Мастер-класс «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников».
методическая разработка на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс «Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников». | 40.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 18 «Гармония» станицы Подгорной»
Мастер-класс
«Нетрадиционные формы взаимодействия ДОО
с семьями воспитанников».
Подготовила и провела: заместитель заведующего по УВР МБДОУ «Детский сад» № 18 «Гармония» ст. Подгорной» Ахтырская А.Ю. |
Цель:
- Систематизация представлений у педагогов о нетрадиционных формах взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
Задачи:
- Познакомить педагогов с некоторыми формами взаимодействия с семьями воспитанников, которые оказывают необходимую поддержку в развитии ребенка при решении общих задач воспитания.
- Закрепить знания участников мастер – класса о создании в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.
- Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
- Ход мастер – класса:
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер-класс будет посвящен нетрадиционным формам взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
Один из основных принципов ФГОС ДО – это сотрудничество Организации с семьями.
На нынешний момент радикально меняется философия взаимодействия с семьями:
- не родители и дети должны подстраиваться под цели, задачи и внутренний уклад дошкольной организации, а дошкольная организация должна сделать все, чтобы поддержать собственные действия родителей в воспитании и развитии детей.
- Не освободить и не отделить родителей от детей, не пытаться изменить субкультуру семьи, напротив, сблизить (при необходимости) детей и родителей, приобщить детей к социокультурным нормам, традициям семьи.
Одной из главных задач перед педагогами дошкольной организации является установление отношений сотрудничества и взаимодействия с родителями и поддержка их психолого – педагогической компетентности средствами нетрадиционных форм работы с родительской общественностью.
Взаимодействие с семьей включает в себе три направления:
Изучение воспитательных возможностей дошкольного учреждения и семьи.
Информационно – просвещенческое обеспечение взаимодействия.
Совместная деятельность педагогов и родителей с детьми.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие воспитывающих взрослых позитивно отражается на физическом, психическом и социальном здоровье ребенка. Ведь именно от успешного союза – взаимодействия «воспитатель – ребенок – родитель» зависит полноценное развитие ребенка.
Прежде чем начать мастер – класс, уважаемые коллеги, я хочу задать вам 2 вопроса:
- Чего вы ждете от родителей своих воспитанников?
- Как вы думаете, чего ждут от вас родители ваших воспитанников?
Мой девиз в работе с родителями:
- научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.
Нетрадиционные формы взаимодействия:
- Сайт детского сада и группы.
- Проектная деятельность.
- Круглый стол.
- Конференции.
- Выпуски семейных газет и плакатов.
- Игры – встречи.
- Проведение мастер – классов.
- Почта доверия.
- Семинары – практикумы.
- Фотовыставки.
- Проведение акций.
- Вечер вопросов и ответов.
- Родительские и педагогические чтения.
- Совместные прогулки и экскурсии.
- Выставка семейных реликвий.
- Брошюрки, листовки и буклеты.
Я выделила желтым цветом те формы взаимодействия, которые уже использовала в своей работе с родителями.
Вначале не удавалось вовлечь родителей стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса и сейчас мы ищем эффективные формы взаимодействия.
Но чтобы добиться этого сотрудничества, нам предстояло найти проблемы, которые мешают этому осуществиться.
Давайте вместе с вами попытаемся найти основные причины этой проблемы.
Как вы думаете, какие проблемы мешают родителям стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса?
Это:
- Родители заняты своими проблемами;
- Родители не понимают значимость своего участия в жизни ДОО;
- Родители не испытывают потребности в своем присутствии в детском саду и т. д.
Пока у взрослого человека не возникла потребность находиться рядом с детьми, невозможно организовать взаимодействие.
Как вы думаете, что может служить основой для такого сближения?
(Только сам ребенок, а не образовательная программа)
У вас на столах лежат листы бумаги с нарисованными руками. Вырежьте эти руки. Теперь я попрошу вас слушать меня внимательно и выполнять то, о чем я буду Вас просить.
"Напишите на обеих руках слова "Связь и Доверие"".
А сейчас переверните эти бумаги чистой стороной наверх.
Одна рука – родителей, а вторая – воспитателей.
Давайте вместе подумаем и напишем на руке родителей, что же хотят видеть родители, дети которых находятся в детском саду?
- какое внимание уделяется его ребенку;
- как прошел его день;
- чего достиг и т. д.).
А сейчас на руке воспитателя напишем, что же нужно педагогу для того, чтобы сблизиться, привлечь родителей к участию в жизни группы?
Пожалуй, многое:
- умение и желание наблюдать жизнь ребенка в группе;
- умение выделять существенное и позитивное в проявлениях конкретного ребенка;
- умение понимать причины того или иного поведения, умение записывать свои наблюдения;
- готовность донести до родителей картину жизнедеятельности и жизнетворчества каждого ребенка.
Если эти две руки приложить друг другу, то мы получим. Что? ("Связь и Доверие").
Нынешние родители все дальше уходят от опыта общественного воспитания по образцу советского детского сада, все увереннее в них чувство значимости собственной личности, индивидуальности, все больше проникаются важностью собственной активности, ответственности за качество своей жизни, за получение лучшего результата в воспитании детей.
Многие родители получили отличный опыт семейного воспитания, многие имеют очень хорошее образование и весьма широкий кругозор, знают иностранные языки.
Упражнение «Волшебное озеро».
А сейчас Вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном озере», Вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете, улыбнитесь ему. (Передают шкатулку.)
Ответил Вам этот человек на вашу улыбку?
Улыбка поможет вам установить связь, доверие с родителями воспитанников, которая так необходима для сотрудничества и взаимодействия.
Что нам, педагогам, необходимо сделать, чтобы установить сотрудничество и взаимодействие с родителями?
Нам необходимо не указывать, не руководить родителями, как надо,а обсуждать конкретные ситуации, задавать вопросы, прислушиваться мнениям и желаниям родителей.
С 2014 года мы начали использовать разные формы работы с родителями.
Мы постепенно начали внедрять эти формы в свою работу.
Уважаемые коллеги, какую из нетрадиционных форм взаимодействия ДОО с семьями воспитанников, вы считаете более эффективным для сотрудничества с родителями? Почему?
(Ответы участников мастер – класса).
В первую очередь мы взяли проектную деятельность педагогов, детей и родителей.
Почему?
- Проектирование позволяет взращивать новые формы общности педагогов, детей и родителей, решая различные проблемы воспитания ребенка, как в семье, так и детском саду.
- Проектирование помогает учиться работать в «команде».
- Проектирование развивает партнерские отношения с семьей.
Уважаемые коллеги, какие же формы работы с родителями можно взять в начале учебного года, чтобы глубже познать воспитательные возможности семьи воспитанников и ближе познакомиться с семьями воспитанников?
(Ответы участников мастер – класса).
Что же сделали мы?
При реализации проекта мы использовали разные формы взаимодействия с родителями воспитанников:
Для улучшения взаимодействия детского сада и семьи мы разработали таблицу «Взаимодействие детского сада с семьями», где отмечали каждое достижение плюсиками.
Это: совместная деятельность родителей с детьми дома, в детском саду; участие родителей в конкурсах, в мероприятиях, в жизни группы и т. д. в течение каждого проекта.
В конце учебного года, мы подсчитывали плюсики у каждой семьи и поощряли родителей грамотами и благодарностями за активное участие.
- Так же для стимулирования детской активности в образовательном процессе и для проявления детьми таких качеств, как: инициативность, жизнерадостность, любопытство и стремление узнать новое, мы придумали «Солнышко с лучиками», где отмечали «цветочками» достижения детей в каждом проекте. В конце каждого проекта мы вместе с детьми подсчитываем «цветочки» и выводим результаты детской деятельности в течение проекта. Награждаем самых активных детей призами. (Солнышко находится в группе).
В дальнейшем, исходя из интересов родителей, за какие достижения сегодня получил «цветочек» его ребенок, мы решили изменить оформление достижений детей, прикрепляя записки с описание достижений.
В начале учебного года, с целью познания воспитательных возможностей семьи ребенка, мы использовали:
- Индивидуальные беседы. Мы убедились, что ничто не может заменить личное общение педагога с родителями.
Это получение максимально возможной информации:
- об актуальном состоянии и особенностях развития ребенка;
- Об особенностях и приоритетах семейного воспитания;
- О потребностях и запросах семьи в воспитании и развитии ребенка;
- О возможностях конструктивного участия семьи в работе детского сада.
- Анкетирование и опросы.
Это:
1. Форма изучения потребности семьи, их удовлетворенность этими потребностями;
2. Как и где можно вовлечь родителей исходя из их желаний и возможностей, в образовательную работу детского сада.
В течении учебного года мы включали следующие формы взаимодействия:
- День открытых дверей.
Это:
1. Привлечение родителей стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей, а не быть просто «зрителями» и «наблюдателями».
2. Чтобы родители больше могли узнать, чем занимается его ребенок, мы стали приглашать родителей, когда они свободны: поиграть, позаниматься с детьми, так как присутствие родителей идет во благо не только детям, но и самим родителям.
- Родительские собрания.
мы стараемся внести новые формы работы с родителями.
Это:
- Учесть потребности родителей;
- Помочь им понять сущность образования детей;
- Вызвать желание сотрудничать.
- Обеспечение родителей информацией.
1. В родительском уголке и на интернет - сайте детского сада размещали информацию, предоставляющую наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включая сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду, районе): о совместных проектах, конкурсах, акциях, выставках и т. д.
2. Информацию постоянно меняли по мере их устаревания.
3. Объявления для родителей начали писать от имени детей, которые высказывали свое мнение, желание, которые бы они хотели осуществить в ходе образовательной деятельности и записывали их высказывания, чтобы привлечь родителей в организационные моменты.
Приложение № 1
- Выборы совета родителей.
Мы выбрали такой состав совета родителей, чтобы сплотить родителей в одну команду для решения общих задач воспитания.
Приложение № 2
- Почта доверия.
Ящичек (коробочка), куда родители могли бы оставить записки со своими пожеланиями, задать вопросы, обращаться за информацией, предлагать свои идеи.
- Круглые столы.
1. С родителями проводятся беседы для подготовки или обмена
знаниями и умениями, чтобы взрослые могли поиграть, позаниматься вместе с детьми. Не стоит бояться отсутствия у родителей педагогического образования. Родители тоже переживают страх и неуверенность. И чтобы преодолеть этот барьер, мы должны делать все, чтобы родители при этом чувствовали себя комфортно – нужны круглые столы.
- Выставка семейных реликвий.
1. Педагоги знакомятся с культурой, историей, ценностями и особенностями семей и отдельных детей, с которыми они работают.
2. Предоставление возможности обмениваться значимыми для ребенка и его семьи вещами, материалами, ценностями.
- Проведение акций.
Акция – это действие, предпринимаемое для какой – либо цели. Инициаторами могут быть как сотрудники детского сада, так и семьи воспитанников
- Фотовыставки, газеты, журналы и т. д.
Они позволяют познакомить, презентовать актуальные вопросы общественной жизни, вопросы теории и практики воспитания и обучения, пропагандировать лучший опыт семьи, в доступной наглядной форме представить демонстрационный материал.
- Проведение мастер – классов.
Особая форма презентации специалистов своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители.
- Игры – встречи.
Совместное пребывание детей с родителями или другими членами семьи на таких мероприятиях, сближает, сплачивает коллектив детей, родителей и педагогов.
Уважаемые коллеги, посмотрите друг на друга и скажите, чем вы отличаетесь друг от друга?
Предполагаемы ответы:(индивидуальность, характер и. д.)
При строительстве отношений с членами семей воспитанников следует помнить, что заставить родителей быть активными участниками образовательного процесса, мы не можем.
Но, педагоги, учитывая отличия каждого человека, могут постараться пробудить такое желание, если помогут им почувствовать себя заботливыми родителями, если помогут поддерживать их действия и помогут поверить в то, что их присутствие в группе приносит огромную пользу.
- Пригласительные билеты от имени своих детей.
- Наблюдение своих детей на фоне их сверстников.
- Причастность к «общественной жизни» своих детей.
- Высокая оценка достижений своего ребенка, гордость за него.
- Глубокое понимание образовательного процесса, возможных сложностей, с которыми связано обучение.
- Применение родителями методов и приемов обучения в домашних условиях.
- Совместные прогулки и экскурсии
- Проявление себя в другой сфере деятельности.
Что можно сказать в итоге.
Ожидания родителей от дошкольного образования не возникают сами по себе, они социально формируются. В разные исторические периоды эти ожидания были разными. Система обучения дошкольников, возлагало тотальную ответственность на педагогов – специалистов за образование детей. Следствием этого являлось абсолютное доверие родителей к социальным институтам: «детский сад воспитает», «школа научит», «армия перевоспитает». И сколько бы усилий не предпринимали педагоги, чтобы убедить родителей в том, что детский сад призван содействовать становлению личности ребенка, обеспечивать психолого – педагогическую поддержку развития в его собственном темпе, представлять условия для игр и общения в сообществе сверстников, от педагога требуют, прежде всего, подготовки к школе.
Но социально – экономические, культурно – образовательные условия современного общества подвержены динамичным изменениям. И формируется поколение родителей, заинтересованных во всестороннем развитии личности ребенка, имеющие возможности и желание участвовать в его образовании, как условии успешности в будущем. Необходимы системные действия, направленные на изменения установок и взглядов, на участие семьи в образовании ребенка, на достижение желания у родителей, вносить свой вклад.
Ключевая задача состоит в том, чтобы практики, работающие в системе дошкольного образования, осознали и воплотили в жизнь, заложенную в Стандарте идеологию.
Спасибо за внимание.
Приложение № 1
Уважаемые взрослые!
Мы будем рады видеть вас 11 ноября в 16.30ч. в нашей группе, где покажут свое мастерство по проведению коми народных игр родители нашей группы.
Мы с удовольствием включим вас в наши игры и услышим ваши идеи, ответим на ваши вопросы.
Мы будем рады, если у вас возникнет желание самим поделиться своим мастерством.
Мы вас ждем! Ваши дочки и сыночки...
********
Уважаемые родители!
Наши дети решили для вас, дорогие мамочки, устроить праздник ко Дню Матери.
Нам очень нужно, чтобы вы помогли нам оформить вместе с нами стенд:
«Мамочка милая, мама моя».
Пожалуйста, спросите нас о том, что мы планируем делать, в чем нужна помощь.
Воспитатели и ваши дети.
*************
Дорогие мамы и папы!
Мы, ваши дети решили начать новый проект и узнать как можно больше о праздновании Нового года не только в нашей стране, но и в различных странах.
В нашей группе есть альбом, где мы уже начали собирать информацию о праздновании Нового года в различных странах.
Нам очень нужно все, что поможет больше узнать об этом:
- Вырезки из журналов;
- Фотографии или иллюстрации о праздновании нового года в других странах;
- Видеофильмы;
В нашей группе мало книжек про Новый год.
Давайте принесем в группу книги, в которых рассказывается о зиме, про новогодний праздник.
Мы будем рады, если у вас появится желание для участия в проекте; если вы предложите свои идеи по теме проекта.
- Поделитесь своими знаниями по проекту. Ваша помощь может оказаться не просто полезной, но и неоценимой.
- Привлекайте нас к активному, разнообразному участию в подготовке к празднику: вместе с нами сделайте подарки нашим близким; украсите дом к празднику и т. д..
- Учите вместе с нами стихи, песни, сценки к утреннику.
- Мы будем очень признательны, если вы приготовите костюмы для утренника (обратитесь к воспитателю).
Мы надеемся на вас. Ваши «котики», ваши «зайчики»…
******
Приложение № 2.
Совет родителей.
- Председатель: Демина Анастасия Николаевна.
- Секретарь: Пашнина Анастасия Эдуардовна.
- Фотокорреспондент:
Уляшева Анастасия Александровна.
- Отвечающие за материально-техническую и наглядно-дидактическую базы:
Карманова Дарья Алексеевна.
Плешева Надежда Сергеевна.
Пашнина Анастасия Михайловна.
- Сектор внимания:
Кипрушева Марина Александровна.
Игнатова Ольга Николаевна.
- Спортивный сектор:
Кулида Павел Владимирович.
Денисов Алексей Николаевич.
- Культурно массовый сектор:
Кулида Александра Михайловна.
- Редколлегия:
Макалюк Ольга Николаевна.
Игнатова Людмила Александровна.
- Казначей:
Калашникова Вера Ивановна.
Литература:
- Свободные ресурсы Интернета.
- Основная образовательная программа дошкольного образования.
"ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" под редакцией: Н. Е. Вераксы; Т. С. Комарова; М. А. Васильева. МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2016.
- Работа с родителями. Л. В. Михайлова – Сибирская. Москва «Просвещение» 2015.
- Воспитание и обучение в старшей группе детского сада.
О. А. Соломенникова. Москва МОЗАИКА – СИНТЕЗ 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников
Формы взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников.Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из главных условий развития личности ребенка. И для того чтоб привлечь семью к участию в ...
«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ».
Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Дети-инвалиды испытывают повышенную...
Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...
«Мастер-класс как форма взаимодействия педагогов с семьями воспитанников»
Уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим Вам рассказать как мы используем в своей работе с родителями всем известную форму – мастер-класс.Для вас всех не секрет, что единой целью всех мастер-классов ...
Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников. Доклад к выступлению на педагогическом совете ДОУ.
В материале обощен многолетний педагогический опыт взаимодействия с родителями воспитанников (традиционные и нетрадиционные формы)....
"Мастер-класс как эффективная форма взаимодействия с семьей"
Одной из важнейших задач педагога в рамках реализации ФГОС дошкольного образования является создание единого образовательного пространства: «Детский сад - семья».Общение педагогов с...