Сообщение из опыта работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет"
консультация на тему
Сообщение из опыта работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty_po_teme_sotsialno-kommunikativnoe_razvitie_detey.docx | 24.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Дюймовочка»
Социально-коммуникативному развитию детей второй группы раннего возраста посредством речевой деятельности
(сообщение из опыта работы)
Автор-составитель:
Воспитатель Бузина О.Б.
Моршанск 2018г.
Работа по социально-коммуникативному развитию детей второй группы раннего возраста посредством речевой деятельности
(сообщение из опыта работы)
Хочу поделиться опытом работы по социально-коммуникативному развитию с детьми второй группы раннего возраста, так как считаю очень важным вести работу в этой области в период раннего возраста.
Ребенок поступает в дошкольное учреждение из семьи. Семья – это первая ступень социализации. Мама, папа и другие ближайшие родственники в неназидательной форме уже дали ребенку азы взаимодействия с социумом, они приобщили его к элементарным социальным нормам и правилам поведения.
Придя в д/с, ребенок вступает в следующую, более высокую ступень социализации, где будет делать свои еще не уверенные шаги в сторону более сложных отношений между сверстниками и воспитателями. И моя задача не упустить это момент, а помочь ребенку самому находить правильные пути решения.
Работу по социально коммуникативному-развитию я начала с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе:
-оборудован игровой уголок, где можно развернуть сюжетно-ролевые игры. В течение года постепенно добавлялись новые атрибуты.
-оборудован «Цент театра», изготовлены шапочки-маски сказочных персонажей, различные виды театра, «Уголок ряженья»,
-подобрали и изготовили дидактические игры, направленные на ознакомление с эмоциональным состоянием и состояниями и настроениями персонажей.
-в книжном уголке были подобраны книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение.
-созданы альбомы с изображением различных поступков.
-уголок ПДД.
-уголок настроения, создан для того, чтобы родители имели возможность следить за эмоциональным состоянием ребенка (приходя в д/с, дети рассказывают о своем настроении, прикрепляют свою фотографию к солнышку или тучке).
Итак, общение с детьми происходит в течении всего дня. Я стараюсь поддерживать каждое инициативное обращение ребёнка к воспитателю, потребность и желание ребёнка говорить. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения детей со сверстниками. Совместные игры всё больше и больше привлекают детей. Я учу их, как обратиться к другому ребёнку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, никого не обижать.
Общение в игровой деятельности
Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает важное место. В игре дошкольник обучается, развивается и воспитывается.
Я активно включаю в совместную деятельность разнообразные виды игр:
-дидактические,
-сюжетно-ролевые,
-подвижные,
которые способствуют развитию социально-коммуникативных навыков у детей. Игры доставляют детям не только удовольствие и радость, но и учат быть добрыми, внимательными, всесторонне развивают и воспитывают. Они хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий. Мы проводим их как в помещении, так и на участке. Любимыми сюжетно-ролевыми играми для детей моей группы стали «Семья».
Общение в режимных моментах
Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя.
Использую следующие приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников.
- Читательский день (один раз в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читаем ее),
- День любимой игрушки – когда один раз в неделю разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней.
-Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:
- Звоню в колокольчик перед началом каждого занятия;
- Стучу в бубен, когда надо идти на зарядку;
- Говорю фразу, обозначающая о том, что начинается интересная игра («Я ребят своих зову в интересную игру»).
Наблюдаем ,
«Что делает помощник воспитателя»,
«Накрываем на стол» (общение в ходе подготовки к завтраку),
«Что сначала, что потом»,
«Я умею одеваться».
Обязательно речевое общение перед едой. Я говорю детям, как называется блюдо, кто его приготовил, что это очень вкусно. Иногда дети спрашивают это сами. Настраиваю ребят на то, чтобы они всё съедали, а то мама расстроится. Потом они часто говорят друг другу за столом эти слова: «Кушай всё, а то мамочка расстроится».
Словарная работа во время умывания осуществляется во время непосредственных действий с водой и мылом. У нас было занятие «Купание куклы Кати», на котором мы знакомились со всеми предметами для умывания, и я прочитала детям стихотворные строчки «будет мыло пениться, грязь куда-то денется», которые потом часто повторяла при умывании детей. Теперь, когда дети мылят руки, им нравится повторять эти слова. После мытья держат руки над ванной, чтобы я обливала, говорят «будем закаляться», очень любят говорить при этом слова «холодную водичку льём на нашу птичку».
Важным этапом социализации ребенка явл. формирование КГН. Приобщаясь к нормам поведения , ребенок входит в мир взрослых. Для положительного отношения малыша к КГН в своей работе использую игровые обучающие ситуации с потешками. Например, Зайка показывает, как правильно намыливать руки, тереть их друг о друга, вытирать полотенцем, сказочный герой дает установку на то, что все получится. Зайка предлагает поучаствовать детям в игре – занятии.
Занятие «Купание куклы Кати», на котором дети знакомились со всеми предметами умывания.
Общение в ходе прогулки
Во время одевания детей на прогулку формируются не только навыки одевания, но и происходит речевое общение с детьми. Я учу детей обращаться за помощью, излагая просьбу в словах, спрашивая: «Что ты хочешь? Чем тебе помочь? Что мне сделать для тебя?». В ответ дети просят: «Застегните! Помогите снять куртку! Достаньте шапку!» и т. д. Учу детей благодарить за помощь, говорить «спасибо». Спрашиваю детей о последовательности одевания, стараюсь похвалить каждого, кто одевается самостоятельно или кто старается, но не получается.
Где же малыши сталкиваются с трудностями общения? Конечно на прогулке. Как собраться на улицу, не мешая другим? Как всем вместе спуститься по лестнице? Как поделить игрушки или место в песочнице?
Собираясь на прогулку, мы беседуем о правилах поведения , гуляя на участке, мы наблюдаем за старшими ребятами ( учимся на положительных или отрицательных примерах). Выполняем посильные трудовые действия.
- «Мы кормим птиц»
- «Покажем тигренку участок»
-«Собираемся гулять»
- «Мы лепим снеговика»
- «Мы играем со снегом»
Общение в ходе самостоятельной деятельности
Больше возможности для общения предоставляют самостоятельные игры детей. Здесь создаются самые разнообразные ситуации, способствующие обращениям детей к воспитателю. Особое внимание уделяю играм детей с куклами, воспитанию доброго и заботливого отношения к ним, как к маленьким детям («Искупаем куклу», «Напоим куклу чаем», «Сварим кукле обед», «Кукла заболела, её надо лечить», «Покажем кукле картинки»). При этом даю детям речевые упражнения: «Что можно гладить? Что мы стираем? Что можно варить в кастрюле, жарить на сковороде? Что можно пить из чашки?». Этот момент игры детям очень близок и знаком. Они вспоминают и активно рассказывают впечатлительные моменты из семейной жизни.
. Решаем следующие задачи:
- формируем умение играть рядом, не мешая друг другу, не ссорясь:
«Собираем пирамидку»(обогащается словарь детей прилагательными
«Мы играем в театр» (обогащать словарь детей сущ., обоз. Названия животных)
«Веселый паровозик»
«Покажи книжку» (Учить ориентироваться в помещении, приучать слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию)
Мирилка
С помощью которой дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения , учатся общению , не всегда гладко и мирно, но это путь общения.
Также общение с детьми происходит на занятиях по развитию речи. Первый приём общения – вопросы: предметные — «Кто это? Что это?», действенные — «Что делает? Во что одет? Что везёт? », качественные «Какой? Какая? Какого цвета, размера?» и т. д. Второй приём – договаривание слов в знакомых сказках, при заучивании стихов. Третий приём общения — в игре. Например, собирая куклу Машу на прогулку спрашиваю у детей: «Что она надела?» Или готовим Мишке-топтыжке обед и зовём его за стол, а я задаю вопрос: «Что Мишутке надо сделать перед обедом?». Четвёртый приём – поручения, требующие от ребёнка ответа. Например: «Я собрал игрушки! Я принесла книжку!»
Работа с родителями
Чтобы моя работа по социально-коммуникативному развитию была эффективной, я привлекала и родителей. Чтобы привлечь их интерес к социально-коммуникативному развитию использовала различные формы работы:
-Консультация «Влияние семьи на формирование поведения ребенка».
-Беседы.
- Совместные родительские собрания. («Учебно-воспитательный процесс в Доу, «Путешествие в страну Сенсорию»).
-Участие родителей в конкурсах (муниципальных, всероссийских).
-Стенд-гармошка «Трудности общения в дошкольном возрасте»
-Рекомендации «Как пробудить в ребенке желание общаться».
Практикую в своей работе:
- Неделя добрых дел –такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями.
- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи – это важный момент в построении взаимоотношений между родителем и ребенком.
- Родительский день ( в течение дня родители могут посетить любое занятие или режимный момент, проводимый в Доу. Родители могли посмотреть чем живут их дети в д/с, принять участие в занятии, посмотреть условия развития своего ребенка, поиграть с ним.
Мы каждый день вместе с детьми понемногу учимся жить в нашем сложном обществе. Только прислушиваясь к детям, наблюдая за ними в игре, я нахожу идеи, как помочь им легко влиться в социум.
В своей работе на будущее, я постараюсь, чтобы доброе начало, тот фундамент, который мы построим с детьми в младшей группе, укреплялся и по кирпичику дошел до своей вершины.
Свое сообщение хочу закончить словами известного педагога Песталоцци «Чтобы изменить людей их надо любить».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"
Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...
Сообщение из опыта работы "Роль прогулки в развитии основных движений детей"
Работа с детьми по физическому воспитанию на прогулке в нашем ДОУ....
Сообщение из опыта работы на тему: Физическое развитие и оздоравливание детей младшего дошкольного возраста
Всестороннее воспитание, охрана и физическое развитие подрастающего поколения - дело огромной государственной важности....
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....
Сообщение из опыта работы на тему: "Технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста"
Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения. Основная ф...
Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...
Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»
Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...