"Путешествие Шунтика"
опыты и эксперименты (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Образовательная область: «Познание»
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Сформировать представление о свойствах магнита, активизировать в речи детей слова: «притягивать», «примагничивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
2. Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
3. Закреплять знания о
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, логическое мышление, умение выделять лишний предмет и обосновывать свой ответ.
2. Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде с помощью наглядных средств - символов, условных заместителей, алгоритмов, моделей.
3. Развивать коммуникативные навыки.
4. Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
1. Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
2. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Интегрируемые образовательные области
«Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Музыка», «Безопасность», «Здоровье».
Демонстрационный материал: Конструктор металлический «Механик 2», магниты разной величины, формы, цвета, игрушечный робот, картинки по теме.
Раздаточный материал: магниты, предметы деревянные, пластиковые, металлические, кусочки ткани, листы картона, стаканы с водой, мяч.
Сценарий НОД
1. Постановка проблемной ситуации.
-Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их. А теперь подойдите ко мне и послушайте внимательно.
Сегодня утром, когда я пришла в детский сад увидела Робота Шунтика, который мне сообщил, что когда он пролетал на самолете над нашей группой, у него сломался мотор и различные детали шурупы, болтики, пластины распались прямо над ковром (на ковре лежат металлические детали из конструктора «Механик 2»). Шунтик попросил нас помочь ему собрать эти детали. Давайте мы с вами подумаем - из какого материала они сделаны…
(Ответы детей: из металла, из железа.)
Правильно, они сделаны из металла, значит они железные. Мне кажется, мы сможем собрать эти металлические детали с помощью кусочка волшебного железа. Кто знает, как он называется? (Магнит)
Давайте вспомним, что же такое магнит. Какой магнит на ощупь холодный, цвет различный, размер, форма. (Ответы детей.)
-Ребята, а хотите узнать, какие секреты в себе хранит магнит? Тогда я приглашаю вас в школу волшебных наук.
II. Д/и «Соседи числа». Прямой и обратный счёт в пределах 10.
-Не будем медлить. Именно сейчас открывается портал времени между реальным и волшебным миром. Нам нужно ввести код, чтобы временной портал открылся. Но со временем некоторые цифры кода стёрлись.
- Каких цифр не хватает?
1… 3 4… .6… 8 9
Дети выкладывают магнитные цифры на магнитной доске.
-Ребята, какие вы молодцы! Портал заработал.
III. Зрительная гимнастика.
Побыстрее выходим в круг!
Ты мой друг и я твой друг.
Друг на друга оглянулись (глазами)
Обнялись и улыбнулись.
Вниз глаза мы опустили
Землю нашу проводили.
Глазки вверх, смелей вперёд.
В волшебный мир портал ведёт
Зажмурили глаза. Начинаем отсчёт от 1 до 10.
-Открыли глаза. Вот мы и прибыли в школу волшебных наук.
V. Опыт «Всё ли притягивает магнит? »
-Предлагаю вам провести опыт всё ли притягивает магнит?
-У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы таким образом:
- в тарелочку, которая находится справа от вас (красная), положите все предметы, которые магнит притягивает;
- а в тарелочку, которая находится слева от вас (желтая), положите предметы, которые не реагируют на магнит.
- Приступайте! И что получилось?
-А какие предметы магнит не притянул? (пластмассовую крышку, кусок ткани, бумага, деревянный карандаш)
-А какие притянул (скрепку, болтик, гайку). Это какие предметы (металлические).
- А для того чтобы мы запомнили хорошо я повешу на доску схему «Магнит притягивает только металлические предметы»
1 свойство магнита - притягивать, примагничивать предметы. Оно называется магнетизм.
VI. Физкультминутка.
Игра с мячом «Притянет - не притянет» (мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч).
VII. Легенда о магните. (Звучит музыка, показываю картинку к легенде).
-А теперь садитесь на ковёр и послушайте. -Я расскажу вам одну старую легенду. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнас пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к чёрным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнес понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
Существует и другое объяснение слова «магнит» — по названию древнего города Магнесия, где эти камни нашли древние греки. Сейчас эта местность называется Маниса, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют природными магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
-Понравилась вам эта легенда?
-Почему же магнит так назвали?
VIII.Д/и «Четвёртый – лишний» (сидя на ковриках)
-Ребята, а теперь мы поиграем в игру «Четвёртый лишний». Зачеркните лишний предмет. Что здесь лишнее и почему?
IX. Игра-опыт «Не замочив рук». Действует ли магнит через другие материалы?
-А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников. Работаем в паре.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку, не замочив рук?
-А затем надо вести магнит по внешней стенке стакана.
-Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх) .
-Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
-Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через стекло?
Вешаю схему «Магнит действует через стекло и воду»
Игра «Рыбалка».
Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита.
-Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.
XI. Игра-опыт «Бумажные гонки».
-Ребята, а как вы думаете можно завести бумажную машинку?
-Следующий фокус и состоит в том, чтобы устроить бумажные гонки. Но у вас необычные трассы.
-А у тебя?
(Положите машинку на лист картона, магнит под картон, двигайте машинку по нарисованным дорожкам, приступайте к проведению опыт).
-Получается? что происходит? (Машины двигаются).
-А почему? (Внизу у машины тоже есть магнит. Магнит притягивает магнит.)
-Что двигает машины? (магнитная сила).
-Правильно, магнитные силы оказывают своё волшебное действие.
-Какой мы можем сделать вывод?
-Магнитная сила проходит через картон. Вешаю схему «Магнит действует через картон»
-Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
-Какой же вывод можно сделать, через какие материалы и вещества проходит магнитная сила?
-Магнитная сила проходит через стекло, воду и картон.
XII. Игра-опыт «Летающая бабочка». Ручной труд «Бабочка».
- А сейчас, я покажу вам фокус. Подойдите ко мне поближе.
- Кто догадался, почему моя бабочка летает?
-К ней прикреплена железная скрепка. Магнит притягивает скрепку вместе с бабочкой, она приходит в движение, летает.
Дети рассматривают конструкцию.
- Вы хотите быть фокусниками и проделать фокус со своими бабочками? Какие детали понадобятся вам для этого фокуса? (скрепка, бумажная бабочка, нитка, скотч) .
-Тогда вырежем бабочек, прикрепим на них скрепку и скотчем закрепим их на картоне. Попробуем поднять свою бабочку в воздух.
XII. Пальчиковая гимнастика. «Бабочка»
Спал цветок, и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Это бабочка сидела,
Потом дальше полетела.
Дети (под спокойную мелодию) изготавливают бабочек и конструкцию, проделывают фокус с бабочкой.
-Магнит, не касаясь предмета, притягивает его.
-Да, ребята, магнитные силы действуют даже на расстоянии.
XIV. Зрительная гимнастика.
-А нам пора возвращаться домой. Встаньте в круг.
А теперь пора прощаться,
В детский сад нам возвращаться.
Ребята быстро по местам
Перемещению старт дан.
-Закрыли глаза. Считаем в обратном порядке.
XV. Итог занятия.
-Вот мы и дома.
-Где вы были?
-С каким волшебным камнем вы познакомились?
-С какими свойствами магнитов вы познакомились? ( по схемам
-Магнит притягивает железные предметы.
-Магнитные силы проходят через разные материалы.)
-Действует ли магнит на расстоянии?
(-Магнит оказывает влияние даже на расстоянии.)
Воспитатель:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.
Давайте теперь поможем Шунтику собрать его запчасти от самолета с помощью магнита. Берите магнит и проводите им над ковром - к нему притягиваются все детальки. Все детали самолета собраны, теперь Шунтик может отремонтировать свой самолет и отправиться в путь. А в благодарность за помощь он дарит вам угощение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в лес»
Цели мероприятия1. Закрепить знания о флоре и фауне леса. 2. Развить выразительность мимики и пантомимики, воображение, речь. 3. Формировать интерес к природе, совместной деятельности со сверстниками....
ТРИЗ.Игра – путешествие «Путешествие в гости к зиме»
Цели мероприятия: 1. Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность.2. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. 3. Формировать интерес к окружающему.Вводная б...
Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»
Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме. Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
«Путешествие с книгой»:« Путешествие на праздник Масленица».
Занятие разработали и провели: Воспитатели старшей группы №8ГБДОУ№127Невского районаг. Санкт-ПетербургаСитникова Нина Федоровна иФарухшина Наталья Михайловна Ко...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
Индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш "Путешествие с Шунтиком и Шунечкой".
Автоматизация звуков процесс длительный, как сделать его увлекательным и интересным? Используя на занятии здоровьесберегающие, игровые и компьютерные технологии , мы решаем эти задачи....