Методическая разработка "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
методическая разработка по музыке
Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение отечественной и народной культуры и дети должны знать культуру, традиции, обычаи своей страны. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Эти истины на протяжении веков проверены на практике личной жизни.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для привития культурных традиций, дети, как губки, впитывают в себя то, что видят вокруг, берут на себя модель поведения образа жизни взрослых. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом маленьком возрасте – это самый естественный способ гражданского и нравственно-патриотического воспитания чувства любви к семье, Отечеству.
Мы уже в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, а вот терпение, доброта, щедрость и милосердие, стремление к духовности – все это всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия. Для маленького человека самым любимым патриотом станет его мама, затем семья, которая дарит свою любовь, которая закладывает первые ростки личности. Именно патриотическая направленность воспитания всегда была отличительной чертой нашей отечественной педагогической науки и практики, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны с жизненной установкой служить Отечеству, как одной из важнейших.
При этом необходимо углубление и систематическая работа по воспитанию патриота посредством музыкально-образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 220.12 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Тема: «Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»
Выполнила:
Музыкальный руководитель высшей категории
Глинская Н.Н.
г. Москва, 2020 г.
Содержание
1. Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников
2. Цели и задачи по формированию нравственно-патриотического чувства в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
- Предварительная работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста:
- Ознакомление с опытом работы ведущих педагогов
- Перспективное планирование работы участников непосредственно образовательной деятельности
- Материальное и техническое обеспечение
- Материалы для продуктивной деятельности
- Учебно-методическое обеспечение
- Опыт работы по теме «Непосредственно образовательная деятельность по формированию патриотического чувства в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
- Работа с родителями
- Практическая работа: выступление детей подготовительной группы по теме «Формирование патриотических чувств в музыкальном воспитании дошкольников» -
- танец «Ой, при лужку»;
- песня «Казачата»;
- музыкально-литературная композиция «В землянке», «С дедом на парад»;
- музыкально-литературная композиция «Ах, эти тучи».
- Заключение
- Список литературы
Приложения: анкеты для родителей, музыкальных руководителей.
1. Актуальность проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
К. М. Симонов
Проблема нравственно-патриотического воспитания дошкольников обсуждается сегодня все чаще. Актуальна ли сегодня эта проблема?
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтому главная задача – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и гражданином своей страны, воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Воспитание чувств ребенка, в том числе и патриотических, с первых лет жизни является важной задачей. Ребенок не рождается добрым или злым, нравственным или безнравственным. Какие качества разовьются у ребенка, зависит от родителей и окружающих его взрослых. От того, какими впечатлениями и знаниями его обогатят.
Академик Д. С. Лихачёв пишет «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к своей Родине. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время. Когда старые идеалы утрачены, а новые не имеют четких очертаний нам, педагогам, особенно необходимо сделать акцент на на воспитание и формирование патриотических чувств у дошкольников.
Дошкольный период – наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, для которого характерны наибольшая обучаемость, податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений, детские образы восприятия очень яркие и сильные и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.
Потому-то всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и связывают маленького человека со своим народом, со всей страной. Потому настоящих патриотов своей Родины лучше всего воспитывать с детства. И этот процесс формируется с дошкольного возраста воспитанием любви к своей Родине.
В нашем дошкольном учреждении патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Большую роль в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников играют праздники и развлечения в детском саду и в целом музыкальное воспитание. Через музыкальные занятия, праздники мы воспитываем любовь к своей стране, к родному дому, детскому саду, родной улице, к своему городу, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет и помогает окружающая атмосфера. Помимо этого формирование таких качеств как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе постоянно осуществляется на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования» - сказал Аристотель. Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и возрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому, к семье, истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких – тех, кого называют соотечественниками.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и быта человека, находящегося в рамках конкретной социальной культуры. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде и культуре своей страны, к быту своего народа и поэтому базой для формирования патриотических чувств являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. А музыка способна воздействовать на чувства и настроение ребенка, способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
В наше непростое время проблема патриотического воспитания обсуждается и поднимается все чаще. Ее актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости. Большинство детей дошкольного возраста на вопрос «кто является героем?» отвечают – «терминатор, человек-паук, черепашки-ниндзя». Хотя вокруг нас герои, достойные уважения и почестей – это герои ВОВ, это простые люди, совершившие подвиги в настоящее непростое время – спасти человека из огня, помочь пожилому человеку, да просто жить достойно – в этом и заключается цель патриотического воспитания в целом.
2. Цели и задачи по формированию нравственно-патриотического чувства в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста
Цели по формированию нравственно-патриотического чувства в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста звучат следующим образом:
- Формирование патриотических чувств через всестороннее гармоничное развитие.
- Воспитание гуманных чувств у детей.
- Формирование социальной активности самостоятельной интеллектуально-развитой личности.
- Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
Задачи представляют собой:
- Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду;
- Развитие познавательных, художественных и творческих способностей детей через ознакомление с музыкальными произведениями;
- Побуждение детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через речь, творческое движение;
- Воспитание потребности в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
- Формирование уважительного отношения к старшему поколению, героическому прошлому через прослушивание музыкальных произведений военных лет, музыкальных произведений, посвященных героям великой отечественной войны.
- Повышение эмоционального отношения к миру, социальной успешности детей через слушание музыкальных произведений.
- Осуществление индивидуального подхода к личности ребёнка через постановку различных музыкальных номеров.
- Побуждение родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в музыкальных мероприятиях.
- Формирование музыкальной культуры на основе знакомства с различными жанрами музыки;
- Совершенствование певческого голоса, навыков сольного пения.
- Развитие чувства ритма, умения передавать через движения характер музыки, её эмоционально-образное содержание.
- Развитие умения исполнять мелодии на детских музыкальных инструментах.
- Обогащение музыкальных впечатлений, вызывая яркий отклик при восприятии и воспроизведении музыкальных произведений разного характера.
Что же дадут реализованные цели и задачи, поставленные нами:
- У воспитанников постепенно будут сформированы нравственные ценности по отношению к себе, своей семье, сверстникам, взрослым, родному городу, краю, природе.
- Усилиться взаимосвязь в вопросах воспитания между семьей и детским садом. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания своих детей, и, что важнее всего, притворят их в жизнь.
- Расширятся знания и представления о родном городе.
- Проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.
- У детей сформируется чувство гордости за свой город.
- Дети будут с уважением относиться к труду взрослых.
- Дети полюбят природу родного края и будут бережно относиться к ней.
Для этого мы разрабатывает стратегию достижения поставленных целей и задач:
- формирование нравственно-патриотических ценностей у детей дошкольного возраста будет организовываться через игровую, образовательную, продуктивную, театрализованную деятельность, праздники, интегрированные занятия, развлечения.
3. Предварительная работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
- Ознакомление с опытом работы ведущих педагогов
Свою работу по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста я начала с ознакомления с опытом работы ведущих педагогов, работающих в направлении патриотического воспитания, например. такие как:
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»;
- Новикова Г. П. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста»;
- Александрова Е.Ю., Гордеева Е.П., Постникова М.П., Попова Г.П. «Система патриотического воспитания в ДОУ»
- Жукова Р.А. «Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет»
- Андреева, Н. Ф. «Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ».
3.2 Перспективное планирование работы участников непосредственно образовательной деятельности.
Участники нашего процесса по нравственно-патриотическому воспитанию представлены на схеме:
У каждого из представленных участников определены свои обязанности.
Я, как музыкальный руководитель:
- составляю перспективное планирование с детьми и родителями, разрабатываю сценарии праздников и развлечений, создаю презентации по темам нравственно-патриотического воспитания, подбираю музыкальный материал;
- включаю в свои занятия музыкальный репертуар на основе русского народного фольклора и русской классики;
- развиваю у детей чувство ритма, звуковысотный слух, память, интонационную выразительность, творческое воображение;
- совместно с педагогами и родителями организую для детей развлечения и тематические праздники по нравственно-патриотическому воспитанию.
- составляю беседы и консультации для родителей, изготовляю папки-передвижки по темам календарных народных и государственных праздников.
Педагоги и воспитатели ДОУ:
- создают в группе развивающую среду по музыкальной деятельности, содержащую в себе русские народные музыкальные инструменты, атрибуты для народных игр, хороводов, плясок, иллюстрации к песням, государственные символы России и г. Москвы;
- подбирают и разучивают с детьми стихи, пословицы и поговорки о Родине, мире и дружбе;
- обогащают словарный запас детей, развивают речь, формируют умение строить предложения, добиваются правильного и четкого произношения слов;
Родители:
- помогают приобрести атрибуты для развития творчества детей в русских народных играх, хороводах;
- помогают изготовить костюмы для детей;
- принимают непосредственное участие в детских праздниках;
- принимают активное участие в творческих выставках совместно с детьми.
- Материальное и техническое обеспечение
Аудио и фотоаппаратура, проектор, компьютер.
- Материалы для продуктивной деятельности
Уголок музыкальной деятельности, содержащий в себе детские русские народные музыкальные инструменты, музыкально-дидактические игры, художественные иллюстрации, аудио и видеозаписи.
- Учебно-методическое обеспечение
Методическая литература, музыкальный репертуар, конспекты занятий, сценарии праздников, презентации к праздникам и развлечениям по нравственно-патриотическому воспитания детей дошкольного возраста.
- Опыт работы по теме «Непосредственно образовательная деятельность по формированию патриотического чувства в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»
«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти на- всегда сохранятся образы, в которых воплощается Ро- дина». В.А.Сухомлинский |
Идея:
- средствами музыки воздействовать на духовно-эстетическое воспитание детей;
- формировать нравственно-патриотические чувства каждого ребенка.
Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоение отечественной и народной культуры и дети должны знать культуру, традиции, обычаи своей страны. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Эти истины на протяжении веков проверены на практике личной жизни.
Дошкольный возраст – самый благоприятный для привития культурных традиций, дети, как губки, впитывают в себя то, что видят вокруг, берут на себя модель поведения образа жизни взрослых. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом маленьком возрасте – это самый естественный способ гражданского и нравственно-патриотического воспитания чувства любви к семье, Отечеству.
Мы уже в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую народную культуру, а вот терпение, доброта, щедрость и милосердие, стремление к духовности – все это всегда лежало в основе быта и традиций русского человека. Воспитывать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по которым жила могучая Россия. Для маленького человека самым любимым патриотом станет его мама, затем семья, которая дарит свою любовь, которая закладывает первые ростки личности. Именно патриотическая направленность воспитания всегда была отличительной чертой нашей отечественной педагогической науки и практики, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики. Все это определяет проблему воспитания патриота своей страны с жизненной установкой служить Отечеству, как одной из важнейших.
При этом необходимо углубление и систематическая работа по воспитанию патриота посредством музыкально-образовательной деятельности.
Я считаю, что воспитывая в детях патриотизм как социальное чувство, которое содержит в себе любовь к Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам Родины, музыкально-образовательная деятельность по развитию патриотических чувств должна быть вариативной и построенной следующим образом:
- Освоение культурных традиций в процессе непосредственно образовательной деятельности.
- Построение тематических бесед на основе исторического прошлого культуры России.
- Раскрытие содержания музыкального репертуара, включающего в себя знания о народных героях, национально-культурных традициях.
При разработке тематического планирования по воспитанию патриотизма базовым и основным средством является фольклор. Изучение календарных праздников, обрядов, которые передавались в каждой семье из поколения в поколение, связанных с ними народных песен я рассматриваю как основу воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста.
Непосредственно образовательная деятельность включает в себя все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, театрализация, музыкальные игры. А также беседы, праздники, досуги, участие в концертной деятельности, работа с родителями, педагогами и воспитателями ДОУ.
Основа тематического планирования по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста – программа «От рождения до школы» Вераксы, Комаровой с более углубленным содержанием:
- Героико-патриотической темы, включающей в себя подготовку детей к празднованию дня Защитников Отечества, Дня Победы, чествования ветеранов и пожилых людей.
- Краеведческой темы: знакомство с историей родного города, культурно-историческими особенностями г. Москвы, слушание музыки на занятиях, беседы в группах, знакомство с символикой города (герб, гимн).
- Темой толерантности, которая затрагивает аспекты дружбы, миролюбие, знакомство с культурой других народов. В этом направлении мною составлены танцевально-игровые композиции «Потанцуй со мной», «Помирились – подружились», «Дружные ребята». Важной задачей ставлю перед собой открытие для детей многообразия культур, необходимость научить их с уважением относиться к представителям других этнических групп. Для этого в репертуар для слушания и исполнения включаю произведения, отображающие культуру других народов: украинские, белорусские, грузинские и армянские песни, танцы. Важно воспитать через музыку в детях терпимость, сочувствие, бережное отношение к сверстникам.
- Особой темы – культурно-исторической, включающей в себя занятия фольклорного цикла. Для этого мною подобран музыкальный материал, содержащий исполнение народных песен, потешек, игр для самых маленьких, хороводов («А я по лугу», «Я на камушке сижу», «Во садочке»).
В средней группе детям предоставляю возможность познакомиться с различными музыкальными инструментами, их звучанием (гармонь, балалайка, трещотка, ложки). Дети сами пытаются музицировать на простейших народных инструментах (звоночки, бубенцы, ударные, шумовые) и исполнять различный песенный репертуар. Дети осваивают небольшие пьесы для исполнения на ложках. В старших группах детям нравятся более сложные образы народного искусства: затейливые хороводы («На горе то камень», «Плетень», «Девка по саду ходила»). Яркой и незабываемой была встреча с веселой кадрилью «Русский самовар» - итоги проделанной работы: традиционные праздники «Осенняя ярмарка», «Широкая масленица», «Посиделки», «У самовара я и моя мама»).
В нашем ДОУ особое внимание уделяется социо-культурному аспекту воспитания будущего гражданина и тема патриотического воспитания становиться все более актуальной. Патриотизм необходимо воспитывать с раннего детства и мы, педагоги, воспитатели, родители и есть социо-культурная среда, создающая условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотических чувств, и чем больше и разнообразней формы занятий, тем ярче воспитательный эффект.
Тема: «Мой любимый детский сад» (сентябрь)
Цели:
- знакомство с детским садом, как с ближайшим социальным окружением ребят;
- расширить представление о профессиях сотрудников детского сада;
- воспитывать дружескую взаимовыручку между детьми;
- формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость;
- развивать интерес к различным видам музыкальных игр, самостоятельность в выборе игр;
- побуждать к активной творческой деятельности;
- расширять представление о себе через произведения классического музыкально-изобразительного искусства;
- воспитывать бережное отношение к природе, объяснять экологические правила поведения в окружающем мире;
- воспитание любви к детскому саду. Воспитателям, сотрудникам детского сада, где совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задач, поставленных на музыкальных занятиях, переживают неудачи, радуются успеху, где на основе отечественных произведений, игр, русских песен мы воспитываем качества, во все время отмечавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Музыкальный материал:
- Праздник «С днем рождения детский сад»
- Сценка «Семья»
-Песня «Детский ад»
- Досуг «В стране Играндии»
- Слушание: «Мой садик» Чайковский, «Вальс-шутка» Шостакович
- Пение: «Когда мои друзья со мной», «Здравствуй, говори»
- Праздник «Здравствуй, Осень», песни «Здравствуй, Осень», «Осень золотая»
- Слушание музыки: «Времена года» (октябрь) Чайковский, «Весна и осень» Свиридов
- Музыкально-игровое творчество: «Плетень», «Ищи»
- Музыкально-ритмические движения: «Танец с зонтиками», «Танец грибов»
Наша непосредственно образовательная деятельность начинается с сентября с первого праздника «День знаний». Обычно этот праздник проводится совместно с родителями на летней площадке. Так как некоторые дети впервые приходят в детский сад в сентябре, то сценарий праздника пишется для разновозрастных групп, при этом используется материал прошлого года («Танец маленьких утят», песни «Улыбка», «Вместе весело шагать»). Это первое впечатление о дошкольном учреждении. С него начинается духовно-эстетическое, нравственно-патриотическое воспитание детей. Насколько будет оно яркое, праздничное, зависит от музыкального руководителя, воспитателя, всех работников детского сада, действующих лиц. Необходимо, чтобы оформление детской площадки было эстетически правильно, так как дети как губки, впитывают в себя все, что видят вокруг, примеряют на себя модели поведения взрослых.
К теме «Мой любимый детский сад» относится также праздник «День дошкольного работника», где дети проявляют уважение, любовь и почтение к воспитателям и работникам детского сада. На праздничном досуге дети читают стихи, песни («Наша воспитательница», «Воспитатель»), игры с совместным участием детей и работников детского сада. Дети дарят небольшие подарки, сделанные своими руками. Обязательно присутствие сказочного героя («Карлсон», «Домовенок Кузя»). В заключение дети и воспитатели исполняют общий танец.
В этом году наше дошкольное учреждение отпраздновало 25-летие настоящий праздник для всех сотрудников и детей. Были приглашены бывшие воспитанники, гости с округа, со школы. Нами были подготовлены концертные выступления детей и взрослых.
К праздникам обще садовского характера относится выпускной утренник, когда дети прощаются с детским садом. Огромная работа проводится для подготовки к этому заключительному итоговому тематическому празднику. Каждый год я беру разные сюжетные линии: «Путешествие по сказкам», «Современная семья», «Страна знаний», где дети готовятся для бедующей школьной жизни. При подготовке праздника и написании сценария учитывалось установление связи с семейными традициями, делался акцент на нравственно-патриотическое воспитание чувств к воспитателям, педагогам, детскому саду, где дети получили незабываемые впечатления через все виды творческой деятельности: пение, танцы, стихи, сценки, музыкально-ритмические движения, успешное взаимодействие с родителями, которые помогали в оформлении зала, костюмировании детей и талантливая актерская игра воспитателей группы «Солнышко»: Анастасии Александровны и Светланы Юрьевны, которые создали праздничное и яркое настроение для детей и родителей. В качестве наполнения утренника в музыкальном плане послужили песни о детском саде, школе, танцы по сюжету, стихи о Родине, детском саде, воспитателях, игры со школьными предметами и конечно же действующие лица – взрослые. 18 апреля прошел выпускной утренник «Путешествие во времени» группы «Знайка».
Тема: «Моя семья» (октябрь)
Цели:
- воспитание любви к родным и близким людям. Освоение традиций семейной культуры, знакомство с гостеприимством (песня «К нам гости пришли»);
- почитание родителей, выражение приветствия («доброе утро»), благодарности (песни «У меня есть семья», «Песня друзей», «О маме», «Солнечный круг», «Песня о мамонтёнке», танец «Дружок» - комплекс игрового танцевального массажа, музыкальная сценка «Семья» - подготовительная группа «Пчелка»).
- расширять знания детей о самих себе, своей семье, о том, где работают родители и как важен их труд.
Музыкальный материал:
- Интегрированное занятие «Крепка семья корнями»
- Песни: «О маме», «Детство начинается с маминой улыбки»,
«Солнечный круг», «Ласковым солнышком», «Папа самый главный»
- Стихи
- Сценка «Моя семья»
- Досуг «Любимым, родным»
- Песни «Воспитатель», «Наша воспитательница»
- Стихи, игры
- Слушание: «Колыбельная» Брамс, «Музыкальный момент № 2» Рахманинов, «Пляска птиц» Римский-Корсаков, «Бусинки» Гречанинов
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) заканчивается тематическим праздником или развлечением. Это: «Праздник Осени», где дети поют песни, посвященные сбору урожая, читают стихи, обыгрывают экологические сказки, походы в лес. Осенний праздник также можно провести в русском народном жанре («Курячьи именины» - «На Кузьму и Демьяна»), где дети играют в музыкальные народные игры (например «Селезень», «Плетень», «Горилки»), играют на русских народных инструментах, знакомятся с традициями и культурой русского народа, традициями родного края, поют народные песни, водят хороводы в веселой игровой форме.
Важное место по воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста занимает музыкальный фольклор, пронизывающий всю музыкальную деятельность музыкального руководителя, воспитателей, педагогов дошкольного образования, изучение календарных праздников, обрядов, которые передавали в каждой семье из поколения в поколение и связанных с ними песен – я рассматриваю как основу воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста. И, как новый уровень, через историческую песню, мы изучаем историческое прошлое нашего народа. Поэтому, наряду с музыкальным фольклором, я включаю в занятия произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, считалки), разнообразящие виды музыкальной деятельности: слушание, музыкальное восприятие, пение, народная хореография, музыкально-фольклорные игры, игра на музыкальных инструментах, театрализация («Во саду ли в огороде», «Сею всю росу», пляска «Во горенке», хоровод «Осень, осень», игра на музыкальных инструментах: бубен, трещотки, ложки – «Ах, гармошка», «В горенке», «Наши ложки», игры – «Сиди, сиди Яша», «Пошла коза по лесу», «Шел козел по лесу», «Уж ты зоренька заря», «Плетень», «Гори, гори ясно», «У Маланьи», «Где был Иванушка», «Золотые ворота»; знакомство с праздниками и обрядами: «Красная горка», «Троица», «Завивание березки», «Иван Купала», «Масленица»).
И, поэтому, воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста с использованием музыкального фольклора создает благоприятные условия для развития у детей любви к Родине, преданности Отечеству, социальной отзывчивости, ответственности, заботы о близких, уважения к старшим.
Тема: «Мой город, в котором я живу» (ноябрь)
Цели:
- расширить и углубить знания детей о родном городе, истории, достопримечательностях, воспитывать чувство толерантности (песня «Мой город», стихи, пословицы, гимн г. Москвы – «Я по свету немало…», гимн России, флаг России, герб России, символика г. Москвы, флаг г. Москвы, герб г. Москвы, игра «Собери флаг России», песни «У моей России», «Россия – Родина моя»);
- формировать представления о России, как огромной и многонациональной стране;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
Музыкальный материал:
- Интегрированное занятие «Прогулки по городу»
- Песни «Мой город», гимн РФ, «Где водятся волшебники», «Аист на крыше», песня о Москве
- Слушание: «Анданте» Моцарт, «Наша хохлома» Чайковский
Тема: «День матери» (ноябрь)
Цели:
- развитие личностных качеств у детей, любви к близким;
- формирование музыкальных способностей, поощрение проявления активности и самостоятельности.
Музыкальный материал:
- Семейное кафе с активным участием мам и бабушек с элементами музыкально-театрализованной постановки сказки «Теремок», «Гуси-лебеди»
- Песня «Песня мамонтенка»
- Музыкально-ритмические движения: танец «Ласковое солнышко»
- Слушание: «Ноктюрн» Шопен, «Песня о жаворонке» Чайковский
Воспитанию нравственно-патриотических качеств личности дошкольников способствует разучивание и слушание песен, в которых мы поем о близких и любимых людях (маме, папе, бабушке), игры с мамами. Самые близкие и родные – мамы и бабушки приходят к нам на праздник «День пожилых людей». Досуг «Самым любимым и родным» я сделала в форме осеннего кафе. Были накрыты столы с украшенными вазами, а также с подделками, изготовленными детьми. Дети в нетрадиционной обстановке совместно с родителями праздновали этот памятный день. В сюжете были использованы все виды музыкальной деятельности: пение, совместные танцы с мамами, стихи, игры и совместная творческо-культурная деятельность В заключение праздника дети говорят мамам ласковые слова, рисуют открытки-сердечки, которые дарят мамам. На празднике используем совместную деятельность ребенка и мамы: мамы на листе обводят ладошку своего ребенка, дети раскрашивают, выкладываем солнышко (аппликацию) – это сближает и помогает создать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости и сотворчества. Обязательно показ сказки, сценки для любимых мам.
Так же нравственно-патриотическое воспитание невозможно без театрализованной деятельности детей – самый распространённый вид детского творчества. Он оказывает значительное влияние на развитие нравственной и эстетической сферы дошкольника, а также на целостное развитие личности ребенка. Музыкальная деятельность проявляется в театрализации особенно активно, играя связующую роль в сценическом действии. Музыка звучит на протяжении всего спектакля. Это и входные арии-песни, танцы героев, музыкальный фон. Сказки являются для детей первым уроком нравственности и морали («Госпожа Метелица», «Мешок яблок», «Кот в сапогах», «Теремок» и многие другие). В них всегда добро побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и навыки общественного поведения. Сказки воспитывают у дошкольников гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам, огорчаться в случае неудачи, прийти на помощь в трудную минуту.
Тема: «Новый год у ворот»
Цели:
- закладывать основы праздничной культуры;
- развитие творческого воображения и детской фантазии в различных сферах музыкальной деятельности;
- создание эмоциональных, увлекательных событий в творческом самовыражении ребенка;
- воспитывать чувство удовлетворения в коллективной предпраздничной деятельности.
Музыкальный материал:
- Музыкально-театрализованные новогодние праздники: «Сказка в сказке»
- Песни «Новый год», Елочка гори», «Дед мороз»
- Музыкально-ритмические движения: «Новогодний рок-н-ролл»
- Хороводы «К нам приходит Новый год», «Снежинки»
- Музыкально-игровое творчество: «Снежный хоккей», «Перекинь снежок»
- Слушание: «Зима» Свиридов, «Зима» Коротаев, «Баба Яга» Чайковский
В театрализованном новогоднем представлении увлекательных событий и ярких эмоций дорого участие каждого ребенка. Утренник построен на импровизированных выступлениях детей, при этом каждый может представлять того персонажа, который ему нравиться. Присутствуют танцевальное выступление детей в костюмированном представлении, игра на народных инструментах, акробатические и песенные номера. При составлении сценария праздничного утренника мы учитываем заложенную в каждом ребенке потребность в творческом самовыражении. За месяц до выступления дети выбирали для себя карнавальные костюмы, с помощью воспитателя, музыкального руководителя учились создавать образы любимых героев. В зависимости от склонности каждого ребенка, выступления строились с опорой на импровизацию или представляли законченные поставленные номера. Общая канва сюжета оставалась для детей неизвестной. Интрига с похищением огоньков при помощи волшебных светлячков рождалась непосредственно на утреннике, и чудеса превращения завесили полностью от искреннего детского участия, желания помочь любимым героям.
Музыкальный репертуар я использовала тематический (песни «Здравствуй Новый год», «Елочка гори», «Добрый Дед Мороз», танцы «Новогодний рок-н-ролл», танец разбойников, снежинок, «Новогодний хоровод», стихи, загадки, новогодние игры).
В последствие, организуя такие праздники, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Исходя из этого, мы добиваемся, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр, включались в работу по подготовке к праздникам и развлечениям.
Тема: «Наша Родина – Россия» (январь)
Цели:
- заинтересовать и приобщить детей к музыкальному наследию и истории своего народа, своей страны (исполнение гимна РФ, песни «Россия, «Березы», русский народный хоровод).
- углубить и уточнить представление о Родине – России;
- поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране;
- воспитывать чувство гордости за достижения страны;
- закрепить знания о символах нашей Родины.
Музыкальный материал:
- Тематическое занятие «Главные песни страны»
- Песни: гимн РФ, «Россия», «Ромашковая Русь»
- Слушание: «Рассвет на Москве-реке» Мусоргский, «Танец с саблями» Хачатурян
- Музыкально-ритмические движения: «Кавалерийская» Кабалевский, «Добрый жук» (из к/ф «Золушка»)
- Музыкально-игровое творчество: игра на детских музыкальных инструментах «Я на горку шла», «К нам гости пришли»
Нравственно-патриотические качества мы формируем у детей в процессе слушания музыкальных произведений. В качестве материала я использую программу О.П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Она содержит лучшие образцы мировой музыкальной культуры. Это русские народные песни. Колыбельные, классические произведения И.С. Баха, В.А. Моцарта, И.П. Чайковского, Р. Шумана, Шопена, М.И. Глинки, Д.Б. Кабалевского, С.С. Прокофьева и других композиторов – классиков.
В результате слушания дети получают первичные представления о том, как музыкальными средствами можно выразить определенные эмоции.
Образы любимых сказочных героев и животных учат моральным понятиям добра и зла («Избушка на курьих ножках» Мусоргского, «Шествие гномов» Грига, музыка балетов Чайковского «Спящая красавица», «Щелкунчик», Римского-Корсакого «Золотой петушок», «Шахерезада», Прокофьева «Золушка»).
Тема природы в музыке близка и понятна детям дошкольного возраста, она воспитывает любовь к родной природе («Утро» Грига, «Рассвет на Москве-реке» Мусоргского, «Октябрь» Чайковского), Она позволяет рассказывать о том, что нравиться детям, изображать образы родной природы в рисунках.
В материалах программы по слушанию музыки присутствуют произведения, способствующие воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников. Например, в беседе о блокадных днях Ленинграда слушаем отрывки из 7 симфонии Д. Шостаковича, песню «Блокада» Вихревой. В результате таких занятий воспитывается чувство сопереживания, определяется понятие добра и зла, уважение к ветеранам и защитникам Отечества, любовь к своей Родине.
Тема: «День Защитника Отечества» (февраль)
Цели:
- формирование нравственно-патриотических чувств у детей.
- расширить представления детей о российской армии;
- воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине;
- через музыкальную деятельность знакомить с различными видами войск;
- формировать у мальчиков стремление стать защитниками Родины, у девочек – уважение к мальчикам.
Музыкальный материал:
- Музыкально-спортивный праздник «Наша Родина»
- Песня «О мире», «Сильнее»
- - Музыкально-ритмические движения: танцевальные композиции «Моряки», «Богатыри», «Гусары», «Казаки»
- Песни: «Родина», «Бравые гусары», «Будем в армии служить»
- Музыкально-игровое творчество: «Марш бросок», «Санитары», «Наряди казака», «Кавалеристы»
- Слушание: «Кавалерийская» Кабалевский, «Малыши-кабальчиши (отрывок).
Дню Защитника Отечества мы также посвящаем тематический утренник. Героическая тематика затронула эпоху Отечественной войны 1812 г. Подготовительная группа «Пчелка» выступила с представлением с участием героя Отечественной войны Дениса Давыдова (Екатерина Геннадьевна) и с бравыми гусарами, которые исполняли танцевальные композиции, играли в спортивные игры. Активно включались родители, которые соревновались в ловкости, силе. Группа «Знайка» представила творческую программу – незаслуженно забытые подвиги отважных казаков, которые сражались не только в гражданскую войну, но и на фронтах Великой Отечественной Войны. 280 героев Советского Союза – казаки. Дети познакомились с бытом, историей возникновения казачества, пословицами, поговорками, песнями. Огромное спасибо родителям, которые помогли изготовить атрибуты костюмов к выступлению. На утреннике прозвучали песня «Казачата», танец «Ой, при лужку», дети играли в народные игры, забавы, звучали пословицы и поговорки о войне и защитниках Отечества. Родители были участниками в соревнованиях на силу и ловкость.
Тема: «Масленица» (конец февраля)
Цели:
- познакомить детей с русскими традициями и обычаями: закличками, русскими народными играми, хороводами.
- расширить представление о славянских традициях с использованием театрализации;
- совершенствовать у детей чувство ритма при игре на русских народных инструментах.
Музыкальный материал:
- Фольклорный досуг «Пришла Масленица»
- Разучивание закличек, потешек, русских народных игр
- Песни «Блины», «Русская изба», частушки
- Музыкально-игровое творчество: «Катание на тройке»
- Музыкально-ритмические движения: «Прялица», «Веселые матрешки», «Как пошли наши подружки»
- Слушание: «Камаринская» Чайковский, «Мужик на гармошке играет», «Выйду я на улицу» (рус. нар. песня)
Дети знают не только внешние атрибуты праздника, но и его цель: «зима прощается с нами, на ее место приходит весна», «весна с зимой встречаются», знают почему на масленицу пекут блины, говоря, что «блин похож на солнышко, которое все согревает и дает тепло» (песня «Блины», заклички, веснянки).
Тема; «Нет никого моей мамы дороже» (март)
Цели:
- воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами;
- через музыкально-художественные виды деятельности развивать уважительное и внимательное отношение к женщинам;
- использование фольклора при организации музыкально-творческой деятельности.
Музыкальный материал:
- Праздники «Мама милая моя», «У самовара я и моя мама»
- Песни «Мама моя», «Колыбельная мам», «Веснянка»
- Музыкально-ритмические движения: «Танец цветов» Чайковский, вальс
- Музыкально-игровое творчество: «Уж ты зоренька заря», «Никанориха», «Ворон», загадки, пословицы, потешки
Слушание: «Времена года», «Подснежники Чайковский, «Незабудковая гжель» Чайковский
Прослушав цикл песен о маме, дети рассказывали, какие у них мамы – самые любимые, красивые, причем, если ко Дню Матери детское выражение ограничивалось высказываниями: мамочка любимая, мамочка моя, то к празднику 8 марта дети называли своих мам: звездочка моя, солнышко, цветочек, мамочка – красавица. Музыка способствовала развитию нравственно-патриотических чувств, эмоциональности. На празднике дети исполняли песни о маме («Мамочка моя милая», «Песни о маме»). Примечательно, что в этом году тематический праздник, посвященный 8 марта был проведен в русских народных традициях: оформлена русская горница, в которую дети в русских народных костюмах пригласили своих мам на самовар, где были исполнены хороводы, песни, частушки, пословицы и поговорки, потешки, весняночка, русские народные игры, игра на народных музыкальных инструментах.
Многообразие народной музыки делает процесс восприятия народного искусства более ярким. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные и культурные качества, чувства патриотизма.
Тема: «Наши космонавты» (апрель)
Цель:
- формирование чувства патриотизма у детей, гордости за свою Родину (интегрированное занятие «День космонавтики», презентация «Путешествие в космос», песня «Все мы космонавты», игры «Полет на ракете». «Займи место в корабле», загадки о космосе).
Музыкальный материал:
- Интегрированное занятие «День космонавтики», «Путешествие в космос»
- Пение: «Будем космонавтами»
- Музыкально-игровое творчество: « Ракеты», «Соберись в полет»
- Видео презентация «Путешествие в космос»
- Музыкально-ритмические движения: Танец инопланетян
- Слушание: Космическая музыка.
Был проведен праздничны досуг «Путешествие в космос», в котором участвовали дети подготовительных групп «Знайка» и «Пчелка». К досугу была проведена подготовительная работа, в результате которой дети ознакомились с первым космонавтом, посмотрев видео презентацию о космосе (были показаны кадры космической площадки в Байконуре, звездная планета, космонавты).
По ходу сценария досуга дети отправлялись в воображаемый космический полет к планете мыльных пузырей, а на пути им встречались различные планеты – синяя, красная, зеленая, белая с различными заданиями и препятствиями. Я использовала музыку современных и зарубежных композиторов (Шаинский, Струве). Также были проведены музыкально-спортивные игры 9»Займи место на ракете», «Космонавты»). В заключение музыкально-спортивного досуга дети, вернувшись из космического путешествия, исполнили песню-гимн нашего детского сада «Маленькая страна». В результате дети получили хороший заряд бодрости, отличное настроение, были преисполнены гордости за нашу страну, героических космонавтов и желание стать такими же мужественными и сильными.
Апрель также богат фольклорными досугами: «Весенние встречи» (для средней и младшей групп), «Солнечная карусель» (для ясельной группы), которые посвящены встрече весны, тепла, насыщенными игровыми моментами, стихами, песнями, хороводами, раскрывающими творческое самовыражение детей и знакомящими с народным наследием нашей страны.
Тема: «Этот день Победы»
Цели:
- воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе. Закрепить знания о Великой Отечественной Войне.
- расширять знания о героях ВОВ, о победе нашей страны в войне;
- знакомить детей с памятниками ВОВ;
- через виды музыкальной деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной) формировать эмоционально-положительное отношение к празднику 70-летия Победы.
Музыкальный материал:
- Праздничный концерт «Этот день Победы» к 70-летию ВОВ
- Слушание: «7 симфония» Шостакович
- Песни «Катюша», «День Победы», «Прощание славянки»
- Музыкально-ритмические движения: «Синий платочек», «Ах эти тучи в голубом»
- Музыкально-игровое творчество: «Салют», «Летчики на аэродром», «Доставить пакет», «Перевяжи раненого», «Переправа»
- Встреча с ветеранами ВОВ
- Презентации: «Богатыри земли русской», «Музыкальная культура в годы ВОВ», «Герои ВОВ», «Дети войны», «Оборона Москвы».
В канун праздника 70-летия великой победы советского народа эта тема наиболее актуальна. На музыкальных занятиях раскрывала детям величие подвига советского солдата, знакомила с песнями тех времен. Дети получают знания о маршевой музыке, патриотических песнях, о войнах нашей армии, символике России. Большое значение имеет красочно-торжественное оформление зала. У детей формируется представление о войне, армии. На таких праздниках дети играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные и патриотические песни, выполняют различные торжественные перестроения. Я использовала песни «Когда ветераны идут на парад», «9 мая», «С дедом на парад», сценка «В землянке» (о быте и жизни солдат), танцы «Ах эти тучи в голубом…», танец моряков, проводила встречи с ветеранами ВОВ, экскурсии к памятным местам. В эти дни мы проводим беседы о войне, где дети слушают рассказы ветеранов о военных событиях, рассказывают стихи на военную тематику. Кроме этого дети учувствуют в концертах, посвященных празднованию 70-летия победы перед ветеранами (4 номера исполнены на концерте). Также к юбилею мною подготовлены презентации по темам: «Музыка ВОВ», «Битва за Москву», «Дети войны», «Защитники земли русской», а также видео иллюстрации «Солдаты» и «Журавли».
Тема: «Какое семя, такое и племя»
Музыкальный материал:
- Выступление на родительских собраниях
- Помощь в оснащении учебного процесса
- Индивидуальные консультации
- Подготовка к праздникам
- Консультации по темам:
- «Праздник в дом пришел»
- «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения»
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
- «Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста»
- Анкеты для родителей:
«Приобщение детей к семейным традициям»
«Воспитание нравственности»
«О способах воспитания»
Ребенок овладевает музыкальной культурой в течение всей своей жизни. Однако успех в формировании музыкально-эстетического сознания ребенка зависит не только от плодотворной работы педагогического коллектива и музыкального руководителя, но и от отношения к музыке в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей.
Музыкальное воспитание в семье может проводиться в различных формах – совместное посещение концертов и детских музыкальных конкурсов, домашнее музицирование, разучивание и пение различных детских песен, прослушивание произведений современной и классической музыки, подготовка музыкальных номеров к утренникам детского сада, изготовление самодельных шумовых инструментов из подручного материала. Огромную роль играет благоприятная эмоциональная атмосфера и домашний уют. Детям очень важно понимание близких, их поддержка во всех творческих начинаниях.
Большое значение для эстетического развития ребенка играет формирование восприятия музыки во взаимосвязи с лучшими образцами живописи, литературы, театра. С целью помощи родителям проводятся консультации, открытые интегрированные занятия, посещение художественных выставок, музейных экспозиций. Родители охотно учувствуют в театрализованных постановках, исполняют роли на утренниках, помогают в оформлении сцены, подборе литературного материала.
Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях, но и в семейном воспитании помогают развить музыкальные способности, сохранить и укрепить здоровье. Каждый родитель, посетивший музыкальное занятие, видит как его ребенок делает массаж, играет с пальчиками и вдвойне полезнее для малыша будет повторение этих игр дома, вместе с мамой и папой. В этом помогают мои индивидуальные беседы с родителями (материалы – папки-передвижки, содержащие артикуляционные пальчиковые речевые игры). И так как самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей, то я в своей работе активно внедряю и применяю технологии здоровьесбережения (по данным медицинской статистики с каждым годом увеличивается число детей дошкольного возраста с хроническими заболеваниями). Каждое занятие я начинаю с жизнеутверждающей валеологической распевки «Добрый день», которая дает позитивный настрой на весь день. Слушание музыки и разучивание песен перемежаем с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песни занимаемся артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры сопровождаем музыкально-ритмическими движениями и игрой на детских музыкальных инструментах. Танцевальную импровизацию совмещаю с музыкотерапией. Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий провожу совместно с физкультурным руководителем и родителями.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ достаточно распространенный вид музыкально-физического воспитания детей дошкольного возраста. и патриотическое воспитание связанно со следующими музыкально-оздоровительными технологиями:
- Валеологические песни-распевки.
- Дыхательная гимнастика (Емельянова, Стрельникова).
- Артикуляционная гимнастика.
- Фонопедические упражнения.
- Игровой массаж.
- Пальчиковые игры.
- Речевые игры.
- Музыкотерапия.
Эти технологии воспитывают у детей привычку к здоровому образу жизни, а значит обеспечивают бережное отношение к физическому и духовному здоровью, выявляют и развивают музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со всей семьей и окружающим миром.
В результате работы с родителями установлены партнерские отношения между родителями и педагогами в вопросах воспитания и образования детей. Родители стали активными участниками праздников и развлечений, учувствуют в играх, играют роли, поют, танцуют. Совместное участие детей и родителей в праздниках, концертах и развлечениях – важное средство воспитания нравственно-патриотических чувств не только ребенка, но и взрослого.
Консультации:
- «Праздник в дом пришел»
- «Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения»
- «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»
- «Формирование гражданско-патриотической позиции детей дошкольного возраста»
Анкеты для родителей:
«Приобщение детей к семейным традициям»
«Воспитание нравственности»
«О способах воспитания»
- Заключение
Работа музыкально руководителя многогранна. В процессе работы с детьми мы используем различные формы и виды образования для всестороннего и гармоничного развития детей.
Говоря о воспитании патриотизма, необходимо в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал Человеком с большой буквы, чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.
Безусловно, патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать любовь к Родному краю и окружающему его миру. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. И от взрослых людей, окружающих ребёнка – родителей и педагогов, зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства. Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой!
Перспективы:
Продолжать работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей, приумножать уже накопленный опыт, обогащать музыкальный репертуар по данной теме, больше привлекать родителей.
- Список литературы
- Гасанов З.Т. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания // Педагогика. – 2005. – №6. – с. 59 –63.
- Журнал "Дошкольное воспитание" N3, 1993; N4, 1993.. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание учащихся: учеб. пособие. - Шадринск: ШГПИ, 2004. - 83с.
- Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М.1973.
- Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание: Воспитание! - М.: Новая школа, 1996.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. Сред. Проф. Учеб.заведений/. – 6-е изд., испр. – М.: Издательский центр "Академия", 2006.
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. и др.-СПб.: Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Детство-Пресс, 2002.
- Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду Линка – Пресс, М., 2003.
- Полежака С.И. Роль народной культуры в воспитании целостной личности // Наука – производству. – 2006. – №6. – с. 15 – 16.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989.
- Шмелева Л.А., Баймашова С.В., Крючкова Н.П. Патриотическое воспитание дошкольников (Сборник материалов. Часть II)
Приложения
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Приобщение детей к семейной традиционной культуре»
1. Какие семейные праздники проводятся у Вас дома? ___
2. Какие семейные традиции есть у вас дома? ___
3. Знают ли ваши дети, где они родились? ___
4. Знают ли ваши дети, где родились их родители? ___
5. Знают ли ваши дети имена и отчества своих родителей? ___
6. Имеются ли у вас фотографии с историей вашей семьи? ___
7. Имеется ли в вашей семье семейная реликвия? ___
8. Чем ваша семья отличается от других? ___
Благодарим за сотрудничество!
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ»
Уважаемые родители! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной анкеты.
1.Фамилия, имя ребенка__________________________________________
2.Чувствовали ли Вы, что ребенок получает новые знания?
Да_________ Нет__________ Частично_________
3.Использует ли ребенок полученные знания, умения, навыки дома?
Да_________ Нет__________ Частично_________
4.Изменился ли ребенок по отношению к сверстникам?
Да_________ Нет__________ Частично_________
5.Изменилась ли эмоциональная отзывчивость ребенка?
Да_________ Нет__________ Частично_________
6.Оценивает ли ребенок адекватно свое поведение?
Да_________ Нет__________ Частично_________
7.Изменился ли по Вашему мнению микроклимат в группе?
Да_________ Нет__________ Частично_________
8.Хотели бы Вы продолжения работы по воспитанию нравственности у детей?
Да_________ Нет__________ Частично_________
Спасибо за сотрудничество!
Анкета для родителей
«О способах воспитания»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения собрания по нравственному воспитанию дошкольников просим вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего отношения к теме собрания.
- Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
А. Да, часто.
Б. Нет, изредка.
В. Никогда.
- Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
А. Да, часто.
Б. Бывает, но в крайних ситуациях.
В. Не знаю о таких ситуациях.
- Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
А. Никак не реагирует.
Б. Старается исправить ситуацию.
В. Агрессивно.
- Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?
А. Да.
Б. Отчасти.
В. Нет.
- Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
А. Угрозы физического наказания.
Б. Беседы о плохом поведении.
В. Обещание подарков за хорошее поведение.
- Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?
А. Физическое наказание.
Б. Воспитание на положительных примерах.
В. Лишение развлечений и подарков.
- Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.
Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.
В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.
Благодарим за сотрудничество!
Обработка результатов анкетирования.
п/п | Вопросы | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
А | 3 балла | 1 балл | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 1 балл | 3 балла |
Б | 2 балла | 2 балла | 2 балла | 1 балл | 2 балла | 2 балла | 2 балла |
В | 1 балл | 3 балла | 1 балл | 0 баллов | 3 балла | 3 балла | 1 балл |
От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.
От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.
От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей по теме: "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"...
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
Консультация...
«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении ...
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребе...
Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Методические разработки: Каталог методической литературы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, список литературы для педагогов и детей...
Методическая разработка «Сборник методических материалов по военно-патриотическому воспитанию дошкольников»
Методическая разработка по военно-патриотическому воспитанию с детьми 5-7 лет в дошкольной образовательной организации представляет собой серию заметок по формированию развивающей предметно-пространст...
Методическое объединение (опыт работы) "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, редко сострадают чужому горю. Поэтом...