Семинар-тренинг « Профессиональная этика педагога»
методическая разработка по психологии

Ямова Елена Евгеньевна

Формирование общей культуры педагогического общения, соблюдения норм профессиональной этики посредством отработки навыков этичного поведения педагога  со всеми участниками образовательных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_prof.etika_pedagoga.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг « Профессиональная этика педагога»

Подготовил. Педагог-психолог. Ямова Е.Е.

Цель: Формирование общей культуры педагогического общения, соблюдения норм профессиональной этики посредством отработки навыков этичного поведения педагога  со всеми участниками образовательных отношений.

Задачи:

-  Обсудить вопросы профессиональной этики;

- отработать различные ситуации взаимодействия со всеми участниками ОО;

- закрепить навыки этичного поведения педагога в различных ситуациях образовательного процесса с использованием медиативных технологий;

- способствовать созданию благоприятного психологического климата среди педагогов.

Форма проведения: семинар-тренинг, работа в команде.

Оборудование: лист с правилами работы в группе; игрушка-символ слова, ручка или карандаш, листы бумаги А4 для каждого участника; магнитно-маркерная доска, магниты, маркер, столы и стулья по кругу.

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемы коллеги! Сегодняшний семинар-тренинг мы проведем с отдельными элементами медиативных технологий.

Перейдем к теме семинара-тренинга, она звучит так: «Профессиональная этика педагога».

Немного теоритической информации.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 2 часть 1 статья 48) для педагогических работников установлена обязанность соблюдать этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики.

В письме Министерства просвещения РФ и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ от 20 августа 2019 г. № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» подробно рассматриваются нормы профессиональной этики педагогических работников, которыми рекомендуется руководствоваться при осуществлении профессиональной деятельности педагогическим работникам, независимо от занимаемой ими должности, и механизмы реализации права педагогических работников на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников:

Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения. Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.  «Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь. «Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.

Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком. «Но почему?!», - воскликнул Крез.

«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.

Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.

А сейчас предлагаю вам перейти к практической части, которая состоит из тренинговых упражнений с элементами медиативных технологий.

Напоминаю о необходимости соблюдения правил группы, в том числе конфиденциальности ваших высказываний и анонимности записей, если вам это необходимо.

Тренинг-ледокол «Ассоциации». 

Цель – снятие напряженности, создание эмоционального комфорта участников.

Инструкция: У каждого есть листы бумаги и ручка. Я прочитаю вопросы-задания, участникам необходимо записать номер вопроса и первые же образы, возникшие у вас при прослушивании высказывания.

1) Если педагог – это музыка, то она ….

2) Если педагог – это цвет, то он …

3) Если педагог – это геометрическая фигура, то она …

4) Если педагог – это книга, то она …

5) Если педагог – это постройка, то она …

6) Если педагог – это настроение, то оно …

Давайте аплодисментами поблагодарим друг друга за работу и попросим одного из участников зачитать ваши ответы.

У нас получился собирательный образ педагога, обладающего разными, подчас противоположными характеристиками.

Упражнение . «Тарелка с водой»

Цель упражнения: развить взаимопонимание в группе, понять и обсудить закономерности возникновения взаимопомощи

Задание: группа  участников, молча с закрытыми глазами,  передает по кругу тарелку с водой.

В результате при передаче развиваются способы коммуникации, поиск рук партнера до момента передачи тарелки, предупреждение о передаче прикосновением.

Анализ упражнения:

1.Что, по вашему мнению, не удалось?

2. Как это можно исправить, что необходимо сделать?

3. Какие эмоции испытывали во время данного упражнения?

Задание -упражнение. Выразительная речь

1-й команде:

                              Произнесите фразу « Иди сюда»

1)          громко,

2)          возмущенно,

3)          радостно,

4)         безразлично

 

2-й команде:

                             Скажите « Молодец»

1)          тихо,

2)           ласково,

3)          удивленно,

4)          таинственно

Этический кодекс педагога.

В отношениях с родителями:

•          Отношения  педагога с  родителями  не  должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей;

•          Социальный статус родителей не должен влиять на отношение к воспитанникам;

•          В общении с родителями недопустимо обсуждение детей группы и их родителей.

В отношениях с воспитанниками:

•          Педагог в своей работе не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.

•          Педагог должен адекватно  оценивать  деятельность и поведение воспитанников.

В отношениях с коллегами:

•          Проявление взаимовыручки, поддержки, открытости, доверия и уважительного отношения;

•          О своих коллегах говорят либо хорошо, либо очень хорошо.   Не стоит   ни  с  кем  обсуждать профессиональные и личностные качества коллег.

Детский сад – не место для сплетен;

•           Любая критика, высказанная в адрес другого педагога, должна быть объективной и обоснованной;

•     В решении конфликтных ситуаций  применять конструктивные методы, не унижая свое достоинство  и достоинство партнера.

Таким  образом, соблюдение   педагогического этикета помогает    укреплению    авторитета педагога, способствует благоприятному психологическому климату в детском и педагогическом коллективе.

 

    Неотъемлемой частью педагогической этики  является  умение профессионально (конструктивно) разрешать конфликтные ситуации, которые  довольно часто происходят между участниками образовательного процесса: родителями, учениками, коллегами. 

В высказываниях мудрых людей раскрывается сущность конфликта и тех, кто провоцируют его.

Например:

               Конфликт любой всегда уладит мудрец, владеющий собой.

               Конфликт возникает не из-за различий, а из-за неуважения к этим различиям.

               Если у человека есть конфликт с самим собой, он обязательно вступит в конфликт с окружающими.

               Если есть готовность к конфликту, повод для конфликта  найдется всегда.

  

Упражнение «Беспокойное русло»

Цель: формирование у членов консультации понимания причинно следственных связей взаимообусловленности поведения сторон в педагогическом коллективе.

Группа делится на две команды: одна - берега реки, а вторая – река. Участники, играющие роль берегов становятся в две шеренги, образуя русло реки. Вторая группа в образе воды «вливается» в русло, продвигаясь свободно. Берега начинают изгибаться, сужаться, подниматься и опускаться. При этом река не должна замедлять темпа движения, а бурлить стремительным потоком и стараться пройти русло или вырваться из него. Члены группы берегов, которые остались позади воды, перебегают в начало русла. Далее команды меняются ролями. Тренер делает резюме о том, что река и ее берега очень похожи на поведение сторон в коллективе. Если одна сторона (например, берега) сужают жизненное пространство другой, ограничивает степень свободы действий, то другая (вода) начинает реагировать бурно, конфликтно (толкается, старается прорваться, давит на берега).

Рефлексия.

  1. Была ли для Вас полезной информация, полученная на консультации «Педагогическая этика»? (выберите нужное):

- да;

- нет;

- частично;

2.Ваше мнение по актуальности проведения данной консультации с элементами тренинга (подчеркните нужное):

-крайне актуально и важно;

- актуально;

- не уверен(а), что есть необходимость в их проведении;

- считаю, что не стоит проводить семинары на эту тему.

Упражнение  «Чему я научилась»

Цель: рефлексия

Задание: дописать неоконченные предложения

- Я научилась….

- Я узнала, что….

- Я была удивлена тем, что…..

- Мне понравилось,………

Психолог: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара с элементами тренинга достигнута. Соблюдение этических принципов – это нить, которая создаёт невидимую основу взаимодействия детей и родителей, педагогического коллектива в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модельный кодекс профессиональной этики педагога

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6361959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 160px; height: 160px; margin-left: 10px; margin-right: 10px; float: left;"}}]]М...

Кодекс профессиональной этики педагога

в статье лаканично и точно описон педагог...

Кодекс профессиональной этики педагогов

1. Входи в коллективе детей с улыбкой. 2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай. 3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова. 4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити...

Семинар- тренинг психолога «Профессиональное выгорание педагогов дошкольного учреждения»

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей разрядки....

Статья для воспитателей "Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики педагога"

Нравственная жизнь личности и общества отличается значительным многообразием, имеет множество оттенков и проявлений. Из повседневной жизни не так легко воплотить даже простые нормы нравственности, не ...

Имидж педагога, как составляющая часть профессионального стандарта и модельного кодекса профессиональной этики педагога.

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» К.Д. Ушинский1. Профессиональный стандарт педагога: • Профессиональный стандарт педагога Приказ Минтр...