Выступление из опыта работы «Широка страна моя родная».
учебно-методический материал по теме

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатлениям, к новой «умственной пище» побуждает  к проявлению умственной активности, инициативы, к неиспробованным ходам мысли, к творческим попыткам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_iz_opyta_raboty.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы «Широка страна моя родная».

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению, ищут, требуют умственную нагрузку. Нередко уже в 3-4 года они умеют читать и считать. Их нетерпеливая тяга к умственным впечатлениям, к новой «умственной пище» побуждает  к проявлению умственной активности, инициативы, к неиспробованным ходам мысли, к творческим попыткам.

   Глубокий интерес и большое желание  окунуться в мир этих детей побудили нас стать активными участниками проекта   «Одаренный ребенок». В рамках комплексного плана действий Республики Татарстан 2007 года по реализации послания Президента Республики Татарстан Госсовету решением Совета Альметьевского муниципального района на базе нашего детского сада № 57 в сентябре 2007 года по результатам психолого-педагогического отбора была организована группа из детей с высокими интеллектуальными способностями. Свою задачу в работе с такими детьми мы видим в раскрытии заложенных задатков, дальнейшем развитии и закреплении потенциальных возможностей по-особому выраженных умственных способностей, в стимулировании творческого мышления и развитии творческого воображения.

Духовно – нравственное патриотическое воспитание – одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками.

Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка, к которой мы должны относиться очень бережно. Невозможно воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего Отечества. Дошкольник еще не разбирается в политических или социально-экономических противоречиях и спорах, для него важно любить свою семью, свой родной город, дружить со сверстниками, гордиться своей Родиной, в том числе и ее государственными символами.

Одним из разделов патриотического воспитания является ознакомление с государственной геральдикой России, Республики Татарстан.

С 2009 года реализуется проект «Политические уроки для дошкольников». Надо отметить, что одаренные дети проявляют большой интерес к политическим и социальным событиям, к проблемам социального бытия и мироздания вообще.

В него был включен цикл занятий по ознакомлению с государственной символикой: «Путешествие в далекое прошлое», «Булгары – древние предки современных татар», «Широка страна моя родная», «История флага, герба», «Моя малая Родина»; «Выборы президента». В режимных моментах были проведены беседы «Что обозначает животное и растение на гербах», «Цвет флага». Дидактические игры «Собери флаг», «Собери герб».

Наша работа была ориентирована на решение следующих задач:

  • Познакомить детей с историей нашей страны и республики.
  •  Познакомить  детей с понятием «символ» и его значение; историей происхождения герба, флага.

  • Расширить знания детей о геральдике России, Республики Татарстан.
  • Познакомить с политическим укладом жизни России.

Первые трудности в изучении материала – это понятие «символ», а также такие термины, как «символизирует», «олицетворяет» для дошкольника весьма сложны.

На наш взгляд в начале изучения были сложны для понимания и сами символы. Дети их запоминали, узнавали, находили среди других похожих, рассказывали о них, но сама суть символа для дошкольников зачастую оставалась абстрактной.

Перед нами стал вопрос, как же помочь ребенку глубже уяснить смысл такого сложного понятия государственного символа как герб, флаг. Почувствовать и понять! А не запомнить и повторить. Для полноценного восприятия, для понимания, а не запоминания дошкольнику нужна история, сказка, игра. Нужно, чтобы беседы и занятия с детьми проходили в изобилии красочных иллюстративных материалов.

Подвижные игры, раскраски, занятия аппликацией, дидактические игры, игры с лего- наборами (замки, рыцари…), чтение литературы (средневековые легенды) помогли нам на эмоциональном уровне закрепить полученный материал.

Изучение геральдики позволило нам дать детям представления о разнообразии природы нашей страны и республики, воспитать любовь к родному краю, желание сберечь природу.

Кроме выше перечисленных задач эта работа решала и ряд других: например, по развитию речи в составлении описательного рассказа, в пересказе текста и решении грамматических задач. Нами была составлена мнемотаблица для составления описательного рассказа – герб. Много заданий было направлено на развитие логического мышления. По изобразительной деятельности, ручному труду предлагалось нарисовать свой собственный герб, в которомребенок изображает животное, с которым себя ассоциирует; герб и флаг для фантастической страны. В работе с родителями: в создании герба, флага семьи. Также мы вместе с детьми придумали и создали герб и флаг группы.

Наша работа построенная таким образом, позволила детям понять смысл государственной геральдики (герб, флаг), но также и значительно расширить знания дошкольников о родной стране, воспитать в них чувство гордости и уважения к Родине.

Вот некоторые конспекты:

История флага. Заучивание стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».

Задачи: Познакомить детей с понятием «флаг», как государственного символа, с историей его происхождения, значением флага в современной жизни, его практическим применением. Учить, выразительно читать стихотворение наизусть. Упражнять детей в правильном звуков. Воспитывать любовь к родному краю.

Материал: иллюстрации флагов разных стран; набор солдатиков; иллюстрации с предметами на которых изображен флаг.

Ход:1 часть.

-На мольберт вывешиваются иллюстрации разнообразных флагов. Далее проводится беседа с детьми:

1.        Знаете ли вы, что это такое? (флаги).

2.        Где вы могли их видеть? (ими украшают дома, мы используем флажки на занятиях по физкультуре, их дают на больших праздниках, флажок можно получить в «Макдоналдсе» и т.д.).

3.        Для чего нужен флаг?

-Предлагаю рассмотреть иллюстрации и обговариваем, где и как используются флаги (на крышах замков, Домов правительства, на кораблях, в руках рыцарей, солдат, спортсменов).

-Что же такое флаг и для чего он нужен?

-В давние-давние времена жизнь наших предков была очень неспокойна. Не раз приходилось жителям городов и деревень объединяться, чтобы защититься от врагов. В случае опасности воин брал длинную палку, на ее конец привязывал пучок сухой травы или конский хвост и высоко поднимал вверх. Далеко был виден этот знак. Со всех сторон к воину с такой палкой стягивался народ. А палку с пучком травы так и назвали – стяг. Собиралось под стягом войско и отправлялось защищать свою землю.

Но вот кто-то придумал вместо травы прикрепить кусок ткани. Ткань развевалась на ветру, и такой знак был виден еще дальше и лучше (воспитатель во время рассказа обыгрывает сцены с помощью набора солдатиков).

В наше время у каждой страны свой флаг. Флаги разных стран отличаются друг от друга, они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.

Нам флаги помогают узнать, из какой страны прилетел самолет. На хвосте самолета обязательно изображен флаг страны. Флаг помогает узнать, какой стране принадлежит корабль. Во время больших соревнований, где собираются, руководители разных стран (показ иллюстраций).

2 часть.   «Белый цвет – березка

                   Синий – неба цвет.

                   Красная полоска – солнечный рассвет».

-Флаг какой страны я вам показываю? (Россия).

-Это флаг нашей страны, нашей Родины.

-Послушайте стихотворение А. Воронько «Лучше нет родного края» (воспитатель читает стих-ие).

-О чем это стихотворение?

-Послушайте его еще раз и постарайтесь запомнить (воспитатель читает стих-ие еще раз).

- Кто запомнил стих-ие и сможет его рассказать? (Рассказывание стих-ия детьми).

                                   Рассказывание стихотворения детьми.

3 часть. Ребята, понравилось ли вам наше занятие?

Что понравилось? Что не понравилось?

Что вы узнали нового на сегодняшнем занятии?

Герб. Заучивание татарских народных пословиц.

Задачи: Познакомить с историей происхождения герба, его значением, как в прошлом, так и в современном жизни. Формировать представление о тат. народном творчестве; воспитывать интерес к национальной культуре. Закреплять правильное произношение звуков Р, Л в словах и фразах речи, способствовать различению этих звуков на слух, менять громкость и темп речи.

Материал: изображение гербов; набор игрушек «Рыцари, солдатики»; иллюстрации разного вида оружия.

Ход:

- На прошлых занятиях мы узнали, что такое флаг, для чего нужны флаги; рассматривали флаги РФ и РТ. А кто знает, что вот это такое? (показ изображения гербов).

-Видели ли вы такие изображения, где?

-Вы совершенно правы – это гербы. Что же такое герб, откуда он появился и для чего он нужен?

-История герба начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны, и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены. Какие виды старинного оружия вы знаете?

Игра «Выбери старинное оружие».(на столе разложены иллюстрации с разными видами оружия, дети подходят и выбирают по своему усмотрению)

-А что же защищало воинов?(доспехи, латы, щиты).

-Флаг помогал определить, где свои войска, а где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: разноцветные плащи, перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит был большой и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом (во время рассказа воспитатель моделирует ситуацию при помощи игрушек «Рыцари, солдатики»).

Чаще всего рыцарь на гербе изображал животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например: изображал льва, что говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев; ящерица – ловкий и быстрый.

Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурным поступком.

Простые люди старались вселиться поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаря – хозяина теперь становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит – герб. Теперь любой гость, путешественник, увидев, герб над воротами знал, что у города есть надежная защита и хозяин этого города, например, мудр как сова, или бесстрашен как волк, или хитер как лиса (воспитатель составляет модель города).

-Предлагаю детям нарисовать свой собственный герб.

Дети рисуют и объясняют, кто что нарисовал и почему.

-Ребята, а вам хочется воевать или жить в мире и согласии?

-Да, хочется жить в мире и дружбе. Я предлагаю вам послушать пословицы о дружбе. Послушайте их: «Дружба и братство дороже богатства»; «Сила птицы в крыльях, сила человека в дружбе».

-Как вы думаете, о чем эти пословицы?

-Давайте постараемся их запомнить.

«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: Формировать у детей представление о России как о родной стране; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Материал: предметы декоративно-прикладного искусства, изображения президентов РФ и РТ,  

Предварительная работа: беседы о России, о Республике Татарстан, о государственной символике; чтение и заучивание стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; рассматривание фотографий, открыток городов России и РТ; работа по проекту.

Ход:

Воспит-ль: Ребята, как вы думаете, что такое Родина?

Воспит-ль: Сегодня я предлагаю вам посоревноваться друг с другом, и узнать хорошо ли вы знаете свою Родину. Готовы?

Воспит-ль: Для этого вам нужно разделиться на две команды (дети подходят к столу, на котором лежат квадраты желтого и синего цвета и выбирают себе тот цвет, который нравится).

Воспит-ль: Первый конкурс: какая команда больше назовет пословиц и поговорок о Родине.

1.        Родной край – сердцу рай.

2.        Нет в мире краше Родины нашей.

3.        Человек без Родины, что соловей без песни.

4.        На чужой стороне Родина мила вдвойне.

5.        Родину – мать учись защищать.

6.        Жить Родине служить.

Воспит-ль: Молодцы, много пословиц и поговорок вы знаете. А сейчас у нас конкурс поэтов(дети читают стихи о Родине).

Родная земля.

Холмы, перелески,

Луга и поля –

Родная, зеленая

Наша земля.

Земля, где я сделал

Свой первый шажок,

Где вышел когда-то

К развилке дорог.

И понял, что это

Раздолье полей –

Частица великой

Отчизны моей.

Воспит-ль: Ребята, посмотрите на карту. Наша страна огромна, есть здесь моря, реки и озера, горы и леса. В России очень много городов и деревень. Населяют ее люди разных национальностей. Мы сейчас поиграем и узнаем, людей каких национальностей вы знаете.

Воспит-ль: Ребята посмотрите, на столах лежат куклы, но их нужно одеть. Давайте нарисуем им одежду той национальности, которая вам больше нравится. (дети рисуют одежду на силуэтах кукол).

Воспит-ль: Что же нас всех объединяет? (язык). Язык общения – русский. Но мы с вами живем не только в России, но еще в Республике Татарстан. Следующий конкурс: «Скажи по-татарски»(предметные картинки по теме «Дом»).

Воспит-ль: Славилась Россия чудо-мастерами,                                                                              Дерево и глину в сказку превращали.                                                                             Красками и кистью красоту творили,                                                                                 Своему искусству молодых учили.

Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства. Отгадайте загадки:

1.        Разноцветные подружки                                                                                                         Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка)

2.        Эта роспись- просто чудо,                                                                                        Голубая вся посуда.                                                                                                                     Роспись с синим завитком                                                                                                                Манит русским васильком. (Гжель)

3.        Выросла золотая травка на ложке,                                                                            Распустился красный цветок на плошке.(Хохлома)

4.        Все игрушки – непростые,                                                                                                 А волшебно-расписные                                                                                                        Белоснежны, как березки,                                                                                                                Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка)

Воспит-ль: Молодцы, ребята, вы хорошо знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем в русскую народную игру .

Игра: «Веревочка»

Воспит-ль: Ребята, осталось последнее задание. Составьте, пожалуйста, герб.

Игра «Разрезные картинки» (одна команда составляет герб России, другая - герб Республики Татарстан).

Итог: подсчитываются баллы и выявляется победитель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление из опыта работы на тему: "Презентация методического пособия "В стране загадок".

Как известно, на каждом возрастном этапе используются различные формы устного народного творчества. Мне бы хотелось поделиться опытом работы по развитию связной речи, используя загадку и предложить Ва...

Выступление из опыта работы По теме: «Познавательно-исследовательская деятельность при изучении истории родного детского сада»

Любовь к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, бабушке, дедушке, любви к своему дому, улице, на которой живешь, микрорайону, детскому саду, городу. История нашего детског...

Опыт работы в рамках проекта "Широка страна моя родная"

В данном опыте представлен материал по реализации с детьми старшего дошкольного возраста проекта "Широка страна моя родная". В ходе проекта дети путешествовали по Россиии, знакомились с угол...

«Использование технологии ТРИЗ в приобщении детей к родному (татарскому) языку». Выступление из опыта работы

laquo;Использование технологии ТРИЗ в приобщении детей к родному (татарскому) языку». Выступление из опыта работы. Применение приемов ТРИЗ позволяет заинтересовывать детей, вызывает желание раз...

Программа кружковой работы по патриотическому воспитанию «ШИРОКА СТРАНА МОЯ РОДНАЯ…»

Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого...