Доклад "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
консультация по теме
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_muzyki_v_patrioticheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 21.07 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие, дорогие каждому образы: мать и отец, родные места, речь, музыка, история…
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому работая по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников», серьезное внимание уделила использованию в жизни дошколят синтеза искусств, для раскрытия способностей каждого ребенка и самореализации его творческого потенциала.
Осознание значимости проблемы воспитания у детей дошкольного возраста чувства патриотизма, позволило организовать работу в ДОУ на более высоком уровне. Планирование по данной теме проходит при тесном взаимодействие со всеми педагогами ДОУ. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т.д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилении усвоения предложенного материала.
Организуя работу по данной теме, в начале года провела диагностику детей по музыкальному воспитанию. Результаты таковы (по старшему дошкольному возрасту):
- Часть детей активна только в некоторых видах (театральное искусство, пение) музыкальной деятельности (75 %).
- Некоторые дети плохо ориентируются в пространстве, перестроении, не реагируют на музыку патриотического характера (9,9 %).
- Есть дети, которые застенчивы, малоактивны на концертах, вечерах досугах, развлечениях (16,1 %).
Наметила задачи:
- Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
- Побуждать детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение.
- Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
Система работы по теме «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников» представлена через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников, которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей и ознакомление их с художественной литературой. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Это фольклор, природа, искусство, сказка, человек.
Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего учреждения знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познаватеьной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетённые в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.
В нашем ДОУ организован музей русского быта «Горница», где педагоги, совместно с родителями постарались воссоздать маленький кусочек старины – ведь родная культура, как мать и отец, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, рождающим личность. Оформленный каталог аудио- и СD- записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра, способствует воспитанию чувства восхищения, гордости за свой народ, свою страну. Таким образом, постепенно даются понятия: “народная музыка”, “оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Использование на народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение русской народной музыки.
Так искусство, в том числе и народное, включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды.
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц « Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл«карнавал животных»Сен-Санс . Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П.Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы заканчиваем тематическим праздником или развлечением. Уже стало традицией нашего детского сада проводить “Праздник Осени”, «Проводы Зимы», «Весенние забавы». Этих праздников ждут с нетерпением не только дети, но и все педагоги.
Традиционными стали «встречи» детей с музыкой русских композиторов М.И.Глинки, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и других не только на музыкальных занятиях, но и вне их.
В нашем детском саду сложилась определенная система по ознакомлению детей с родным краем с учетом окружающей социальной жизни и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка. Это дом, детский сад, улица, исторический и современный город; Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы «возвращаются» вновь увиденным кадрам.
Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др., а также посещение пожарной части ребятами старшего дошкольного возраста, где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательство сопровождается музыкой.
Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить сове отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребёнка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках клуба «Радужка» «Весенние посиделки», «Где солнышко», «Осенины на Руси», дети очень ярко и эмоционально выражают своё доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра мы пробуждаем у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.
В настоящее время всё шире и активнее применяют педагоги компьютерные технологии, которые соответствуют качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает интеллектуальную деятельность. В своей работе активно применяю на занятиях новое музыкальное оборудование – синтезатор, использую разнообразные технические средства – музыкальный центр, DVD-проигрыватель, мультимедийное оборудование. Дети знакомятся слайд-презентациями, слайд-шоу, фотографиями, видеофильмами «Времена года», «День Победы», «Животные мира» и другие, которые в сочетании с музыкальным сопровождением доставляет детям огромную радость, восторг, вызывает эмоционально-положительный отклик в их душах.
Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями в ДОУ: «День защитника Отечества», «День защиты детей» и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества «Великий праздник День Победы».
В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему его миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей по теме: "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"...
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
Консультация...
«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении ...
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребе...
Музыка в патриотическом воспитании дошкольников
Доклад : "Музыка в патриотическом воспитании дошкольников"...
Методическая разработка "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоени...