Викторина "Родной свой край люби и знай"
материал (подготовительная группа) на тему

Буханцова Елена Николаевна

Викторина "Родной свой край люби и знай"

Цель.

Обобщить и систематизировать представления детей о родном крае, достопримечательностях поселка, о растительном и животном мире родного края,  водоемах, воспитывать чувство гордости за свой родной край.

 

Ход занятия:

Заходят в зал под музыку «С песней весело шагать»

Здравствуй, солнце золотое (соединили перед собой раскрытые ладошки)

Здравствуй, небо голубое, (тянут руки вверх)

Здравствуй, вольный ветерок (качают из стороны в сторону руки)

Здравствуй, маленький дубок, (соединили руки, ладошки в стороны)

Здравствуй, утро, здравствуй, день (разводят руки в стороны)

Нам здороваться не лень! (показывают на себя и делают поклон)

Пусть это светлое, радостное настроение на весь день останется с нами.

            Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю. Путешествие пройдет в форме экологической викторины. Вы разделитесь на две команды. У каждой команды есть название.

1 команда «Синички

2 команда «Лесовички»

Правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правильный ответ оценивается жетоном.  После проведения викторины мы подсчитаем количество жетонов и определим победителя.

Звучит мелодия леса, пение птиц.

Воспитатель: Все мы - жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них животных, птиц. Леса являются «лёгкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг: какой прекрасный мир нас окружает. Леса, поля, реки, моря, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа! Она нас поит, кормит, одевает и взамен требует совсем немного - бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Некоторые красивейшие водоёмы превращаются в сточные канавы, пересыхают реки, задыхаются от мусора лес, исчезают редкие виды животных и растений. Хотите ли вы спасти свою планету? А знаете ли вы главные беды Земли? Но проблемы нужно не только знать, их необходимо решать. Я, ты, он, она, вместе мы - дети Земли. Земля наш общий дом, и её нужно охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука - экология.   Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, представьте, что вы находитесь на лесной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Давайте повторим лесные правила.

Дети отвечают.

1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.

2. Ветки дуба не ломай!

3. Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.

4. Из рогатки не стрелять.

5. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…

Воспитатель: Да, ребята, все верно. Ну что ж, начнем нашу викторину.

 

1 тур «Блиц – опрос»

1. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

2. Как называется «малая родина», в котором мы живем? (Чертково)

Это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.

3. Назвать улицу, на которой проживаешь?

4. Назовите, организации и предприятия нашего села, которые вы знаете?

2 тур «Лес полон сказок и чудес»

— Как вы понимаете, что такое лес?

—  Какие деревья растут в наших лесах?

— Зачем люди ходят в лес?

—  Как надо относиться к лесным обитателям?

—  Почему нельзя в лесу шуметь?

— Сок какого дерева очень полезен людям?

—  Какую пользу приносит лес людям?

Вопросы о деревьях:

1. Какие деревья растут в лесу? (берёза, ель, сосна, осинка)

2. Какое дерево является символом нашей Родины (берёза)

3.Узнай дерево:

-Это дерево веселое и нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листочками, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят в зимнее время посещать его разные птицы: снегири, свиристели, тетерева, глухари, дрозды. (Рябина.)

– Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о нем сложено, сколько стихов написано! Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, она всегда вызывает восхищение и радость. А мелкую пернатую братию привлекают сережки с семенами. (Береза.)

– Каждый, кто проходит весной мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых душистых цветков. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен: он очищает воздух от микробов. (Черемуха.)

– Это дерево легко узнать зимой по стволу почти черного цвета. Его плоды – круглые орешки – висят на ветках почти до весны. А в начале лета зацветает оно душистыми желтыми цветками. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчелы делают из ароматного сока вкусный, целебный мед. (Липа.)

– Называют его могучим лесным богатырем: даже в сильные ураганы он крепко «сидит» в земле. Древесина его – прекрасный строительный материал; из коры изготавливают лекарства, плодами любят лакомиться кабаны, сойки и другая лесная живность. (Дуб.)

 

4.Загадки:

Прямо в небо рвутся, ввысь;           Осень тихая настанет,

Ты внимательно всмотрись:            Дивным дерево то станет:      

Не березы, не осинки,                      Листья-звезды яркие,

Нет листочков, есть хвоинки.           Золотые, жаркие. (клен)

                             (ели)                                                                                                                                

  

Не береза, не сосна                        Летом цветёт, зимой греет,

В тишине стоит она.                        Настанет весна – потечёт слеза.

 Но лишь ветер пробежит                                                             (берёза) 

 Вся листва на ней дрожит. (осина)            

 

Весной зеленела, летом загорела,                      Он качает пышной кроной,

Осенью красные кораллы надела.                       Шелестит листвой зелёной.

 (рябина)                                                                  Погляди, среди ветвей,

                                                                                 Сколько спеет желудей.  (дуб)

 

3 тур. Какие животные и птицы  живут в наших лесах?

Разминка. Блиц-опрос:

-Что делает ёж зимой? (спит)

- Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? (белка)

-Лось теряет рога каждую зиму? (да)

- Ястреб хищная птица? (да)

-Кукушка хорошая мама? (нет)

- Страус самая большая птица на земле? (да)

-Ёж ест грибы? (нет)

- Камень относится к живой природе(нет)

-Кувшинка растет в лесу? (нет)

- Клёст выводит птенцов зимой? (да).

 

Загадки:

Куцехвостик, длинноушка,                                      На спине его иголки,           

На пеньке ты как игрушка.                                      Удивительно как колки,

Лапки ты свои поджал...                                          Их руками не возьмёшь,

От лисички убежал? (заяц)                                      Потому что это…(ёж)

Я хозяин леса строгий,                          Стройный, быстрый, рога ветвисты

Спать люблю зимой в берлоге.            Пасётся весь день, кто это?.....(олень)

И всю зиму напролёт

Сниться мне душистый мёд.                                    Юркий, маленький зверёк,

Страшно я могу реветь,                                            По деревьям прыг да скок.                                  

Кто же я, скажи?.....(медведь)                                                              (белка)

                                                                  Разбойник он серый, нет ему веры.

                                                                   Всё клыками щёлк, кто же это?....

                                                                                                                 (волк)

 

 

Физкультурная пауза:

Мы идем во лесок,
Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,
Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно – 
Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)

Мы попрыгаем немножко
По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,
Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)

Будем медленно идти – 
Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,
Во дремучий во лесок. [1] (Ходьба.)

4 тур. Поговорим о птицах.

Загадки про птиц

Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный (дятел)

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками в болото (аист)

Непоседа пёстрая,

птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

самая болтливая.

Верещунья белобока,

а зовут её. (сорока)

Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

Непоседа пёстрая,                                                Всё вертится, суетится,

Птица длиннохвостая,                                          Её на месте не сидится,

Птица говорливая,                                                 Это бойкая …(синица)

Чернокрылый, красногрудый,                              На одной ноге стоит,

И зимой найдёт приют,                                         В воду пристально глядит.

Не боится он простуды                                        Тычет клювом наугад -

С первым снегом тут как тут.                               Ищет в речке лягушат 

                                        (снегирь)                                               ( цапля)

   

Спереди шильце, сзади – вильце,              Угадайте, что за птица,

Сверху – чёрное суконце,                            Света яркого боится,

Снизу -  белое полотенце.                           Клюв – крючком, глаза - пятачком

              ( ласточка)                                      Ушастая голова, это …(сова)

 

5 тур. Вода и водоемы.

Воспитатель:

Обычно о воде, особенно о пресной, не задумываются тогда, когда её много. Монгольская пословица гласит: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник». И ведь, действительно, мы не слишком-то бережем воду, иногда плохо закрываем водопроводный кран. А ведь из неплотно закрытого крана за сутки вытекает 15 литров воды!
Вот как об этом написал поэт С. Я. Маршак: 

Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума – 
По домам пошла сама!

А бывало, с перезвоном
К берегам её зелёным
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко,
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!

А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей – 
Шевельнул одной рукой – 
И вода бежит рекой!

Бережливым будь с водой!
Шевельни опять рукой.
И как только воду взял,
Хорошенько кран закрой!

Вопросы:

1. Кто живет в воде? (Рыбы, раки, пиявки, лягушки и т.д.)

2. Какие бывают водоемы ?(река, озеро, море, океан)

3.Как надо беречь воду? (не бросать мусор в воду, закрывать краны водопровода…)
4. Какая рыба исполняла желания Емели? (Щука, «По щучьему велению»)
5. Как зовут одного из героев мультфильма «Лунтик и его друзья», который следит за порядком в пруду? (Пескарь Иванович)
6. Какая рыбка исполняла желания старухи в одной из сказок Александра Сергеевича Пушкина? (Золотая рыбка, «Сказка о рыбаке и рыбке»)
7. Героиня какой сказки Андерсена жила в море, а мечтала жить на берегу? («Русалочка»)
8. В какой русской народной сказке главный герой не послушался сестры, и вода его наказала? (Иванушка выпил воды из копытца и превратился в козлёночка; «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)

Воспитатель:

Все, что "нужно год от года

Нам дает сама природа.

И поэтому все мы

Жить не можем без воды.

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек,

Так давайте сбережем

Наш - земной природный дом!

 

Подведение итогов. Давайте будем помнить, что наша планета-это общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или зверь. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям!

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doc2.docx201.67 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\DSC00285.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий совместной деятельности с родителями на тему:"Родной свой край люби и знай".

Работая с ребятами старшей группы по теме "Моя малая Родина"  поняла , что ребята плохо знают свой посёлок,свой родной край.Из бесед с детьми и родителями поняла , что их знания достаточно скудны...

конспект "Родной свой край люби и знай"

В конспекте говорится о том, как дети знакомятся с историей города Саратова. Учатся узнавать и называть достопримечательности города на иллюстрациях....

Проектная деятельность "Родной свой край, люби и знай"

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, з...

познавательное занятие "Свой край люби и знай"

Знакомство с родным краем, историей его рождения, богатствами Ненецкого автономного округа, с достопримечательностями и др. одна из главных задач формирования любви к малой Родине....

Конспект занятия по нравственному воспитанию для детей старшей группы. Тема занятия: "Родной свой край люби и знай"

Конспект занятия по нравственному   воспитанию для детей старшей группыТема занятия: "Родной свой край люби и знай".Составила: педагог дополнительного образования Булатова И.Н.МАДОУ МО...

Система деятельности по воспитанию дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края. Тема: «Родной свой край люби и знай»

Данный материал направлен на знакомство  детей со своим родным, Донским краем, в старшей группе детского сада.Цель моей деятельности – воспитание у детей патриотических чувств, любви и...

Дополнительная Программа по ознакомлению детей с историй родного края «Родной свой край люби и знай!»

Формирование интегративных качеств  у детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет) в процессе приобщения к  культуре и  традициям разных  народов Оренбуржья....