что….
- Я была удивлена тем, что…..
- Мне понравилось,………
Психолог: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара с элементами тренинга достигнута. Соблюдение этических принципов – это нить, которая создаёт невидимую основу взаимодействия детей и родителей, педагогического коллектива в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кодекс профессиональной этики педагога
Кодекс этики педагога...
Модельный кодекс профессиональной этики педагога
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6361959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 160px; height: 160px; margin-left: 10px; margin-right: 10px; float: left;"}}]]М...
Кодекс профессиональной этики педагога
в статье лаканично и точно описон педагог...
Кодекс профессиональной этики педагогов
1. Входи в коллективе детей с улыбкой. 2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай. 3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова. 4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити...
Семинар- тренинг психолога «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки....
Статья для воспитателей "Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога"
Нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не ...
Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.
«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...