Сообщение из опыта работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет"
консультация на тему

Бузина Оксана Борисовна

Сообщение из опыта работы по теме "Социально-коммуникативное развитие детей 2-3 лет"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №3 «Дюймовочка»

Социально-коммуникативному развитию детей второй группы раннего возраста посредством речевой деятельности

(сообщение из опыта работы)

Автор-составитель:

Воспитатель Бузина О.Б.

Моршанск 2018г.

Работа по социально-коммуникативному развитию детей второй группы раннего возраста посредством речевой деятельности

(сообщение из опыта работы)

     Хочу поделиться опытом работы по социально-коммуникативному развитию с детьми второй группы раннего возраста, так как считаю очень важным вести работу в этой области в период раннего возраста.

Ребенок поступает в дошкольное учреждение из семьи. Семья – это первая ступень социализации. Мама, папа и другие ближайшие родственники в неназидательной форме уже дали ребенку азы взаимодействия с социумом, они приобщили его к элементарным социальным нормам и правилам поведения.

     Придя в д/с, ребенок вступает в следующую, более высокую ступень социализации, где будет делать свои еще не уверенные шаги в сторону более сложных отношений между сверстниками и воспитателями. И моя задача не упустить это  момент, а помочь ребенку самому находить правильные пути решения.

Работу по социально коммуникативному-развитию я начала с создания развивающей предметно-пространственной среды в группе:

-оборудован игровой уголок, где можно развернуть сюжетно-ролевые игры. В течение года постепенно добавлялись новые атрибуты.

-оборудован «Цент театра», изготовлены шапочки-маски сказочных персонажей, различные виды театра, «Уголок ряженья»,

-подобрали и изготовили дидактические игры, направленные на ознакомление с эмоциональным состоянием и состояниями и настроениями персонажей.

-в книжном уголке были подобраны книги нравственного содержания, с яркими иллюстрациями, на которых персонажи отображают различные эмоции и настроение.

-созданы альбомы с изображением различных поступков.

-уголок ПДД.

-уголок настроения, создан для того, чтобы родители имели возможность следить за эмоциональным состоянием ребенка (приходя в д/с, дети рассказывают о своем настроении, прикрепляют свою фотографию к солнышку или тучке).

       Итак, общение с детьми происходит в течении всего дня. Я стараюсь поддерживать каждое инициативное обращение ребёнка к воспитателю, потребность и желание ребёнка говорить. На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения детей со сверстниками. Совместные игры всё больше и больше привлекают детей. Я учу их, как обратиться к другому ребёнку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, никого не обижать.

Общение в игровой деятельности

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена разными видами деятельности, среди которых игра занимает важное место. В игре дошкольник обучается, развивается и воспитывается.

Я активно включаю  в совместную деятельность разнообразные виды игр:

-дидактические,

-сюжетно-ролевые,

-подвижные,

которые способствуют развитию социально-коммуникативных навыков у детей. Игры доставляют детям не только удовольствие и радость, но и учат быть добрыми, внимательными, всесторонне развивают и воспитывают. Они хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий. Мы проводим их как в помещении, так и на участке. Любимыми сюжетно-ролевыми играми для детей моей группы стали «Семья».

Общение в режимных моментах

    Режим дня оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольником социальных норм: он учится подчиняться общим правилам, выполнять просьбы и поручения воспитателя.

     Использую следующие приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников.

- Читательский день (один раз в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу и все вместе читаем ее),

- День любимой игрушки – когда один раз в неделю разрешается приносить любимую игрушку из дома и рассказывать о ней.

-Условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

  • Звоню в колокольчик перед началом каждого занятия;
  • Стучу в бубен, когда надо идти на зарядку;
  • Говорю фразу, обозначающая о том, что начинается интересная игра («Я ребят своих зову в интересную игру»).

Наблюдаем ,

 «Что делает помощник воспитателя»,

 «Накрываем на стол» (общение в ходе подготовки к завтраку),

 «Что сначала, что потом»,

 «Я умею одеваться».

Обязательно речевое общение перед едой. Я говорю детям, как называется блюдо, кто его приготовил, что это очень вкусно. Иногда дети спрашивают это сами. Настраиваю ребят на то, чтобы они всё съедали, а то мама расстроится. Потом они часто говорят друг другу за столом эти слова: «Кушай всё, а то мамочка расстроится».

Словарная работа во время умывания осуществляется во время непосредственных действий с водой и мылом. У нас было занятие «Купание куклы Кати», на котором мы знакомились со всеми предметами для умывания, и я прочитала детям стихотворные строчки «будет мыло пениться, грязь куда-то денется», которые потом часто повторяла при умывании детей. Теперь, когда дети мылят руки, им нравится повторять эти слова. После мытья держат руки над ванной, чтобы я обливала, говорят «будем закаляться», очень любят говорить при этом слова «холодную водичку льём на нашу птичку».

       Важным этапом социализации ребенка явл. формирование КГН. Приобщаясь к нормам поведения , ребенок входит в мир взрослых. Для положительного отношения малыша к КГН в своей работе использую игровые обучающие ситуации с потешками. Например, Зайка показывает, как правильно намыливать руки, тереть их друг о друга, вытирать полотенцем, сказочный герой дает установку на то, что все получится. Зайка предлагает поучаствовать детям в игре – занятии.

Занятие «Купание куклы Кати», на котором дети знакомились со всеми предметами умывания.

                                         Общение в ходе прогулки

Во время одевания детей на прогулку формируются не только навыки одевания, но и происходит речевое общение с детьми. Я учу детей обращаться за помощью, излагая просьбу в словах, спрашивая: «Что ты хочешь? Чем тебе помочь? Что мне сделать для тебя?». В ответ дети просят: «Застегните! Помогите снять куртку! Достаньте шапку!» и т. д. Учу детей благодарить за помощь, говорить «спасибо». Спрашиваю детей о последовательности одевания, стараюсь похвалить каждого, кто одевается самостоятельно или кто старается, но не получается.

Где же малыши сталкиваются с трудностями общения? Конечно на прогулке. Как собраться на улицу, не мешая другим? Как всем вместе спуститься по лестнице? Как поделить игрушки или место в песочнице?

Собираясь на прогулку, мы беседуем о правилах поведения , гуляя на участке, мы наблюдаем за старшими ребятами ( учимся на положительных или отрицательных примерах). Выполняем посильные трудовые действия.

- «Мы кормим птиц»

- «Покажем тигренку участок»

-«Собираемся гулять»

- «Мы лепим снеговика»

- «Мы играем со снегом»

Общение в ходе самостоятельной деятельности

Больше возможности для общения предоставляют самостоятельные игры детей. Здесь создаются самые разнообразные ситуации, способствующие обращениям детей к воспитателю. Особое внимание уделяю играм детей с куклами, воспитанию доброго и заботливого отношения к ним, как к маленьким детям («Искупаем куклу», «Напоим куклу чаем», «Сварим кукле обед», «Кукла заболела, её надо лечить», «Покажем кукле картинки»). При этом даю детям речевые упражнения: «Что можно гладить? Что мы стираем? Что можно варить в кастрюле, жарить на сковороде? Что можно пить из чашки?». Этот момент игры детям очень близок и знаком. Они вспоминают и активно рассказывают впечатлительные моменты из семейной жизни.

. Решаем следующие  задачи:

- формируем умение играть рядом, не мешая друг другу, не ссорясь:

«Собираем пирамидку»(обогащается словарь детей прилагательными

«Мы играем в театр» (обогащать словарь детей сущ., обоз. Названия животных)

«Веселый паровозик»

«Покажи книжку» (Учить ориентироваться в помещении, приучать слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию)

Мирилка

С помощью которой дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения , учатся общению , не всегда гладко и мирно, но это путь общения.

       Также общение с детьми происходит на занятиях по развитию речи. Первый приём общения – вопросы: предметные — «Кто это? Что это?», действенные — «Что делает? Во что одет? Что везёт? », качественные «Какой? Какая? Какого цвета, размера?» и т. д. Второй приём – договаривание слов в знакомых сказках, при заучивании стихов. Третий приём общения — в игре. Например, собирая куклу Машу на прогулку спрашиваю у детей: «Что она надела?» Или готовим Мишке-топтыжке обед и зовём его за стол, а я задаю вопрос: «Что Мишутке надо сделать перед обедом?». Четвёртый приём – поручения, требующие от ребёнка ответа. Например: «Я собрал игрушки! Я принесла книжку!»

Работа с  родителями

    Чтобы моя работа по социально-коммуникативному развитию была эффективной, я привлекала и родителей. Чтобы привлечь их интерес к социально-коммуникативному развитию использовала различные формы работы:

-Консультация «Влияние семьи на формирование поведения ребенка».

-Беседы.

- Совместные родительские собрания. («Учебно-воспитательный процесс в Доу, «Путешествие в страну Сенсорию»).

-Участие родителей в конкурсах (муниципальных, всероссийских).

-Стенд-гармошка «Трудности общения в дошкольном возрасте»

-Рекомендации «Как пробудить в ребенке желание общаться».

Практикую в своей работе:

- Неделя добрых дел –такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателями и родителями.

- Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи – это важный момент в построении взаимоотношений между родителем и ребенком.

- Родительский день ( в течение дня родители могут посетить любое занятие или режимный момент, проводимый в Доу. Родители могли посмотреть чем живут их дети в д/с, принять участие в занятии, посмотреть условия развития своего ребенка, поиграть с ним.

       Мы каждый день вместе с детьми понемногу учимся жить в нашем сложном обществе. Только прислушиваясь к детям, наблюдая за ними в игре, я нахожу идеи, как помочь им легко влиться в социум.

В своей работе на будущее, я постараюсь, чтобы доброе начало, тот фундамент, который мы построим с детьми в младшей группе, укреплялся и по кирпичику дошел до своей вершины.

     Свое сообщение хочу закончить словами известного педагога Песталоцци «Чтобы изменить людей их надо любить».

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Коллекционирование как способ развития познавательной активности старших дошкольников"

Коллекционирование имеет огромные возможности для развития детей. Оно расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопле...

Сообщение из опыта работы "Роль прогулки в развитии основных движений детей"

Работа с детьми по физическому воспитанию на прогулке в нашем ДОУ....

Сообщение из опыта работы на тему: Физическое развитие и оздоравливание детей младшего дошкольного возраста

Всестороннее воспитание, охрана и физическое развитие подрастающего поколения - дело огромной государственной важности....

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»

Сообщение из опыта работы. Тема: «Инновационные технологии развития и изобразительного творчества детей младшего и среднего дошкольного возраста»....

Сообщение из опыта работы на тему: "Технологии развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста"

Ведущей задачей развития речи дошкольников является становление связной речи детей. В связной речи достигается единство содержания мысли и ее выражения.   Основная ф...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы» от 19.02.2020г.

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Поэтому решение задачи  преемственности дошкольного и начального уровней образования относится к числу ...

Выступление на Городском фестивале инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством "Театра в чемоданчике»

Выступление на Городском фестивале  инновационных педагогических практик с сообщением из опыта работы на тему «Речевое развитие и социальная адаптация детей раннего возраста, посредством &q...