Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
консультация на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыка, подобно дождю, капля за каплей,
просачивается в сердце и оживляет его.
Музыка дорога нам потому, что является
выражением души, гармоническим
отзвуком её радостей и скорбей.»
Ромен Роллан.
Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нём царят счастье и радость быть самим собой. Детские годы - это период накопления музыкальных впечатлений, которые оказывают огромное влияние, как на дальнейшее музыкальное развитие ребёнка, так и на формирование всех сторон его личности.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию дошкольников. Музыка, литература, изобразительное искусство - это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям дошкольного возраста. Музыка является одним из средств не только эстетического, но и нравственного. патриотического, умственного и физического воспитания. Использование музыки, как средства всестороннего развития детей дошкольного возраста, предусматривает ознакомление с музыкальными произведениями, доступными для детского восприятия.
Патриотические чувства не возникают сами по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного процесса, воздействия на человека с самого раннего детства. Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень развиты эмоционально. Это эмоционально - образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно - патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется во время непосредственно - музыкальной деятельности. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил ещё Аристотель. «Дело искусства - сохранять душу», - эти слова нашего современника писателя В. Распутина.
Суть нравственно - патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Формы организации педагогического процесса в этом направлении разнообразны: беседы, праздники, развлечения, КВН. Любовь к Родине не может быть созерцательной. Чувство любви к Родине должно проявляться у ребёнка в активной форме. Необходимо предоставлять детям возможность выражать своё отношение в чувствах, действиях, в разнообразной деятельности, обогащать духовный мир ребёнка через развитие музыкальных способностей.
Музыка воспитывает детей, вселяет в них любовь к жизни, к человеку, к природе, помогает им познавать мир. С помощью звука можно выразить свои чувства: радость, грусть, тревогу, разочарование. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма, направленные на физическое оздоровление. Общество заинтересованно сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.
Ознакомление детей с гербом и флагом страны и Республики Мордовии имеет большое значение не только для воспитания чувства патриотизма, но и для воспитания коллективизма, гуманизма, а так же для формирования социальных навыков поведения, общения. Кроме того у детей развиваются познавательные интересы, способность анализировать, читать и понимать символы, повышается интерес к творчеству.
Большое значение для детей имеет участие их в таких мероприятиях как День защитника Отечества, День Победы. Дошкольники с большим удовольствием делают поздравительные открытки, участвуют в оформлении зала, группы, охотно рисуют портреты пап, дедушек ко Дню защитника Отечества, приносят исторические фотографии своей семьи. Детям надолго запоминаются такие мероприятия. Они с удовольствием поют и танцуют под знакомые военные мелодии, рассказывают стихи о войне, о российской армии.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народов, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором России и Мордовии дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие.
Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые нами в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Произведения русского и мордовского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Итак, как говорил замечательный актёр Е. П. Леонов «Каждый ребёнок рождается добрым и для доброй жизни». А то, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
Консультация для воспитателей по теме: "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"...
«Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников»
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении ...
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребе...
Доклад "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте...
Методическая разработка "Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников"
Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоени...
Роль музыки в патриотическом воспитании дошкольников
Из опыта работы музыкального руководителя...